Протокол № 2 заседания Экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

Протокол № 2

заседания Экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

Председательствующий на заседании:

Хаснуллин Николай Анатольевич, заместитель руководителя Пермского УФАС России.

Присутствовали:

  • Денисов Олег Юрьевич – руководитель приемной фонда «Центр защиты прав граждан»;
  • Вшивкова Галина Александровна – кандидат экономических наук, заведующая кафедрой ЖКХ при ГАОО ДПО «ИПК-РМЦПК»
  • Васильева Элеонора Вячеславовна –  начальник управления тарифной политики ПАО "Т Плюс";
  • Денисова Елена Павловна - Заместитель директора по правовым вопросам - руководитель регионального правового управления ПАО «Т Плюс»;
  • Представители Ассоциация  ТСЖ «Пермский стандарт»: Зотин Александр Владимирович, Шерстнева Римма Адольфовна, Шиябутдинов Рашид Салахутдинович;
  • Шуклина Татьяна Анатольевна –  директор департамента экспертизы аудиторской фирмы «Инвест-аудит»;
  • Степанов Виталий Витальевич – доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Пермского государственного научно-исследовательского университета;
  • Хлобыст Юлия Альбертовна – выпускающий редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Перми;
  • Кокорев Андрей Александрович – заместитель руководителя РСТ Пермского края;
  • Масальская Елена Юрьевна – начальник юридического отдела РСТ Пермского края;
  • Борисов Александр Валерьевич – заместитель председателя комитета по развитию инфраструктуры Законодательного собрания Пермского края;
  • Зырянова Татьяна Геннадьевна – обозреватель интернет-портала Properm.ru;
  • Ордянский Аркадий Генрихович – консультант по тарифообразованию автономной некоммерческой организации «Пермский городской центр консультаций собственников жилья по вопросам ЖКХ»

Заседание открыто в 11-00 ПРМ

Хаснуллин Н.А. определил следующий регламент проведения экспертного совета: председательствующий и сопредседательствующие докладывают свои позиции относительно вопросов, вынесенных на совет, далее будет выделено время для обсуждения каждого из вопросов. В заключение, по итогам проведения экспертного совета будут сформированы конкретные предложения, которые будут реализованы в ближайшей перспективе.

На повестку заседания вынесены три вопроса:

  1. Учет расходов регулируемых организаций на закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые без применения положений Федерального законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или с нарушением данного закона 
  2. Обсуждение проекта федерального закона об основах тарифного регулирования
  3. Предписания ФАС России по результатам проверки Региональной службы по тарифам Пермского края 

СЛУШАЛИ:

по первому вопросу

Хаснуллин Н.А. доложил присутствующим следующую информацию:

         Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установлены Федеральным законом N 223-ФЗ.

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» призван повысить эффективность и обеспечить прозрачность закупок организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, имеющих экономические возможности перекладывать повышенные издержки на потребителей.  Низкая эффективность производства в отраслях естественных монополий зачастую ведет к высоким издержкам, которые превращаются в высокие цены для конечных потребителей.

Одним из признаков низкой эффективности производства является заключение договоров без учета требований 223-ФЗ. Стратегической целью применения Закона о закупках является эффективное использование денежных средств в компаниях-монополистах, подлежащих тарифному регулированию.

Позиция ФАС по данному вопросу довольно категорична. А именно, отсутствие среди предоставленных в адрес органа регулирования, подтверждающих несение регулируемой организацией расходов на основании договоров, заключенных с соблюдением процедур, установленных Федеральным законом № 223-ФЗ, и (или) при выявлении в предоставленных документах нарушения законодательства РФ, означает, что данные расходы могут быть признаны регулирующим органов экономически необоснованными.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика необходимо обращать внимание на сопоставимые рыночные цены. Если цена работ, услуг единственного поставщика будет выше, чем цена за аналогичные работы, услуги в сопоставимых условиях, то в тарифе необходимо учитывать цену, не превышающую размер аналогичной цены в сопоставимых условиях.

В обсуждении приняли участие:

Кокорев А.А., Степанов В.В., Зотин А.В., Масальская Е.Ю.

  • :

Принять к сведению предложение Зотина А.В. по учету при формировании Федерального закона об основах тарифного регулирования вопроса об определении полномочий в области проведения анализа рынка при выборе альтернативного метода регулирования, такого как метод сопоставимых рыночных цен при учете расходов регулируемых организаций.

СЛУШАЛИ:

по второму вопросу:

Хаснуллин Н.А. в своем выступлении озвучил, что в настоящее время ФАС России активно разрабатывает комплекс мер, направленных на реформирование системы тарифного регулирования в России. Эти меры призваны на изменение существующих  принципов формирования и утверждения тарифов на услуги естественных монополий.

На сегодняшний день ФАС России разработала концепцию проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Хаснуллин Н.А. подчеркнул, что основной идеей концепции является создание комплексной системы правового регулирования отношений в сфере государственного регулирования цен (тарифов), также были озвучены основные цели настоящего законопроекта:

  • унификация требований к установлению цен (тарифов) в регулируемой деятельности;
  • установление единых принципов, подходов и методов государственного регулирования цен (тарифов), а также порядок их применения;
  • защита интересов потребителей товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов;
  • обеспечение доступности товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов для потребителей;
  • достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов;
  • общественный контроль за регулируемыми субъектами.

Кроме этого, Хаснуллиным Н.А. была затронута тема об ответственности за нарушение законодательства о тарифном регулировании. В КоАП РФ предполагается внести поправки. Так, за завышение тарифов ФАС России предлагает назначать штраф на должностное лицо регулирующего органа от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а за повторное – вводить дисквалификацию от одного до трех лет. За нарушение правил принятия тарифных решений наказание будет меньше – от 20 до 40 тыс. рублей.

В рамках обсуждения слово было предоставлено сопредседателю Степанову В.В., который презентовал возможный проект статьи в Федеральный Закон об основах тарифного регулирования «Раскрытие информации органом регулирования», которая поможет урегулировать процедуру ознакомления с тарифным делом организации осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Также Степанов В.В. предложил предоставить возможность заинтересованным лицам присутствовать на заседании правления РСТ Пермского края с возможностью вести аудио- и видеозапись без права вмешательства в ход заседания правления.

В обсуждении приняли участие:

Хаснуллин Н.А., Зотин А.В., Денисова Е.П., Кокорев А.А.

РЕШИЛИ:

  1. Провести голосование среди членов экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования об одобрении концепции проекта статьи «О раскрытии информации органом регулирования».

Результаты голосования: «за» – 14, «воздержались» – 1.

  1. Разместить в открытом доступе на сайте Пермского УФАС России проекта статьи «О раскрытии информации органом регулирования» с возможностью сбора обратной связи до 10.11.2017г.

Поддержано единогласно, возражений нет.

СЛУШАЛИ:

по третьему вопросу:

Хаснуллин Н.А. озвучил итоги внеплановой выездной документарной проверки деятельности Региональной службы по тарифам Пермского края со стороны ФАС России, по итогам которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен в сфере теплоснабжения и электроэнергетике.

Проанализировав предписания ФАС можно сделать вывод о том, что основные статьи затрат, включенные в тариф, были экономически не обоснованы, зачастую в тариф заносились неподтвержденные расходы по статье арендная плата, добровольное медицинское страхование, отсутствовали расчеты амортизации и документы по амортизируемому имуществу. Также были выявлены признаки двойного учета затрат по статье «Фонд оплаты труда», документально не подтверждена стоимость ремонтных работ, а расходы по статье «Услуги банков» завышены в 32 раза по сравнению с теми расходами, которые имели документальное подтверждение.

По результатам проведенной проверки ФАС России были вынесены предписания об устранении РСТ ПК допущенных нарушений действующего законодательства в срок до 31.08.2017г., а именно провести перерасчет необоснованных расходов указанных компаний в соответствии с законными требованиями.

По предписанию ФАС России из тарифа исключены статьи затрат «добровольное медицинское страхование», «аренда», «прочие расходы из прибыли», а также скорректирована статья «затраты на ремонт». Выполнен перерасчет и скорректированы суммы включения в тариф по статьям «юридические услуги», «консалтинговые услуги».
Также РСТ Пермского края приняла решение о том, что на ближайший период тарифного регулирования увеличения тарифа для населения не произойдет.

В рамках обсуждения слово было предоставлено представителю РСТ Пермского края, в котором Кокорев А.А. озвучил результаты исполнения предписания ФАС России, что касается корректировки тарифов, после выполнения предписания тариф для населения не изменится, тариф для малого и среднего бизнеса изменится не более чем на 3%, тариф для крупных предприятий изменится не более чем на 1%.

В обсуждении приняли участие:

Масальская Е.Ю., Хаснуллин Н.А., Зотин А.В., Кокорев А.А., Степанов В.В., Вшивкова Г.А.,

РЕШИЛИ:

  1. Определить специальным вопросом заседания третьего экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования обсуждение проблемы формирования инвестиционных программ, порядка их реализации и контроля полноты их выполнения.
  2. Определить дату третьего заседания экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю – 29.11.2017г. в 11:00.

Поддержано единогласно, возражений нет.

Заседание закрыто в 12-30 ПРМ

 

Председательствующий:                                                                                 Хаснуллин Н.А.

 
Секретарь:                                                                                                              Кротова Н.Д.

Дата проведения Совета: 
19 октября 2017, 18:51

Файлы для скачивания

protokol_11.10.17g.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.04 МБ