Общие сведения

История, функции и полномочия ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководитель ФАС России - Максим Алексеевич Шаскольский.

История, функции и полномочия Пермского УФАС России

Государственная антимонопольная политика является одним из важнейших механизмов, обеспечивающих достижение всех социально-экономических целей общества. Конкуренция способствует развитию экономики, стимулирует научно-технический прогресс, способствует рациональному использованию ресурсов, повышает качество и, соответственно, конкурентоспособность товаров. Именно поэтому развитие и поддержка конкуренции - одно из приоритетных направлений современной экономической политики российского государства.

Субъектами проведения антимонопольной политики являются органы государственной власти, на которые возложена обязанность по осуществлению предусмотренных политикой мер и которые ответственны за их осуществление, - федеральные антимонопольные органы.

Антимонопольные органы являются одними из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти. Только благодаря существованию целостной системы антимонопольных органов возможна реализация конкурентной политики в государстве.

За время своего существования Федеральный антимонопольный орган несколько раз изменял свое название и статус в системе органов исполнительной власти, при этом обладая разными объемами полномочий и выполняя задачи и функции, не всегда связанные только с защитой конкуренции.

Так, в период с 1991 по 1997 год федеральным антимонопольным органом являлся Государственный Комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который затем Указом Президента РФ от 17 марта 1997 года был переименован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Позже Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" было образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздняемых Государственного антимонопольного комитета РФ, Федеральных служб России по регулированию естественных монополий в области связи и на транспорте и Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Очередное изменение статуса федерального антимонопольного органа произошло в 2004 году. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", антимонопольный орган России стал именоваться Федеральной антимонопольной службой.

По сравнению со своими предшественниками Федеральная антимонопольная служба России имеет четкие контрольно-надзорные функции.

Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа в настоящее время определяются Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, к основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:

• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 

• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Пермское Управление как территориальный антимонопольный орган было создано 02 декабря 1991 года. На сегодняшний день его численность составляет 45 человек.

Первым руководителем Управления стал Владимир Николаевич Паньков.

Затем с 1993г. по 1997г. и с 2001г. по 2007г. Управление возглавляла Светлана Афанасьевна Левченко.

В период 1998г. по 2000г. Управлением руководил Владимир Каримуллович Соломонов.

8 июня 2009 года на должность руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю назначен Дмитрий Николаевич Махонин. В январе 2013 года он трудоустроился в Центральном Аппарате ФАС России в должности начальника Управления по контролю топливно энергетического комплекса.

25 января 2013 года исполняющим обязанности руководителя Пермского УФАС России назначен Антон Вадимович Удальёв. 

28 апреля 2017 года исполняющим обязанности руководителя Пермского УФАС России был назначен Александр Плаксин.

4 сентября 2017 руководитель ФАС России Игорь Артемьев назначил Александра Плаксина на должность руководителя Пермского УФАС России. Ранее кандидатура была согласована полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем.