Решение по делу №441-10-А в отношении Министерства здравоохранения Пермского края

Дата публикации: 31 августа 2010, 21:45

версия для печати

предписание


РЕШЕНИЕ
по делу №441-10-а

16.08.2010 г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
рассмотрев дело №441-10-а по признакам нарушения Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

26.03.2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление Прокуратуры Пермского края (вх. № 3246-10) о проверке соблюдения действующего законодательства Министерством здравоохранения Пермского края (далее – Министерство) при проведении конкурсной процедуры на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан Пермского края, победителем которой было признано ОАО «Пермфармация».
11.05.2010 г. в Пермское УФАС России поступило аналогичное совместное заявление ООО «Мир лекарств», ООО «Каметонс» (вх. №5692-10). 31.05.2010 г. ГУВД по Пермскому краю (вх. №6510-10 от 31.05.2010 г.) по запросу Пермского УФАС России (исх. №4304-10 от 28.05.2010 г.) предоставило материалы проверки ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее – лекарственные средства) граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – льготные категории граждан).
По результатам открытого конкурса на право заключить государственный контракт на 2010 г. по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – открытый конкурс), Министерством здравоохранения Пермского края (далее также – Заказчик) был заключен государственный контракт от 23.12.2009 г. №1433 (далее – Контракт) с ОАО «Пермфармация» (далее – организация).
По мнению представителя Прокуратуры Пермского края данный Контракт необоснованно наделяет хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края в части п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ-178) по организации обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Пермского края (исх. №СЭД-34-01-12-3445 от 06.08.2010 г.) открытый конкурс для обеспечения лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Министерство проводит раз в год. В рамках конкурса Министерство выбирает организацию, которая будет осуществлять приемку, хранение, доставку до пунктов отпуска и отпуск лекарственных средств гражданам, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В данных письменных пояснениях также указано, что с учетом запланированных объемов поставляемых лекарственных средств Министерство вынуждено было обратить внимание участников на размер площадей, используемых в качестве складских, а также объем холодильных установок и прочего холодильного оборудования для хранения лекарственных средств.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. 22.10.2009 г. на официальном сайте Пермского края в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг «Госзаказ Пермского края» (goszakaz.perm.ru) Министерством здравоохранения Пермского края были опубликованы:
- извещение о проведении открытого конкурса;
- конкурсная документация;
- проект государственного контракта.
В п. 2 извещения о проведении открытого конкурса («Условия проведения») установлено:
- срок предоставления конкурсной документации – с 23.10.2009 г. до 26.11.2009 г.,
- дата вскрытия конвертов с заявками – 26.11.2009 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 225000000 (двести двадцать пять миллионов) рублей.
В соответствии с главой I конкурсной документации («Общие положения») нормативное регулирование размещения заказов для нужд Пермского края осуществляется на основании:
- Гражданского кодекса РФ;
- Бюджетного кодекса РФ;
- Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);
- Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п. 1.1 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») предметом государственного контракта является обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с п. 1.2 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») в рамках конкурса государственный заказчик намерен выбрать организацию, которая будет осуществлять приемку, хранение, доставку до пунктов отпуска и отпуск лекарственных средств, а также предоставление отчетности.
В соответствии с п. 1.3 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – на территории Пермского края, на базе исполнителя.
В соответствии с п. 1.8 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») оплата производится ежемесячно пропорционально фактическому объёму реализованных лекарственных средств.
В соответствии с п. 4 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») хранение товара должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов с ответственностью за порчу и утрату. Организация должна обеспечить: площадь используемых складских помещений не менее 2500 кв.м., объем холодильных установок и прочего холодильного оборудования не менее 400 куб.м. Местонахождение склада – г. Пермь или Пермский район.
В соответствии с пп. 5 п. 2 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») организация должна обеспечить доставку товара при помощи собственной транспортной службы, имеющей соответствующую лицензию, или специализированной транспортной организации. Доставка осуществляется до пунктов отпуска товара согласно перечню пунктов отпуска, согласованных Заказчиком.
В соответствии с пп. 6 п. 2 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») организация в течении 10 (десяти) календарных дней после подписания государственного контракта на обеспечение лекарственными средствами должна обеспечить необходимое количество пунктов отпуска товара. Перечень пунктов отпуска согласовывается Заказчиком.
В соответствии с п. 3 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») на территории Пермского края предусмотрено не менее 115 пунктов отпуска лекарственных средств с разбивкой по районам.
В соответствии с протоколом от 26.11.2009 г. №4.2-46/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе поступила одна заявка – ОАО «Пермфармация».
В соответствии с протоколом от 03.12.2009 г. №4.2-46/2 рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе Единой комиссией принято решение признать заявку единственного участника размещения заказа ОАО «Пермфармация» соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации и рекомендовать заказчику действовать в соответствии с ч. 12 ст. 25 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Пермской области от 07.07.1998 г. №144-8 «О лекарственном обеспечении населения на территории Пермского края» (далее – Закон №144-8) под лекарственным обеспечением понимается совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных мер, включая контроль качества, направленных на обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 8, 10 Закона №144-8:
- предприятие оптовой торговли лекарственными средствами - организация независимо от формы собственности, осуществляющая закуп, хранение и оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- поставщик лекарственных средств и изделий медицинского назначения - организация любой формы собственности, осуществляющая производство, закупку, реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения и имеющая соответствующую лицензию.
В соответствии с п. «а» ст. 4 Закона №144-8 лекарственное обеспечение населения на территории Пермского края основывается на принципах доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В соответствии с п.п. 10, 13 ст. 8 Закона №144-8:
- закупка лекарственных средств для бесплатного и льготного отпуска осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, местного самоуправления на основе государственного заказа по минимальным ценам, определенным с учетом маркетинговых исследований рынка лекарственных средств;
- обеспечение фармацевтических организаций лекарственными средствами для бесплатного и льготного отпуска осуществляется путем централизованных поставок на основании государственного заказа поставщиками, определенными на основе краевого конкурса, а также путем заключения фармацевтическими организациями прямых договоров с поставщиками лекарственных средств.
В соответствии со ст. 10 Закона №144-8 в организации лекарственного обеспечения населения на территории Пермского края принимают участие Правительство края, уполномоченные органы исполнительной власти Пермского края по вопросам здравоохранения и фармацевтической деятельности, органы местного самоуправления, территориальный ФОМС, лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические и страховые медицинские организации.
В соответствии с п. 13 Закона №144-8 полномочия уполномоченных органов исполнительной власти Пермского края в сфере здравоохранения определяются Положением, утвержденным Правительством Пермского края.
В соответствии с п. 3.1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 №4-п министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В рамках реализации данного полномочия Министерством здравоохранения Пермского края путем проведения открытого конкурса и последующего заключения государственного контракта №1433 от 23.12.2009 г. хозяйствующий субъект – ОАО «Пермфармация» был наделен полномочиями по формированию перечня пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан.
В соответствии со ст. 4.1 Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ-178) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Пермского края (исх. №СЭД-34-01-12-3446 от 06.08.2010 г.) для реализации полномочий по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан субъект РФ, в лице исполнительного органа государственной власти в сфере здравоохранения, обязан осуществить ряд действий (выполнить функции) по закупке лекарственных средств, а также по хранению и отпуску лекарственных средств. С целью осуществления указанного полномочия Министерство закупило сложную комплексную услугу на обеспечение лекарственными средствами федеральных льготников и региональных льготников.
В данных письменных пояснениях также содержатся следующие доводы:
- в силу того, что услуга комплексная, ее реализация требует взаимодействия победителя конкурса с поставщиками товара и аптечными организациями, через которые по действующему законодательству может осуществляться отпуск лекарственных средств;
- для качественного выполнения возложенных на заказчика (Министерство) полномочий в конкурсных документациях Министерством установлено необходимое в каждом муниципальном образовании Пермского края количество пунктов отпуска лекарственных средств;
- взаимодействие победителя конкурса с аптечными организациями осуществляется в рамках гражданских правоотношений на основании договоров;
- в силу норм Гражданского кодекса РФ заказчик не вправе определять конкретных контрагентов для победителя конкурса, т.е. конкретные пункты отпуска (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представители Министерства пояснили, что под отпуском лекарственных средств в рамках исполнения Контракта необходимо понимать «выбор пунктов отпуска ОАО «Пермфармация». Какими критериями должно руководствоваться ОАО «Пермфармация» при выборе пунктов отпуска и каким образом было установлено минимально необходимое количество пунктов отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан на территории Пермского края, представители ответчика в ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России пояснить не смогли.
В соответствии с п. 2.3.2 Контракта ОАО «Пермфармация» в течение десяти календарных дней с момента подписания Контракта предоставляет Заказчику перечень пунктов отпуска товара с приложением копий заключенных с аптеками договоров.
В соответствии с п. 2.1.2 Контракта Заказчик согласовывает перечень пунктов отпуска товаров. Перечень пунктов отпуска товара может корректироваться в течение исполнения Контракта по согласованию с Заказчиком.
В соответствии с объяснениями от 09.07.2009 г. директора ОАО «Пермфармация» Трухачева В.Г., данными в рамках проведения ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю проверки формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан, решение о включении в перечень аптек отпускающих ДЛО осуществляется в ОАО «Пермфармация» директором единолично. Письменного согласования с Министерством здравоохранения Пермского края не осуществляется.
Какого-либо единообразного порядка включения аптек в перечень пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан ОАО «Пермфармация» по запросу Пермского УФАС России не представлено.
В материалах дела имеются письма Министерства направленные в ответ на запросы хозяйствующих субъектов о включении в Перечень пунктов отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан (от 09.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-400, от 04.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-313, от 14.05.2009 г. №СЭД-34-01-12-1826, от 03.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-287, от 26.01.2009 г. №СЭД-34-01-12-201). Всем хозяйствующим субъектам даны стандартные ответы, согласно которым на той или иной территории Пермского края уже есть необходимое количество пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан. Данные пункты отпуска справляются с возложенными на них обязанностями, поэтому Министерство считает нецелесообразным организацию новых пунктов отпуска на тех или иных территориях Пермского края.
Таким образом, ОАО «Пермфармация» является единственным юридическим лицом на территории Пермского края, осуществляющим организацию обеспечения населения лекарственными средствами. После заключения Контракта Министерство не выполняет возложенные на него федеральным законодательством функции в данной сфере. В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России представителями ответчика не были даны объяснения данного факта. При этом следует отметить, что рынок оказания услуг по обеспечению граждан лекарственными средствами является конкурентным (что, в том числе, подтверждается заинтересованностью заявителей по настоящему делу). Также необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты, не обладающие материальными и техническими ресурсами, позволяющими осуществлять деятельность на территории всего Пермского края, объективно не могли принять участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Из смысла ст. 4.1 ФЗ-178 следует, что размещение заказа на поставку лекарственных средств, заключение государственного контракта и организация обеспечения населения лекарственными средствами является полномочиями органа государственной власти субъекта РФ,
Таким образом, Министерством здравоохранения Пермского края нарушены требования ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе путем формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Министерством здравоохранения Пермского края ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Министерству здравоохранения Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
7639-10

ПРЕДПИСАНИЕ №441-10-а

16.08.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.08.2010 г. по делу №441-10-а о нарушении Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству здравоохранения Пермского края в срок до 15.11.2010 г. прекратить нарушение ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции,
а именно:
в срок до 15.11.2010 г. принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры по определению Министерством здравоохранения Пермского края перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также установление единообразного для всех хозяйствующих субъектов порядка включения и исключения из перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8317 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №441-10-А в отношении Министерства здравоохранения Пермского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8317 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание


РЕШЕНИЕ
по делу №441-10-а

16.08.2010 г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
рассмотрев дело №441-10-а по признакам нарушения Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

26.03.2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление Прокуратуры Пермского края (вх. № 3246-10) о проверке соблюдения действующего законодательства Министерством здравоохранения Пермского края (далее – Министерство) при проведении конкурсной процедуры на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан Пермского края, победителем которой было признано ОАО «Пермфармация».
11.05.2010 г. в Пермское УФАС России поступило аналогичное совместное заявление ООО «Мир лекарств», ООО «Каметонс» (вх. №5692-10). 31.05.2010 г. ГУВД по Пермскому краю (вх. №6510-10 от 31.05.2010 г.) по запросу Пермского УФАС России (исх. №4304-10 от 28.05.2010 г.) предоставило материалы проверки ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее – лекарственные средства) граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – льготные категории граждан).
По результатам открытого конкурса на право заключить государственный контракт на 2010 г. по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – открытый конкурс), Министерством здравоохранения Пермского края (далее также – Заказчик) был заключен государственный контракт от 23.12.2009 г. №1433 (далее – Контракт) с ОАО «Пермфармация» (далее – организация).
По мнению представителя Прокуратуры Пермского края данный Контракт необоснованно наделяет хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края в части п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ-178) по организации обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Пермского края (исх. №СЭД-34-01-12-3445 от 06.08.2010 г.) открытый конкурс для обеспечения лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Министерство проводит раз в год. В рамках конкурса Министерство выбирает организацию, которая будет осуществлять приемку, хранение, доставку до пунктов отпуска и отпуск лекарственных средств гражданам, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В данных письменных пояснениях также указано, что с учетом запланированных объемов поставляемых лекарственных средств Министерство вынуждено было обратить внимание участников на размер площадей, используемых в качестве складских, а также объем холодильных установок и прочего холодильного оборудования для хранения лекарственных средств.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. 22.10.2009 г. на официальном сайте Пермского края в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг «Госзаказ Пермского края» (goszakaz.perm.ru) Министерством здравоохранения Пермского края были опубликованы:
- извещение о проведении открытого конкурса;
- конкурсная документация;
- проект государственного контракта.
В п. 2 извещения о проведении открытого конкурса («Условия проведения») установлено:
- срок предоставления конкурсной документации – с 23.10.2009 г. до 26.11.2009 г.,
- дата вскрытия конвертов с заявками – 26.11.2009 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 225000000 (двести двадцать пять миллионов) рублей.
В соответствии с главой I конкурсной документации («Общие положения») нормативное регулирование размещения заказов для нужд Пермского края осуществляется на основании:
- Гражданского кодекса РФ;
- Бюджетного кодекса РФ;
- Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);
- Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п. 1.1 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») предметом государственного контракта является обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с п. 1.2 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») в рамках конкурса государственный заказчик намерен выбрать организацию, которая будет осуществлять приемку, хранение, доставку до пунктов отпуска и отпуск лекарственных средств, а также предоставление отчетности.
В соответствии с п. 1.3 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – на территории Пермского края, на базе исполнителя.
В соответствии с п. 1.8 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») оплата производится ежемесячно пропорционально фактическому объёму реализованных лекарственных средств.
В соответствии с п. 4 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») хранение товара должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов с ответственностью за порчу и утрату. Организация должна обеспечить: площадь используемых складских помещений не менее 2500 кв.м., объем холодильных установок и прочего холодильного оборудования не менее 400 куб.м. Местонахождение склада – г. Пермь или Пермский район.
В соответствии с пп. 5 п. 2 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») организация должна обеспечить доставку товара при помощи собственной транспортной службы, имеющей соответствующую лицензию, или специализированной транспортной организации. Доставка осуществляется до пунктов отпуска товара согласно перечню пунктов отпуска, согласованных Заказчиком.
В соответствии с пп. 6 п. 2 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») организация в течении 10 (десяти) календарных дней после подписания государственного контракта на обеспечение лекарственными средствами должна обеспечить необходимое количество пунктов отпуска товара. Перечень пунктов отпуска согласовывается Заказчиком.
В соответствии с п. 3 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») на территории Пермского края предусмотрено не менее 115 пунктов отпуска лекарственных средств с разбивкой по районам.
В соответствии с протоколом от 26.11.2009 г. №4.2-46/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе поступила одна заявка – ОАО «Пермфармация».
В соответствии с протоколом от 03.12.2009 г. №4.2-46/2 рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе Единой комиссией принято решение признать заявку единственного участника размещения заказа ОАО «Пермфармация» соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации и рекомендовать заказчику действовать в соответствии с ч. 12 ст. 25 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Пермской области от 07.07.1998 г. №144-8 «О лекарственном обеспечении населения на территории Пермского края» (далее – Закон №144-8) под лекарственным обеспечением понимается совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных мер, включая контроль качества, направленных на обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 8, 10 Закона №144-8:
- предприятие оптовой торговли лекарственными средствами - организация независимо от формы собственности, осуществляющая закуп, хранение и оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- поставщик лекарственных средств и изделий медицинского назначения - организация любой формы собственности, осуществляющая производство, закупку, реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения и имеющая соответствующую лицензию.
В соответствии с п. «а» ст. 4 Закона №144-8 лекарственное обеспечение населения на территории Пермского края основывается на принципах доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В соответствии с п.п. 10, 13 ст. 8 Закона №144-8:
- закупка лекарственных средств для бесплатного и льготного отпуска осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, местного самоуправления на основе государственного заказа по минимальным ценам, определенным с учетом маркетинговых исследований рынка лекарственных средств;
- обеспечение фармацевтических организаций лекарственными средствами для бесплатного и льготного отпуска осуществляется путем централизованных поставок на основании государственного заказа поставщиками, определенными на основе краевого конкурса, а также путем заключения фармацевтическими организациями прямых договоров с поставщиками лекарственных средств.
В соответствии со ст. 10 Закона №144-8 в организации лекарственного обеспечения населения на территории Пермского края принимают участие Правительство края, уполномоченные органы исполнительной власти Пермского края по вопросам здравоохранения и фармацевтической деятельности, органы местного самоуправления, территориальный ФОМС, лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические и страховые медицинские организации.
В соответствии с п. 13 Закона №144-8 полномочия уполномоченных органов исполнительной власти Пермского края в сфере здравоохранения определяются Положением, утвержденным Правительством Пермского края.
В соответствии с п. 3.1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 №4-п министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В рамках реализации данного полномочия Министерством здравоохранения Пермского края путем проведения открытого конкурса и последующего заключения государственного контракта №1433 от 23.12.2009 г. хозяйствующий субъект – ОАО «Пермфармация» был наделен полномочиями по формированию перечня пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан.
В соответствии со ст. 4.1 Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ-178) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Пермского края (исх. №СЭД-34-01-12-3446 от 06.08.2010 г.) для реализации полномочий по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан субъект РФ, в лице исполнительного органа государственной власти в сфере здравоохранения, обязан осуществить ряд действий (выполнить функции) по закупке лекарственных средств, а также по хранению и отпуску лекарственных средств. С целью осуществления указанного полномочия Министерство закупило сложную комплексную услугу на обеспечение лекарственными средствами федеральных льготников и региональных льготников.
В данных письменных пояснениях также содержатся следующие доводы:
- в силу того, что услуга комплексная, ее реализация требует взаимодействия победителя конкурса с поставщиками товара и аптечными организациями, через которые по действующему законодательству может осуществляться отпуск лекарственных средств;
- для качественного выполнения возложенных на заказчика (Министерство) полномочий в конкурсных документациях Министерством установлено необходимое в каждом муниципальном образовании Пермского края количество пунктов отпуска лекарственных средств;
- взаимодействие победителя конкурса с аптечными организациями осуществляется в рамках гражданских правоотношений на основании договоров;
- в силу норм Гражданского кодекса РФ заказчик не вправе определять конкретных контрагентов для победителя конкурса, т.е. конкретные пункты отпуска (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представители Министерства пояснили, что под отпуском лекарственных средств в рамках исполнения Контракта необходимо понимать «выбор пунктов отпуска ОАО «Пермфармация». Какими критериями должно руководствоваться ОАО «Пермфармация» при выборе пунктов отпуска и каким образом было установлено минимально необходимое количество пунктов отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан на территории Пермского края, представители ответчика в ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России пояснить не смогли.
В соответствии с п. 2.3.2 Контракта ОАО «Пермфармация» в течение десяти календарных дней с момента подписания Контракта предоставляет Заказчику перечень пунктов отпуска товара с приложением копий заключенных с аптеками договоров.
В соответствии с п. 2.1.2 Контракта Заказчик согласовывает перечень пунктов отпуска товаров. Перечень пунктов отпуска товара может корректироваться в течение исполнения Контракта по согласованию с Заказчиком.
В соответствии с объяснениями от 09.07.2009 г. директора ОАО «Пермфармация» Трухачева В.Г., данными в рамках проведения ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю проверки формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан, решение о включении в перечень аптек отпускающих ДЛО осуществляется в ОАО «Пермфармация» директором единолично. Письменного согласования с Министерством здравоохранения Пермского края не осуществляется.
Какого-либо единообразного порядка включения аптек в перечень пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан ОАО «Пермфармация» по запросу Пермского УФАС России не представлено.
В материалах дела имеются письма Министерства направленные в ответ на запросы хозяйствующих субъектов о включении в Перечень пунктов отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан (от 09.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-400, от 04.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-313, от 14.05.2009 г. №СЭД-34-01-12-1826, от 03.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-287, от 26.01.2009 г. №СЭД-34-01-12-201). Всем хозяйствующим субъектам даны стандартные ответы, согласно которым на той или иной территории Пермского края уже есть необходимое количество пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан. Данные пункты отпуска справляются с возложенными на них обязанностями, поэтому Министерство считает нецелесообразным организацию новых пунктов отпуска на тех или иных территориях Пермского края.
Таким образом, ОАО «Пермфармация» является единственным юридическим лицом на территории Пермского края, осуществляющим организацию обеспечения населения лекарственными средствами. После заключения Контракта Министерство не выполняет возложенные на него федеральным законодательством функции в данной сфере. В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России представителями ответчика не были даны объяснения данного факта. При этом следует отметить, что рынок оказания услуг по обеспечению граждан лекарственными средствами является конкурентным (что, в том числе, подтверждается заинтересованностью заявителей по настоящему делу). Также необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты, не обладающие материальными и техническими ресурсами, позволяющими осуществлять деятельность на территории всего Пермского края, объективно не могли принять участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Из смысла ст. 4.1 ФЗ-178 следует, что размещение заказа на поставку лекарственных средств, заключение государственного контракта и организация обеспечения населения лекарственными средствами является полномочиями органа государственной власти субъекта РФ,
Таким образом, Министерством здравоохранения Пермского края нарушены требования ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе путем формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Министерством здравоохранения Пермского края ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Министерству здравоохранения Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
7639-10

ПРЕДПИСАНИЕ №441-10-а

16.08.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.08.2010 г. по делу №441-10-а о нарушении Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству здравоохранения Пермского края в срок до 15.11.2010 г. прекратить нарушение ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции,
а именно:
в срок до 15.11.2010 г. принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры по определению Министерством здравоохранения Пермского края перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также установление единообразного для всех хозяйствующих субъектов порядка включения и исключения из перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание


РЕШЕНИЕ
по делу №441-10-а

16.08.2010 г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
рассмотрев дело №441-10-а по признакам нарушения Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

26.03.2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление Прокуратуры Пермского края (вх. № 3246-10) о проверке соблюдения действующего законодательства Министерством здравоохранения Пермского края (далее – Министерство) при проведении конкурсной процедуры на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан Пермского края, победителем которой было признано ОАО «Пермфармация».
11.05.2010 г. в Пермское УФАС России поступило аналогичное совместное заявление ООО «Мир лекарств», ООО «Каметонс» (вх. №5692-10). 31.05.2010 г. ГУВД по Пермскому краю (вх. №6510-10 от 31.05.2010 г.) по запросу Пермского УФАС России (исх. №4304-10 от 28.05.2010 г.) предоставило материалы проверки ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее – лекарственные средства) граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – льготные категории граждан).
По результатам открытого конкурса на право заключить государственный контракт на 2010 г. по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – открытый конкурс), Министерством здравоохранения Пермского края (далее также – Заказчик) был заключен государственный контракт от 23.12.2009 г. №1433 (далее – Контракт) с ОАО «Пермфармация» (далее – организация).
По мнению представителя Прокуратуры Пермского края данный Контракт необоснованно наделяет хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края в части п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ-178) по организации обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Пермского края (исх. №СЭД-34-01-12-3445 от 06.08.2010 г.) открытый конкурс для обеспечения лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Министерство проводит раз в год. В рамках конкурса Министерство выбирает организацию, которая будет осуществлять приемку, хранение, доставку до пунктов отпуска и отпуск лекарственных средств гражданам, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В данных письменных пояснениях также указано, что с учетом запланированных объемов поставляемых лекарственных средств Министерство вынуждено было обратить внимание участников на размер площадей, используемых в качестве складских, а также объем холодильных установок и прочего холодильного оборудования для хранения лекарственных средств.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. 22.10.2009 г. на официальном сайте Пермского края в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг «Госзаказ Пермского края» (goszakaz.perm.ru) Министерством здравоохранения Пермского края были опубликованы:
- извещение о проведении открытого конкурса;
- конкурсная документация;
- проект государственного контракта.
В п. 2 извещения о проведении открытого конкурса («Условия проведения») установлено:
- срок предоставления конкурсной документации – с 23.10.2009 г. до 26.11.2009 г.,
- дата вскрытия конвертов с заявками – 26.11.2009 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 225000000 (двести двадцать пять миллионов) рублей.
В соответствии с главой I конкурсной документации («Общие положения») нормативное регулирование размещения заказов для нужд Пермского края осуществляется на основании:
- Гражданского кодекса РФ;
- Бюджетного кодекса РФ;
- Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);
- Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п. 1.1 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») предметом государственного контракта является обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с п. 1.2 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») в рамках конкурса государственный заказчик намерен выбрать организацию, которая будет осуществлять приемку, хранение, доставку до пунктов отпуска и отпуск лекарственных средств, а также предоставление отчетности.
В соответствии с п. 1.3 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – на территории Пермского края, на базе исполнителя.
В соответствии с п. 1.8 раздела 4 главы II конкурсной документации («Информационная карта») оплата производится ежемесячно пропорционально фактическому объёму реализованных лекарственных средств.
В соответствии с п. 4 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») хранение товара должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов с ответственностью за порчу и утрату. Организация должна обеспечить: площадь используемых складских помещений не менее 2500 кв.м., объем холодильных установок и прочего холодильного оборудования не менее 400 куб.м. Местонахождение склада – г. Пермь или Пермский район.
В соответствии с пп. 5 п. 2 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») организация должна обеспечить доставку товара при помощи собственной транспортной службы, имеющей соответствующую лицензию, или специализированной транспортной организации. Доставка осуществляется до пунктов отпуска товара согласно перечню пунктов отпуска, согласованных Заказчиком.
В соответствии с пп. 6 п. 2 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») организация в течении 10 (десяти) календарных дней после подписания государственного контракта на обеспечение лекарственными средствами должна обеспечить необходимое количество пунктов отпуска товара. Перечень пунктов отпуска согласовывается Заказчиком.
В соответствии с п. 3 главы IV конкурсной документации («Техническое задание») на территории Пермского края предусмотрено не менее 115 пунктов отпуска лекарственных средств с разбивкой по районам.
В соответствии с протоколом от 26.11.2009 г. №4.2-46/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе поступила одна заявка – ОАО «Пермфармация».
В соответствии с протоколом от 03.12.2009 г. №4.2-46/2 рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе Единой комиссией принято решение признать заявку единственного участника размещения заказа ОАО «Пермфармация» соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации и рекомендовать заказчику действовать в соответствии с ч. 12 ст. 25 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Пермской области от 07.07.1998 г. №144-8 «О лекарственном обеспечении населения на территории Пермского края» (далее – Закон №144-8) под лекарственным обеспечением понимается совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных мер, включая контроль качества, направленных на обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 8, 10 Закона №144-8:
- предприятие оптовой торговли лекарственными средствами - организация независимо от формы собственности, осуществляющая закуп, хранение и оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- поставщик лекарственных средств и изделий медицинского назначения - организация любой формы собственности, осуществляющая производство, закупку, реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения и имеющая соответствующую лицензию.
В соответствии с п. «а» ст. 4 Закона №144-8 лекарственное обеспечение населения на территории Пермского края основывается на принципах доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В соответствии с п.п. 10, 13 ст. 8 Закона №144-8:
- закупка лекарственных средств для бесплатного и льготного отпуска осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, местного самоуправления на основе государственного заказа по минимальным ценам, определенным с учетом маркетинговых исследований рынка лекарственных средств;
- обеспечение фармацевтических организаций лекарственными средствами для бесплатного и льготного отпуска осуществляется путем централизованных поставок на основании государственного заказа поставщиками, определенными на основе краевого конкурса, а также путем заключения фармацевтическими организациями прямых договоров с поставщиками лекарственных средств.
В соответствии со ст. 10 Закона №144-8 в организации лекарственного обеспечения населения на территории Пермского края принимают участие Правительство края, уполномоченные органы исполнительной власти Пермского края по вопросам здравоохранения и фармацевтической деятельности, органы местного самоуправления, территориальный ФОМС, лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические и страховые медицинские организации.
В соответствии с п. 13 Закона №144-8 полномочия уполномоченных органов исполнительной власти Пермского края в сфере здравоохранения определяются Положением, утвержденным Правительством Пермского края.
В соответствии с п. 3.1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 №4-п министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В рамках реализации данного полномочия Министерством здравоохранения Пермского края путем проведения открытого конкурса и последующего заключения государственного контракта №1433 от 23.12.2009 г. хозяйствующий субъект – ОАО «Пермфармация» был наделен полномочиями по формированию перечня пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан.
В соответствии со ст. 4.1 Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ-178) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Пермского края (исх. №СЭД-34-01-12-3446 от 06.08.2010 г.) для реализации полномочий по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан субъект РФ, в лице исполнительного органа государственной власти в сфере здравоохранения, обязан осуществить ряд действий (выполнить функции) по закупке лекарственных средств, а также по хранению и отпуску лекарственных средств. С целью осуществления указанного полномочия Министерство закупило сложную комплексную услугу на обеспечение лекарственными средствами федеральных льготников и региональных льготников.
В данных письменных пояснениях также содержатся следующие доводы:
- в силу того, что услуга комплексная, ее реализация требует взаимодействия победителя конкурса с поставщиками товара и аптечными организациями, через которые по действующему законодательству может осуществляться отпуск лекарственных средств;
- для качественного выполнения возложенных на заказчика (Министерство) полномочий в конкурсных документациях Министерством установлено необходимое в каждом муниципальном образовании Пермского края количество пунктов отпуска лекарственных средств;
- взаимодействие победителя конкурса с аптечными организациями осуществляется в рамках гражданских правоотношений на основании договоров;
- в силу норм Гражданского кодекса РФ заказчик не вправе определять конкретных контрагентов для победителя конкурса, т.е. конкретные пункты отпуска (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представители Министерства пояснили, что под отпуском лекарственных средств в рамках исполнения Контракта необходимо понимать «выбор пунктов отпуска ОАО «Пермфармация». Какими критериями должно руководствоваться ОАО «Пермфармация» при выборе пунктов отпуска и каким образом было установлено минимально необходимое количество пунктов отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан на территории Пермского края, представители ответчика в ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России пояснить не смогли.
В соответствии с п. 2.3.2 Контракта ОАО «Пермфармация» в течение десяти календарных дней с момента подписания Контракта предоставляет Заказчику перечень пунктов отпуска товара с приложением копий заключенных с аптеками договоров.
В соответствии с п. 2.1.2 Контракта Заказчик согласовывает перечень пунктов отпуска товаров. Перечень пунктов отпуска товара может корректироваться в течение исполнения Контракта по согласованию с Заказчиком.
В соответствии с объяснениями от 09.07.2009 г. директора ОАО «Пермфармация» Трухачева В.Г., данными в рамках проведения ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю проверки формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан, решение о включении в перечень аптек отпускающих ДЛО осуществляется в ОАО «Пермфармация» директором единолично. Письменного согласования с Министерством здравоохранения Пермского края не осуществляется.
Какого-либо единообразного порядка включения аптек в перечень пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан ОАО «Пермфармация» по запросу Пермского УФАС России не представлено.
В материалах дела имеются письма Министерства направленные в ответ на запросы хозяйствующих субъектов о включении в Перечень пунктов отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан (от 09.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-400, от 04.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-313, от 14.05.2009 г. №СЭД-34-01-12-1826, от 03.02.2009 г. №СЭД-34-01-12-287, от 26.01.2009 г. №СЭД-34-01-12-201). Всем хозяйствующим субъектам даны стандартные ответы, согласно которым на той или иной территории Пермского края уже есть необходимое количество пунктов отпуска лекарственных средств льготным категория граждан. Данные пункты отпуска справляются с возложенными на них обязанностями, поэтому Министерство считает нецелесообразным организацию новых пунктов отпуска на тех или иных территориях Пермского края.
Таким образом, ОАО «Пермфармация» является единственным юридическим лицом на территории Пермского края, осуществляющим организацию обеспечения населения лекарственными средствами. После заключения Контракта Министерство не выполняет возложенные на него федеральным законодательством функции в данной сфере. В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России представителями ответчика не были даны объяснения данного факта. При этом следует отметить, что рынок оказания услуг по обеспечению граждан лекарственными средствами является конкурентным (что, в том числе, подтверждается заинтересованностью заявителей по настоящему делу). Также необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты, не обладающие материальными и техническими ресурсами, позволяющими осуществлять деятельность на территории всего Пермского края, объективно не могли принять участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Из смысла ст. 4.1 ФЗ-178 следует, что размещение заказа на поставку лекарственных средств, заключение государственного контракта и организация обеспечения населения лекарственными средствами является полномочиями органа государственной власти субъекта РФ,
Таким образом, Министерством здравоохранения Пермского края нарушены требования ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе путем формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Министерством здравоохранения Пермского края ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Министерству здравоохранения Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
7639-10

ПРЕДПИСАНИЕ №441-10-а

16.08.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.08.2010 г. по делу №441-10-а о нарушении Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству здравоохранения Пермского края в срок до 15.11.2010 г. прекратить нарушение ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции,
а именно:
в срок до 15.11.2010 г. принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры по определению Министерством здравоохранения Пермского края перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также установление единообразного для всех хозяйствующих субъектов порядка включения и исключения из перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

27.08.2010. Комиссией Пермского УФАС России рассмотрено дело № 441-10-А, возбужденное в отношении Министерства здравоохранения Пермского края по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции. В ходе рассмотрения принято решение признать факт нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, что приводит или может привести к ограничению конкуренции, выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

27.08.2010. Комиссией Пермского УФАС России рассмотрено дело № 441-10-А, возбужденное в отношении Министерства здравоохранения Пермского края по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции. В ходе рассмотрения принято решение признать факт нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в наделении хозяйствующего субъекта – ОАО «Пермфармация» функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, что приводит или может привести к ограничению конкуренции, выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-31 15:45:20 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-31 15:45:20 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )