Решение по делу № 793-09-а

Дата публикации: 4 февраля 2010, 13:53

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ 

по делу № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 793-09-а по признакам нарушения Администрацией Очерского муниципального района Пермского края, Комитетом имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии: представителя Комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) – Носкова Владимира Константиновича (на основании распоряжения), Агеева Станислава Евгеньевича – заинтересованного лица.

в отсутствие представителя Администрации Очерского муниципального района Пермского края (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы № АЦ/24360 от 27.07.2009 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) направило в адрес Администрации Очерского муниципального района (далее – Администрация) запрос (исх. №8320-09 от 26.10.2009г.), о предоставлении информации о заключенных договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе находящемся в муниципальной собственности, с указанием процедуры предоставления (проведение аукциона, без проведения аукциона).

Из полученного ответа (вх. № 14255-09 от 19.11.2009г.), следует, что 29.09.2009 г. Комитет имущественных отношении администрации Очерского муниципального района Пермского края (Арендодатель), с одной стороны, и Агеев С.Е. (Арендатор), с другой стороны заключили договор аренды земельного участка №468-09 (далее - Договор аренды).

Согласно п. 1.1 Договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина (далее – Земельный участок), для установки рекламного щита.

Данный договор аренды заключен сторонами в соответствии с Постановлением главы Очерского муниципального района от 18.08.2009 г. № 611 «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.».

Из письменных пояснений Комитета следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, для установки рекламного щита, предоставлялся через публикацию в средствах массовой информации, так как если проводить аукцион вышеуказанного земельного участка нужны большие затраты: в том числе

- межевание земельного участка – 3500 руб.;

- оценка на право заключения договора аренды на земельный участок – 1500 руб.

Представитель Комитета считает, что в данном случае Комитетом соблюден порядок предоставления земельного участка, предусмотренный земельным законодательством.

Заинтересованное лицо Агеев С.Е. представил письменные пояснения по данному делу, и пояснил следующее.

Земельный участок предоставлен ему для установки рекламного щита в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с которой, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка для установки рекламного щита администрацией и комитетом Очерского муниципального района был избран вариант с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. земельный участок предоставлен в порядке, предусмотренном ст.ст.31-32 ЗК РФ.

Как полагает Агеев С.Е., законодателем установлена четкая процедура предоставления земельного участка для установки рекламного щита, в случае нарушения которой к соответствующему органу местного самоуправления могут быть предъявлены требования заинтересованных лиц о возмещении понесенных ими в связи с нарушением процедуры убытков.

При этом на сегодняшний день им осуществлены все действия и оформлены все документы, предусмотренные Земельным Кодексом РФ для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду для установки рекламного щита с предварительным согласованием мест размещения объектов, т.е.:

1 ) Осуществлен выбор земельного участка для установки рекламного щита в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калина с определением границ земельного участка;

2) Вынесено постановление органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка для установки рекламного участка в г. Очер (Постановление Главы Очерского городского поселения № 55 ОТ 27.02.2009 «Об утверждении акта выбора земельного участка для установки рекламного щита в г. Очер»);

3) Подано заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции 02.04.2009г.;

4) Вынесено распоряжение комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка Агееву С.Е.» № 120-р от 21.04.2009г.;

5) Выдано разрешение № 7 на установку рекламной конструкции от 23.04.2009г., срок действия которого до 29.04.2010г.;

6) Предоставлен межевой план земельного участка согласно письму комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района № 40213 от 14.05.2009г.;

7) Вынесено постановление Главы Очерского муниципального района Пермского края «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калина и предоставлении его в арену Агеевцу С.Е.», согласно которому срок аренды установлен с 01.08.2009г. по 31.07.2014г.;

8) Получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) 11.09.2009г. № 5931/201/09-1661;

9) Заключен договор № 468-09 аренды земельного участка 29.09.2009г. и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Пермскому краю 14.12.2009г., номер регистрации 59-59-13/041/2009-195.

Таким образом, по мнению заинтересованного лица, администрация Очерского муниципального района Пермского края приняла законное решение о предоставлении С.Е. Агееву земельного участка в аренду для установки рекламного щита, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка.

Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В силу ч. 9 и 10 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Указанное разрешение выдается на основании заявления собственника соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, к которому прилагаются данные о заявителе и подтверждение в письменной форме согласия собственника соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником этого имущества (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе).

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона О рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Очерского муниципального района порядок оформления, выдачи и регистрации разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; порядок регистрации установленных рекламных конструкций; порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, находящихся в муниципальной собственности регламентирует решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 29.05.2008 N 331 "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Очерского муниципального района" (далее - Положение).

Согласно п. 3.1. Положения органом, к компетенции которого относится выдача разрешения на установку рекламной конструкции, является Комитет.

В соответствии с п. 2.3. Положения установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого комитетом имущественных отношений администрации Очерского муниципального района.

Так, 23.04.2009 Комитетом выдано разрешение на установку рекламной конструкции Агееву Станиславу Евгеньевичу на основании распоряжения комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края от 21.04.2009г. № 120-р, срок действия разрешения до 29.04.2010 года.

Главой Очерского муниципального района Пермского края издано постановление «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.» (далее – Постановление) от 18.08.2009г. № 611.

На основании данного Постановления Комитетом заключен договор аренды земельного участка N 147-09 с Агеевым С.Е., в соответствии с которым Агееву С.Е. предоставлен земельный участок площадью - 4 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов на территории Очерского городского поселения Очерского муниципального района в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина для размещения рекламного щита.

В материалы дела сторонами не представлено документов, подтверждающих заключение указанного договора на основании торгов.

Таким образом, договор аренды заключен с Агеевым С.Е. в нарушение ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, т.е. без проведения конкурса (аукциона).

Как следует из материалов дела и объяснения сторон, данный земельный участок был предоставлен в порядке, установленном ст. 30 ЗК РФ.

Однако, в данном порядке земельные участки предоставляются для строительства, а не для размещения рекламных конструкций.

Указанный договор по существу является договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в связи с чем правоотношения сторон регулируются Законом "О рекламе".

При этом указанное положение, действующее на территории Очерского муниципального района, не содержит требования о проведении торгов (конкурса или аукциона) органом местного самоуправления в целях заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, как это требует федеральное законодательство.

Так, Закон о рекламе обязывает органы местного самоуправления при передаче в аренду земельных участков для размещения рекламных конструкций проводить конкурсы или аукционы.

Из пояснения представителя комитета, Комиссией установлено, что иного акта, регламентирующего порядок заключения договора аренды на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, действующего на территории Очерского муниципального района, Земским Собранием Очерского муниципального района не принято.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Пунктом 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что муниципальные преференции – это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Следовательно, передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, является муниципальной преференцией.

Глава 5 Закона о конкуренции определяет исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной преференции, а также порядок ее предоставления. При этом, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект -это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что рекламный щит используется Агеевым С.Е. для размещения рекламы торгового центра, торговый центр принадлежит Агееву С.Е. как физическому лицу.

Договор аренды заключен с Агеевым С.Е. также, как с физическим лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 4 ст. 4 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, в данном случае применимы нормы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Агеев С.Е., размещая рекламу, способствует продвижению объекта рекламы на рынке, т.е . получает доход от его реализации.

Следовательно, Агеев С.Е. является хозяйствующим субъектом в рамках Закона о защите конкуренции. Данный факт не опровергается Комитетом, Агеевым.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что заявление, предусмотренное ч.1 ст. 20 Закона о Защите конкуренции, от Комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края в Пермское УФАС России не поступало.

Несоблюдение порядка предоставления муниципальной преференции хозяйствующим субъектам, в т.ч. несогласование ее предоставления с антимонопольным органом, влечет ее необоснованность и незаконность.

На территории Пермского края существует множество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке рекламных услуг, таким образом, рынок является конкурентным.

Следовательно, администрация Очерского муниципального района Пермского края и Комитет имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края нарушили требование статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении С.Е. Агееву земельного участка и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в нарушении ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, без проведения торгов, чем предоставили преимущество данному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка рекламных услуг (потенциальными участниками рынка), что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Очерского муниципального района Пермского края ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем передачи земельного участка с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг.

2. Признать факт нарушения Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края по Пермскому краю ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем выдачи разрешения на установку рекламной конструкции № 7 от 23.04.2009г. и заключении договора № 468-09 аренды земельного участка от 29.09.2009г. с Агеевым Станиславом Евгеньевичем в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг

3. Выдать Администрации Очерского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5. Направить в адрес Земского Собрания Очерского муниципального района рекомендацию о приведении в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 29.05.2008 N 331 "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Очерского муниципального района" в течение месяца с момента получения рекомендации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.02.2010г. по делу № 793-09-а о нарушении администрации Очерского муниципального района Пермского края и Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Очерского муниципального района Пермского края:

1. Признать факт нарушения администрацией Очерского муниципального района Пермского края ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем передачи земельного участка с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг.

2. В срок до 26.03.2010г. отменить постановление «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.» от 18.08.2009г. № 611.

3. В срок до 31.03.2010г. представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.п.1, 2 настоящего предписания.

4. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.02.2010г. по делу № 793-09-а о нарушении администрации Очерского муниципального района Пермского края и Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Комитету имущественных отношений администрация Очерского муниципального района Пермского края:

1. Прекратить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в представлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем выдачи разрешения на установку рекламной конструкции № 7 от 23.04.2009г. и заключении договора № 468-09 аренды земельного участка от 29.09.2009г. с Агеевым Станиславом Евгеньевичем без проведения торгов, что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг Пермского края.

2. В срок до 26.03.2010г. отменить распоряжение комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка Агееву С.Е.» № 120-р от 21.04.2009г.

3. В срок до 31.03.2010г. представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.п.1, 2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8271 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 793-09-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8271 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ 

по делу № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 793-09-а по признакам нарушения Администрацией Очерского муниципального района Пермского края, Комитетом имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии: представителя Комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) – Носкова Владимира Константиновича (на основании распоряжения), Агеева Станислава Евгеньевича – заинтересованного лица.

в отсутствие представителя Администрации Очерского муниципального района Пермского края (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы № АЦ/24360 от 27.07.2009 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) направило в адрес Администрации Очерского муниципального района (далее – Администрация) запрос (исх. №8320-09 от 26.10.2009г.), о предоставлении информации о заключенных договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе находящемся в муниципальной собственности, с указанием процедуры предоставления (проведение аукциона, без проведения аукциона).

Из полученного ответа (вх. № 14255-09 от 19.11.2009г.), следует, что 29.09.2009 г. Комитет имущественных отношении администрации Очерского муниципального района Пермского края (Арендодатель), с одной стороны, и Агеев С.Е. (Арендатор), с другой стороны заключили договор аренды земельного участка №468-09 (далее - Договор аренды).

Согласно п. 1.1 Договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина (далее – Земельный участок), для установки рекламного щита.

Данный договор аренды заключен сторонами в соответствии с Постановлением главы Очерского муниципального района от 18.08.2009 г. № 611 «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.».

Из письменных пояснений Комитета следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, для установки рекламного щита, предоставлялся через публикацию в средствах массовой информации, так как если проводить аукцион вышеуказанного земельного участка нужны большие затраты: в том числе

- межевание земельного участка – 3500 руб.;

- оценка на право заключения договора аренды на земельный участок – 1500 руб.

Представитель Комитета считает, что в данном случае Комитетом соблюден порядок предоставления земельного участка, предусмотренный земельным законодательством.

Заинтересованное лицо Агеев С.Е. представил письменные пояснения по данному делу, и пояснил следующее.

Земельный участок предоставлен ему для установки рекламного щита в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с которой, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка для установки рекламного щита администрацией и комитетом Очерского муниципального района был избран вариант с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. земельный участок предоставлен в порядке, предусмотренном ст.ст.31-32 ЗК РФ.

Как полагает Агеев С.Е., законодателем установлена четкая процедура предоставления земельного участка для установки рекламного щита, в случае нарушения которой к соответствующему органу местного самоуправления могут быть предъявлены требования заинтересованных лиц о возмещении понесенных ими в связи с нарушением процедуры убытков.

При этом на сегодняшний день им осуществлены все действия и оформлены все документы, предусмотренные Земельным Кодексом РФ для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду для установки рекламного щита с предварительным согласованием мест размещения объектов, т.е.:

1 ) Осуществлен выбор земельного участка для установки рекламного щита в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калина с определением границ земельного участка;

2) Вынесено постановление органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка для установки рекламного участка в г. Очер (Постановление Главы Очерского городского поселения № 55 ОТ 27.02.2009 «Об утверждении акта выбора земельного участка для установки рекламного щита в г. Очер»);

3) Подано заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции 02.04.2009г.;

4) Вынесено распоряжение комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка Агееву С.Е.» № 120-р от 21.04.2009г.;

5) Выдано разрешение № 7 на установку рекламной конструкции от 23.04.2009г., срок действия которого до 29.04.2010г.;

6) Предоставлен межевой план земельного участка согласно письму комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района № 40213 от 14.05.2009г.;

7) Вынесено постановление Главы Очерского муниципального района Пермского края «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калина и предоставлении его в арену Агеевцу С.Е.», согласно которому срок аренды установлен с 01.08.2009г. по 31.07.2014г.;

8) Получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) 11.09.2009г. № 5931/201/09-1661;

9) Заключен договор № 468-09 аренды земельного участка 29.09.2009г. и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Пермскому краю 14.12.2009г., номер регистрации 59-59-13/041/2009-195.

Таким образом, по мнению заинтересованного лица, администрация Очерского муниципального района Пермского края приняла законное решение о предоставлении С.Е. Агееву земельного участка в аренду для установки рекламного щита, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка.

Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В силу ч. 9 и 10 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Указанное разрешение выдается на основании заявления собственника соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, к которому прилагаются данные о заявителе и подтверждение в письменной форме согласия собственника соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником этого имущества (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе).

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона О рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Очерского муниципального района порядок оформления, выдачи и регистрации разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; порядок регистрации установленных рекламных конструкций; порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, находящихся в муниципальной собственности регламентирует решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 29.05.2008 N 331 "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Очерского муниципального района" (далее - Положение).

Согласно п. 3.1. Положения органом, к компетенции которого относится выдача разрешения на установку рекламной конструкции, является Комитет.

В соответствии с п. 2.3. Положения установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого комитетом имущественных отношений администрации Очерского муниципального района.

Так, 23.04.2009 Комитетом выдано разрешение на установку рекламной конструкции Агееву Станиславу Евгеньевичу на основании распоряжения комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края от 21.04.2009г. № 120-р, срок действия разрешения до 29.04.2010 года.

Главой Очерского муниципального района Пермского края издано постановление «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.» (далее – Постановление) от 18.08.2009г. № 611.

На основании данного Постановления Комитетом заключен договор аренды земельного участка N 147-09 с Агеевым С.Е., в соответствии с которым Агееву С.Е. предоставлен земельный участок площадью - 4 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов на территории Очерского городского поселения Очерского муниципального района в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина для размещения рекламного щита.

В материалы дела сторонами не представлено документов, подтверждающих заключение указанного договора на основании торгов.

Таким образом, договор аренды заключен с Агеевым С.Е. в нарушение ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, т.е. без проведения конкурса (аукциона).

Как следует из материалов дела и объяснения сторон, данный земельный участок был предоставлен в порядке, установленном ст. 30 ЗК РФ.

Однако, в данном порядке земельные участки предоставляются для строительства, а не для размещения рекламных конструкций.

Указанный договор по существу является договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в связи с чем правоотношения сторон регулируются Законом "О рекламе".

При этом указанное положение, действующее на территории Очерского муниципального района, не содержит требования о проведении торгов (конкурса или аукциона) органом местного самоуправления в целях заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, как это требует федеральное законодательство.

Так, Закон о рекламе обязывает органы местного самоуправления при передаче в аренду земельных участков для размещения рекламных конструкций проводить конкурсы или аукционы.

Из пояснения представителя комитета, Комиссией установлено, что иного акта, регламентирующего порядок заключения договора аренды на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, действующего на территории Очерского муниципального района, Земским Собранием Очерского муниципального района не принято.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Пунктом 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что муниципальные преференции – это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Следовательно, передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, является муниципальной преференцией.

Глава 5 Закона о конкуренции определяет исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной преференции, а также порядок ее предоставления. При этом, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект -это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что рекламный щит используется Агеевым С.Е. для размещения рекламы торгового центра, торговый центр принадлежит Агееву С.Е. как физическому лицу.

Договор аренды заключен с Агеевым С.Е. также, как с физическим лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 4 ст. 4 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, в данном случае применимы нормы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Агеев С.Е., размещая рекламу, способствует продвижению объекта рекламы на рынке, т.е . получает доход от его реализации.

Следовательно, Агеев С.Е. является хозяйствующим субъектом в рамках Закона о защите конкуренции. Данный факт не опровергается Комитетом, Агеевым.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что заявление, предусмотренное ч.1 ст. 20 Закона о Защите конкуренции, от Комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края в Пермское УФАС России не поступало.

Несоблюдение порядка предоставления муниципальной преференции хозяйствующим субъектам, в т.ч. несогласование ее предоставления с антимонопольным органом, влечет ее необоснованность и незаконность.

На территории Пермского края существует множество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке рекламных услуг, таким образом, рынок является конкурентным.

Следовательно, администрация Очерского муниципального района Пермского края и Комитет имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края нарушили требование статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении С.Е. Агееву земельного участка и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в нарушении ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, без проведения торгов, чем предоставили преимущество данному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка рекламных услуг (потенциальными участниками рынка), что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Очерского муниципального района Пермского края ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем передачи земельного участка с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг.

2. Признать факт нарушения Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края по Пермскому краю ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем выдачи разрешения на установку рекламной конструкции № 7 от 23.04.2009г. и заключении договора № 468-09 аренды земельного участка от 29.09.2009г. с Агеевым Станиславом Евгеньевичем в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг

3. Выдать Администрации Очерского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5. Направить в адрес Земского Собрания Очерского муниципального района рекомендацию о приведении в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 29.05.2008 N 331 "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Очерского муниципального района" в течение месяца с момента получения рекомендации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.02.2010г. по делу № 793-09-а о нарушении администрации Очерского муниципального района Пермского края и Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Очерского муниципального района Пермского края:

1. Признать факт нарушения администрацией Очерского муниципального района Пермского края ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем передачи земельного участка с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг.

2. В срок до 26.03.2010г. отменить постановление «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.» от 18.08.2009г. № 611.

3. В срок до 31.03.2010г. представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.п.1, 2 настоящего предписания.

4. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.02.2010г. по делу № 793-09-а о нарушении администрации Очерского муниципального района Пермского края и Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Комитету имущественных отношений администрация Очерского муниципального района Пермского края:

1. Прекратить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в представлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем выдачи разрешения на установку рекламной конструкции № 7 от 23.04.2009г. и заключении договора № 468-09 аренды земельного участка от 29.09.2009г. с Агеевым Станиславом Евгеньевичем без проведения торгов, что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг Пермского края.

2. В срок до 26.03.2010г. отменить распоряжение комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка Агееву С.Е.» № 120-р от 21.04.2009г.

3. В срок до 31.03.2010г. представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.п.1, 2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ 

по делу № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 793-09-а по признакам нарушения Администрацией Очерского муниципального района Пермского края, Комитетом имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии: представителя Комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) – Носкова Владимира Константиновича (на основании распоряжения), Агеева Станислава Евгеньевича – заинтересованного лица.

в отсутствие представителя Администрации Очерского муниципального района Пермского края (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы № АЦ/24360 от 27.07.2009 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) направило в адрес Администрации Очерского муниципального района (далее – Администрация) запрос (исх. №8320-09 от 26.10.2009г.), о предоставлении информации о заключенных договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе находящемся в муниципальной собственности, с указанием процедуры предоставления (проведение аукциона, без проведения аукциона).

Из полученного ответа (вх. № 14255-09 от 19.11.2009г.), следует, что 29.09.2009 г. Комитет имущественных отношении администрации Очерского муниципального района Пермского края (Арендодатель), с одной стороны, и Агеев С.Е. (Арендатор), с другой стороны заключили договор аренды земельного участка №468-09 (далее - Договор аренды).

Согласно п. 1.1 Договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина (далее – Земельный участок), для установки рекламного щита.

Данный договор аренды заключен сторонами в соответствии с Постановлением главы Очерского муниципального района от 18.08.2009 г. № 611 «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.».

Из письменных пояснений Комитета следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, для установки рекламного щита, предоставлялся через публикацию в средствах массовой информации, так как если проводить аукцион вышеуказанного земельного участка нужны большие затраты: в том числе

- межевание земельного участка – 3500 руб.;

- оценка на право заключения договора аренды на земельный участок – 1500 руб.

Представитель Комитета считает, что в данном случае Комитетом соблюден порядок предоставления земельного участка, предусмотренный земельным законодательством.

Заинтересованное лицо Агеев С.Е. представил письменные пояснения по данному делу, и пояснил следующее.

Земельный участок предоставлен ему для установки рекламного щита в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с которой, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка для установки рекламного щита администрацией и комитетом Очерского муниципального района был избран вариант с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. земельный участок предоставлен в порядке, предусмотренном ст.ст.31-32 ЗК РФ.

Как полагает Агеев С.Е., законодателем установлена четкая процедура предоставления земельного участка для установки рекламного щита, в случае нарушения которой к соответствующему органу местного самоуправления могут быть предъявлены требования заинтересованных лиц о возмещении понесенных ими в связи с нарушением процедуры убытков.

При этом на сегодняшний день им осуществлены все действия и оформлены все документы, предусмотренные Земельным Кодексом РФ для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду для установки рекламного щита с предварительным согласованием мест размещения объектов, т.е.:

1 ) Осуществлен выбор земельного участка для установки рекламного щита в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калина с определением границ земельного участка;

2) Вынесено постановление органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка для установки рекламного участка в г. Очер (Постановление Главы Очерского городского поселения № 55 ОТ 27.02.2009 «Об утверждении акта выбора земельного участка для установки рекламного щита в г. Очер»);

3) Подано заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции 02.04.2009г.;

4) Вынесено распоряжение комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка Агееву С.Е.» № 120-р от 21.04.2009г.;

5) Выдано разрешение № 7 на установку рекламной конструкции от 23.04.2009г., срок действия которого до 29.04.2010г.;

6) Предоставлен межевой план земельного участка согласно письму комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района № 40213 от 14.05.2009г.;

7) Вынесено постановление Главы Очерского муниципального района Пермского края «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калина и предоставлении его в арену Агеевцу С.Е.», согласно которому срок аренды установлен с 01.08.2009г. по 31.07.2014г.;

8) Получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) 11.09.2009г. № 5931/201/09-1661;

9) Заключен договор № 468-09 аренды земельного участка 29.09.2009г. и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Пермскому краю 14.12.2009г., номер регистрации 59-59-13/041/2009-195.

Таким образом, по мнению заинтересованного лица, администрация Очерского муниципального района Пермского края приняла законное решение о предоставлении С.Е. Агееву земельного участка в аренду для установки рекламного щита, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка.

Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В силу ч. 9 и 10 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Указанное разрешение выдается на основании заявления собственника соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, к которому прилагаются данные о заявителе и подтверждение в письменной форме согласия собственника соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником этого имущества (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе).

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона О рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Очерского муниципального района порядок оформления, выдачи и регистрации разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; порядок регистрации установленных рекламных конструкций; порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, находящихся в муниципальной собственности регламентирует решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 29.05.2008 N 331 "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Очерского муниципального района" (далее - Положение).

Согласно п. 3.1. Положения органом, к компетенции которого относится выдача разрешения на установку рекламной конструкции, является Комитет.

В соответствии с п. 2.3. Положения установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого комитетом имущественных отношений администрации Очерского муниципального района.

Так, 23.04.2009 Комитетом выдано разрешение на установку рекламной конструкции Агееву Станиславу Евгеньевичу на основании распоряжения комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района Пермского края от 21.04.2009г. № 120-р, срок действия разрешения до 29.04.2010 года.

Главой Очерского муниципального района Пермского края издано постановление «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.» (далее – Постановление) от 18.08.2009г. № 611.

На основании данного Постановления Комитетом заключен договор аренды земельного участка N 147-09 с Агеевым С.Е., в соответствии с которым Агееву С.Е. предоставлен земельный участок площадью - 4 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов на территории Очерского городского поселения Очерского муниципального района в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина для размещения рекламного щита.

В материалы дела сторонами не представлено документов, подтверждающих заключение указанного договора на основании торгов.

Таким образом, договор аренды заключен с Агеевым С.Е. в нарушение ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, т.е. без проведения конкурса (аукциона).

Как следует из материалов дела и объяснения сторон, данный земельный участок был предоставлен в порядке, установленном ст. 30 ЗК РФ.

Однако, в данном порядке земельные участки предоставляются для строительства, а не для размещения рекламных конструкций.

Указанный договор по существу является договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в связи с чем правоотношения сторон регулируются Законом "О рекламе".

При этом указанное положение, действующее на территории Очерского муниципального района, не содержит требования о проведении торгов (конкурса или аукциона) органом местного самоуправления в целях заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, как это требует федеральное законодательство.

Так, Закон о рекламе обязывает органы местного самоуправления при передаче в аренду земельных участков для размещения рекламных конструкций проводить конкурсы или аукционы.

Из пояснения представителя комитета, Комиссией установлено, что иного акта, регламентирующего порядок заключения договора аренды на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, действующего на территории Очерского муниципального района, Земским Собранием Очерского муниципального района не принято.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Пунктом 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что муниципальные преференции – это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Следовательно, передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, является муниципальной преференцией.

Глава 5 Закона о конкуренции определяет исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной преференции, а также порядок ее предоставления. При этом, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект -это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что рекламный щит используется Агеевым С.Е. для размещения рекламы торгового центра, торговый центр принадлежит Агееву С.Е. как физическому лицу.

Договор аренды заключен с Агеевым С.Е. также, как с физическим лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 4 ст. 4 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, в данном случае применимы нормы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Агеев С.Е., размещая рекламу, способствует продвижению объекта рекламы на рынке, т.е . получает доход от его реализации.

Следовательно, Агеев С.Е. является хозяйствующим субъектом в рамках Закона о защите конкуренции. Данный факт не опровергается Комитетом, Агеевым.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что заявление, предусмотренное ч.1 ст. 20 Закона о Защите конкуренции, от Комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края в Пермское УФАС России не поступало.

Несоблюдение порядка предоставления муниципальной преференции хозяйствующим субъектам, в т.ч. несогласование ее предоставления с антимонопольным органом, влечет ее необоснованность и незаконность.

На территории Пермского края существует множество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке рекламных услуг, таким образом, рынок является конкурентным.

Следовательно, администрация Очерского муниципального района Пермского края и Комитет имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края нарушили требование статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении С.Е. Агееву земельного участка и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в нарушении ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, без проведения торгов, чем предоставили преимущество данному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка рекламных услуг (потенциальными участниками рынка), что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Очерского муниципального района Пермского края ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем передачи земельного участка с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг.

2. Признать факт нарушения Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края по Пермскому краю ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем выдачи разрешения на установку рекламной конструкции № 7 от 23.04.2009г. и заключении договора № 468-09 аренды земельного участка от 29.09.2009г. с Агеевым Станиславом Евгеньевичем в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг

3. Выдать Администрации Очерского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5. Направить в адрес Земского Собрания Очерского муниципального района рекомендацию о приведении в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 29.05.2008 N 331 "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Очерского муниципального района" в течение месяца с момента получения рекомендации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.02.2010г. по делу № 793-09-а о нарушении администрации Очерского муниципального района Пермского края и Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Очерского муниципального района Пермского края:

1. Признать факт нарушения администрацией Очерского муниципального района Пермского края ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем передачи земельного участка с кадастровым номером 59:31:049:1705:33, общей площадью 4 м2, расположенный по адресу: г. Очер, перекресток ул. Ленина - ул. Калинина, в нарушении установленного законом порядка, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг.

2. В срок до 26.03.2010г. отменить постановление «Об утверждении площади земельного участка в г. Очер у перекрестка ул. Ленина – ул. Калинина и предоставлении его в аренду Агееву С.Е.» от 18.08.2009г. № 611.

3. В срок до 31.03.2010г. представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.п.1, 2 настоящего предписания.

4. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-09-а

04.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.02.2010г. по делу № 793-09-а о нарушении администрации Очерского муниципального района Пермского края и Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Комитету имущественных отношений администрация Очерского муниципального района Пермского края:

1. Прекратить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в представлении преимущественных условий деятельности Агееву Станиславу Евгеньевичу путем выдачи разрешения на установку рекламной конструкции № 7 от 23.04.2009г. и заключении договора № 468-09 аренды земельного участка от 29.09.2009г. с Агеевым Станиславом Евгеньевичем без проведения торгов, что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке рекламных услуг Пермского края.

2. В срок до 26.03.2010г. отменить распоряжение комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка Агееву С.Е.» № 120-р от 21.04.2009г.

3. В срок до 31.03.2010г. представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.п.1, 2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссией Пермского УФАС России было принято решение по делу 793-09-а о признании факта нарушения Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края и Администрация Очерского муниципального Пермского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края и Администрации Очерского муниципального района Пермского края выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссией Пермского УФАС России было принято решение по делу 793-09-а о признании факта нарушения Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края и Администрация Очерского муниципального Пермского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края и Администрации Очерского муниципального района Пермского края выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-04 08:53:15 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-04 08:53:15 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )