Решение и предписание по делу № 205-13-А

Номер дела: 205-13-А
Дата публикации: 24 апреля 2013, 17:24

ИП <…>

 

<…>

(с уведомлением)

 

Управление МВД России по

 г. Перми

 

<…>

(с уведомлением)

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 205-13-А

 

  24 апреля 2013 года                                                                                                          г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля  2013 года

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

рассмотрев дело № 205-13-А в отношении ИП <…> (<…>) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации алкогольной продукции ИП <…> в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, возбужденное по заявлению Управления МВД России по г. Перми (исх. № 40/15-550 от 28.02.2013 г; вх. № 02974-13 от 12.03.2013 г.),

 

-        в отсутствие ИП <…> (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения ИП <…> о месте и времени рассмотрения дела № 205-13-А),

-       в отсутствие представителя Управления МВД России по г. Перми (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Управления МВД России по г. Перми о месте и времени рассмотрения дела № 205-13-А)

Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Пермское УФАС России поступило заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее – Управление МВД России по г. Перми) (исх. № 40/15-550 от 28.02.2013 г; вх. № 02974-13 от 12.03.2013г.) о недобросовестной конкуренции на рынке розничной продажи алкогольной продукции со стороны ИП <…>.

Как следует из указанного заявления, в результате проведения мероприятий соблюдения законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции сотрудниками Управления МВД России по г. Перми установлен факт реализации алкоголя без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в баре «Каспийский», расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169 «А», деятельность в котором осуществляет ИП <…>.

В заявлении Управление МВД России по г. Перми указывает, что приведенные выше действия ИП <…> противоречат требованиям антимонопольного законодательства РФ, а именно, ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»; и просит принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

В соответствии с п. 2, п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона.

Статьей 23 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Согласно п. 3.14 Положения о министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края, утвержденного Постановлением правительства края от 22.12.2006 г. № 102 – п (далее – Положение № 102-п) полномочия по лицензированию, в том числе розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (п. 3.14.3).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по предотвращению и пресечению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом под предпринимательской деятельностью в рамках ч. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).

На основании ч. 10 ст. 18 Закона 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям

Учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются организациями, следовательно, ИП также не являются надлежащими соискателями лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

23 ноября 2012 г. по факту реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в баре «Каспийский» в отношении ИП <…> составлен протокол об административном правонарушении, 10 января 2013 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ИП <…> признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ИП <…> осуществлял розничную продажу алкогольной продукции, в том числе водки «Градус» - 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% об., в количестве 3 бутылок, без соответствующей лицензии и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении обжаловано не было и вступило в законную силу.

Соответственно, осуществление ИП <…> розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности, нарушает требования действующего законодательства.

Поскольку рынок розничной реализации алкогольной продукции на территории  Пермского края является конкурентным, указанные действия ИП <…> предоставляют необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности названному ИП и способны причинить убытки конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных ими доходов (упущенной выгоде), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ИП <…> от совершения описанных выше действий.

Указанные действия ИП <…> также противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.

            Следовательно, объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ИП <…> по осуществлению розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности соответствуют всем условиям, необходимым для квалификации этих действий в качестве недобросовестной конкуренции.

Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.

            На основании изложенного, действия ИП <…> по осуществлению продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии квалифицированы Комиссией как форма недобросовестной конкуренции.

ИП <…> не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о прекращении розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии.

Оснований для прекращения настоящего дела в порядке ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст.14, ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.             Признать действия ИП <…> (<…>) по розничной реализации алкогольной продукции, в том числе водки  «Градус» - 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% об., в количестве 3 бутылок, в баре «Каспийский», расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169 «А», в том числе в ноябре 2012г., без лицензии на данный вид деятельности актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.             Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель комиссии                                                              <…>

 

 

Члены комиссии                                                                           <…>

 

 

                                                                                                          <…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 205-13-А

 

24 апреля 2013 года                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 24.04.2013 г. по делу № 205-13-А о нарушении ИП <…> (<…>) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.           ИП <…> (<…>) немедленно с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

2.      О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 24 мая 2013 г.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии                                                                                   <…>

 

Члены комиссии                                                                                               <…>

 

                                                                                                                              <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 13333 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 205-13-А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13333 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386674716 [changed] => 1386674716 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386674716 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ИП <…>

 

<…>

(с уведомлением)

 

Управление МВД России по

 г. Перми

 

<…>

(с уведомлением)

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 205-13-А

 

  24 апреля 2013 года                                                                                                          г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля  2013 года

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

рассмотрев дело № 205-13-А в отношении ИП <…> (<…>) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации алкогольной продукции ИП <…> в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, возбужденное по заявлению Управления МВД России по г. Перми (исх. № 40/15-550 от 28.02.2013 г; вх. № 02974-13 от 12.03.2013 г.),

 

-        в отсутствие ИП <…> (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения ИП <…> о месте и времени рассмотрения дела № 205-13-А),

-       в отсутствие представителя Управления МВД России по г. Перми (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Управления МВД России по г. Перми о месте и времени рассмотрения дела № 205-13-А)

Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Пермское УФАС России поступило заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее – Управление МВД России по г. Перми) (исх. № 40/15-550 от 28.02.2013 г; вх. № 02974-13 от 12.03.2013г.) о недобросовестной конкуренции на рынке розничной продажи алкогольной продукции со стороны ИП <…>.

Как следует из указанного заявления, в результате проведения мероприятий соблюдения законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции сотрудниками Управления МВД России по г. Перми установлен факт реализации алкоголя без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в баре «Каспийский», расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169 «А», деятельность в котором осуществляет ИП <…>.

В заявлении Управление МВД России по г. Перми указывает, что приведенные выше действия ИП <…> противоречат требованиям антимонопольного законодательства РФ, а именно, ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»; и просит принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

В соответствии с п. 2, п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона.

Статьей 23 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Согласно п. 3.14 Положения о министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края, утвержденного Постановлением правительства края от 22.12.2006 г. № 102 – п (далее – Положение № 102-п) полномочия по лицензированию, в том числе розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (п. 3.14.3).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по предотвращению и пресечению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом под предпринимательской деятельностью в рамках ч. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).

На основании ч. 10 ст. 18 Закона 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям

Учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются организациями, следовательно, ИП также не являются надлежащими соискателями лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

23 ноября 2012 г. по факту реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в баре «Каспийский» в отношении ИП <…> составлен протокол об административном правонарушении, 10 января 2013 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ИП <…> признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ИП <…> осуществлял розничную продажу алкогольной продукции, в том числе водки «Градус» - 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% об., в количестве 3 бутылок, без соответствующей лицензии и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении обжаловано не было и вступило в законную силу.

Соответственно, осуществление ИП <…> розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности, нарушает требования действующего законодательства.

Поскольку рынок розничной реализации алкогольной продукции на территории  Пермского края является конкурентным, указанные действия ИП <…> предоставляют необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности названному ИП и способны причинить убытки конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных ими доходов (упущенной выгоде), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ИП <…> от совершения описанных выше действий.

Указанные действия ИП <…> также противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.

            Следовательно, объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ИП <…> по осуществлению розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности соответствуют всем условиям, необходимым для квалификации этих действий в качестве недобросовестной конкуренции.

Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.

            На основании изложенного, действия ИП <…> по осуществлению продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии квалифицированы Комиссией как форма недобросовестной конкуренции.

ИП <…> не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о прекращении розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии.

Оснований для прекращения настоящего дела в порядке ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст.14, ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.             Признать действия ИП <…> (<…>) по розничной реализации алкогольной продукции, в том числе водки  «Градус» - 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% об., в количестве 3 бутылок, в баре «Каспийский», расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169 «А», в том числе в ноябре 2012г., без лицензии на данный вид деятельности актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.             Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель комиссии                                                              <…>

 

 

Члены комиссии                                                                           <…>

 

 

                                                                                                          <…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 205-13-А

 

24 апреля 2013 года                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 24.04.2013 г. по делу № 205-13-А о нарушении ИП <…> (<…>) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.           ИП <…> (<…>) немедленно с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

2.      О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 24 мая 2013 г.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии                                                                                   <…>

 

Члены комиссии                                                                                               <…>

 

                                                                                                                              <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ИП <…>

 

<…>

(с уведомлением)

 

Управление МВД России по

 г. Перми

 

<…>

(с уведомлением)

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 205-13-А

 

  24 апреля 2013 года                                                                                                          г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля  2013 года

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

рассмотрев дело № 205-13-А в отношении ИП <…> (<…>) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации алкогольной продукции ИП <…> в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, возбужденное по заявлению Управления МВД России по г. Перми (исх. № 40/15-550 от 28.02.2013 г; вх. № 02974-13 от 12.03.2013 г.),

 

-        в отсутствие ИП <…> (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения ИП <…> о месте и времени рассмотрения дела № 205-13-А),

-       в отсутствие представителя Управления МВД России по г. Перми (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Управления МВД России по г. Перми о месте и времени рассмотрения дела № 205-13-А)

Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Пермское УФАС России поступило заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее – Управление МВД России по г. Перми) (исх. № 40/15-550 от 28.02.2013 г; вх. № 02974-13 от 12.03.2013г.) о недобросовестной конкуренции на рынке розничной продажи алкогольной продукции со стороны ИП <…>.

Как следует из указанного заявления, в результате проведения мероприятий соблюдения законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции сотрудниками Управления МВД России по г. Перми установлен факт реализации алкоголя без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в баре «Каспийский», расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169 «А», деятельность в котором осуществляет ИП <…>.

В заявлении Управление МВД России по г. Перми указывает, что приведенные выше действия ИП <…> противоречат требованиям антимонопольного законодательства РФ, а именно, ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»; и просит принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

В соответствии с п. 2, п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона.

Статьей 23 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Согласно п. 3.14 Положения о министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края, утвержденного Постановлением правительства края от 22.12.2006 г. № 102 – п (далее – Положение № 102-п) полномочия по лицензированию, в том числе розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (п. 3.14.3).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по предотвращению и пресечению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом под предпринимательской деятельностью в рамках ч. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).

На основании ч. 10 ст. 18 Закона 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям

Учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются организациями, следовательно, ИП также не являются надлежащими соискателями лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

23 ноября 2012 г. по факту реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в баре «Каспийский» в отношении ИП <…> составлен протокол об административном правонарушении, 10 января 2013 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ИП <…> признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ИП <…> осуществлял розничную продажу алкогольной продукции, в том числе водки «Градус» - 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% об., в количестве 3 бутылок, без соответствующей лицензии и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении обжаловано не было и вступило в законную силу.

Соответственно, осуществление ИП <…> розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности, нарушает требования действующего законодательства.

Поскольку рынок розничной реализации алкогольной продукции на территории  Пермского края является конкурентным, указанные действия ИП <…> предоставляют необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности названному ИП и способны причинить убытки конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных ими доходов (упущенной выгоде), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ИП <…> от совершения описанных выше действий.

Указанные действия ИП <…> также противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.

            Следовательно, объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ИП <…> по осуществлению розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности соответствуют всем условиям, необходимым для квалификации этих действий в качестве недобросовестной конкуренции.

Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.

            На основании изложенного, действия ИП <…> по осуществлению продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии квалифицированы Комиссией как форма недобросовестной конкуренции.

ИП <…> не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о прекращении розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии.

Оснований для прекращения настоящего дела в порядке ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст.14, ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.             Признать действия ИП <…> (<…>) по розничной реализации алкогольной продукции, в том числе водки  «Градус» - 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% об., в количестве 3 бутылок, в баре «Каспийский», расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169 «А», в том числе в ноябре 2012г., без лицензии на данный вид деятельности актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.             Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель комиссии                                                              <…>

 

 

Члены комиссии                                                                           <…>

 

 

                                                                                                          <…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 205-13-А

 

24 апреля 2013 года                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 24.04.2013 г. по делу № 205-13-А о нарушении ИП <…> (<…>) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.           ИП <…> (<…>) немедленно с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

2.      О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 24 мая 2013 г.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии                                                                                   <…>

 

Члены комиссии                                                                                               <…>

 

                                                                                                                              <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 205-13-А [format] => [safe_value] => 205-13-А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-24 11:24:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-24 11:24:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386674716 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )