Решение по делу № 889-11-А в отношении СОАО «ВСК»

Номер дела: 889-11-А
Дата публикации: 5 апреля 2012, 17:12

РЕШЕНИЕ по делу № 889-11-А в отношении СОАО «ВСК»

05 апреля 2012 года г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, рассмотрев дело № 889-11-А по признакам нарушения СОАО «Военно-страховая компания» (далее по тексту – СОАО «ВСК») в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного занижения суммы страховой премии – цены договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое может причинить убытки заявителю – ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае либо нанести ущерб его деловой репутации,
Заседания Комиссии состоялись:
18.01.2012 г.:
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - <…>;
- в отсутствие представителя ООО «Росгосстрах» (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения ООО «Росгосстрах» о времени и месте рассмотрения дела № 889-11-А);
- в присутствии представителя ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (далее по тексту – РГТЭУ) – <…>;
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью представлению дополнительных доказательств.
27.02.2012 г.:
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - <…>;
- в отсутствие представителя ООО «Росгосстрах» (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения ООО «Росгосстрах» о времени и месте рассмотрения дела № 889-11-А);
- в присутствии представителя ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» – <…>;
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью надлежащего извещения лиц, участвующих в деле.
02.04.2012 г.:
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - <…>;
- в присутствии представителя ООО «Росгосстрах» – <…>;
- в отсутствие представителя ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (в материалах дела имеется доказательства надлежащего извещения ФГБОУ ВПЛ «РГТЭУ» о времени и месте рассмотрения дела № 889-11-А; ходатайств об отложении рассмотрения дела № 889-11-А не поступало);

У С Т А Н О В И Л А:

В Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае (исх. № 274/08.10 от 24.08.2011 г., вх. № 12145-11 от 25.08.2011 г.) о признаках недобросовестной конкуренции со стороны СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК».
Суть заявления.
29.07.2011 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Пермского филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ».
Котировочные заявки на участие, помимо Заявителя, подала еще одна страховая компания – СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК».
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0356100023911000007-1, комиссией принято решение о признании победителем и присвоении первого номера заявке, поступившей от СОАО «ВСК» с ценой контракта 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек, а второй номер – заявке, поступившей от ООО «Росгосстрах» с ценой государственного контракта 36 551 (Тридцать шесть тысяч пятьсот пятьдесят один) рубль 25 копеек.
ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае считает, что признание СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» победителем обусловлено тем, что предложение цены предполагаемого контракта было наименьшим по сравнению с ценой другого участника конкурса.
СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» представило письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае, согласно которым расчет цены контракта осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. Кроме того, пониженный коэффициент КБМ был применен на основании данных ОСАО «Ингосстрах», подтверждающих отсутствие страховых выплат по транспортным средствам, указанным в техническом задании, по действующим договорам страхования.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнение представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, - СОАО «ВСК», заинтересованного лица – ООО «Росгосстрах», Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» осуществляют однородные виды деятельности на рынке финансовых услуг – страхование, в т.ч. страхование ответственности (код ОКВЭД 66.03.3).
29.07.2011 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении запроса котировок № 05-07-11 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Пермского филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (далее также – Заказчик). В соответствии с извещением сумма выделенных средств составила 39 116 (Тридцать девять тысяч сто шестнадцать) рублей 25 копеек, что определило начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, извещение о проведении запроса котировок содержало техническое задание на оказание услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО), в котором указаны характеристики транспортных средств (марка, модель, год выпуска, мощность двигателя).
В соответствии с протоколом № 0356100023711000007-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 05.08.2011 г. Заказчиком принято решение о признании победителем заявки, представленной СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» с предложением о цене контракта в 34 456 рублей 50 коп. При этом в котировочной заявке, поступившей от ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае, содержалось предложение о цене контракта в 36 551 рублей 25 коп.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – ФЗ об ОСАГО) страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.
В силу ст. 9 ФЗ об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно извещению о проведении запроса котировок и техническому заданию на оказание услуг по страхованию транспортных средств цена контракта должна включать все расходы на выполнение работ, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. Цена контракта должна быть сформирована с учетом тарифов на оказание страховых услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядке применения страховщиками при определении страховой премии» (с последующими изменениями и дополнениями).
Следовательно, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсе, должны руководствоваться как действующим законодательством РФ, регулирующим отношения по страхованию (глава 48 ГК РФ, Федеральный закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), так и требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся частью конкурсной документации.
Согласно техническому заданию страхованию подлежит гражданская ответственность Заказчика при использовании 4 транспортных средств. Техническое задание также содержит расчет начальной (максимальной) цены контракта, в том числе применение базовых ставок и поправочных коэффициентов.
Из представленных ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» документов следует, что в 2010 году транспортные средства Заказчика, указанные в техническом задании, были застрахованы в ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Пермь.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела № 889-11-А Управлением был сделан запрос (исх. № 1965-11 от 06.03.2012 г.) в адрес ОСАО «Ингосстрах» с просьбой предоставить информацию о заключенных в 2010 г. договоров с ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» договорах и сведениях и наличии/отсутствии страховых случаев по данным договорам.
В ответ на указанный запрос ОСАО «Ингосстрах» предоставило информацию о том, что в 2010 г. с ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» действительно были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на следующих условиях:
- автомобиль Subaru Forester г/н У 779 ХО 59 сроком страхования с 11.10.2010 г. по 10.10.2011 г. с присвоением 06 класса, зависящего от наличия страховых выплат;
- автомобиль ВАЗ-21043 г/н О 998 ТН 59 сроком страхования с 09.12.2010 г. по 08.12.2011 г. с присвоением 08 класса, зависящего от наличия страховых выплат;
- автомобиль Renault Megan г/н Н 778 ХО 59 сроком страхования с 02.08.2010 г. по 01.08.2011 г. с присвоением 02 класса, зависящего от наличия страховых выплат;
- автомобиль Daewoo Nexia г/н С 201 УА 59 сроком страхования с 20.11.2010 г. по 19.11.2011 г. с присвоением 05 класса, зависящего от наличия страховых выплат.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 коэффициент страховых тарифов зависит от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, на момент рассмотрения котировочных заявок – 05.08.2011 г. - применение понижающего коэффициента, зависящего от наличия/отсутствия страховых выплат («бонус-малус») при отсутствии страховых случаев возможно было только по автомобилю Renault Megan г/н Н 778 ХО 59, поскольку срок действия договора ОСАГО с ОСАО «Ингосстрах» истек в 23 час. 59 мин. 59 сек. 01.08.2011 г.
При расчёте страховой премии по остальным транспортным средствам, которые подлежали страхованию, необходимо было применить поправочные коэффициенты, зависящие от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»), соответствующие коэффициентам классов транспортных средств по договорам ОСАГО, заключенным в 2010 году, т.к. срок действия этих договоров на момент размещения извещения о запросе котировок не истёк.
СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» представлен подробный расчет страховой премии по каждому автомобилю Заказчика, исходя из которого правильно применены по всем транспортным средствам базовые тарифы, поправочные коэффициенты, зависящие от территории преимущественного использования транспортных средств, количества лиц, допущенных к управлению и мощности двигателя.
При этом по всем автомашинам страховая премия в части необоснованного применения пониженного коэффициента «бонус-малус» рассчитана с нарушением порядка, установленного действующим законодательством об ОСАГО.
Довод представителя СОАО «ВСК» о том, что страховая премия была рассчитана в точном соответствии с действующим законодательством, в том числе применение поправочных коэффициентов обосновано наличием сведений об обязательном страховании по договорам, заключенным с ОСАО «Ингосстрах», Комиссией отклоняется, поскольку СОАО «ВСК» хотя и располагало сведениями о классах аварийности подлежащих страхованию транспортных средств и сроках действия договоров ОСАГО, но необоснованно применило заниженные поправочные коэффициенты, что впоследствии привело к занижению цены контракта в целом.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из Устава СОАО «ВСК» является юридическим лицом, коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли (о чем свидетельствует организационно-правовая форма – СОАО) (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, СОАО «ВСК» подпадает под определение хозяйствующего субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф «О защите конкуренции».
И заявитель, и ответчик осуществляют однородные виды деятельности на рынке финансовых услуг – страхование, в т.ч. ответственности (код ОКВЭД 66.03.3), следовательно, являются конкурентами.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по занижению суммы страховой премии по транспортным средствам, что привело к занижению цены контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности и способны причинить убытки конкурентам в виде снижения размера получаемой ими прибыли (упущенная выгода) по отношению к уровню прибыли при воздержании СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» от указанных действий в силу следующих обстоятельств.
В условиях конкуренции для получения прибыли хозяйствующие субъекты заинтересованы в увеличении числа страхователей.
Для достижения указанной цели хозяйствующий субъект может использовать разные методы: как правомерные – достижение более высокого качества услуг, надежность и т.п., так и неправомерные – нарушение принятых на рынке правил и норм конкуренции.
Неправомерное занижение СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» цены контракта повлекло за собой невозможность заключения указанного контракта с другим страховщиком, который осуществил расчет страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и техническим заданием Заказчика.
Объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные правила расчета страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по неправомерному занижению цены контракта на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являются недобросовестной конкуренцией.
Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
16 августа 2011 г. по результатам запроса котировок контракт между СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» и ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» заключен и исполняется, что подтверждается представленными копиями договора № 32/у оказания услуг по страхованию транспортных средств и платежного поручения № 387 от 18.08.2011 г. о перечислении денежных средств в размере суммы страховой премии – 34 456 руб. 50 коп. Принимая во внимание данный факт, Комиссия полагает нецелесообразным выдавать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции. В то же время, Комиссия в соответствии с п/п «к» п. 1 ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» считает необходимым выдать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. При этом сумму дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, определить в размере цены договора, заключенного по результатам проведенного ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» запроса котировок в размере 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек.
Руководствуясь часть 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по необоснованному занижению цены договора оказания услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО), заключенного по результатам запроса котировок, совершенные в июле – августе 2011 г., нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ в отношении СОАО «ВСК».
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 889-11-А

05 апреля 2012 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь п/п «к» п. 1 ч. 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, частью 3 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.04.2012 г. по делу № 889-11-А о нарушении СОАО «Военно-страховая компания» (далее по тексту – СОАО «ВСК») в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек по следующим реквизитам:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми л/сч 04561200470
р/с 40101810700000010003 ИНН 5902290360 КПП 590201001
код 161.11602010016000140 ОКАТО 57401000000 БИК 045773001
Статус плательщика 08
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 05 мая 2012 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 11091 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 889-11-А в отношении СОАО «ВСК» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11091 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334057209 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 889-11-А в отношении СОАО «ВСК»

05 апреля 2012 года г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, рассмотрев дело № 889-11-А по признакам нарушения СОАО «Военно-страховая компания» (далее по тексту – СОАО «ВСК») в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного занижения суммы страховой премии – цены договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое может причинить убытки заявителю – ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае либо нанести ущерб его деловой репутации,
Заседания Комиссии состоялись:
18.01.2012 г.:
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - <…>;
- в отсутствие представителя ООО «Росгосстрах» (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения ООО «Росгосстрах» о времени и месте рассмотрения дела № 889-11-А);
- в присутствии представителя ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (далее по тексту – РГТЭУ) – <…>;
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью представлению дополнительных доказательств.
27.02.2012 г.:
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - <…>;
- в отсутствие представителя ООО «Росгосстрах» (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения ООО «Росгосстрах» о времени и месте рассмотрения дела № 889-11-А);
- в присутствии представителя ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» – <…>;
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью надлежащего извещения лиц, участвующих в деле.
02.04.2012 г.:
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - <…>;
- в присутствии представителя ООО «Росгосстрах» – <…>;
- в отсутствие представителя ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (в материалах дела имеется доказательства надлежащего извещения ФГБОУ ВПЛ «РГТЭУ» о времени и месте рассмотрения дела № 889-11-А; ходатайств об отложении рассмотрения дела № 889-11-А не поступало);

У С Т А Н О В И Л А:

В Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае (исх. № 274/08.10 от 24.08.2011 г., вх. № 12145-11 от 25.08.2011 г.) о признаках недобросовестной конкуренции со стороны СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК».
Суть заявления.
29.07.2011 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Пермского филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ».
Котировочные заявки на участие, помимо Заявителя, подала еще одна страховая компания – СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК».
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0356100023911000007-1, комиссией принято решение о признании победителем и присвоении первого номера заявке, поступившей от СОАО «ВСК» с ценой контракта 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек, а второй номер – заявке, поступившей от ООО «Росгосстрах» с ценой государственного контракта 36 551 (Тридцать шесть тысяч пятьсот пятьдесят один) рубль 25 копеек.
ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае считает, что признание СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» победителем обусловлено тем, что предложение цены предполагаемого контракта было наименьшим по сравнению с ценой другого участника конкурса.
СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» представило письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае, согласно которым расчет цены контракта осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. Кроме того, пониженный коэффициент КБМ был применен на основании данных ОСАО «Ингосстрах», подтверждающих отсутствие страховых выплат по транспортным средствам, указанным в техническом задании, по действующим договорам страхования.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнение представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, - СОАО «ВСК», заинтересованного лица – ООО «Росгосстрах», Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» осуществляют однородные виды деятельности на рынке финансовых услуг – страхование, в т.ч. страхование ответственности (код ОКВЭД 66.03.3).
29.07.2011 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении запроса котировок № 05-07-11 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Пермского филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (далее также – Заказчик). В соответствии с извещением сумма выделенных средств составила 39 116 (Тридцать девять тысяч сто шестнадцать) рублей 25 копеек, что определило начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, извещение о проведении запроса котировок содержало техническое задание на оказание услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО), в котором указаны характеристики транспортных средств (марка, модель, год выпуска, мощность двигателя).
В соответствии с протоколом № 0356100023711000007-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 05.08.2011 г. Заказчиком принято решение о признании победителем заявки, представленной СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» с предложением о цене контракта в 34 456 рублей 50 коп. При этом в котировочной заявке, поступившей от ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае, содержалось предложение о цене контракта в 36 551 рублей 25 коп.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – ФЗ об ОСАГО) страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.
В силу ст. 9 ФЗ об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно извещению о проведении запроса котировок и техническому заданию на оказание услуг по страхованию транспортных средств цена контракта должна включать все расходы на выполнение работ, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. Цена контракта должна быть сформирована с учетом тарифов на оказание страховых услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядке применения страховщиками при определении страховой премии» (с последующими изменениями и дополнениями).
Следовательно, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсе, должны руководствоваться как действующим законодательством РФ, регулирующим отношения по страхованию (глава 48 ГК РФ, Федеральный закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), так и требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся частью конкурсной документации.
Согласно техническому заданию страхованию подлежит гражданская ответственность Заказчика при использовании 4 транспортных средств. Техническое задание также содержит расчет начальной (максимальной) цены контракта, в том числе применение базовых ставок и поправочных коэффициентов.
Из представленных ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» документов следует, что в 2010 году транспортные средства Заказчика, указанные в техническом задании, были застрахованы в ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Пермь.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела № 889-11-А Управлением был сделан запрос (исх. № 1965-11 от 06.03.2012 г.) в адрес ОСАО «Ингосстрах» с просьбой предоставить информацию о заключенных в 2010 г. договоров с ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» договорах и сведениях и наличии/отсутствии страховых случаев по данным договорам.
В ответ на указанный запрос ОСАО «Ингосстрах» предоставило информацию о том, что в 2010 г. с ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» действительно были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на следующих условиях:
- автомобиль Subaru Forester г/н У 779 ХО 59 сроком страхования с 11.10.2010 г. по 10.10.2011 г. с присвоением 06 класса, зависящего от наличия страховых выплат;
- автомобиль ВАЗ-21043 г/н О 998 ТН 59 сроком страхования с 09.12.2010 г. по 08.12.2011 г. с присвоением 08 класса, зависящего от наличия страховых выплат;
- автомобиль Renault Megan г/н Н 778 ХО 59 сроком страхования с 02.08.2010 г. по 01.08.2011 г. с присвоением 02 класса, зависящего от наличия страховых выплат;
- автомобиль Daewoo Nexia г/н С 201 УА 59 сроком страхования с 20.11.2010 г. по 19.11.2011 г. с присвоением 05 класса, зависящего от наличия страховых выплат.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 коэффициент страховых тарифов зависит от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, на момент рассмотрения котировочных заявок – 05.08.2011 г. - применение понижающего коэффициента, зависящего от наличия/отсутствия страховых выплат («бонус-малус») при отсутствии страховых случаев возможно было только по автомобилю Renault Megan г/н Н 778 ХО 59, поскольку срок действия договора ОСАГО с ОСАО «Ингосстрах» истек в 23 час. 59 мин. 59 сек. 01.08.2011 г.
При расчёте страховой премии по остальным транспортным средствам, которые подлежали страхованию, необходимо было применить поправочные коэффициенты, зависящие от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»), соответствующие коэффициентам классов транспортных средств по договорам ОСАГО, заключенным в 2010 году, т.к. срок действия этих договоров на момент размещения извещения о запросе котировок не истёк.
СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» представлен подробный расчет страховой премии по каждому автомобилю Заказчика, исходя из которого правильно применены по всем транспортным средствам базовые тарифы, поправочные коэффициенты, зависящие от территории преимущественного использования транспортных средств, количества лиц, допущенных к управлению и мощности двигателя.
При этом по всем автомашинам страховая премия в части необоснованного применения пониженного коэффициента «бонус-малус» рассчитана с нарушением порядка, установленного действующим законодательством об ОСАГО.
Довод представителя СОАО «ВСК» о том, что страховая премия была рассчитана в точном соответствии с действующим законодательством, в том числе применение поправочных коэффициентов обосновано наличием сведений об обязательном страховании по договорам, заключенным с ОСАО «Ингосстрах», Комиссией отклоняется, поскольку СОАО «ВСК» хотя и располагало сведениями о классах аварийности подлежащих страхованию транспортных средств и сроках действия договоров ОСАГО, но необоснованно применило заниженные поправочные коэффициенты, что впоследствии привело к занижению цены контракта в целом.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из Устава СОАО «ВСК» является юридическим лицом, коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли (о чем свидетельствует организационно-правовая форма – СОАО) (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, СОАО «ВСК» подпадает под определение хозяйствующего субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф «О защите конкуренции».
И заявитель, и ответчик осуществляют однородные виды деятельности на рынке финансовых услуг – страхование, в т.ч. ответственности (код ОКВЭД 66.03.3), следовательно, являются конкурентами.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по занижению суммы страховой премии по транспортным средствам, что привело к занижению цены контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности и способны причинить убытки конкурентам в виде снижения размера получаемой ими прибыли (упущенная выгода) по отношению к уровню прибыли при воздержании СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» от указанных действий в силу следующих обстоятельств.
В условиях конкуренции для получения прибыли хозяйствующие субъекты заинтересованы в увеличении числа страхователей.
Для достижения указанной цели хозяйствующий субъект может использовать разные методы: как правомерные – достижение более высокого качества услуг, надежность и т.п., так и неправомерные – нарушение принятых на рынке правил и норм конкуренции.
Неправомерное занижение СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» цены контракта повлекло за собой невозможность заключения указанного контракта с другим страховщиком, который осуществил расчет страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и техническим заданием Заказчика.
Объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные правила расчета страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по неправомерному занижению цены контракта на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являются недобросовестной конкуренцией.
Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
16 августа 2011 г. по результатам запроса котировок контракт между СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» и ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» заключен и исполняется, что подтверждается представленными копиями договора № 32/у оказания услуг по страхованию транспортных средств и платежного поручения № 387 от 18.08.2011 г. о перечислении денежных средств в размере суммы страховой премии – 34 456 руб. 50 коп. Принимая во внимание данный факт, Комиссия полагает нецелесообразным выдавать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции. В то же время, Комиссия в соответствии с п/п «к» п. 1 ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» считает необходимым выдать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. При этом сумму дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, определить в размере цены договора, заключенного по результатам проведенного ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» запроса котировок в размере 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек.
Руководствуясь часть 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по необоснованному занижению цены договора оказания услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО), заключенного по результатам запроса котировок, совершенные в июле – августе 2011 г., нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ в отношении СОАО «ВСК».
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 889-11-А

05 апреля 2012 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь п/п «к» п. 1 ч. 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, частью 3 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.04.2012 г. по делу № 889-11-А о нарушении СОАО «Военно-страховая компания» (далее по тексту – СОАО «ВСК») в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек по следующим реквизитам:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми л/сч 04561200470
р/с 40101810700000010003 ИНН 5902290360 КПП 590201001
код 161.11602010016000140 ОКАТО 57401000000 БИК 045773001
Статус плательщика 08
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 05 мая 2012 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] => [format] => plain_text [safe_value] =>

<p align="center">
РЕШЕНИЕ по делу № 889-11-А в отношении СОАО «ВСК»</p>
<p align="justify">05 апреля 2012 года г. Пермь<br>
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2012 года<br>
В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2012 года<br>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по
рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе &lt;…&gt;,
рассмотрев дело № 889-11-А по признакам нарушения СОАО «Военно-страховая
компания» (далее по тексту – СОАО «ВСК») в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» ч.
1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в
части необоснованного занижения суммы страховой премии – цены договора
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств, которое может причинить убытки заявителю – ООО «Росгосстрах» в лице
филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае либо нанести ущерб его деловой
репутации,<br>
Заседания Комиссии состоялись:<br>
18.01.2012 г.:<br>
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - &lt;…&gt;;<br>
- в отсутствие представителя ООО «Росгосстрах» (в материалах дела имеется
доказательство надлежащего извещения ООО «Росгосстрах» о времени и месте
рассмотрения дела № 889-11-А);<br>
- в присутствии представителя ФГБОУ ВПО «Российский государственный
торгово-экономический университет» (далее по тексту – РГТЭУ) – &lt;…&gt;;<br>
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью представлению дополнительных
доказательств.<br>
27.02.2012 г.:<br>
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - &lt;…&gt;;<br>
- в отсутствие представителя ООО «Росгосстрах» (в материалах дела имеется
доказательство надлежащего извещения ООО «Росгосстрах» о времени и месте
рассмотрения дела № 889-11-А);<br>
- в присутствии представителя ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» – &lt;…&gt;;<br>
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью надлежащего извещения лиц,
участвующих в деле.<br>
02.04.2012 г.:<br>
- в присутствии представителя СОАО «ВСК» - &lt;…&gt;;<br>
- в присутствии представителя ООО «Росгосстрах» – &lt;…&gt;;<br>
- в отсутствие представителя ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (в материалах дела имеется
доказательства надлежащего извещения ФГБОУ ВПЛ «РГТЭУ» о времени и месте
рассмотрения дела № 889-11-А; ходатайств об отложении рассмотрения дела №
889-11-А не поступало);</p>
</p>
<p align="center">У С Т А Н О В И Л А:</p>
</p>
<p align="justify">В Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах»
в Пермском крае (исх. № 274/08.10 от 24.08.2011 г., вх. № 12145-11 от 25.08.2011
г.) о признаках недобросовестной конкуренции со стороны СОАО «ВСК» в лице
Пермского филиала СОАО «ВСК».<br>
Суть заявления.<br>
29.07.2011 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о
проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Пермского
филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ».<br>
Котировочные заявки на участие, помимо Заявителя, подала еще одна страховая
компания – СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК».<br>
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок №
0356100023911000007-1, комиссией принято решение о признании победителем и
присвоении первого номера заявке, поступившей от СОАО «ВСК» с ценой контракта 34
456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек, а
второй номер – заявке, поступившей от ООО «Росгосстрах» с ценой государственного
контракта 36 551 (Тридцать шесть тысяч пятьсот пятьдесят один) рубль 25 копеек.<br>
ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае считает, что
признание СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» победителем обусловлено
тем, что предложение цены предполагаемого контракта было наименьшим по сравнению
с ценой другого участника конкурса.<br>
СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» представило письменные пояснения
относительно доводов жалобы ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в
Пермском крае, согласно которым расчет цены контракта осуществлялся в
соответствии с постановлением Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. Кроме
того, пониженный коэффициент КБМ был применен на основании данных ОСАО
«Ингосстрах», подтверждающих отсутствие страховых выплат по транспортным
средствам, указанным в техническом задании, по действующим договорам
страхования.<br>
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнение представителей лица, в
действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного
законодательства, - СОАО «ВСК», заинтересованного лица – ООО «Росгосстрах»,
Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.<br>
ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» осуществляют однородные виды деятельности на
рынке финансовых услуг – страхование, в т.ч. страхование ответственности (код
ОКВЭД 66.03.3).<br>
29.07.2011 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о
проведении запроса котировок № 05-07-11 на оказание услуг по обязательному
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд
Пермского филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (далее также – Заказчик). В соответствии с
извещением сумма выделенных средств составила 39 116 (Тридцать девять тысяч сто
шестнадцать) рублей 25 копеек, что определило начальную (максимальную) цену
контракта.<br>
Кроме того, извещение о проведении запроса котировок содержало техническое
задание на оказание услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО), в котором
указаны характеристики транспортных средств (марка, модель, год выпуска,
мощность двигателя).<br>
В соответствии с протоколом № 0356100023711000007-1 рассмотрения и оценки
котировочных заявок от 05.08.2011 г. Заказчиком принято решение о признании
победителем заявки, представленной СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО
«ВСК» с предложением о цене контракта в 34 456 рублей 50 коп. При этом в
котировочной заявке, поступившей от ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО
«Росгосстрах» в Пермском крае, содержалось предложение о цене контракта в 36 551
рублей 25 коп.<br>
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств» (далее по тексту – ФЗ об ОСАГО) страховые тарифы по обязательному
страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их
применения страховщиками при определении страховой премии по договору
обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных
уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при
определении страховой премии в рамках международных систем страхования,
устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным
Федеральным законом.<br>
В силу ст. 9 ФЗ об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и
коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования
рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых
тарифов.<br>
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических
характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств,
существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на
потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав
страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:<br>
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая
определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника
транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или
свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина,
для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;<br>
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в
предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае
обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства,
предусматривающем управление транспортным средством только указанными
страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных
страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного
страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;<br>
в) технических характеристик транспортных средств;<br>
г) сезонного использования транспортных средств;<br>
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.<br>
Согласно извещению о проведении запроса котировок и техническому заданию на
оказание услуг по страхованию транспортных средств цена контракта должна
включать все расходы на выполнение работ, уплату налогов, сборов и иных
обязательных платежей. Цена контракта должна быть сформирована с учетом тарифов
на оказание страховых услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от
08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их
структуры и порядке применения страховщиками при определении страховой премии»
(с последующими изменениями и дополнениями).<br>
Следовательно, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие
заявки на участие в конкурсе, должны руководствоваться как действующим
законодательством РФ, регулирующим отношения по страхованию (глава 48 ГК РФ,
Федеральный закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), так и
требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся частью
конкурсной документации.<br>
Согласно техническому заданию страхованию подлежит гражданская ответственность
Заказчика при использовании 4 транспортных средств. Техническое задание также
содержит расчет начальной (максимальной) цены контракта, в том числе применение
базовых ставок и поправочных коэффициентов.<br>
Из представленных ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» документов следует, что в 2010 году
транспортные средства Заказчика, указанные в техническом задании, были
застрахованы в ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Пермь.<br>
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела № 889-11-А Управлением
был сделан запрос (исх. № 1965-11 от 06.03.2012 г.) в адрес ОСАО «Ингосстрах» с
просьбой предоставить информацию о заключенных в 2010 г. договоров с ФБГОУ ВПО
«РГТЭУ» договорах и сведениях и наличии/отсутствии страховых случаев по данным
договорам.<br>
В ответ на указанный запрос ОСАО «Ингосстрах» предоставило информацию о том, что
в 2010 г. с ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» действительно были заключены договоры
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств на следующих условиях:<br>
- автомобиль Subaru Forester г/н У 779 ХО 59 сроком страхования с 11.10.2010 г.
по 10.10.2011 г. с присвоением 06 класса, зависящего от наличия страховых
выплат;<br>
- автомобиль ВАЗ-21043 г/н О 998 ТН 59 сроком страхования с 09.12.2010 г. по
08.12.2011 г. с присвоением 08 класса, зависящего от наличия страховых выплат;<br>
- автомобиль Renault Megan г/н Н 778 ХО 59 сроком страхования с 02.08.2010 г. по
01.08.2011 г. с присвоением 02 класса, зависящего от наличия страховых выплат;<br>
- автомобиль Daewoo Nexia г/н С 201 УА 59 сроком страхования с 20.11.2010 г. по
19.11.2011 г. с присвоением 05 класса, зависящего от наличия страховых выплат.<br>
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739
коэффициент страховых тарифов зависит от наличия или отсутствия страховых выплат
при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих
договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств.<br>
Таким образом, на момент рассмотрения котировочных заявок – 05.08.2011 г. -
применение понижающего коэффициента, зависящего от наличия/отсутствия страховых
выплат («бонус-малус») при отсутствии страховых случаев возможно было только по
автомобилю Renault Megan г/н Н 778 ХО 59, поскольку срок действия договора ОСАГО
с ОСАО «Ингосстрах» истек в 23 час. 59 мин. 59 сек. 01.08.2011 г.<br>
При расчёте страховой премии по остальным транспортным средствам, которые
подлежали страхованию, необходимо было применить поправочные коэффициенты,
зависящие от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»),
соответствующие коэффициентам классов транспортных средств по договорам ОСАГО,
заключенным в 2010 году, т.к. срок действия этих договоров на момент размещения
извещения о запросе котировок не истёк.<br>
СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» представлен подробный расчет
страховой премии по каждому автомобилю Заказчика, исходя из которого правильно
применены по всем транспортным средствам базовые тарифы, поправочные
коэффициенты, зависящие от территории преимущественного использования
транспортных средств, количества лиц, допущенных к управлению и мощности
двигателя.<br>
При этом по всем автомашинам страховая премия в части необоснованного применения
пониженного коэффициента «бонус-малус» рассчитана с нарушением порядка,
установленного действующим законодательством об ОСАГО.<br>
Довод представителя СОАО «ВСК» о том, что страховая премия была рассчитана в
точном соответствии с действующим законодательством, в том числе применение
поправочных коэффициентов обосновано наличием сведений об обязательном
страховании по договорам, заключенным с ОСАО «Ингосстрах», Комиссией
отклоняется, поскольку СОАО «ВСК» хотя и располагало сведениями о классах
аварийности подлежащих страхованию транспортных средств и сроках действия
договоров ОСАГО, но необоснованно применило заниженные поправочные коэффициенты,
что впоследствии привело к занижению цены контракта в целом.<br>
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается
возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие
условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.<br>
Как следует из Устава СОАО «ВСК» является юридическим лицом, коммерческой
организацией, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение
прибыли (о чем свидетельствует организационно-правовая форма – СОАО) (ч. 1 ст.
50 ГК РФ). Таким образом, СОАО «ВСК» подпадает под определение хозяйствующего
субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №
135-Ф «О защите конкуренции».<br>
И заявитель, и ответчик осуществляют однородные виды деятельности на рынке
финансовых услуг – страхование, в т.ч. ответственности (код ОКВЭД 66.03.3),
следовательно, являются конкурентами.<br>
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно
соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ
в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства
РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и
справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим
субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
признаются недобросовестной конкуренцией.<br>
Действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по занижению суммы
страховой премии по транспортным средствам, что привело к занижению цены
контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств, направлены на получение необоснованных преимуществ в
осуществлении предпринимательской деятельности и способны причинить убытки
конкурентам в виде снижения размера получаемой ими прибыли (упущенная выгода) по
отношению к уровню прибыли при воздержании СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала
СОАО «ВСК» от указанных действий в силу следующих обстоятельств.<br>
В условиях конкуренции для получения прибыли хозяйствующие субъекты
заинтересованы в увеличении числа страхователей.<br>
Для достижения указанной цели хозяйствующий субъект может использовать разные
методы: как правомерные – достижение более высокого качества услуг, надежность и
т.п., так и неправомерные – нарушение принятых на рынке правил и норм
конкуренции.<br>
Неправомерное занижение СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» цены
контракта повлекло за собой невозможность заключения указанного контракта с
другим страховщиком, который осуществил расчет страховой премии в соответствии с
требованиями действующего законодательства РФ и техническим заданием Заказчика.<br>
Объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное
поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные
правила расчета страховой премии по договорам обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обычаи делового
оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости. <br>
Действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по неправомерному
занижению цены контракта на обязательное страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств, являются недобросовестной конкуренцией.<br>
Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ч. 1 ст. 14
Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».<br>
16 августа 2011 г. по результатам запроса котировок контракт между СОАО «ВСК» в
лице Пермского филиала СОАО «ВСК» и ФБГОУ ВПО «РГТЭУ» заключен и исполняется,
что подтверждается представленными копиями договора № 32/у оказания услуг по
страхованию транспортных средств и платежного поручения № 387 от 18.08.2011 г. о
перечислении денежных средств в размере суммы страховой премии – 34 456 руб. 50
коп. Принимая во внимание данный факт, Комиссия полагает нецелесообразным
выдавать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о
прекращении недобросовестной конкуренции. В то же время, Комиссия в соответствии
с п/п «к» п. 1 ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. №
135-ФЗ «О защите конкуренции» считает необходимым выдать СОАО «ВСК» в лице
Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о перечислении в федеральный бюджет
дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
При этом сумму дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, определить
в размере цены договора, заключенного по результатам проведенного ФБГОУ ВПО
«РГТЭУ» запроса котировок в размере 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста
пятьдесят шесть) рублей 50 копеек.<br>
Руководствуясь часть 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4
статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г.
№135-ФЗ «О защите конкуренции», </p>
</p>
<p align="center">Р Е Ш И Л А:</p>
</p>
1. Признать действия СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» по
необоснованному занижению цены договора оказания услуг по страхованию
транспортных средств (ОСАГО), заключенного по результатам запроса котировок,
совершенные в июле – августе 2011 г., нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона
«О защите конкуренции».<br>
2. Выдать СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» предписание о
перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения
антимонопольного законодательства.<br>
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса
о возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ в отношении СОАО
«ВСК».<br>
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.<br>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня
принятия.<br>
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность.</p>
<p align="center">ПРЕДПИСАНИЕ № 889-11-А</p>
</p>
<p align="justify">05 апреля 2012 года г. Пермь<br>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по
рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе &lt;…&gt;,
руководствуясь п/п «к» п. 1 ч. 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи
41, статьей 50, частью 3 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.04.2012 г. по делу №
889-11-А о нарушении СОАО «Военно-страховая компания» (далее по тексту – СОАО
«ВСК») в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,</p>
</p>
<p align="center">ПРЕДПИСЫВАЕТ:</p>
</p>
<p align="justify">1. СОАО «ВСК» в лице Пермского филиала СОАО «ВСК» перечислить в федеральный
бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного
законодательства в размере 34 456 (Тридцать четыре тысячи четыреста пятьдесят
шесть) рублей 50 копеек по следующим реквизитам:<br>
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю<br>
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми л/сч 04561200470<br>
р/с 40101810700000010003 ИНН 5902290360 КПП 590201001<br>
код 161.11602010016000140 ОКАТО 57401000000 БИК 045773001<br>
Статус плательщика 08<br>
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 05 мая
2012 г.<br>
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев
со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.<br>
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность.<br>
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного
органа.<br>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 889-11-А [format] => [safe_value] => 889-11-А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-05 11:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-05 11:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334057209 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )