Молоко убегает

Фасованное молоко растет в цене. Это вызвано стремительным ростом цен на полиэтилен - основную составляющую упаковки для молочных продуктов. С конца 2009 года стоимость этого материала увеличилась на 65 %.
Цены на молоко идут вверх. По данным Пермьстата, с декабря 2009 года по февраль 2010 года стоимость закупочных цен на продукцию сельхозпроизводителей увеличилась на 7,1 %. С января по февраль 2010 года молочный напиток пастеризованный подорожал в магазинах на 5,96 %, молоко питьевое стерилизованное - на 4,59 %, йогурт - на 4,16 %; на 2-3 % возросла цена молока питьевого пастеризованного и сухого, сметаны, творога и сырков глазированных.
Еще одним существенным фактором роста стоимости молочной продукции в рознице стало повышение цен на полиэтилен, являющийся основой для упаковки такой продукции.
Только за первые три дня февраля 2010 года в России она поднялась на 21 %. По информации источника "bс", с конца 2009 года стоимость этого материала увеличилась на 65 %. Основными производителями полиэтилена низкого давления в России до последнего времени были только два предприятия - ОАО "Уфаоргсинтез" и ОАО "Казаньоргсинтез" (имеющее 50 % доли на этом сырьевом рынке). "Рост цен на полиэтилен произошел беспрецедентный, - комментирует ситуацию генеральный директор одного из основных производителей упаковки на молочную продукцию на пермском рынке - ЗАО "Прана-Полимер" Владимир Оглезнев. - За последние 15 лет такого никогда не было, чтобы в конце года росла стоимость полиэтилена. Обычно это время максимального спада. Я считаю, что такая ситуация создана искусственно производителями полиэтилена. Уфа всегда держала самые низкие цены, не давая другим поднимать стоимость этого материала. Сегодня производственные мощности уфимского завода загружены на60%,а цены "Уфаоргсинтез" заявляет самые высокие. Если в январе этого года полиэтилен мы покупали по цене 44 500 рублей за тонну, то сегодня вынуждены платить 58 тыс. рублей. За три месяца рост составил 30 %!"
По данным источника "bс", в связи с аварией завод в Казани в конце 2009 года встал на профилактику. Фактически на территории страны полиэтилен выпускает только один завод - уфимский. Причем основная масса продукции этого предприятия вагонами отправляется на экспорт - в Китай, не имеющий собственной химической промышленности.
"Производители упаковки находятся в сложном положении, - сообщил "bс" Владимир Оглезнев. - Представителям молзаводов выгоднее покупать готовую упаковку в Китае, который получает полиэтилен с российских заводов по самым лучшим контрактам. Производителям молока деваться некуда: они включают стоимость упаковки в цену молока. И молоко дорожает. Причем ситуация не поддается прогнозу, ведь такого никогда не было. В конце марта в Санкт-Петербурге производители упаковки обратились в ФАС с просьбой дать разъяснение по вопросу применения антимонопольного законодательства на сырьевом рынке полиэтилена. Но решения по этому вопросу пока нет".
В апреле производители упаковки на пермском рынке уже предупредили представителей предприятий молочной отрасли о повышении цен на полиэтиленовую продукцию.
"Стоимость упаковки составляет 30-40 % от стоимости молока, поэтому цена полиэтилена сразу влияет на продажную цену молока, - комментируют ситуацию в администрации Калининского молочного комбината (Кунгурский район). - Пока производители упаковки не поднимали для нас цену, но уже предупредили, что с апреля она увеличилась на 24 %. Поэтому в мае нам придется увеличить цену на молоко минимум на 5 %. Расплачиваться за рост стоимости полиэтилена придется обычному покупателю, потому что предприятиям - производителям молочной продукции такие затраты самостоятельно не осилить. Все предприятия отрасли сегодня работают практически в ноль".
Марина Кудрявцева, заместитель руководителя Пермского УФАС, считает, что ситуацию могут разрешить в Главном управлении Федеральной антимонопольной службы или в Башкирском отделении УФАС, поскольку местные отделения службы имеют право выносить предписания только предприятиям, находящимся в границах региона. Если пермские производители упаковки докажут, что их маржа осталась на прежнем уровне, значит, они повысили цены на свою продукцию обоснованно, заключает госпожа Кудрявцева.
ЯРОСЛАВЦЕВА Н