Беда рогатая

2 ноября Министерство регионального развития Пермского края признало несостоявшимся аукцион по закупке 33 троллейбусов для Перми.
В апреле 2009 года Пермский край и Министерство регионального развития РФ подписали соглашение о выделении региону средств из федерального бюджета в размере 375,9 млн рублей на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники для муниципальных образований Прикамья. Последние в свою очередь приняли участие в софинасировании проекта, вложив в совокупности более 160 млн рублей. На аукционе, который состоялся 22 октября, было закуплено около 400 единиц техники (главным образом – автобусы). Для Перми на торгах было приобретено 33 троллейбуса, 11 пассажирских автобусов, 39 единиц легковой спецтехники, 9 автомобилей скорой помощи и проч. Среди компаний, подавших заявки на участие в конкурсе, значились ООО «ЭКС-Авто», ООО «Автотрейд», ООО «Автомобили мировых брендов», ОАО «КОММАШ» (г. Екатеринбург) и ООО «Предприятие «Стройкомплект» (г. Арзамас Нижегородской области).
Однако 2 ноября результаты торгов по закупке троллейбусов на общую сумму около 208 млн рублей пришлось признать несостоявшимися. Причиной стало отрицательное заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю относительно условий аукциона. По сообщению представителя ведомства, еще на подготовительном этапе торгов в УФАС поступила жалоба от вологодского ОАО «ТрансАльфаЭлектро». Производитель обращал внимание на то, что техническое задание на торги оформленно так, что его требованиям соответствуют лишь троллейбусы его основного конкурента – саратовского ЗАО «Тролза». В частности, в ТЗ были предъявлены требования к внешним габаритам транспортного средства, ширине дверных проемов более строгие, чем это предусмотрено действующим ГОСТом.
«Решение УФАС признает незаконным установление требования по внешним габаритам закупаемых транспортных средств, поскольку размеры кузова определяются особенностями конвейера и не могут быть изменены без перестройки сборочной линии, – отмечает руководитель УФАС по Пермскому краю Дмитрий Махонин. – При этом предъявление особых требований по тем параметрам, которые определяют безопасность и комфорт пассажиров (внутренние системы, отделка салона и проч.), укладывается в требования законодательства, поскольку производитель в состоянии изменить их, повысив конкурентоспособность своей продукции».
Срыв закупки троллейбусов для пермского муниципалитета неожиданным образом отразился на поставщике, победившем на аукционе, – ООО «ЭКС-Авто». По данным «bc», для выполнения контракта компания взяла краткосрочный кредит на сумму более 200 млн рублей. Теперь, когда Министерство регионального развития вынуждено отказаться от расчетов по соглашению, все расходы, связанные с его возвратом, легли на автодилера. По условиям соглашения, подписанного Минрегионразвития РФ и Пермским краем, выделенные средства должны быть освоены до конца 2009 года, то есть предполагаемый срок кредита составляет не более трех месяцев. Эксперты рынка банковских услуг отмечают, что договоры на такие суммы и сроки заключаются, как правило, на индивидуальных условиях, но расходы на обслуживание такого займа в расчете на один день могут составлять до 500 тыс. рублей.
По данным «bc», краевое правительство планирует в ближайшее время подготовить и провести новый аукцион по закупке электротранспорта для столицы региона.

Вячеслав Белобородов