Смастерили

Администрация Перми, архитектурно‑планировочное управление и МАУ «Бюро городских проектов» признаны виновными в нарушении федерального закона «О защите конкуренции». Как пояснил «Новому компаньону» руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Дмитрий Махонин, чиновники без конкурса заключили контракты с тремя западными компаниями на разработку мастер‑плана Перми. Поскольку речь идет о бюджетных деньгах, выделяемых на покупку услуги для муниципалитета, мэрия должна была провести конкурс. С предписаниями в ФАС пока не определились, однако прокуратура Перми вправе в судебном порядке потребовать расторжения этих договоров.

К рассмотрению антимонопольного дела в отношении администрации Перми, архитектурно-планировочного управления мэрии и муниципального автономного учреждения «Бюро городских проектов» теруправление ФАС по Пермскому краю приступило в начале октября. Дело было возбуждено по заявлению прокуратуры Перми, которая усмотрела нарушения в процедуре распределения муниципального заказа на разработку стратегического мастер-плана Перми, на базе которого будет подготовлен генеральный план города. «Бюро городских проектов» заключило контракты на разработку мастер-плана Перми с тремя западными архитектурными фирмами: KCAP Architects & Planners (создание общих планировочных и проектных решений) и Bureau Alle Hosper (ландшафтное проектирование), а также Pöyry (транспортная стратегия). Общая стоимость контрактов — 135 млн руб. При этом общая смета создания Генерального плана Перми составляет 431,6 млн руб. Вся работа по подготовке генплана возложена на «Бюро городских проектов». Инициаторами и кураторами этих процессов являются губернатор Олег Чиркунов и сенатор Сергей Гордеев.

Администрация Перми в ответ заявила, что автономные учреждения не обязаны проводить конкурсы. Начальник архитектурно-планировочного управления Олег Горюнов пояснил, что при исполнении муниципальных заданий бюро руководствуется не федеральным законом №94, а несколькими постановлениями мэрии. Проведение конкурсных процедур для установления муниципального задания законодательством не предусмотрено. Автономное учреждение является некоммерческой организацией, а подготовка проекта генерального плана не является деятельностью, приносящей доход, поэтому к нему, по мнению Горюнова, не может быть применен закон «О защите конкуренции».

В надзорном ведомстве сочли иначе. По результатам рассмотрения дела антимонопольщики пришли к выводу, что администрация Перми, архитектурно-планировочное управление и «Бюро городских проектов» нарушили ст. 15 ФЗ №135 «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления). Противоправные действия чиновников мэрии привели к тому, что три западные компании получили преимущественное положение на рынке, так как другие архитектурные бюро не смогли побороться за муниципальный заказ.

По словам Дмитрия Махонина, антимонопольное ведомство посчитало, что администрация Перми при выделении средств на подготовку генерального плана города не имела права выбирать подрядчиков без конкурса.

«Мы не говорим о том, что конкурс должно было проводить муниципальное автономное учреждение, — отмечает Махонин. — Но если речь идет об автономном учреждении, то оно создается для оказания услуг физическим и юридическим лицам. Здесь же речь идет о подготовке генплана, а согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Градостроительному кодексу РФ эта деятельность относится к компетенции органа местного самоуправления. Это муниципальный заказ, который не может размещаться никак иначе, кроме как в соответствии с законодательством о государственных и муниципальных закупках».

Согласно заданию, которое было выдано муниципальному автономному учреждению, получателем услуги выступает администрация Перми.

В течение 10 дней антимонопольное ведомство должно подготовить решение, в котором, среди прочего, должны быть указаны предписания по устранению нарушений закона. С предписаниями антимонопольщики пока не определились. Дело в том, что западные архитектурно-планировочные бюро, по большому счету, уже выполнили свои обязательства перед заказчиком.

«Мы понимаем, что вмешаемся только в акты выполненных работ», — говорит Махонин. По его словам, антимонопольщикам важно доказать, что дальнейшее расходование средств на подготовку генерального плана должно происходить в соответствии с ФЗ №94. Поэтому среди предписаний возможно требование внесения изменений в отдельные постановления администрации Перми.

Прокуратура Перми, выступившая инициатором возбуждения антимонопольного дела, может обратиться в суд с требованием признать договоры незаконными. Надзорный орган уже высказывал такое намерение.

На обжалование решения антимонопольного органа у администрации Перми есть три месяца. В администрации Перми сообщили, что обжалуют решение, как только получат его на руки.