Сговор больше не пройдет

В период кризиса интерес хозяйствующих субъектов и физических лиц к государственным и муниципальным закупкам явно усилился. И это понятно. Нередко случается, что именно бюджетное финансирование выигранного госзаказа помогает фирме остаться на плаву. Активным участником госзакупок в Пермском крае является малый бизнес. Сейчас он может рассчитывать на получение порядка 2 млрд рублей ежегодно. По закону ему должно быть отдано от 10 до 20% от государственного и муниципального заказа. В 2009 году за первые полгода его объем превысил 20 млрд. Такие цифры красноречиво подтверждают рост интереса к государственным закупкам. Казалось бы, надо радоваться. Однако этот повышенный интерес приводит и к более острой борьбе среди предпринимателей, когда для достижения цели, как говорится, все средства хороши. Растет и количество нарушений действующего законодательства, а именно 94-ФЗ, со стороны чиновников, участвующих в разделе «пирога». Исправить ситуацию можно, если взять госзакупки под общественный контроль, считает министр общественной безопасности Игорь Орлов. По его словам, именно общественная приемка товаров — эффективный способ по предупреждению коррупции в сфере госзакупок в Пермском крае. И вот на очередном заседании комиссии по предупреждению коррупции в системе закупок для государственных нужд и продаж государственного имущества на территории Пермского края были подведены некоторые итоги такого общественного контроля.
– Мы создали в крае нормально действующую систему контроля, — подчеркнул министр общественной безопасности Пермского края Игорь Орлов. — В числе последних новшеств, которые впрямую связаны с контролем, можно назвать так называемый регламент приемки товара. Здесь мы внедряем такую норму, которую можно назвать общественной приемкой. То есть с самого начала организации торгов и до момента приобретения игроком выигравшего товара в процессе участвует третья сторона — представители нашего министерства торговли, а также на общественных началах все те, кто участвовал в торгах, но по каким-то причинам не выиграл.
Сейчас в регионе новые правила приемки товаров, пописанные в регламенте, применяют 29 государственных заказчиков, то есть менее 5 процентов всех государственных заказчиков Пермского края. Это, по словам министра общественной безопасности, явно недостаточно. Нужно, чтобы система применялась более широко. Предполагается, что взаимодействие с государственными заказчиками по продвижению регламента и участию в приемке товаров будет продолжено. По словам начальника управления государственных закупок минторга Любовь Кирилловой, уже проработан вопрос о распространении регламента приемки товаров на все группы товаров. Как отметила чиновница, даже несмотря на некоторую перегруженность регламента необходимостью оформления и заключения актов, именно такой порядок обеспечивает защиту госзаказчиков от недобросовестных поставщиков и облегчает их задачу в случае необходимости решать вопросы о правомерности своих действий в суде.
Кроме этого, как отметили члены комиссии, не все заказчики пока знают полный алгоритм утвержденных законом требований. Поэтому в 2010 году планируется провести специальный обучающий семинар для государственных и муниципальных заказчиков с участием представителей УФАС, министерства развития предпринимательства и торговли, министерства общественной безопасности и других ведомств.
– Интерес бизнеса к бюджетным денежным средствам во время экономической нестабильности все больше увеличивается, поэтому растет и количество обращений, — сказал руководитель Управления ФАС по Пермскому краю Дмитрий Махонин.
По данным Пермского УФАС, за 9 месяцев текущего года на действия государственных и муниципальных заказчиков в управление поступило 775 жалоб. Из них 22 признаны обоснованными, то есть при размещении заказов были выявлены нарушения закона. Стоит отметить, что самое большое количество жалоб поступает на действия муниципальных заказчиков. При этом количество допущенных при размещении муниципального заказа нарушений также традиционно высоко.
Еще одной проблемой, связанной с недопущением, ограничением и устранением конкуренции при размещении заказов, является сговор на торгах. По словам руководителя антимонопольной службы Дмитрия Махонина, из протоколов проведения аукционов очень часто можно наблюдать ситуацию, при которой первоначальная цена контракта не снижается, притом что участниками аукциона являются несколько субъектов. Происходит это потому, что данные лица просто не принимают участие в торгах, несмотря на то, что затратили для этого значительное количество времени и денег. Доказать же сговор на торгах очень сложно. Поэтому члены антикоррупционной комиссии рекомендовали контролирующим размещение заказов органам и правоохранительным службам уделить той проблеме особо пристальное внимание.
– Главные правила игры при проведении конкурсов — максимальная прозрачность. А с созданием общественной приемки можно сказать, что в Пермском крае создана эффективная система контроля в сфере госзакупок, — отметил Игорь Орлов. — Чтобы считать ее уникальной, нужно еще работать и работать, но мы решаем одну из главных задач — поставку качественного товара и защиту государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков. — Наша работа направлена на ужесточение контроля, на шлифовку такого серьезного направления, как использование бюджетных средств. Этим мы хотим добиться того доброго и правильного понимания конкуренции, которое направлено не на противодействие различных участников, а на достижение результата, связанного с качеством товара, — добавил министр.

Арина КИМ