Игра на выбывание

Олег Чиркунов дал поручение краевому Дорожному агентству не допустить монополии в сфере строительства дорог. Он дал поручение составлять документацию на соответствующие конкурсы таким образом, чтобы организации, уже имеющие крупный заказ (например, 50 % от всего объема дорожного строительства), не могли принимать участия в тендерах. Губернатор полагает, что сейчас важно привести в Пермский край реального конкурента «Пермдорстрою». По его словам, после поглощения «Пермавтодора» ситуация в дорожной отрасли стала близкой к монополии, ведь на тот момент у «Пермдорстроя» уже был вполне весомый объем краевых заказов.

В Дорожном агентстве Пермского края согласны с тем, что «Пермдорстрой» занимает доминирующее положение на рынке строительства автомобильных дорог регионального значения в Пермском крае. «На сегодняшний день по 9 объектам строительства автодорог края заключено госконтрактов на общую сумму 10,4 млрд рублей, из них с «Пермдорстроем» – на 5 объектов на общую сумму 8,3 млрд рублей. Но одно это обстоятельство не является противозаконным», – поясняют в агентстве.

Михаил Якимов, докторант Московского автомобильно-дорожного института, кандидат технических наук, считает, что дорожную отрасль в Пермском крае все-таки нельзя приравнивать к монопольной, хотя ей и свойственно то, что выживают самые крупные компании.

В то же время специалисты Дорожного агентства утверждают, что они постоянно проводят конкурсы, аукционы на выполнение дорожных работ в крае. «При разработке конкурсных документаций в составе критериев предусмотрена оценка деловой репутации участников конкурса, а в процедурах проведения торгов принимают участие потенциальные подрядчики не только из Пермского края, но и из других регионов России, есть возможность участия и зарубежных претендентов», – говорят в агентстве.

«Запрет или ограничение на участие возможны в случаях установления антимонопольными или правоохранительными органами недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением, совершения иных действий, содержащих признаки ограничения конкуренции», – утверждают в Дорожном агентстве. Как рассказали «bc» в ведомстве, в настоящее время компетентными органами осуществляется проверка деятельности «Пермдорстроя», в том числе на предмет злоупотребления доминирующим положением, затруднения доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как отметил в своем блоге Олег Чиркунов, антимонопольное ведомство не согласовало позицию краевых властей. Действительно, в беседе с «bc» Дмитрий Махонин, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, отметил, что запрет подавать заявку на участие в конкурсе кому-либо противоречит как ФЗ № 94 «О размещении заказов…», так и ФЗ «О защите конкуренции». В ФЗ № 94 подробно прописаны случаи, когда можно отказать в участии в конкурсе, к примеру, если компания предоставила недостоверные сведения и ненадлежащим образом оформила информацию. По мнению Дмитрия Махонина, единственной правильной мерой, которая поможет избежать возникновения монополии, является не укрупнение заказов, а их уменьшение. «В таком случае и мелкие, и средние предприятия смогут участвовать в конкурсах», – поясняет г-н Махонин.

Михаил Якимов также отмечает, что подрядные организации в Пермском крае не растут как грибы. А создание искусственных барьеров для сегментации рынка оправданно лишь в том случае, если такие инициативы будут способствовать привлечению на пермский дорожный рынок подрядных организаций из других регионов, заключает эксперт «bc»