«Профессиональных жалобщиков стало меньше»: глава Пермского УФАС подвел итоги 2023 года

Реакция прикамских антимонопольщиков на подорожание бензина на лукойловских АЗС в декабре. Победа в длительном споре с пермскими производителями газобетона. Рост жалоб жителей края на проблемы с подключением к электрическим и газовым сетям. Неожиданные трудности для потребителей, возникшие при переходе столицы Прикамья к ценовой зоне теплоснабжения. Эти и другие темы «ФедералПресс» обсудил с руководителем Пермского УФАС Александром Плаксиным, который подвел итоги работы ведомства в уходящем году.

Долгие споры из-за газобетона

Александр Владимирович, какие громкие дела, которые вело ваше ведомство, могли бы выделить в этом году?

— Отметил бы несколько резонансных историй. Одна из них связана с высокими ценами на газобетонные блоки, производимые АО «ПЗСП» и АО «Пермтрансжелезобетон», в первой половине еще 2022 года. Расследование дел в отношении двух компаний шло непросто и заняло восемь месяцев. Мы провели серьезный анализ этого рынка, было много споров с ответчиками по поводу взаимозаменяемости товаров. Компании предлагали в качестве альтернативы еще рассмотреть кирпич, блоки из арболита, даже чуть ли не бревно. Нам удалось доказать, что эти пермские предприятия, злоупотребив своим доминирующим положением на рынке, незаконно установили монопольно высокие цены на газобетонные блоки. Тем самым ущемили интересы потребителей.

Мы выдали им предписание, попросили поправить торгово-сбытовую политику, обязав в течение полугода сообщать нам о фактах повышения цены на продукцию.

Что еще грозит компаниям «ПЗСП» и «Пермтрансжелезобетон»?

— Сейчас они оспаривают наши решения в судах. Если они устоят, то возбудим административное дело. В этом случае компаниям грозит штраф от 300 тысяч до миллиона рублей.

Жалобы президенту

Какие еще дела отметите?

— В феврале выдали предупреждение администрации Перми в связи с недостаточным количеством мест в схеме для киосков, продающих печатную продукцию. Вместо положенных по нормативу как минимум 125 мест в схеме было предусмотрено только 105. Хотя исполнение этого норматива обязательно: по закону, краевые и муниципальные власти должны способствовать развитию нестационарной торговли на территории города.

Стоит отметить, что мэрия Перми в этой ситуации повела себя адекватно и исполнила предупреждение. Правда, городская администрация попросила отсрочку, которая понадобилась для внесения законопроекта в думу. Весной в схему размещения НТО дополнительно включили 28 мест для киосков, реализующих печатную продукцию.

Еще два знаковых для нас дела, которые хотел бы отметить, связаны с введением в Перми с 2022 года единой ценовой зоны. Этот процесс оказался далеко непростым. Возникли нюансы, которые в силу ряда причин краевые и городские власти не учли.

Что за нюансы?

— Понятно, что в Перми есть крупная единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – ПАО «Т Плюс». Ей назначают предельный тариф, в рамках которого компания может устанавливать потребителям цены за теплоресурсы. Однако оказалось, что на территории краевой столицы имеются и небольшие ЕТО. В нашем случае речь о компании «Новогор-Прикамье» и заводе имени Дзержинского (ЗиД). Они имеют свои сети теплоснабжения и потребителей. «Новогор» обеспечивает теплом несколько многоквартирных домов в микрорайоне «Чусовской водозабор». У ЗиДа только коммерческие потребители – магазины, склады, производственные помещения.

Закон обязывает ЕТО, которая работает в определенной ценовой зоне, заключать с муниципалитетом соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В нем, в частности, отражаются обязательства ЕТО по инвестициям в модернизацию сетей и теплоисточников. Но ни «Новогор-Прикамье», ни ЗиД такие соглашения не подписали. Причем администрация Перми отправляла «Новогору» проект документа, но в компании посчитали нецелесообразным его подписывать. В случае с заводом имени Дзержинского вопрос спорный, кто виноват. Есть подозрение, что мэрия либо вообще не посылала этой организации проект соглашения либо отправила, но не проконтролировала его получение адресатом.

При этом и «Новогор-Прикамье», и ЗиД стали выставлять своим потребителям счета за услуги теплоснабжения в размере, равном максимально возможной цене – 3,3 тысячи рублей за одну гигакалорию. Более того, ЗиД в октябре прошлого года заключил договоры со своими клиентами по тарифу, который действовал до перехода на предельный уровень цены, – 2,2 тысячи рублей за гигакалорию. Но с января этого года почему-то начал применять в своих расчетах предельный тариф в 3,3 тысячи рублей. Хотя с потребителями не перезаключал договоры. Разумеется, такое резкое повышение платежей вызвало волну недовольства у коммерческих потребителей, для которых затраты на тепло – весомая статья расходов. Они даже обращались в приемную президента.

И как Пермское УФАС отреагировало на это?

— Возбудили антимонопольные дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Отмечу, что для нас это была новая практика. В итоге признали обе организации виновными в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, что привело к ущемлению интересов потребителей. Выдали им предписания устранить нарушения: в частности, заключить соглашения с мэрией об исполнении схемы теплоснабжения. Отмечу, что еще во время рассмотрения антимонопольного дела ООО «Новогор-Прикамье» в марте пересчитало стоимость теплоресурса, снизив ее до 2,4 тысячи рублей за гигакалорию. ЗиДу выдали предписание пересчитать плату за тепло, исходя из тех договоров, которые они подписывали с потребителями по старому тарифу в октябре 2022 года.

Рост жалоб на подключение к сетям

Часто ли прикамцы жалуются на проблемы с присоединением к инженерно-техническим сетям?

— В этом году, безусловно, количество обращений в этой сфере заметно выросло – почти на треть. Но это связано с тем, что кратно увеличилось и число заявок на технологическое присоединение. В прошлом году отменили льготное техприсоединение к электросетям. И теперь его стоимость с каждым годом увеличивается. Это подстегивает людей быстрее присоединять новые объекты, наращивать мощности. В 2023 году достаточно сильно выросло количество заявок от граждан на подключение к электрическим сетям. Как следствие, стало больше жалоб. В этом году мы рассмотрели около 40 административных дел, связанных с просрочкой выполнения обязательств по техприсоединению к электросетям. Все они привели к санкциям: выписали «Пермэнерго» (филиал ПАО «Россети Урал») штрафов на сумму порядка 9,8 млн рублей. Разумеется, выдали представления об устранении нарушения. Для нас главная цель – не наказать компанию, а решить вопрос с подключением заявителей. Это более важно для нас. Кстати, сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы серьезно увеличить штрафы за неисполнение представления.

Такие случаи неисполнения возникают?

— Единичные бывают. Недавно на ООО «Газпром газораспределение Пермь» наложили административный штраф за невыполнение представления. Но в целом по подключению к газовым сетям гораздо меньше административных дел возбуждаем. Хотя количество абонентов, присоединяемых к газовым сетям в этом году даже больше, если сравнивать с числом заявок на подключение к электросетям. Причина понятна. Уровень электрификации в регионе выше, чем газификации. Сегодня Пермский край – один из лидеров в стране по количеству заявок на догазификацию: только в этом году поступило более 70 тысяч заявок, из них 30 тысяч уже выполнили. При этом просрочено всего около 2 % заявок – один из минимальных показателей в стране. Можно сказать, что догазификация в Пермском крае идет хорошо.

Как сильно нарушают сроки подключения монополии?

— Обычно просрочка составляет от трех месяцев до полугода. В принципе, граждане готовы потерпеть пару месяцев или подписывают допсоглашение о продлении сроков подключения. Но когда процесс подключения начинает сильно затягиваться, тогда уже обращаются к нам.

Цены на бензин подогнали под инфляцию?

Буквально под занавес года Пермское УФАС возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» из-за повышения цен на бензин. Компания дважды – 16 и 20 декабря – поднимала стоимость АИ-92 и АИ-95 на своих заправках в регионе. В общей сложности, эти марки бензина подорожали на лукойловских АЗС на 85 копеек. Но насколько понимаю, в целом рост цен на заправках компании в крае за этот год не превышает уровень инфляции?

— Да, это так. Если смотреть с января 2023 года, то уровень набранной инфляции сейчас составляет порядка 6,7 %. Тогда как цены на бензин на АЗС «Лукойла» выросли примерно на 5,6 % с начала года. Действительно, уровень инфляции не превысили. Но, на наш взгляд, ориентироваться только на этот показатель неправильно. Уровень инфляции – это не та планка, к которой нужно тянуться. И неверно представлять его своего рода «безопасной гаванью», в пределах которой можно спокойно повышать цены. Необходимо еще и другие факторы учитывать: текущую ситуацию на топливном рынке, оптовые цены.

С сентября наблюдается сильное падение биржевых цен на бензины. И повышение розничной стоимости на этом фоне, мягко говоря, не выглядит экономически обоснованным. Получается, что компания серьезно увеличивает свою маржинальность как за счет снижения оптовых цен, так и за счет подорожания бензинов в своей рознице. На наш взгляд, это уже перебор.

Как обстоит ситуация с ценами на дизельное топливо?

— Дизель в этом году подорожал близко к уровню инфляции – примерно на 6,6 %. Но по дизтопливу сейчас наблюдаются достаточно высокие биржевые цены. Часто можно услышать возмущение, что в Пермском крае самый дорогой дизель в ПФО. Но это связано с тем, что «Лукойл-Уралнефтепродукт», который занимает доминирующее положение на рынке Прикамья, продает дизельное топливо третьего класса (имеет температуру фильтруемости не ниже –38 °C. – Прим. авт.). Его стоимость на бирже за тонну на 3–4 тысячи рублей дороже, чем дизеля второго класса (до –32 °C). В других регионах Поволжья производители продают дизельное топливо именно второго класса.

Миллионные штрафы за картели

В этом году выявили картели на аукционах в Пермском крае?

— Здесь ситуация такова, что у нас нет заявлений от участников закупок на возможные картельные сговоры. Не думаю, что они ушли в прошлое, просто стали латентными. Мы со своей стороны мониторим крупные госзакупки, в том числе в рамках нацпроектов, на предмет антиконкурентных соглашений. Для этого используем наше программное обеспечение «Антикартель». С помощью этой информационной системы в 2023 году проверили более 100 крупных процедур и признаков таких соглашений не установили.

Зато в этом году завершили расследование дела в отношении «Альфа-гарант» и «Грузавтоимпорт». Мы выявили, что эти фирмы заключили картельное соглашение при поставках автотранспорта по нацпроекту «Здравоохранение» в 2021 и 2022 годах. Сумма пяти незаконно заключенных контрактов составила порядка 91,5 млн рублей. Обе компании признали, что участвовали в картеле.

Как их наказали?

— В связи с их добровольным признанием в заключении антиконкурентных соглашений применили нормы «программы смягчения ответственности». Одну фирму – «Альфа-гарант» – освободили от административной ответственности. Второму участнику картеля – ООО «Грузавтоимпорт» – смягчили штраф. Он составил 4,6 млн рублей. Компания его уже выплатила. Так как речь идет о выручке свыше 50 млн рублей на этих контрактах, направили в краевое управление МВД материалы для возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц компаний. Ждем процессуального решения по данному поводу.

Какие-то новые особенности или тенденции в сфере госзакупок можете выделить?

— Резко снизилось количество обращений от профессиональных жалобщиков. Это связано с введением механизма универсальной предквалификации для участников закупок. Его смысл заключается в том, что жалобу может подать только то лицо, которое соответствует требованиям закупки. Одно из них: потенциальный участник должен иметь опыт исполнения контракта на сумму не меньше 20 % от начальной стоимости госзакупки. Если у фирмы нет такого опыта, то она не может подать заявку, а значит, и оспорить закупку. Благодаря этому механизму удалось отсеять много профессиональных жалобщиков.