Платить нельзя откладывать. Точка не поставлена

История с установкой общедомовых счётчиков началась в Чернушке ещё в прошлом году. 

Не одну газетную полосу заняли материалы на эту тему. Но когда в августе жители 83 многоквартирных домов получили квитанции с дополнительной строкой «Плата за установку ОДПУ», в редакцию газеты снова хлынул поток обращений. Сумма в несколько тысяч рублей взволновала многих, и чтобы разобраться, журналисты Информцентра «Пресс­Уралье» организовали пресс­конференцию. 13 августа на вопросы ведущих СМИ района ответили (на фото слева направо): Владислав Волков ­ коммерческий директор ООО «АудитЭнергоСервис», Андрей Драницын ­ заместитель главы города по инфраструктуре,  Александр Балахничёв ­ руководитель МП «Тепловые сети», Наталья Усанина ­ руководитель абонентского отдела этого же предприятия.

Андрей Драницын  объяснил, что сроки, когда люди сами могли установить общедомовые приборы учёта ресурсов, истекли ещё в июле 2012 года. Затем это стало обязанностью  ресурсоснабжающих организаций. Что касается счётчиков на тепло и горячую воду, то ими на сегодня пермская фирма  ООО «АудитЭнергоСервис» «оприборила» 83 многоквартирных дома. Вложенные деньги, согласно закону, тепловики должны получить с собственников квартир. 

Самое большое возмущение читателей газеты вызвало то, что жителей этих домов никто не информировал, поэтому откуда взялась такая сумма ­ им совершенно непонятно.Андрей Драницын  объяснил, что сроки, когда люди сами могли установить общедомовые приборы учёта ресурсов, истекли ещё в июле 2012 года. Затем это стало обязанностью  ресурсоснабжающих организаций. Что касается счётчиков на тепло и горячую воду, то ими на сегодня пермская фирма  ООО «АудитЭнергоСервис» «оприборила» 83 многоквартирных дома. Вложенные деньги, согласно закону, тепловики должны получить с собственников квартир.

  Необходимость собирать собрания или проводить согласования с собственниками законом не определена, ­ говорит чиновник. ­ Информация до населения доводилась адресно через письма и СМИ, но, видимо, недостаточно.

Он объяснил, что для определения цены было взято среднее значение предложений профильных организаций. Причём в разных домах сумма получилась разная. Она зависит от технических условий. Внутренние системы с виду одинаковых домов могут существенно отличаться.Кроме того, между собственниками квартир стоимость прибора распределяется пропорционально занимаемой площади.

В наших  подвалах установлен узел управления, в него входит не только счётчик, а всё необходимое ­ это трубы, рамы, расходомеры, температурные датчики, непосредственно сам прибор учёта и устройство  для дистанционной передачи данных, ­ говорит Андрей Игоревич.

Заплатить за эту роскошь можно сразу или же в рассрочку, но в таком случае к сумме прибавляются ещё и проценты за её использование. Они начисляются в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования, на сегодня это чуть больше 8% годовых.

Счётчики обещали установить до марта 2015 года, с чем связана такая задержка? ­ спросили журналисты. 

О причинах отсрочки рассказал Александр Балахничёв. Их оказалось несколько. Во­первых, не во всех подвалах были нормальные условия для установки. Одни были затоплены или без света, другие заселила «живность». А после работы в некоторых домах специалисты подрядной организации и вовсе ушли на больничный, надышавшись вредных веществ.

В феврале все приборы были уже смонтированы. 2­3 месяца мы проверяли подрядчиков. Стали выявляться недостатки. В нескольких домах после установки  пропала горячая вода, и приходилось менять техническое задание ­ меняли приборы одного диаметра на другой. Кое­где нарушился гидравлический режим внутренней системы теплоснабжения, поэтому пришлось приводить его в норму. Это тоже привело к тому, что сроки растянулись. Но к августу приёмка всех приборов у подрядчиков закончена. Теперь с первого числа их принимают совместно с управляющими компаниями жители, ­ поясняет Александр Геннадьевич. 

Так какова же процедура приёмки ОДПУ, какими документами она регулируется, и какую роль здесь играют собственники? ­ интересуются журналисты.

  Дело в том, что старшим по дому сложно разобраться в форме стандартного акта, в котором все составляющие указаны отдельно. Дело старшего ­ принять узел в целом, ­ утверждает  руководитель МП «Тепловые сети».

Поэтому для собственников придумали отдельный документ, в котором должны расписаться старший по дому, представители управляющей компании, теплосетей и городской администрации. И только после приёмки прибора жителей обяжут его оплатить.

Читатели газеты обеспокоены тем, что в узел учёта теплоэнергии  помимо обязательного измерительно­вычислительного блока входят необязательные приборы дистанционной передачи данных. А согласно установленным правилам,   ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителя оплаты дополнительных устройств. Сколько стоят эти дополнительные устройства, и вправе ли собственники их не принимать и не оплачивать?

Прибор дистанционной передачи данных ­ это часть узла учёта тепловой энергии. Сам он стоит недорого, но эффект даст при эксплуатации. Если он установлен, то не будет необходимости постоянно спускаться в подвал для того, чтобы получить данные, ­ утверждает Андрей Драницын.

Комплекс телеметрии включает прибор сбора и передачи данных, ­ добавляет Владислав Волков. ­ Информация поступает в теплосети  и обрабатывается диспетчером. Заказчик перед нами поставил  задачу таким образом, чтобы диспетчер мог отслеживать колебание гидравлики в целом по городу. И если на какой­то ветке просаживается давление, а никаких видимых причин этому нет, то туда должна выехать бригада и проверить.  А накопив статистические данные, через 2­3 года при необходимости можно будет перераспределить гидравлическую нагрузку по городу.

Ну, не захотят собственники платить ­ вычеркнем телеметрию. Хотя ­ это копейки, а цена за обслуживание вырастет, ­ добавляет свой аргумент Александр Балахничёв.

Формально выбрать организацию, которая будет обслуживать ОДПУ собственники должны самостоятельно, однако позиция администрации заключается в том, что на период гарантийного срока  обслуживать узел должны тепловые сети.

Тогда расскажите, сколько стоит сервисное обслуживание узла учёта? ­ задают присутствующим очередной вопрос.

Оказывается, стоимость обслуживания в муниципальном предприятии ещё не рассчитали. То ли снова хотят преподнести очередной сюрприз новой строкой в квитанции, то ли просто боятся, что кто­нибудь возьмёт да и сравнит стоимость телеметрии и сервисного обслуживания. А иначе, зачем скрывать их цены?

Во многих домах счётчики на тепло появились ещё несколько лет назад. Их установили за счёт ежемесячных платежей собственников управляющие компании. Нельзя ли оплатить счётчики из уже собранных средств на обслуживание и текущий ремонт? ­ звучит следующий вопрос.

Можно, ­ утверждает Андрей Драницын. ­ Если  деньги на счёте многоквартирного дома есть,  то общее собрание, главный и единственный орган управления домом, может принять решение, как эти деньги потратить. Если есть необходимость закрыть платежи за общедомовые счётчики,  это сделать можно.

Исчерпывающий ответ. А вот результаты  депутатской проверки, о которой доложил Георгий Попов на летнем заседании Земского собрания, респонденты внятно прокомментировать не смогли. Вопрос о нарушении процедуры закупки заинтересовал не только журналистов, но и Пермское УФАС. Антимонопольщики  возбудили дело в отношении муниципального предприятия «Тепловые сети» и администрации Чернушинского городского поселения по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Поэтому точку в истории со счётчиками ставить пока рано.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл социологическое исследование по важнейшим аспектам реформы ЖКХ.

Результаты опроса показывают, что участие населения в основных направлениях реформы отрасли по­прежнему остаётся на низком уровне.  В частности, только 6% опрошенных участвовали в создании ТСЖ, 6% участвуют в выборе управляющей организации по обслуживанию своего дома, и лишь 3% контролируют деятельность частной управляющей компании.

Наибольший интерес у населения по­прежнему вызывает тема снижения оплаты за жилищно­коммунальные услуги: о том, как экономить, хотят узнать 56%.  22% респондентов при этом хотели бы узнать, как контролировать деятельность управляющей компании, то есть понимать, за что они платят.