В 2016 году аэропорт «Большое Савино» будет принадлежать ОАО «Кольцо-Инвест»

В распоряжение НеСекретно оказался текст меморандума, подписанного между правительством Пермского края (Край), ООО "Международный аэропорт "Пермь" (Аэропорт) и ОАО "Кольцово-Инвест" (Инвестор). Со стороны Пермского края меморандум был подписан заместителем председателя правительства Олегом Демченко. Согласно документу до конца 2015 года ОАО "Кольцово-Инвест" должно построить новый современный аэропорт пропускной способностью более 2 млн человек в год при уровне обслуживания "С" по классификации ИАТА, а существующий терминал должен быть отремонтирован в 2013-2014 годах.
Заговорщики
Напомним, несмотря на претензии компании "Бэзел-Аэро" к результатам проведения конкурса и намерение пермского УФАС оспорить решение, меморандум был заключен с ОАО "Кольцово-Инвест" еще 25 апреля. При этом факт подписания тщательно скрывался, широкой общественности о его подписании стало известно лишь в мае после заявления министра транспорта Владимира Митюшникова. При этом информацию о подписании краевые власти несколько раз то подтверждали, то опровергали. Например, Олег Демченко факт подписания подтвердил, но признал, что текст меморандума требует доработки. Еще позднее председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов информацию опровергал.
Текст меморандума так нигде и не был опубликован. А пермскому УФАС, запросившему текст документа, запретили его публиковать. По итогам проверки в отношении сторон подписавших меморандум было возбуждено антимонопольное дело о нарушении Закона о конкуренции.
Антон Удальев, и. о. руководителя УФАС:
- Меморандум (как документ в широком смысле - прим. ред.)
не предполагает передачу прав на распоряжение акциями инвестору. Однако в документе имеются признаки нарушения статьи 16 "Закона о конкуренции", то есть факты сговора или согласованных действий между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, которые влекут ограничение конкуренции.
Депутаты Законодательного собрания также высказывали свои претензии к документу. Например, член комитета по налогам и экономическому развитию Юрий Елохов заявлял: "имеет место реализация схемы, результатом которой станет передача акций "Кольцово-Инвест", тайная приватизация, о которой мы ничего не знаем".
Меморандум
И действительно - согласно тексту меморандума в 2016 году полноценным владельцем аэропорта станет ОАО "Кольцо-Инвест". При этом инвестор находится в довольно вольготных условиях. Например, реальные сроки строительства "Кольцо-Инвест" будет определять самостоятельно:
"Сроки строительства и параметра дополнительных объектов могут изменяться Инвестором исходя из экономической ситуации, кроме того, Инвестор вправе привлекать партнеров для строительства дополнительных объектов".
В строительство нового терминала "Кольцово-Инвест" обязуется вложить более 11 млрд. рублей:
"Общий объем инвестиций в рамках обязательств Инвестора в части основных объектов составит ориентировочно 3,7 млрд. рублей в ценах 2013 года, в части дополнительных объектов - около 4,3 млрд. рублей. Общий объем планируемых инвестиций в реализацию Проекта в период до 2035 года составит около 11,5 млрд. рублей в номинальных ценах".
Реализовываться проект должен в несколько этапов.
До 7 июня должна была быть создана промежуточная юридическая структура - ОАО "Большое Савино - Терминал" (ОАО "БСТ") с уставным капиталом 100 000 рублей, поделенным на 100 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая. Учредители ОАО "БСТ"- Аэропорт с долей 26 процентов и Инвестор с долей 74 процента.
Совет директоров ОАО "БСТ" должен состоять из 5 членов, 4 из которых - представители Инвестора и лишь один - представитель Аэропорта. Генеральным директором будет назначаться представитель Инвестора.
Инвестор должен предоставить ОАО "БСТ" заемное финансирование "на срок не менее 11 месяцев по ставке не более 10% годовых с выплатой процентов по окончании срока займа" для "срочного начала реализации Проекта".
Приватизация аэропорта и его передача ОАО "Кольцо-Инвест" будет происходить в несколько этапов.
Этап первый. Административно-подготовительный
До 1 июля 2013 года 100 процентов акций Аэропорта должны быть включены в Прогнозный план приватизации государственного имущества. Акции будут внесены в уставный капитал сомнительного ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края" - к 31 декабря текущего года будет внесено 80 процентов акций.
Этап второй. Кульминационный
Не позднее 20 января 2014 года Край должен обеспечить принятие решения об увеличении уставного капитала Аэропорта путем дополнительной эмиссии обыкновенных акций, которые будут размещены посредством закрытой подписки в пользу Инвестора. Дополнительную эмиссию обязан оплатить Инвестор средствами на 1,050 млрд. рублей и своим пакетом акций ОАО "БСТ". При этом доля Инвестора в уставном капитале составит не менее 50 процентов плюс 1 акция и не более 75 процентов минус одна акция.
Этап третий. Заключительный
По окончании полного строительства нового терминала ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края" обязуется продать оставшиеся 25 процентов Инвестору по заранее установленной цене, но не менее цены размещения дополнительных акций Аэропорта плюс премия в размере 10 процентов. Передача акций и их оплата Инвестором будут осуществляться после 31 декабря 2015 года, по итогам которых ОАО "Кольцово-Инвест" будут принадлежать 100 процентов акций Аэропорта.
Таким образом, правительство Пермского края продаст аэропорт не дороже 1,5 млрд. рублей. При этом край берет на себя обязательство построить дорогу до нового терминала и посадочную полосу за счет федеральных средств.

ИНФОГРАФИКА
В данный момент 100 процентами аэропорта "Большое Савино" владеет Пермский край.
К 31 декабря Пермскому краю будет принадлежать лишь 20 процентов аэропорта, остальные 80 процентов в ходе приватизации внесут в уставный капитал ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края".
20 января владеть аэропортом будут уже не только Пермский край и АСИ. Как минимум 50 процентов будут принадлежать ОАО "Кольцово-Инвест" за счет вливания в уставный капитал акций за счет инвестора.
В 2016 году ОАО "Кольцово-Инвест" выкупит оставшуюся долю и станет полноценным хозяин пермского аэровокзала.