Нет в жизни счастья, или Проклятый акциз

Бензиновые цены как источник социальной напряженности.
В 1981 году в нашей стране произошло страшное событие: розничные цены на бензин выросли в два с лишним раза. Аи-93 еще вчера стоил 1 руб. 90 коп., а сегодня за него брали уже 4 рубля. Бензин марки А-80 подорожал с 1 руб. 50 коп. до 3 рублей. Старые советские бензоколонки оборудованы были механическими счетчиками. Тонкой настройке грубые счетчики не поддавались, поэтому цена указана за 10 литров. Впечатляет?
Воля народная
Разумеется, правительство решилось на беспрецедентное повышение вовсе не из-за того, что обрушилась цена на нефть на мировых рынках, а исключительно "идя навстречу пожеланиям трудящихся". Широкие массы, слава Богу, о мировых рынках тогда не знали и по наитию подсказывали правительству, на что бы еще повысить внутренние цены: то на хрусталь, то на ковры, а то – на постельное белье и капроновые чулки.
Социальных потрясений рост цен на автомобильное топливо не вызвал. Собственно, "потрясать" было некого. Являясь собственником всех средств производства, государство в лице многочисленных автоколонн само у себя покупало топливо для осуществления промышленных перевозок. В пермских автобусах можно было ездить за шесть копеек еще очень долго, пока начавшаяся много позже перестройка не вступила в стадию агонии.
На такси тариф, что называется, скакнул сразу. Рубль двадцать из Мотовилихи на Пермь II было дорого, а рубль восемьдесят стало и вовсе накладно. Но если паровоз под парами, а ты по профсюзной путевке за 10 % в отпуск собрался, так и на чай таксисту двадцать копеек сверху не пожалеешь. В общем, никто, кроме частных автовладельцев, не пострадал. А частных автовладельцев в то время было немного, и к их мнению никто прислушиваться не стал бы. Половина населения стояла в очередь на автомобиль и автомобилистам завидовала, другая половина искренне полагала, что наличие автомобиля является признаком нетрудовых доходов, и подозревала. Собственно, по желанию этих трудящихся и произошло повышение цен.
О чем горюем?
В октябре 2011 года бензин марки Аи-93 стоил на 13,5 процента меньше, чем в октябре 2012 года. Аи-80 за тот же год подорожал на 23 %. Казалось бы, о чем шуметь? Во­первых, заранее предупредили, во-вторых повышали не единовременно, а постепенно, в-третьих, объяснили, что в стоимость бензина включен акциз, который предназначен для строительства дорог. Давайте разбираться, в чем причина разницы социальной реакции тогда и сейчас.
Бензин – основа частного бизнеса, особенно малого, больно реагирующего на любое изменение затратной части. Бензин – продукт широкого потребления. Медленное, но неуклонное, заранее объявленное повышение цены на товар повседневного спроса вызывает стойкую негативную реакцию. Это как хвост коту отрезать по чуть-чуть раз в неделю. И наконец, нехорошо получилось с обещанием заменить акцизом транспортный налог.
Казалось бы, все логично: кто больше покупает бензина, тот больше ездит и должен больше платить за эксплуатацию дорог. Но акциз ввели, а налог не отменили. Получилось двойное обложение.
В Перми средний потребитель на легковом автомобиле заправляет в месяц примерно 300 литров Аи-95, 92, то есть проезжает порядка 10 километров ежедневно. По сведениям из профессионального источника, сегодня в литре бензина сбор составляет 5,50 руб., в 2014 году он достигнет уровня 7,50 руб. Автомобилист уже в текущем году через акциз внесет в госказну 19 800 рублей. И кроме того – транспортный налог, в среднем 4000 рублей. Ежемесячно за пользование дорогами мы платим более 2000 рублей, практически как за услуги ЖКХ в двухкомнатной квартире в отопительный сезон. Но если квартиру мы можем выбирать, потребление коммунального ресурса регулировать, то с дорогами выбора нет. Ездим по тому, что лежит, а лежит в основном как попало. Впечатляет?!
В чем сомневаемся
Существует ничем не подкрепленное мнение, будто бы на строительстве дорог разворовывается до 30 % выделяемых средств. О цифрах можно спорить, а сам факт нецелевого использования сомнений не вызывает. Подозрение вызывает и чрезмерно высокая стоимость строительства дорог в РФ, в частности в Пермском крае. А качество? Дороги в нашем регионе не только не выдерживают сравнения с зарубежными аналогами, но и значительно уступают дорогам в соседних областях и республиках. Будут ли разумно использованы средства, полученные от двойного налогообложения? Ничем не подкрепленные пафосные заявления только усиливают раздражение и недоверие.
Бензиновый акциз можно рассматривать как инвестиционную составляющую. Автовладелец, оплативший целевую надбавку, является инвестором. Но не имеет возможности оценить эффективность вложения.
Иначе работает, например, инвестиционная составляющая коммунального тарифа, применяемая компанией "НОВОГОР-Прикамье". С 2010 года до настоящего времени включенная в тариф холодного водоснабжения и водоотведения надбавка выросла с 1,95 руб. до 3,88 руб. При этом оператор отчитывается перед потребителем услуг за использование полученных средств. Деньги, перечисленные в составе тарифа, остаются на территории, работают здесь, реально повышая качество услуги. Ведется реконструкция инженерных сетей и сооружений. Горожане, оплачивая инвестиционную программу, имеют возможность контролировать освоение вложенных средств.
Администрирование сборов, поступающих в виде акциза, не предполагает такой наглядности.
Оператор, как и в случае с "НОВОГОРом-Прикамье", привязан территориально к потребителю. А вот, например, ООО "ЛУКОЙЛ­Пермнефтепродукт" – один из крупнейших межрегиональных сбытовых операторов компании "ЛУКОЙЛ" – имеет АЗС на территории Свердловской, Кировской областей, Удмуртии и Пермского края. И собранные компанией в виде акциза средства направляются в общий федеральный котел. Пермские (свердловские, кировские, удмуртские) автовладельцы не видят связи между своими расходами и повышением качества своей жизни. Поэтому акциз не воспринимается сегодня как инструмент справедливого перераспределения доходов. Потребитель видит лишь новый ценник, а систематическое повышение цены неблагоприятно сказывается на его социальном самочувствии.
Зарплату – в литры
В 1981 году средняя заработная плата составляла порядка 150 рублей = 500 литров А­80 =375 литров Аи-93.
В 2011 году среднедушевой доход населения в ПК 20 700 рублей = 787 литров Аи­92 = 734 литра Аи-95.
В 2012 году среднедушевой доход населения в ПК 23 000 рублей = 834 литра Аи­92 = 757 литров Аи-95.
Вывод: жизнь-то налаживается?
Использованы материалы, предоставленные Пермьстатом



Комментарии
Виталий Водопьянов, советник генерального директора по связям с общественностью ООО "Газпром межрегионгаз Пермь":

Регулированием цен занимается Федеральная служба по тарифам
– Цена на газ для конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо­сбытовые услуги.
Федеральная служба по тарифам – федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) – осуществляет государственное регулирование: оптовых цен на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размера платы за снабженческо­сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками.
Розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Пермском крае это Региональная энергетическая комиссия.
Специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям утверждаются органами власти регионального уровня и предназначаются для финансирования программ газификации.



Дмитрий Махонин, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю:
Защищать конкуренцию в рамках закона
– Говоря об установлении акцизов на нефтепродукты, следует напомнить: в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, акциз является одним из видов федеральных налогов (глава 22 раздел VIIIНК РФ). Согласно ст. 181 НК РФ, к подакцизным товарам относятся в том числе автомобильный бензин и дизельное топливо. Налоговые ставки для автомобильных бензинов и дизельного топлива различных марок установлены статьей 193 НК РФ. Установление налоговых ставок и их изменение относится к компетенции законодательного органа Российской Федерации.
Антимонопольные органы осуществляют государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольные органы относятся к исполнительной ветви власти Российской Федерации и призваны контролировать соблюдение законодательства со стороны всех участников правоотношений. Оценка законности и обоснованности принятых нормативно­правовых актов и изменений в них не входит в полномочия антимонопольных органов.
По вопросу установления тарифов на ЖКХ УФАС сообщает, что в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны применять тариф, рассчитанный регулирующим органом, если тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
При этом цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Закона о защите конкуренции).
В то же время у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по проверке экономической обоснованности установленных регулирующим органом тарифов на коммунальные ресурсы.