«Компании просто сговорились...»

Автор: Марина Замятина

Участники заседания комиссии Общественной палаты Пермского края по экономическому развитию, инновациям и созданию комфортной среды проживания 27 июня вновь обсудили отчёт Контрольно-счётной палаты Пермского края (КСП) о результатах работы Региональной энергетической комиссии по Пермскому краю (РЭК), который был представлен аудиторами ещё в марте.

Напомним, согласно отчёту контролирующего органа, из-за действий РЭК поставщики ресурсов смогли существенно завысить тарифы для населения. Однако инициатива депутатов из фракции КПРФ на апрельском заседании краевого Законодательного собрания о проведении депутатского расследования не получила поддержки. Спустя два месяца члены краевой Общественной палаты предложили вернуться к этой теме и настоять на том, чтобы краевые депутаты повнимательнее присмотрелись к тарифам.

«Треть нарушений, которые рассматривает антимонопольная служба, — это нарушения в ЖКХ: ситуации незаконного отключения от ресурсов, навязывание договоров, незаконные договоры, — констатировал руководитель Управления ФАС по Пермскому краю Дмитрий Махонин. — Злоупотребления доминирующим положением не редкость. Необходимо определиться с формулой вычисления цены».

Махонин уточнил, что Федеральная антимонопольная служба не может вмешиваться в ценообразование. Только суд может сказать, обоснована цена, утверждённая РЭК, или нет. По словам главы краевого антимонопольного ведомства, проблемы существуют абсолютно во всех ресурсных сферах. Например, в сфере газоснабжения они связаны со сложностью приобретения газа у поставщика, который увеличивает цену на ресурс за счёт платы за его доставку. Есть сложности в подключении к электросетям. В пример Махонин привёл микрорайон Новобродовский (Свердловский район Перми), где существующая линия электропередачи по факту является бесхозной. «Уже четыре года проблема электроснабжения в этом микрорайоне не решается», — отметил Махонин.

Особое внимание антимонопольщик уделил схеме теплоснабжения Перми, признав, что модель «единого котла» незаконна.

«Компании просто сговорились на рынке, прекратили общение с населением и стали продавать все через посредника — Пермскую сетевую компанию. В итоге тариф снизился у 170 тыс. человек, а повысился у 570 тыс.», — отметил Махонин.

С одной стороны, если бы не было Пермской сетевой компании (ПСК), то тариф оказался бы колоссальным, так как существующие котельные старые. Но с другой стороны, система «котла» не стимулирует убыточные котельные модернизироваться.

«В этом смысле мне непонятна позиция муниципалитета. Если мы передаём котельную в аренду, то она должна быть долгосрочной. Иначе никто не будет вкладываться в модернизацию производства. При этом надо понять, какой будет тариф, если «котловой метод» тарифообразования будет отменён», — пояснил позицию антимонопольщик.

Согласилась с этим подходом и аудитор Контрольно-счётной палаты Пермского края Людмила Иконникова, отметив, что «общая политика в сфере тарифообразования отсутствует, необходимо разработать и принять нормативно-правовой акт, определяющий тепловую политику на ближайшие годы».

Основной же дискуссионной темой стала обоснованность тарифов на тепло.

Член краевой Общественной палаты Сергей Минаев потребовал от заместителя председателя РЭК по Пермскому краю Нины Зотович признать, что установленные тарифы являются одними из самых высоких среди показателей городов-соседей.

Зотович в ответ заметила, что «в сфере тарифообразования много нюансов», так и не подтвердив предложенного тезиса. «Говорят, что если хоть одна из сторон — потребители или поставщики — тарифом довольна, то тариф установлен неправильно», — добавила она.

По словам Зотович, график реализации всех предложений, озвученных ранее депутатами, составлен и направлен на имя губернатора.

Экс-губернатор Пермской области, а ныне член Общественной палаты Пермского края Геннадий Игумнов задался вопросом, как будут возвращаться суммы, если завышение тарифов будет доказано.

«Принцип организации цен и тарифов непонятен. Если переплату заложить в тариф, то он существенно снизится. И в дальнейшем роста тоже не будет. Если перерасчёта не будет, то у прокуратуры возникнет возможность привлечь РЭК за действия по излишним сборам. Я считаю, что КСП правильно подняла вопрос», — резюмировал Игумнов.

По мнению депутата краевого Законодательного собрания Алексея Луканина, одна из причин высоких тарифов — неправильное использование ресурсниками инвестиционной составляющей.

«Инвестпрограмма направлена на то, чтобы деньги потребителя сработали на повышение эффективности производства и передачи ресурсов. Раз есть вложение, должен быть и «отклик», — отметил Луканин. — Мы задались вопросом, как используются средства. Как деньги повлияли на эффективность не понятно. По-моему, более закрытого органа, чем РЭК, нет».

В итоге, по словам Луканина, сделать выводы о том, было ли завышение тарифа и себестоимости, невозможно.

«Как разобраться, я не понимаю, — посетовал депутат. — Инициатива провести депутатское расследование не была поддержана. Инициатива провести федеральное расследование была отклонена. Видимо, даже в Законодательном собрании много лоббистов за закрытость сферы регулирования тарифов ЖКХ».

Луканин предложил написать повторное письмо в РЭК Пермского края, чтобы получить ответ на главный вопрос: как формируется тариф?

Геннадий Игумнов отметил, что отчёт КСП стал отражением общего мнения населения, и поэтому необходимо обратиться к депутатам краевого парламента с просьбой повторно заняться темой тарифообразования.