Дизельное удушье

 

Антимонопольщики давят цены на дизельное топливо вниз. В январе сотрудники пермского управления службы зарегистрировали снижение мелкооптовых цен на дизтопливо. Владельцы автозаправок тоже должны урезать цены, посчитали работники УФАС и попросили мелких розничных продавцов прислушаться к их мнению. Реакция участников рынка последовала незамедлительно.

В прошлом году цены на региональном рынке нефтепродуктов неуклонно росли. По данным пермских статистов, за двенадцать месяцев 2011 года бензин марок АИ-76 (АИ-80) подорожал более чем на четверть, АИ-92 – на 14%, АИ-95 и выше – на 13%, дизельное топливо – на 21,5%. Примечательно, что стоимость традиционно самого дешевого горючего в 2011 году впервые обогнала цены на бензин марки АИ-92 и вплотную приблизилась к стоимости бензина марки АИ-95. Интерес к этому феномену проявила Федеральная антимонопольная служба.

В январе региональное представительство надзорного ведомства получило свидетельство снижения цен на моторное топливо, реализуемое с пермской нефтебазы. По данным ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», цена на зимнее дизельное топливо (ДТ-5 класс 2,3) снизилась с 33,6 до 33,2 тысячи рублей за тонну (с 25 января 2012 года) и 32,9 тысячи рублей за тонну (с 27 января 2012 года). При этом дизельное топливо марки «Евро» к концу января подешевело на 100 рублей за тонну до 30,1 тысячи рублей. Цены же на бензин с декабря прошлого года не менялись.

Специалисты управления полагают, что снижение мелкооптовых цен должно привести к сокращению розничных цен на АЗС. Руководствуясь этим мнением, работники пермского УФАС разослали письма независимым продавцам моторного топлива, к числу которых относятся «Нефтехимпром», FÖNIX, «Ликом», «Петрол» и другие, с просьбой соразмерного снижения цен на дизельное топливо, реализуемое на их заправках.

Заместитель руководителя УФАС России по Пермскому краю Марина Кудрявцева пояснила корреспонденту Dengi59.ru, что эти письма носят рекомендательный характер. «Мы не имеем права принуждать не занимающих доминирующее положение на рынке продавцов топлива снижать цены. Но в сложившихся условиях это было бы справедливо», – заметила она.

«Оптовые цены на дизельное топливо, действительно, немного снизились. Однако появились новые проблемы с его приобретением. «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» не дает топливо на самовывоз, а гнать его цистернами владельцам одной-двух заправок не выгодно, его же еще и хранить где-то нужно. В общем, сопутствующие издержки на приобретение ДТ возросли. Так что снижать цены на топливо мелким продавцам сегодня не выгодно», – рассказал владелец автозаправки Андрей Петров (фамилия изменена по просьбе собеседника. – Прим. редакции). Он считает, что антимонопольщики не имеют права указывать розничным продавцам, какие цены они должны устанавливать на своих АЗС. «У нас же рынок. Хочу продавать буханку за 50 рублей – буду. Главное, чтобы спрос был, и законодательство осталось ненарушенным», – пояснил предприниматель.

А вот кому сотрудники антимонопольной службы и могут диктовать условия игры, так это монополистам. Сегодня на пермском рынке им остается группа компаний «ЛУКОЙЛ». «Однако через несколько лет ситуация может измениться. В Прикамье уже открылось представительство «Башнефти», скоро в регион может прийти и «Татнефть», – отметил Андрей Петров. – Они потихоньку станут вытеснят «ЛУКОЙЛ». Вот тогда-то цены на топливо и начнут снижаться естественным образом».