Кто, если не мы?

Пермяки начали борьбу с «Пермской сетевой компанией». Цель – убрать посредника и добиться адекватных цен за тепло.

Два пермских ТСЖ обратились в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи тепловой энергии между «Пермской сетевой компанией» (ПСК) и ТГК-9. Состоялось предварительное судебное заседание. Дальнейшее рассмотрение этого крайне важного для всех пермяков дела назначено на 14 октября. Чем же так важен и примечателен этот процесс?

Не война, но сражение

В 2009 году Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (УФАС) признало согласованные действия ТГК-9 и ПСК нарушившими закон «О защите конкуренции». Арбитражный суд Пермского края подтвердил позицию УФАС. То решение суда – 2009 года – никто не оспаривал, оно вступило в законную силу.

ПСК и ТГК-9 заключили договор купли-продажи тепловой энергии от 30.11.2007, по нему ТГК-9 обязуется производить и продавать, а ПСК принимать тепловую энергию. В итоге потребителей вынудили расторгнуть договоры теплоснабжения с ТГК-9 и заключить договоры с ПСК. Для ряда покупателей цены выросли, произошел раздел рынка тепловой энергии в Перми. Имело место и ограничение конкуренции.

Никаких изменений технологического процесса не произошло, просто у ТГК-9 изменился круг потребителей – появился один оптовый покупатель – ПСК.

Так у пермяков – появился посредник, для ТГК-9 – упростилась схема сбыта, а ПСК получила значительную долю рынка тепловой энергии.

«Именно совместные действия, – значится в решении суда, – теплоснабжающей организации ТГК-9 и фактически транспортирующей (сбывающей) тепловую энергию ПСК повлияли на состояние рынка и права потребителя».

Суд пришел к выводу, что действия компаний нарушают не только антимонопольное законодательство, но и интересы потребителей (лишая их права выбора поставщика тепловой энергии), и даже положения Конституции РФ.

А ведь сделка, признанная не соответствующей требованиям закона, является ничтожной.

Казалось бы, такое решение суда должно было произвести эффект разорвавшейся бомбы – по крайней мере, ПСК должна была исчезнуть как посредник из поля зрения потребителей, исчезнуть вместе со своими надбавками, ростом цен на тепло…

Но выиграв это сражение, УФАС по Пермскому краю не пошло дальше. По словам Антона УДАЛЬЕВА, заместителя руководителя УФАС, «некоторые изменения произошли», но дальнейшую борьбу должны были вести управляющие компании, ТСЖ и ЖСК («любое заинтересованное лицо», как говорит закон).

Промежуточные бои

Параллельно – в том же 2009 году – Ассоциация собственников жилья «Пермский край» отстояла в судах для нескольких ТСЖ и ЖСК право заключения договоров на поставку тепла напрямую с производителем – ТГК-9.

Да, в Перми, оказывается, есть потребители, которые платят за теплоэнергию производителю, а не посреднику – конечно же, по тарифу производителя, конечно же, дешевле! Так, в этом году тариф для потребителей ПСК – 970 руб., а для потребителей ТГК-9 – 610 руб. за гигакалорию. Существенная разница? Но после 2009 года ТСЖ и ЖСК, желающие работать без посредника, суды проигрывали… Почему – ни один из экспертов «ПО» не может объяснить, все многозначительно смотрят вверх. А читатели «ПО» могут найти ответ на этот вопрос на стр. 5.

Последний бой – он трудный самый

Только в этом году нашлись продолжатели начатого УФАС дела. Иск о ничтожности сделки между ПСК и ТГК-9 и о признании договора купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 недействительным поступил от двух ТСЖ.

Это уже второй иск: сначала представители ТСЖ пытались признать договор между ТГК-9 и ПСК незаключенным. В этом процессе всплыли интересные по-дробности сделки между ТГК-9 и ПСК. Так, у договора должны быть приложения. Но представители ПСК сначала приложения не приносили, а потом принесли с поддельной подписью Нины АНИКИНОЙ (бывшей гендиректором ПСК в 2007 году). Посмотрите на фото – подпись вверху – Нины Аникиной, сделанная в 2007 году, а вторая – «выполненная не Аникиной Ниной Михайловной, а другим лицом, с подражанием ее подписи» (формулировка из заключения эксперта-графолога).

Представители ТСЖ заявили в судебном заседании о проведении экспертизы, но представители ПСК отказались и просили суд исключить приложения из материалов дела.

«Данное обстоятельство позволяет суду сделать вывод об отсутствии приложений к договору как таковых, а следовательно, считать договор купли-продажи тепловой энергии от 30.11.2007 незаключенным», – значится в решении суда.

Но в иске ТСЖ было отказано, так как в деле о признании договора незаключенным ТСЖ не является заинтересованным лицом (стороной сделки).

Представители ТСЖ сдаваться не стали и подали иск о ничтожности сделки и недействительности договора. По закону теплоснабжающей организацией является организация, которая производит или приобретает тепло и продает его конечному потребителю. ПСК сама тепло не производит, она покупает его у ТГК-9, а если договор купли-продажи по покупке тепла признают недействительным… то ПСК не может быть теплоснабжающей организацией.

По мнению заявителей, ПСК должна стать просто транспортирующей организацией, а не «перепродажной», какой является сейчас.