ФАС за демократию и свободу на рынке

В Перми состоялось заседание  Совета руководителей антимонопольных служб Приволжского федерального округа.
 
Руководители антимонопольных служб округа собирались в Перми во второй раз, соответствующий приказ был подписан Федеральной антимонопольной службой в Приволжском федеральном округе 8 июня текущего года.  
Первое заседание совета состоялось 18 августа в Нижнем Новгороде. Тогда был определен формат работ и стандарт поведения участников мероприятия. Предполагается, что на встречах будет оттачиваться механизм сетевого взаимодействия антимонопольных органов. Организация этой системы определена поручением правительства РФ.   
«Антимонопольный орган должен учитывать разнообразие каждого округа и действовать сообразно экономике и социальной политике», - уверен Михаил ТЕОДОРОВИЧ, руководитель Нижегородского УФАС России, председатель совета руководителей антимонопольных служб Приволжского федерального округа.
Особенностью Приволжского федерального округа, по словам г-на Теодоровича, является сочетание добычи сырья и его переработки: «это не только нефтепродукты, это рудные материалы и машиностроение, обработка материалов и металла, в частности». Спецификой округа так же является и расположение в центре пересекающихся транспортных коридоров, поэтому здесь бурно развивается логистика и отрасли экономики, которые опираются на логистическую инфраструктуру. Соответственно, возникает потребность округа в инфраструктурных проектах, реализуемых в ходе значительных затрат, отсюда вытекает и тема 94 ФЗ «О закупках».
Председатель совета также отметил своеобразие гражданского общества в округе, многоэтничность и многоконфессиональность населения. Среди факторов, влияющих на формирование экономики в округе, г-н Теодорович назвал глобализацию мира и страны, вхождение в конструкции типа ВТО, появление безвизовых режимов с другими странами и приток трудовой миграции из стран ближнего зарубежья. «Это факторы, которые проецируются на экономическое поле округа, а мы видим его через призму нашей практики», - утверждает он.  
Среди наблюдений собеседника НеСекретно значится развитие гражданского  общества, формирование запросов к деятельности антимонопольных служб. «Люди хотят видеть результат, лояльность конкретных органов власти к запросам граждан. Они не обязаны хорошо знать, как работает антимонопольная служба по законодательству, но они четко усвоили, что ФАС это структура, которая, по их мнению, охраняет демократию и свободу на рынке. Но их понимание демократии, их понимание свободы, то, как они себе это представляют, отличается от региона к региону, - поделился руководитель Нижегородского УФАС России, - причиной тому многоэтничность предпринимательских сообществ, и это влияет на то, как люди воспринимают нашу роль и наши обязанности по взаимодействию с обществом».
Как оказалось, в первой части мероприятия перед гостями Пермского УФАС выступили  представители Пермской торгово-промышленной палаты, «ОПОРЫ РОССИИ» и центра «ГРАНИ». Опытом, который несомненно будет перенят у коллег из Пермского края, председатель совета назвал «административную гильотину».
Напомним, проект был разработан для того, чтобы снизить административные барьеры в крае. В его разработке участвовали представители органов власти, предпринимательского сообщества и эксперты. По итогам исследований, выяснилось, что основной проблемой для бизнеса при прохождении административных разрешительно-согласовательных процедур являются временные затраты, лицензирование и сертификация, а также проверки налоговых и иных контрольно-надзорных органов. В результате была создана региональная «административная гильотина» - Комиссия по государственному дерегулированию. В нее входит 20 членов, среди которых крупные предприниматели Прикамья, президент руководитель Пермского УФАС, президент Пермской торгово-промышленной палаты, представители городской администрации и Думы, представитель Законодательного собрания и правительства Пермского края, налоговой службы и прокуратуры.
Во время совета так же обсуждалась общие для всех антимонопольных служб округа проблемы. В частности, варианты решения спорных вопросов, возникающих при доказывании правильности изучения товарного рынка. Предприниматели, как правило, разрешают задачу при помощи экспертизы, однако в ходе разбирательств у антимонопольного органа, как правило, возникают вопросы к этому исследованию.   
Докладывал по этой теме Леонид Пак, руководитель Самарского УФАС. В его выступлении было отмечено два момента: кто именно может провести экспертизу и дать адекватную оценку товарного рынка и принципиальность разницы между выплатой судебных издержек на экспертизу и изыскания средств для самостоятельной оплаты экспертизы в ходе разбирательств. По итогам обсуждения, главы региональных антимонопольных служб решили обратиться в ФАС за разъяснением.  
Проблематика экспертиз товарного рынка актуальна и для Пермского края, об этом рассказал НеСекретно Дмитрий МАХОНИН, руководитель Пермского УФАС, это в частности касается и монопольных цен на бензин: «ЛУКОЙЛ предоставил в суд экспертизу, понятно, что эксперты делают такие выводы, которые интересны заказчику. И этот инструмент, зачастую является решающим, - говорит г-н Махонин, - однако в бюджете антимонопольной службы не предусмотрены средства на экспертизу и поэтому наша сторона не обладает аналогичным инструментом не только на этапе судебного разбирательства, но и во время рассмотрения антимонопольного дела».    
Напомним, в сентябре текущего года Пермскому УФАС удалось отстоять в апелляционном суде решение и предписание, признающие факт установления ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" монопольно высоких оптовых цен на топливо в границах Пермского края: антимонопольщики требуют от монополиста вернуть оптовые цены на горючее на уровень осени 2010 года. Снижение оптовых цен должно будет отразиться на ценах на АЗС.