Социокультурная конкуренция

Культурная жизнь в очередной раз оказалась в центре скандала. Администрация Перми, комитет по культуре и «Агентство социокультурных проектов» обвиняются в нарушении закона «О защите конкуренции». Сотрудники УФАС также подозревают ведомства в «непрозрачном расходовании бюджетных средств».

В Пермском управлении антимонопольной службы корреспонденту 59.ru рассказали, что дело возбуждено в отношении трех субъектов, аффилированных друг другу. Так, муниципальное автономное учреждение «Агентство социокультурных проектов» было создано два года назад комитетом по культуре. В беседе с корреспондентом 59.ru главный госинспектор отдела контроля органов власти пермского УФАС Дмитрий Баранов отметил, что агентство осуществляло организаторские функции, в частности, заключало договоры на строительную и проектную деятельность. Согласно федеральному закону №94, эти функции должны быть возложены на комитет по культуре и на управление внешнего благоустройства.

«Мы усмотрели в этой ситуации ограничение конкуренции, так как на осуществление работ должны иметь возможность претендовать все желающие. Однако в данном случае то, что вместо комитета действует автономное учреждение, позволяет заключать договоры без проведения торгов. Сама процедура также называется другими словами, как, например, в случае с «Агентством» – квалификационные отборы», – добавил Дмитрий Баранов.

По его словам, сложность состоит в том, что деятельность автономных учреждений не регламентируется контрольными органами, такими как ФАС или прокуратура. Используя узкие места законодательства, можно в своих интересах ограничить конкуренцию на каком-либо рынке.

Руководитель пермского УФАС России Дмитрий Махонин отмечает, что для антимонопольного ведомства остается загадкой цель создания автономного учреждения, по сути, дублирующего функции управления внешнего благоустройства администрации Перми и комитета по культуре. «Совершенно непонятно, какую муниципальную услугу оказывает МАУ «Агентство социокультурных проектов» населению Перми. Если эта услуга заключается в реконструкции скверов, парков, тогда в чем она отличается от деятельности вышеуказанных комитета и управления, которые занимаются также реконструкцией муниципального имущества? Налицо непрозрачный расход бюджетных средств», – добавил г-н Махонин.

Между тем участникам разбирательств сведений о ходе дела не поступало. В беседе с корреспондентом 59.ru руководитель МАУ «Агентство социокультурных проектов» Сергей Маленко рассказал: «Со мной по поводу этого вопроса не связывались, поэтому я не в курсе, что именно, по мнению УФАС, мы делаем не так. Разумеется, если в ходе их проверок будут обнаружены какие-либо нарушения, мы их устраним».

По словам г-на Маленко, неясно, в чем антимонопольщики усмотрели нарушение закона «О защите конкуренции», ведь в обязанности сотрудников комитета по культуре не входит, к примеру, уборка скверов или организация мероприятий в «Экстрим-парке». Этим занимаются сотрудники «Агентства социокультурных проектов».

«Я приветствую внимание, оказанное сотрудниками УФАС нашей организации. Странно, правда, что это произошло через два года после ее учреждения», – добавил Сергей Маленко.

Примерно такое же мнение высказала руководитель комитета по культуре администрации Перми Любовь Федорова: «О возбуждении дела мы узнали из публикаций в СМИ, никакой дополнительной информации нам не сообщили, сотрудники УФАС к нам не обращались». Так же г-жа Федорова отметила, что деятельность «Агентства социокультурных проектов» регулируется Уставом и Положением о комитете по культуре и до сих пор нареканий не вызывала.

Алена КАШИНА