Проблемы недобросовестной конкуренции в госзакупках, а также региональный опыт выявления и пресечения таких проблем обсудил Общественный совет при Пермском УФАС России

7 декабря 2023 года Общественный совет при Пермском УФАС России провел очередное заседание.  В повестку встречи были включены следующие вопросы:

1) О недобросовестной конкуренции в госзакупках. О мерах, реализуемых в Пермском крае по выявлению и пресечению предоставления участниками закупок недостоверных/заведомо ложных сведений об опыте работы при проведении конкурсов. Опыт Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.

2) О необоснованном занижении начальной цены контракта при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд как рычаг давления на товарный рынок: пути взаимодействия общественных советов и государственных органов.

3) Об административной ответственности бизнеса за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о закупках на примере практики Пермского УФАС России.

К участию в обсуждении вопросов были приглашены министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края А.С. Зарубин, заместитель министра финансов Пермского края, начальник контрольно-ревизионного Управления Министерства финансов Пермского края Н.В. Подбельский, заместитель председателя Контрольно–счетной палаты Пермского края К.А. Чуклинов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае П.Ю. Новоселов.

В ходе выступления с докладом по первому вопросу министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Алексей Зарубин сообщил, что при рассмотрении заявок участников конкурсные комиссии руководствуются требованиями законодательства о контрактной системе. Однако Закон о контрактной системе не обязывает комиссию целенаправленно проверять достоверность всех представленных в составе заявки документов, а делать это лишь при наличии достаточных оснований, явно свидетельствующих о недобросовестных действиях участника закупки, либо в случае получения официальной информации о таких действиях.

Другая сложность проверки представленной участниками закупок документации состоит в том, что у комиссии отсутствуют доступные способы получения достоверных доказательств, указывающих на подложность документов, кроме единственного – запроса у контрагента участника по договору сведений о действительности и исполнении такого договора. Однако, как правило, контрагенты являются аффилированными с участниками, поэтому на запросы не отвечают. В связи с чем, затруднительно выявить достоверность информации об опыте участника закупки.

Между тем, конкурсные комиссии Министерства закупок Пермского края и ГКУ ПК «ЦОЗ» самостоятельно выявляют недостоверность документов, представленных участниками закупок, либо об этом сообщают заказчики по закупкам.

Так, в 2022 году недостоверность была выявлена Министерством в 6 случаях, в 2023 году – в 21 случае. Заявки участников в этих случаях были отклонены, а информациях о фактах подделки документов направлена в правоохранительные органы. Однако ГУ МВД России по Пермскому краю отказывает в возбуждении уголовных дел в связи с отсутствием в действиях субъектов признаков преступления, в то время как на территории России имеются случаи привлечения предпринимателей, представивших недостоверные сведения в составе заявки в целях подтверждения своего опыта, к уголовной ответственности по ч. 5 ст. 327 УК РФ.

Основные сферы, в которых представляются участниками недостоверные сведения:

1) капитальный, текущий ремонт объектов капитального строительства (37% от общего числа случаев выявления недостоверности);

2) оказание охранных услуг (52% от общего числа случаев выявления недостоверности).

В качестве вариантов решения сложившейся проблемы участники Общественного совета обратились к Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края с предложениями рассмотреть возможность:

1) расширения перечня документов, подтверждающих опыт участника закупки, документами, подтверждающими факт получения исполнителем оплаты по предыдущему договору  – платежное поручение (если в качестве опыта участником предоставлен «коммерческий» договор);

2) дополнения порядка работы комиссий по осуществлению закупок, созданных при Министерстве и при ГКУ ПК «ЦОЗ» полномочиями по проверке документов участников закупки на предмет достоверности сведений в таких документах с учетом трудоемкости проверки, механизма/алгоритма реализации таких проверок; 

3) Направления в  Минфин России предложений:

3.1) о внесении изменений в Положение об оценке, утв. ПП РФ № 2604, устанавливающих необходимость представления в качестве подтверждения опыта договоров, заключенных исключительно по Закону о контрактной системе и Закону №223-ФЗ;

3.2) по ужесточению последствий для недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей в случае выявления фактов предоставления поддельных документов до и после заключения контракта, в том числе посредством:

- внесения изменений в Закон о контрактной системе, в части расширения случаев включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков при выявлении  фактов предоставления участником закупки поддельных/недостоверных документов об опыте работы и своей квалификации,

- дополнения в ст. 200.4 УК РФ нормой, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе поставщиками, подрядчиками, исполнителями, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и причинило крупный ущерб с распространением на данную норму квалифицирующих признаков ч.2 ст. 200.4 УК РФ.

Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края А.С. Зарубин одобрил предложения Общественного совета.

При обсуждении вопроса о необоснованном занижении начальной цены контракта при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, как рычаге давления на товарный рынок, Общественный совет также выступил с предложениями к участникам заседания рассмотреть возможность:

1) введения в процесс бюджетирования в Пермском крае обязательного применения отраслевых правил и рыночных механизмов из ст. 22 Закона о контрактной системе 44-ФЗ и отраслевых порядков определения НМЦК;
2) регулирования такого снижения цены "до лимита" на региональном уровне, например, путем ведения обоснованных понижающих коэффициентов.

Представители профильных ведомств приняли активное участие в обсуждении предложений Общественного совета по второму вопросу и обещали над ними подумать.