Письмо "О порядке рассмотрения соглашений"

В связи с поступающими запросами территориальных органов ФАС России и иных лиц, а также в целях единообразного применения норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба сообщает.

В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном данным Законом, за исключением:

1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;

2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;

3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

При применении указанных положений Закона о защите конкуренции необходимо руководствоваться следующим.

Обязанность уведомления о заключении финансовой организацией соглашения с физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, установлена только для случаев, когда такое лицо является финансовой организацией в понимании пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

1. Норматив совокупной доли, превышение которого влечет необходимость уведомления антимонопольного органа о заключении соглашения, установлен пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 N 334 и пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 N 335 в размере 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20 процентов на товарном рынке, где действует указанное соглашение и обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Совокупная доля для целей применения пункта 1 части 9 названной статьи рассчитывается только для финансовых организаций, действующих на одном товарном рынке, то есть при заключении соглашений, например, между страховыми организациями.

О соглашениях, заключенных между финансовыми организациями, действующими на различных товарных рынках, федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен независимо от их доли на товарном рынке (с учетом исключений, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции).

2. Соглашения, указанные в пункте 2 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, представляют собой соглашения о предоставлении финансовой услуги непосредственно контрагенту финансовой организации по данному соглашению либо о предоставлении ей финансовых услуг другой финансовой организацией, а также соглашения, заключенные в реализацию таких договоров (например, договоры залога или поручительства по кредиту, договоры о конфиденциальности).

В частности, к таким договорам относятся:

- договоры кредитных организаций с юридическими лицами о реализации зарплатных проектов, так как подобные договоры имеют признаки договора банковского счета;

- договоры эквайринга;

- договоры между кредитными организациями о межбанковском кредите, о сделках по синдицированному кредитованию, конверсионных операциях и иных межбанковских операциях;

- договоры доверительного управления денежными средствами и иным имуществом финансовой организации;

- договоры добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков кредитных средств, заключенные кредитной организацией как страхователем;

- договоры, заключаемые в процессе эмиссии ценных бумаг: об оказании услуг по организации размещения эмиссионных ценных бумаг, андеррайдинга, об оказании услуг менеджера размещения и услуг финансового консультанта.

3. Обычной хозяйственной деятельностью, как подтверждает судебная практика (пункт 5 информационного письма Пленума ВАС России от 13.03.2001 N 62), принято считать осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.

Для финансовой организации такими сделками будут являться сделки о непосредственном предоставлении ею финансовых услуг в соответствии с уставом, о которых не требуется уведомлять антимонопольный орган (пункт 2 части 9 статьи 35), а также сделки по обеспечению хозяйственных нужд данной организации.

Следовательно, под договорами, заключенными в процессе обычной хозяйственной деятельности, для целей пункта 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции следует понимать договоры по обеспечению хозяйственных нужд финансовой организации.

К таким договорам относятся, в том числе, следующие:

- договоры по размещению рекламы рекламным агентством, по подбору кадров, аренды или субаренды недвижимого имущества, поставки электроэнергии, установки пожарной сигнализации, купли-продажи оргтехники, подряда или договоры об оказании услуг по ремонту техники;

- договоры с разработчиками программных продуктов и информационных систем, консультантами по сопровождению программных продуктов;

- договоры кредитных организаций с коллекторскими агентствами;

- договоры с международными платежными системами, направленные на предоставление банку права эмиссии и обслуживания банковских карт;

- договоры купли-продажи, мены, залога векселя банка; первичная выдача векселя, уступка прав требований;

- для страховщика: агентские договоры со страховым агентом, заключенные им как принципалом.

При этом к обычной хозяйственной деятельности не относятся:

- договоры о сотрудничестве, заключенные банком с органами власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" и аналогичных региональных программ;

- договоры хозяйствующих субъектов об информировании потребителей (физических и юридических лиц) об условиях заключения договоров с финансовой организацией, в том числе соглашения кредитной организации со страховыми, оценочными компаниями, ипотечными брокерами (юридическими лицами), застройщиками, агентствами недвижимости о сотрудничестве в сфере ипотечного кредитования, предметом которого будет являться оказание информационных услуг;

- договоры торговых организаций с финансовыми организациями об информировании потребителей (физических и юридических лиц) об условиях заключения договоров с кредитной организацией;

- договоры финансовых организаций о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами в целях развития клиентской базы.

Частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 25.06.2007 N 184 "Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации" установлен закрытый перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о соглашении.

К уведомлению о соглашении кредитной организации из финансово-экономической отчетности необходимо прилагать следующие документы:

1. форма 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации", утвержденная Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, форме и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации" (далее - Указание);

2. форма 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)", утвержденная Указанием;

3. форма 0409102 "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации", утвержденная Указанием.

К уведомлению о соглашениях страховых организаций из финансово-экономической отчетности прилагается:

1. форма 1-страховщик "Бухгалтерский баланс страховой организации", утвержденная Приказом Минфина России от 08.12.2003 N 113н;

2. форма 2-страховщик "Отчет о прибылях и убытках страховой организации", утвержденная Приказом Минфина России от 08.12.2003 N 113н;

 

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минфина РФ от 28.01.2003 N 7н, утверждавший форму N 1-С, утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 20.03.2009 N 28н, утвердившего с отчетности за первое полугодие 2009 года новую форму статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь - _______ 20___ года".

 

3. форма 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации", утвержденная Приказом Минфина России от 28.01.2003 N 113н.

К уведомлению о соглашении профессионального участника рынка ценных бумаг (в том числе если кредитная организация заключает соглашение, направленное на осуществление ею деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг) из финансово-экономической отчетности прилагается:

1. форма N 1 "Бухгалтерский баланс", утвержденная Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н;

2. форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках", утвержденная Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н;

3. форма 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг", утвержденная Постановлением ФКЦБ РФ N 33, Минфина России N 109н от 11.12.2001.

Также ФАС России обращает внимание, что 30.11.2007 Минюстом России зарегистрирован Приказ ФАС России от 31.10.2007 N 356 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов" (далее - Регламент).

При рассмотрении уведомлений, подаваемых в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, следует руководствоваться административной процедурой, установленной в Регламенте.

 

И.Ю.АРТЕМЬЕВ

 

Согласовано

с Методическим советом

Федеральной антимонопольной службы