Разъяснение о порядке распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

Вопрос:

Правомерно ли включение в порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, нормы о том, что в случае, если в уполномоченный орган поступило два и более заявления о передаче земельного участка в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах?

Ответ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) рассмотрело обращение о порядке распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и сообщает следующее.

Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего, в т.ч. антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

Тем не менее, Пермское УФАС России считает возможным обозначить свое мнение по поставленным вопросам.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод, что, акт органа местного самоуправления, устанавливающий процедуры предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, помимо прочего должен содержать норму, устанавливающую порядок и сроки публикации сообщений о земельных участках, которые предполагаются для предоставления физическим (юридическим лицам), в т.ч. на основании заявлений таких лиц, а также срок, в течение которого иные лица, заинтересованные в получении прав на такие участки, могут подать заявления в уполномоченный орган.

       В случае если на момент истечения срока, указанного в сообщении в уполномоченном органе имеются два и более заявления о предоставлении прав на земельный участок, то получение прав на такой участок подлежит выставлению на торги в порядке, установленном ст. 38 Земельного кодекса РФ.

При отсутствии заявлений иных лиц земельный участок может быть предоставлен единственному заинтересованному лицу.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

 

Руководитель управления                                                                                  Д.Н. Махонин