Разъяснения по вопросу размещения заказов автономными учреждениями

Вопрос: Просим разъяснить, в соответствии с каким НПА осуществлять закупочную деятельность муниципальным автономным учреждениям (далее – МАУ), так как Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступает только с 01.01.2014. решением представительного органа муниципального образования указанный Закон не введен в действие на территории муниципального образования. Приказом Федерального казначейства от 14.12.2010 №22-н, МАУ не обеспечиваются выдачей ЭЦП для пользования на общероссийском официальном сайте, в связи с чем невозможно разместить МАУ муниципальные заказы в соответствии с Законом о размещении заказов.

 

           В ответ на Ваш запрос о предоставлении разъяснений по вопросу размещения заказов автономными учреждениями сообщаем следующее.

           Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего, в т.ч. антимонопольного законодательства РФ. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

         Тем не менее, Пермское УФАС России полагает возможным обозначить свое мнение по поставленному Вами вопросу.

Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) с 01.01.2014 г. настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, муниципальными автономными учреждениями, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Таким образом, обязанность по организации и проведению закупок автономными учреждениями Лысьвенского муниципального района Пермского края согласно Закона о закупках возникает с 01.01.2014 г., в случае если представительным органом Лысьвенского муниципального района Пермского края не предусмотрен более ранний срок.

Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов) настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений (ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов).

Муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов).

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что муниципальное автономное учреждение не является получателем бюджетных средств, и, как следствие муниципальным заказчиком.

В свою очередь отсутствие у автономного учреждения функций и прав муниципального заказчика свидетельствует о невозможности размещения им заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов (в т.ч. перечисляемых таким автономным учреждениям в виде субсидий).

Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Таким образом, наделение автономного учреждения функциями по отбору организации для оказания услуг (выполнения работ), необходимых, в т.ч. для решения вопросов местного значения и финансируемых за счет бюджетных средств является нарушением ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

Руководитель управления                                                                                  Д.Н. Махонин