Решение по делу № 097-10-а в отношении ОАО "Порт-Пермь"

Дата публикации: 23 апреля 2010, 06:00

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ
по делу № 097-10-а
о нарушении антимонопольного законодательства

23 апреля 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в отсутствии представителей ответчика и заинтересованного лица (подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела №096-10-а имеется в материалах дела),
рассмотрев дело № 097-10-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившимся в заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г. с лизинговой компанией ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

УСТАНОВИЛА:

В ходе контрольного мероприятия в отношении Открытого акционерного общества «Порт Пермь» (далее – ОАО «Порт Пермь») Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.
В 2007г. и в 2008г. ОАО «Порт Пермь» без проведения открытого конкурса ли открытого аукциона заключило ряд договоров лизинга с единственной лизинговой компанией ООО «Стоун- XXI»:
- договор лизинга № Л6056 от 10.12.2007г.
- договор лизинга № Л6676 от 08.04.2008г.
- договор лизинга № Л6545 от 19.03.2008г.
- договор лизинга № Л7015 от 29.05.2008г.
Согласно пункту 1.1 указанных договоров лизингодатель (ООО «Стоун-ХХI») предоставляет лизингополучателю (ОАО «Порт-Пермь») на условиях договора во временное владение и пользование за оговоренную пунктом 3.2 договоров плату транспортные средства, оборудование, приобретенные лизингодателем в соответствии с выбором лизингополучателя в собственность у ООО «СКАТ» и ООО «Латс-СПБ».
В соответствии с п. 4 данных договоров срок лизинга устанавливается сторонами 31 (тридцать один) месяц с даты начала лизинга транспортного средства, при этом каждый неполный месяц эксплуатации транспортного средства считается полным календарным месяцем.
Перечисленные договоры вступили в силу с момента подписания их сторонами и действуют до полного выполнения ими всех своих обязательств. Договоры могут быть расторгнуты по соглашению сторон.
Доказательств полного исполнения сторонами обязательств по указанным договорам лизинга, а также их досрочного расторжения в ходе контрольного мероприятия, а также в ходе рассмотрения дела не представлено, соответственно данные договоры является действующими на настоящий момент.
Документы, свидетельствующие о проведении торгов для заключения вышеуказанных договоров, Комиссии Пермского УФАС России также представлены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе по договору лизинга.
Согласно уставу основной целью ОАО «Порт Пермь» является извлечение прибыли от осуществления деятельности.
Для достижения своей цели ОАО «Порт Пермь» оказывает следующие виды деятельности:
- перевозка внутренним водным транспортом грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- осуществление комплексного обслуживания флота;
- зимний отстой, ремонт флота и перегрузочной техники, сооружений и других объектов, поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
- инвестиционная, коммерческая и посредническая деятельность;
- и т.д.
Следовательно, ОАО «Порт Пермь» оказывает услуги речного порта.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) указывает, что услуги, оказываемые в портах, являются сферой деятельности субъектов естественных монополий
Таким образом, ОАО «Порт Пермь» осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях ОАО «Порт Пермь» является субъектом естественной монополии.
В связи с тем, что ОАО «Порт Пермь» выдана лицензия на право осуществления деятельности в сфере услуг речных портов, 24.04.2000 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства МАП России уведомлением исх. № ВД/4477 от 24.04.2000г. сообщило ОАО «Порт Пермь» о его включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Соответственно, ОАО «Порт-Пермь» как субъект естественной монополии обязано было для заключения договоров лизинга провести отбор финансовых организаций на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренции.
Представители ответчика и заинтересованного лица 23.04.2010г. не явились на рассмотрение дела, письменных пояснений также не представили.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по договорам лизинга, закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В силу пункта 7 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по договору лизинга, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг по договору лизинга, вне зависимости от целей, на которые используется имущество, полученное по договорам лизинга.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций для оказания услуг по договору лизинга, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе лизинговых услуг.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь», заключив спорные договоры лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершило нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона субъектом естественной монополии ОАО «Порт Пермь» была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с тем, что указанные договоры является действующими, у Комиссии Пермского УФАС России есть основания для выдачи ОАО «Порт-Пермь» предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Порт Пермь» нарушившим пункт 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим лизинговым организациям.
2. Выдать ОАО «Порт Пермь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Отделу контроля финансовых рынков рекомендовать рассмотреть вопрос об обращении Пермского УФАС России с иском в суд о признании договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» недействительными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 097-10-а

23.04.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 23 апреля 2010 г. по делу № 097-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Порт Пермь»:
1. Прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г. с лизинговой компанией ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг.
2. В срок до 01.10.2010 года при наличии спроса на услугу по договорам лизинга, принять меры по обеспечению конкуренции путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору лизинговой организации с целью заключения договора лизинга, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 05.10.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.  

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8572 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 097-10-а в отношении ОАО "Порт-Пермь" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8572 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ
по делу № 097-10-а
о нарушении антимонопольного законодательства

23 апреля 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в отсутствии представителей ответчика и заинтересованного лица (подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела №096-10-а имеется в материалах дела),
рассмотрев дело № 097-10-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившимся в заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г. с лизинговой компанией ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

УСТАНОВИЛА:

В ходе контрольного мероприятия в отношении Открытого акционерного общества «Порт Пермь» (далее – ОАО «Порт Пермь») Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.
В 2007г. и в 2008г. ОАО «Порт Пермь» без проведения открытого конкурса ли открытого аукциона заключило ряд договоров лизинга с единственной лизинговой компанией ООО «Стоун- XXI»:
- договор лизинга № Л6056 от 10.12.2007г.
- договор лизинга № Л6676 от 08.04.2008г.
- договор лизинга № Л6545 от 19.03.2008г.
- договор лизинга № Л7015 от 29.05.2008г.
Согласно пункту 1.1 указанных договоров лизингодатель (ООО «Стоун-ХХI») предоставляет лизингополучателю (ОАО «Порт-Пермь») на условиях договора во временное владение и пользование за оговоренную пунктом 3.2 договоров плату транспортные средства, оборудование, приобретенные лизингодателем в соответствии с выбором лизингополучателя в собственность у ООО «СКАТ» и ООО «Латс-СПБ».
В соответствии с п. 4 данных договоров срок лизинга устанавливается сторонами 31 (тридцать один) месяц с даты начала лизинга транспортного средства, при этом каждый неполный месяц эксплуатации транспортного средства считается полным календарным месяцем.
Перечисленные договоры вступили в силу с момента подписания их сторонами и действуют до полного выполнения ими всех своих обязательств. Договоры могут быть расторгнуты по соглашению сторон.
Доказательств полного исполнения сторонами обязательств по указанным договорам лизинга, а также их досрочного расторжения в ходе контрольного мероприятия, а также в ходе рассмотрения дела не представлено, соответственно данные договоры является действующими на настоящий момент.
Документы, свидетельствующие о проведении торгов для заключения вышеуказанных договоров, Комиссии Пермского УФАС России также представлены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе по договору лизинга.
Согласно уставу основной целью ОАО «Порт Пермь» является извлечение прибыли от осуществления деятельности.
Для достижения своей цели ОАО «Порт Пермь» оказывает следующие виды деятельности:
- перевозка внутренним водным транспортом грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- осуществление комплексного обслуживания флота;
- зимний отстой, ремонт флота и перегрузочной техники, сооружений и других объектов, поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
- инвестиционная, коммерческая и посредническая деятельность;
- и т.д.
Следовательно, ОАО «Порт Пермь» оказывает услуги речного порта.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) указывает, что услуги, оказываемые в портах, являются сферой деятельности субъектов естественных монополий
Таким образом, ОАО «Порт Пермь» осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях ОАО «Порт Пермь» является субъектом естественной монополии.
В связи с тем, что ОАО «Порт Пермь» выдана лицензия на право осуществления деятельности в сфере услуг речных портов, 24.04.2000 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства МАП России уведомлением исх. № ВД/4477 от 24.04.2000г. сообщило ОАО «Порт Пермь» о его включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Соответственно, ОАО «Порт-Пермь» как субъект естественной монополии обязано было для заключения договоров лизинга провести отбор финансовых организаций на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренции.
Представители ответчика и заинтересованного лица 23.04.2010г. не явились на рассмотрение дела, письменных пояснений также не представили.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по договорам лизинга, закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В силу пункта 7 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по договору лизинга, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг по договору лизинга, вне зависимости от целей, на которые используется имущество, полученное по договорам лизинга.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций для оказания услуг по договору лизинга, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе лизинговых услуг.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь», заключив спорные договоры лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершило нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона субъектом естественной монополии ОАО «Порт Пермь» была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с тем, что указанные договоры является действующими, у Комиссии Пермского УФАС России есть основания для выдачи ОАО «Порт-Пермь» предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Порт Пермь» нарушившим пункт 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим лизинговым организациям.
2. Выдать ОАО «Порт Пермь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Отделу контроля финансовых рынков рекомендовать рассмотреть вопрос об обращении Пермского УФАС России с иском в суд о признании договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» недействительными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 097-10-а

23.04.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 23 апреля 2010 г. по делу № 097-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Порт Пермь»:
1. Прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г. с лизинговой компанией ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг.
2. В срок до 01.10.2010 года при наличии спроса на услугу по договорам лизинга, принять меры по обеспечению конкуренции путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору лизинговой организации с целью заключения договора лизинга, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 05.10.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.  

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ
по делу № 097-10-а
о нарушении антимонопольного законодательства

23 апреля 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в отсутствии представителей ответчика и заинтересованного лица (подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела №096-10-а имеется в материалах дела),
рассмотрев дело № 097-10-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившимся в заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г. с лизинговой компанией ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

УСТАНОВИЛА:

В ходе контрольного мероприятия в отношении Открытого акционерного общества «Порт Пермь» (далее – ОАО «Порт Пермь») Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.
В 2007г. и в 2008г. ОАО «Порт Пермь» без проведения открытого конкурса ли открытого аукциона заключило ряд договоров лизинга с единственной лизинговой компанией ООО «Стоун- XXI»:
- договор лизинга № Л6056 от 10.12.2007г.
- договор лизинга № Л6676 от 08.04.2008г.
- договор лизинга № Л6545 от 19.03.2008г.
- договор лизинга № Л7015 от 29.05.2008г.
Согласно пункту 1.1 указанных договоров лизингодатель (ООО «Стоун-ХХI») предоставляет лизингополучателю (ОАО «Порт-Пермь») на условиях договора во временное владение и пользование за оговоренную пунктом 3.2 договоров плату транспортные средства, оборудование, приобретенные лизингодателем в соответствии с выбором лизингополучателя в собственность у ООО «СКАТ» и ООО «Латс-СПБ».
В соответствии с п. 4 данных договоров срок лизинга устанавливается сторонами 31 (тридцать один) месяц с даты начала лизинга транспортного средства, при этом каждый неполный месяц эксплуатации транспортного средства считается полным календарным месяцем.
Перечисленные договоры вступили в силу с момента подписания их сторонами и действуют до полного выполнения ими всех своих обязательств. Договоры могут быть расторгнуты по соглашению сторон.
Доказательств полного исполнения сторонами обязательств по указанным договорам лизинга, а также их досрочного расторжения в ходе контрольного мероприятия, а также в ходе рассмотрения дела не представлено, соответственно данные договоры является действующими на настоящий момент.
Документы, свидетельствующие о проведении торгов для заключения вышеуказанных договоров, Комиссии Пермского УФАС России также представлены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе по договору лизинга.
Согласно уставу основной целью ОАО «Порт Пермь» является извлечение прибыли от осуществления деятельности.
Для достижения своей цели ОАО «Порт Пермь» оказывает следующие виды деятельности:
- перевозка внутренним водным транспортом грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- осуществление комплексного обслуживания флота;
- зимний отстой, ремонт флота и перегрузочной техники, сооружений и других объектов, поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
- инвестиционная, коммерческая и посредническая деятельность;
- и т.д.
Следовательно, ОАО «Порт Пермь» оказывает услуги речного порта.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) указывает, что услуги, оказываемые в портах, являются сферой деятельности субъектов естественных монополий
Таким образом, ОАО «Порт Пермь» осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях ОАО «Порт Пермь» является субъектом естественной монополии.
В связи с тем, что ОАО «Порт Пермь» выдана лицензия на право осуществления деятельности в сфере услуг речных портов, 24.04.2000 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства МАП России уведомлением исх. № ВД/4477 от 24.04.2000г. сообщило ОАО «Порт Пермь» о его включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Соответственно, ОАО «Порт-Пермь» как субъект естественной монополии обязано было для заключения договоров лизинга провести отбор финансовых организаций на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренции.
Представители ответчика и заинтересованного лица 23.04.2010г. не явились на рассмотрение дела, письменных пояснений также не представили.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по договорам лизинга, закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В силу пункта 7 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по договору лизинга, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг по договору лизинга, вне зависимости от целей, на которые используется имущество, полученное по договорам лизинга.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций для оказания услуг по договору лизинга, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе лизинговых услуг.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь», заключив спорные договоры лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершило нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона субъектом естественной монополии ОАО «Порт Пермь» была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с тем, что указанные договоры является действующими, у Комиссии Пермского УФАС России есть основания для выдачи ОАО «Порт-Пермь» предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Порт Пермь» нарушившим пункт 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим лизинговым организациям.
2. Выдать ОАО «Порт Пермь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Отделу контроля финансовых рынков рекомендовать рассмотреть вопрос об обращении Пермского УФАС России с иском в суд о признании договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г. с ООО «Стоун-ХХI» недействительными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 097-10-а

23.04.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 23 апреля 2010 г. по делу № 097-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Порт Пермь»:
1. Прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договоров лизинга № Л6056 от 10.12.2007г., № Л6676 от 08.04.2008г., № Л6545 от 19.03.2008г., № Л7015 от 29.05.2008г. с лизинговой компанией ООО «Стоун-ХХI» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке лизинговых услуг.
2. В срок до 01.10.2010 года при наличии спроса на услугу по договорам лизинга, принять меры по обеспечению конкуренции путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору лизинговой организации с целью заключения договора лизинга, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 05.10.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.  

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

23.04.10 Комиссией Пермского УФАС России было рассмотрено дело № 097-10-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Порт-Пермь» п. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров лизинга с ООО «Стоун-ХХI» без проведения конкурсных процедур. В ходе рассмотрения дела было принято решение признать факт нарушения, выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 01.10.2010г.

[format] => full_html [safe_value] =>

23.04.10 Комиссией Пермского УФАС России было рассмотрено дело № 097-10-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Порт-Пермь» п. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров лизинга с ООО «Стоун-ХХI» без проведения конкурсных процедур. В ходе рассмотрения дела было принято решение признать факт нарушения, выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 01.10.2010г.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-23 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-23 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )