Решение и предписание по делу № 101-10-а в отношении ОАО "Порт-Пермь"

Дата публикации: 31 марта 2010, 06:00

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ
по делу № 101-10-а
о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 марта 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя без доверенности ОАО «Порт Пермь» <…>,
представителя Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) <…> (по доверенности),
рассмотрев дело № 101-10-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договоров по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2008г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

УСТАНОВИЛА:

В ходе контрольного мероприятия в отношении Открытого акционерного общества «Порт Пермь» (далее – ОАО «Порт Пермь») Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.
В 2007 и 2008 гг. ОАО «Порт Пермь» (предприятие) без проведения конкурсных процедур заключило с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) (банк) договоры по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2008г.
Согласно указанным договорам Банк открывает предприятию бизнес-счета в рублях РФ для осуществления операций с использованием Карт.
В соответствии с пунктом 8 данных договоров договоры действуют без ограничения срока, при этом каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, письменно предупредив об этом другую сторону за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения.
Документов, свидетельствующих о расторжении договоров № 08-14-5430 и № 08-14-4137 сторонами не представлено, соответственно договоры ежегодно пролонгировались и действуют на настоящий момент.
В ходе проведения контрольного мероприятия и рассмотрения дела ОАО «Порт Пермь» не представило документы, свидетельствующие о проведении торгов для заключения вышеуказанных договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
Согласно уставу основной целью ОАО «Порт Пермь» является извлечение прибыли от осуществления деятельности.
Для достижения своей цели ОАО «Порт Пермь» оказывает следующие виды деятельности:
- перевозка внутренним водным транспортом грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- осуществление комплексного обслуживания флота;
- зимний отстой, ремонт флота и перегрузочной техники, сооружений и других объектов, поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
- инвестиционная, коммерческая и посредническая деятельность;
- и т.д.
Следовательно, ОАО «Порт Пермь» оказывает услуги речного порта.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) указывает, что услуги, оказываемые в портах, являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь» осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях ОАО «Порт Пермь» является субъектом естественной монополии.
В связи с тем, что ОАО «Порт Пермь» выдана лицензия на право осуществления деятельности в сфере услуг речных портов, 24.04.2000 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства МАП России уведомлением исх. № ВД/4477 от 24.04.2000г. сообщило ОАО «Порт Пермь» о его включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Соответственно, ОАО «Порт-Пермь» как субъект естественной монополии обязано было для заключения договора по открытию и ведению банковского счета юридическим лицом, осуществлению расчетов по этому счету провести отбор финансовых организаций на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренции.
Представитель ОАО «Порт Пермь» на заседание Комиссии Пермского УФАС России с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела не явился.
Представитель заинтересованного лица АК Сберегательного банка РФ (ОАО) озвучил свою позицию, которая заключается в следующем.
По мнению заинтересованного лица, в действиях ОАО «Порт Пермь» при заключении договоров по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2006г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, по следующим основаниям.
Договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт « Копоративная» № 08-14-4137 был заключен 21.03.2006г., до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции». Действующее, на момент заключения данного договора, законодательство не возлагало обязанность на субъекты естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения конкурсных процедур.
В связи с тем, что срок действия указанного договора не ограничен, договор будет действовать до прекращения необходимости сторон в данной услуге. (ст. 425, 422 ГК РФ).
Кроме того, для заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. ОАО «Порт Пермь» также не должно было проводить открытый конкурс/аукцион в силу следующего.
В соответствии с Письмом ФАС РФ от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к субъектам естественных монополий» часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции», подлежит применению к субъектам естественных монополий в случае, если оказание услуг, указанных в пунктах 1-11 части 1 статьи18 Закона о защите конкуренции, является необходимым для осуществления (при осуществлении) субъектами естественных монополий деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Договор по обслуживанию банковских карт заключен для учета операций, совершаемых с использованием корпоративных карт предприятием. Карта является персонализированным платежом, предназначенным для оплаты товаров, услуг на территории России. Держателями карт, в соответствии с п. 1.2 договора являются сотрудники предприятия, получившего карту по заявлению предприятия.
С целью всестороннего рассмотрения дела Комиссия Пермского УФАС России также заслушала представителя ОАО «Порт Пермь», не уполномоченного на участие в рассмотрении дела (без доверенности). Представитель ОАО «Порт-Пермь» в полном объеме поддержал позицию АК Сберегательного банка РФ (ОАО), вместе с тем добавил следующее.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) четко указывает субъектный состав участников, для которых положения данного закона имеют обязательную силу: исключительно для государственных и муниципальных нужд. Субъекты естественных монополий не входят в круг участников, на которых распространяются положения закона № 94-ФЗ. В связи с чем, у ОАО «Порт Пермь» отсутствует обязанность по проведению конкурсных процедур для отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в тот числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Довод заинтересованного лица о том, что на момент заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт « Копоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г. у ОАО «Порт Пермь» отсутствовала обязанность по проведению открытого конкурса/аукциона, признан Комиссией Пермского УФАС России обоснованным по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России установлено, что договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 был заключен сторонами не в 2008г., а 21.03.2006г. до вступления в силу Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 422 условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, в связи с тем, что данный договор является бессрочным, в силу п. 3 ст. 425 и п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор будет действовать до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, т.е. в данном случае до прекращения необходимости в данной услуге.
Соответственно, в 2006г. до вступления в силу Закона о защите конкуренции обязанность по проведению конкурсных процедур для заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г., у ОАО «Порт-Пермь» отсутствовала.
2. Довод заинтересованного лица и ответчика о том, что заключение договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. не связано с осуществлением ОАО «Порт-Пермь» деятельности, носящей естественно-монопольный характер, признан Комиссией Пермского УФАС России несостоятельным в силу следующего.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц во вклады, осуществлению расчетов по этим счетам закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
При этом Письмо ФАС РФ от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» официально не зарегистрировано, носит информационный характер и не является нормативно-правовым документом.
В данном письме ФАС России указывает, что на настоящий момент подготовлены поправки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в частности в статью 18 Закона о защите конкуренции, согласно которым в положении части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции будет прямо указано, что данное положение Закона о защите конкуренции применяется, в том числе в случаях, когда оказание финансовых услуг связано с осуществлением субъектом естественной монополии деятельности, не носящей естественно-монопольный характер.
Довод заинтересованного лица о том, что открытие счетов для осуществления операций с использованием Карт не связано с осуществлением ОАО «Порт Пермь» естественно-монопольной деятельности, ответчиком письменно не подтвержден.
Кроме того, на настоящий момент статья 18 Закона о защите конкуренции не делает никаких исключений по виду деятельности для субъектов естественных монополий. Указанная статья четко регламентирует необходимость проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания определенных данной нормой финансовых услуг.
Таким образом, субъект естественной монополии ОАО «Порт Пермь» обязано было с целью заключения в 2007г. договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. провести отбор финансовых организаций путем открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. Довод ответчика о том, что субъекты естественных монополий не входят в круг участников, на которых распространяются положения закона о размещении заказов, также признан Комиссией Пермского УФАС России не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов вне зависимости от целей, на которые будут использованы данные счета.
Положения Закона о размещении заказов № 94-ФЗ имеют обязательное правовое значение при оценке особенностей отбора финансовых организаций для целей антимонопольного регулирования.
Закон о размещении заказов № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе, в частности для субъектов естественных монополий, данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. кредитных организаций для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе банковских услуг.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь», заключив спорный договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершило нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при заключении договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона субъектом естественной монополии ОАО «Порт Пермь» была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела в части договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г., в связи с отсутствием нарушения ОАО «Порт-Пермь» антимонопольного законодательства при заключении данного договора.
2. Признать ОАО «Порт Пермь» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим кредитным организациям.
3. Выдать ОАО «Порт Пермь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Отделу контроля финансовых рынков рекомендовать рассмотреть вопрос об обращении Пермского УФАС с иском в суд о признании договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) недействительным.
Решение может быть обжаловано в теч
ение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 101-10-а

31.03.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 31 марта 2010 г. по делу № 101-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Порт Пермь»:
1. Прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим кредитным организациям.
2. В срок до 01.10.2010 года при наличии спроса на услугу по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам принять меры по обеспечению конкуренции путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору кредитной организации с целью заключения договора банковского счета, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 05.10.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8563 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 101-10-а в отношении ОАО "Порт-Пермь" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8563 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ
по делу № 101-10-а
о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 марта 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя без доверенности ОАО «Порт Пермь» <…>,
представителя Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) <…> (по доверенности),
рассмотрев дело № 101-10-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договоров по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2008г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

УСТАНОВИЛА:

В ходе контрольного мероприятия в отношении Открытого акционерного общества «Порт Пермь» (далее – ОАО «Порт Пермь») Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.
В 2007 и 2008 гг. ОАО «Порт Пермь» (предприятие) без проведения конкурсных процедур заключило с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) (банк) договоры по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2008г.
Согласно указанным договорам Банк открывает предприятию бизнес-счета в рублях РФ для осуществления операций с использованием Карт.
В соответствии с пунктом 8 данных договоров договоры действуют без ограничения срока, при этом каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, письменно предупредив об этом другую сторону за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения.
Документов, свидетельствующих о расторжении договоров № 08-14-5430 и № 08-14-4137 сторонами не представлено, соответственно договоры ежегодно пролонгировались и действуют на настоящий момент.
В ходе проведения контрольного мероприятия и рассмотрения дела ОАО «Порт Пермь» не представило документы, свидетельствующие о проведении торгов для заключения вышеуказанных договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
Согласно уставу основной целью ОАО «Порт Пермь» является извлечение прибыли от осуществления деятельности.
Для достижения своей цели ОАО «Порт Пермь» оказывает следующие виды деятельности:
- перевозка внутренним водным транспортом грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- осуществление комплексного обслуживания флота;
- зимний отстой, ремонт флота и перегрузочной техники, сооружений и других объектов, поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
- инвестиционная, коммерческая и посредническая деятельность;
- и т.д.
Следовательно, ОАО «Порт Пермь» оказывает услуги речного порта.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) указывает, что услуги, оказываемые в портах, являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь» осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях ОАО «Порт Пермь» является субъектом естественной монополии.
В связи с тем, что ОАО «Порт Пермь» выдана лицензия на право осуществления деятельности в сфере услуг речных портов, 24.04.2000 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства МАП России уведомлением исх. № ВД/4477 от 24.04.2000г. сообщило ОАО «Порт Пермь» о его включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Соответственно, ОАО «Порт-Пермь» как субъект естественной монополии обязано было для заключения договора по открытию и ведению банковского счета юридическим лицом, осуществлению расчетов по этому счету провести отбор финансовых организаций на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренции.
Представитель ОАО «Порт Пермь» на заседание Комиссии Пермского УФАС России с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела не явился.
Представитель заинтересованного лица АК Сберегательного банка РФ (ОАО) озвучил свою позицию, которая заключается в следующем.
По мнению заинтересованного лица, в действиях ОАО «Порт Пермь» при заключении договоров по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2006г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, по следующим основаниям.
Договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт « Копоративная» № 08-14-4137 был заключен 21.03.2006г., до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции». Действующее, на момент заключения данного договора, законодательство не возлагало обязанность на субъекты естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения конкурсных процедур.
В связи с тем, что срок действия указанного договора не ограничен, договор будет действовать до прекращения необходимости сторон в данной услуге. (ст. 425, 422 ГК РФ).
Кроме того, для заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. ОАО «Порт Пермь» также не должно было проводить открытый конкурс/аукцион в силу следующего.
В соответствии с Письмом ФАС РФ от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к субъектам естественных монополий» часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции», подлежит применению к субъектам естественных монополий в случае, если оказание услуг, указанных в пунктах 1-11 части 1 статьи18 Закона о защите конкуренции, является необходимым для осуществления (при осуществлении) субъектами естественных монополий деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Договор по обслуживанию банковских карт заключен для учета операций, совершаемых с использованием корпоративных карт предприятием. Карта является персонализированным платежом, предназначенным для оплаты товаров, услуг на территории России. Держателями карт, в соответствии с п. 1.2 договора являются сотрудники предприятия, получившего карту по заявлению предприятия.
С целью всестороннего рассмотрения дела Комиссия Пермского УФАС России также заслушала представителя ОАО «Порт Пермь», не уполномоченного на участие в рассмотрении дела (без доверенности). Представитель ОАО «Порт-Пермь» в полном объеме поддержал позицию АК Сберегательного банка РФ (ОАО), вместе с тем добавил следующее.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) четко указывает субъектный состав участников, для которых положения данного закона имеют обязательную силу: исключительно для государственных и муниципальных нужд. Субъекты естественных монополий не входят в круг участников, на которых распространяются положения закона № 94-ФЗ. В связи с чем, у ОАО «Порт Пермь» отсутствует обязанность по проведению конкурсных процедур для отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в тот числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Довод заинтересованного лица о том, что на момент заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт « Копоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г. у ОАО «Порт Пермь» отсутствовала обязанность по проведению открытого конкурса/аукциона, признан Комиссией Пермского УФАС России обоснованным по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России установлено, что договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 был заключен сторонами не в 2008г., а 21.03.2006г. до вступления в силу Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 422 условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, в связи с тем, что данный договор является бессрочным, в силу п. 3 ст. 425 и п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор будет действовать до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, т.е. в данном случае до прекращения необходимости в данной услуге.
Соответственно, в 2006г. до вступления в силу Закона о защите конкуренции обязанность по проведению конкурсных процедур для заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г., у ОАО «Порт-Пермь» отсутствовала.
2. Довод заинтересованного лица и ответчика о том, что заключение договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. не связано с осуществлением ОАО «Порт-Пермь» деятельности, носящей естественно-монопольный характер, признан Комиссией Пермского УФАС России несостоятельным в силу следующего.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц во вклады, осуществлению расчетов по этим счетам закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
При этом Письмо ФАС РФ от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» официально не зарегистрировано, носит информационный характер и не является нормативно-правовым документом.
В данном письме ФАС России указывает, что на настоящий момент подготовлены поправки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в частности в статью 18 Закона о защите конкуренции, согласно которым в положении части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции будет прямо указано, что данное положение Закона о защите конкуренции применяется, в том числе в случаях, когда оказание финансовых услуг связано с осуществлением субъектом естественной монополии деятельности, не носящей естественно-монопольный характер.
Довод заинтересованного лица о том, что открытие счетов для осуществления операций с использованием Карт не связано с осуществлением ОАО «Порт Пермь» естественно-монопольной деятельности, ответчиком письменно не подтвержден.
Кроме того, на настоящий момент статья 18 Закона о защите конкуренции не делает никаких исключений по виду деятельности для субъектов естественных монополий. Указанная статья четко регламентирует необходимость проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания определенных данной нормой финансовых услуг.
Таким образом, субъект естественной монополии ОАО «Порт Пермь» обязано было с целью заключения в 2007г. договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. провести отбор финансовых организаций путем открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. Довод ответчика о том, что субъекты естественных монополий не входят в круг участников, на которых распространяются положения закона о размещении заказов, также признан Комиссией Пермского УФАС России не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов вне зависимости от целей, на которые будут использованы данные счета.
Положения Закона о размещении заказов № 94-ФЗ имеют обязательное правовое значение при оценке особенностей отбора финансовых организаций для целей антимонопольного регулирования.
Закон о размещении заказов № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе, в частности для субъектов естественных монополий, данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. кредитных организаций для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе банковских услуг.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь», заключив спорный договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершило нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при заключении договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона субъектом естественной монополии ОАО «Порт Пермь» была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела в части договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г., в связи с отсутствием нарушения ОАО «Порт-Пермь» антимонопольного законодательства при заключении данного договора.
2. Признать ОАО «Порт Пермь» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим кредитным организациям.
3. Выдать ОАО «Порт Пермь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Отделу контроля финансовых рынков рекомендовать рассмотреть вопрос об обращении Пермского УФАС с иском в суд о признании договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) недействительным.
Решение может быть обжаловано в теч
ение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 101-10-а

31.03.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 31 марта 2010 г. по делу № 101-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Порт Пермь»:
1. Прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим кредитным организациям.
2. В срок до 01.10.2010 года при наличии спроса на услугу по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам принять меры по обеспечению конкуренции путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору кредитной организации с целью заключения договора банковского счета, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 05.10.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ
по делу № 101-10-а
о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 марта 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя без доверенности ОАО «Порт Пермь» ,
представителя Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) (по доверенности),
рассмотрев дело № 101-10-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договоров по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2008г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

УСТАНОВИЛА:

В ходе контрольного мероприятия в отношении Открытого акционерного общества «Порт Пермь» (далее – ОАО «Порт Пермь») Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.
В 2007 и 2008 гг. ОАО «Порт Пермь» (предприятие) без проведения конкурсных процедур заключило с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) (банк) договоры по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2008г.
Согласно указанным договорам Банк открывает предприятию бизнес-счета в рублях РФ для осуществления операций с использованием Карт.
В соответствии с пунктом 8 данных договоров договоры действуют без ограничения срока, при этом каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, письменно предупредив об этом другую сторону за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения.
Документов, свидетельствующих о расторжении договоров № 08-14-5430 и № 08-14-4137 сторонами не представлено, соответственно договоры ежегодно пролонгировались и действуют на настоящий момент.
В ходе проведения контрольного мероприятия и рассмотрения дела ОАО «Порт Пермь» не представило документы, свидетельствующие о проведении торгов для заключения вышеуказанных договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
Согласно уставу основной целью ОАО «Порт Пермь» является извлечение прибыли от осуществления деятельности.
Для достижения своей цели ОАО «Порт Пермь» оказывает следующие виды деятельности:
- перевозка внутренним водным транспортом грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- осуществление комплексного обслуживания флота;
- зимний отстой, ремонт флота и перегрузочной техники, сооружений и других объектов, поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
- инвестиционная, коммерческая и посредническая деятельность;
- и т.д.
Следовательно, ОАО «Порт Пермь» оказывает услуги речного порта.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) указывает, что услуги, оказываемые в портах, являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь» осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях ОАО «Порт Пермь» является субъектом естественной монополии.
В связи с тем, что ОАО «Порт Пермь» выдана лицензия на право осуществления деятельности в сфере услуг речных портов, 24.04.2000 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства МАП России уведомлением исх. № ВД/4477 от 24.04.2000г. сообщило ОАО «Порт Пермь» о его включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Соответственно, ОАО «Порт-Пермь» как субъект естественной монополии обязано было для заключения договора по открытию и ведению банковского счета юридическим лицом, осуществлению расчетов по этому счету провести отбор финансовых организаций на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренции.
Представитель ОАО «Порт Пермь» на заседание Комиссии Пермского УФАС России с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела не явился.
Представитель заинтересованного лица АК Сберегательного банка РФ (ОАО) озвучил свою позицию, которая заключается в следующем.
По мнению заинтересованного лица, в действиях ОАО «Порт Пермь» при заключении договоров по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. и № 08-14-4137 от 21.03.2006г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, по следующим основаниям.
Договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт « Копоративная» № 08-14-4137 был заключен 21.03.2006г., до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции». Действующее, на момент заключения данного договора, законодательство не возлагало обязанность на субъекты естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения конкурсных процедур.
В связи с тем, что срок действия указанного договора не ограничен, договор будет действовать до прекращения необходимости сторон в данной услуге. (ст. 425, 422 ГК РФ).
Кроме того, для заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. ОАО «Порт Пермь» также не должно было проводить открытый конкурс/аукцион в силу следующего.
В соответствии с Письмом ФАС РФ от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к субъектам естественных монополий» часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции», подлежит применению к субъектам естественных монополий в случае, если оказание услуг, указанных в пунктах 1-11 части 1 статьи18 Закона о защите конкуренции, является необходимым для осуществления (при осуществлении) субъектами естественных монополий деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Договор по обслуживанию банковских карт заключен для учета операций, совершаемых с использованием корпоративных карт предприятием. Карта является персонализированным платежом, предназначенным для оплаты товаров, услуг на территории России. Держателями карт, в соответствии с п. 1.2 договора являются сотрудники предприятия, получившего карту по заявлению предприятия.
С целью всестороннего рассмотрения дела Комиссия Пермского УФАС России также заслушала представителя ОАО «Порт Пермь», не уполномоченного на участие в рассмотрении дела (без доверенности). Представитель ОАО «Порт-Пермь» в полном объеме поддержал позицию АК Сберегательного банка РФ (ОАО), вместе с тем добавил следующее.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) четко указывает субъектный состав участников, для которых положения данного закона имеют обязательную силу: исключительно для государственных и муниципальных нужд. Субъекты естественных монополий не входят в круг участников, на которых распространяются положения закона № 94-ФЗ. В связи с чем, у ОАО «Порт Пермь» отсутствует обязанность по проведению конкурсных процедур для отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в тот числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Довод заинтересованного лица о том, что на момент заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт « Копоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г. у ОАО «Порт Пермь» отсутствовала обязанность по проведению открытого конкурса/аукциона, признан Комиссией Пермского УФАС России обоснованным по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России установлено, что договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 был заключен сторонами не в 2008г., а 21.03.2006г. до вступления в силу Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 422 условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, в связи с тем, что данный договор является бессрочным, в силу п. 3 ст. 425 и п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор будет действовать до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, т.е. в данном случае до прекращения необходимости в данной услуге.
Соответственно, в 2006г. до вступления в силу Закона о защите конкуренции обязанность по проведению конкурсных процедур для заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г., у ОАО «Порт-Пермь» отсутствовала.
2. Довод заинтересованного лица и ответчика о том, что заключение договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. не связано с осуществлением ОАО «Порт-Пермь» деятельности, носящей естественно-монопольный характер, признан Комиссией Пермского УФАС России несостоятельным в силу следующего.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц во вклады, осуществлению расчетов по этим счетам закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
При этом Письмо ФАС РФ от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» официально не зарегистрировано, носит информационный характер и не является нормативно-правовым документом.
В данном письме ФАС России указывает, что на настоящий момент подготовлены поправки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в частности в статью 18 Закона о защите конкуренции, согласно которым в положении части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции будет прямо указано, что данное положение Закона о защите конкуренции применяется, в том числе в случаях, когда оказание финансовых услуг связано с осуществлением субъектом естественной монополии деятельности, не носящей естественно-монопольный характер.
Довод заинтересованного лица о том, что открытие счетов для осуществления операций с использованием Карт не связано с осуществлением ОАО «Порт Пермь» естественно-монопольной деятельности, ответчиком письменно не подтвержден.
Кроме того, на настоящий момент статья 18 Закона о защите конкуренции не делает никаких исключений по виду деятельности для субъектов естественных монополий. Указанная статья четко регламентирует необходимость проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания определенных данной нормой финансовых услуг.
Таким образом, субъект естественной монополии ОАО «Порт Пермь» обязано было с целью заключения в 2007г. договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. провести отбор финансовых организаций путем открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. Довод ответчика о том, что субъекты естественных монополий не входят в круг участников, на которых распространяются положения закона о размещении заказов, также признан Комиссией Пермского УФАС России не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов вне зависимости от целей, на которые будут использованы данные счета.
Положения Закона о размещении заказов № 94-ФЗ имеют обязательное правовое значение при оценке особенностей отбора финансовых организаций для целей антимонопольного регулирования.
Закон о размещении заказов № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе, в частности для субъектов естественных монополий, данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. кредитных организаций для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе банковских услуг.
Таким образом, ОАО «Порт Пермь», заключив спорный договор по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершило нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при заключении договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона субъектом естественной монополии ОАО «Порт Пермь» была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела в части договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-4137 от 21.03.2006г., в связи с отсутствием нарушения ОАО «Порт-Пермь» антимонопольного законодательства при заключении данного договора.
2. Признать ОАО «Порт Пермь» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим кредитным организациям.
3. Выдать ОАО «Порт Пермь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Отделу контроля финансовых рынков рекомендовать рассмотреть вопрос об обращении Пермского УФАС с иском в суд о признании договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) недействительным.
Решение может быть обжаловано в теч
ение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 101-10-а

31.03.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 31 марта 2010 г. по делу № 101-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом «Порт Пермь» пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Порт Пермь»:
1. Прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора по обслуживанию банковских карт АС Сберкарт «Корпоративная» № 08-14-5430 от 28.05.2007г. с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, а также к ограничению доступа на данный рынок другим кредитным организациям.
2. В срок до 01.10.2010 года при наличии спроса на услугу по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам принять меры по обеспечению конкуренции путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору кредитной организации с целью заключения договора банковского счета, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 05.10.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Пермского УФАС России, рассмотрев дело № 101-10-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Порт-Пермь» п. 2 ч.1 ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договора по обслуживанию банковских карт с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения конкурсных процедур. В ходе рассмотрения дела было принято решение признать факт нарушения, ОАО «Порт-Пермь» выдано предписание о прекращении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 18, срок исполнения до 01.10.2010г.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Пермского УФАС России, рассмотрев дело № 101-10-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Порт-Пермь» п. 2 ч.1 ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договора по обслуживанию банковских карт с АК Сберегательным банком РФ (ОАО) без проведения конкурсных процедур. В ходе рассмотрения дела было принято решение признать факт нарушения, ОАО «Порт-Пермь» выдано предписание о прекращении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 18, срок исполнения до 01.10.2010г.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-31 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-31 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )