Решение и предписание по делу № 799-09-а в отношении администрации Нытвенского муниципального района Пермского края

Дата публикации: 5 февраля 2010, 16:36

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ

по делу № 799-09-а

о нарушении антимонопольного законодательства

05 февраля 2010 года г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители администрации Нытвенского муниципального района Пермского края и ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» не явились на рассмотрение дела № 799-09-а, надлежащее уведомление указанных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела № 799-09-а имеется в материалах дела (почтовые уведомления за номерами 28250, 28252 о вручении определения о назначении дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения контрольного мероприятия Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (далее - Администрация) Комиссией Пермского УФАС было установлено следующее.

20.12.2007 г. Администрацией был заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование», согласно которому ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» организует медицинскую помощь работающим гражданам Администрации в объеме и на условиях Программы обязательного медицинского страхования населения Пермской области.

Указанный договор был заключен 20.12.2007г. со сроком до 31 декабря 2010 года с дальнейшей пролонгацией на такой же период, при условии, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не менее чем за 30 дней до окончания срока.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органы местного самоуправления должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по медицинскому страхованию.

Вместе с тем, документов, свидетельствующих о проведении конкурсных процедур для заключения вышеуказанного договора, Комиссии Пермского УФАС в ходе проведения контрольного мероприятия представлено не было.

 

Представители администрации не явились на рассмотрение дела, письменных пояснений также не представили.

 

Комиссия Пермского УФАС России, изучив имеющиеся документы, пришла к следующим выводам.

Администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края был заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения конкурсных процедур, как установлено действующим законодательством, а именно пунктом 9 частью 1 статьей 18 Закона о защите конкуренции. Указанный договор ОМС работающего населения был заключен 20 декабря 2007 года на срок до 31 декабря 2010 года. По условиям договора действие договора продлевается каждые раз на этот же срок, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 26.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) Граждане Российской Федерации имеют право на обязательное и добровольное медицинское страхование, а также выбор медицинской страховой организации.

При этом статьей 2 Закона о медицинском страховании определено, что страхователями при обязательном медицинском страховании являются работодатели, в т.ч. организации, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

Право выбора медицинской страховой организации распространяется на неработающих граждан, которые осуществляют данный выбор в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 14.05.2007 N 147

"Об утверждении Порядка выбора неработающими гражданами страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края"

Работающий гражданин, имея право выбора медицинской страховой организации, не наделен правом для его реализации при заключении договора обязательного медицинского страхования, т.е. самостоятельного заключения указанного договора.

Страхование работающего населения осуществляется исключительно работодателем.

Вместе с тем, в случаях, когда страхователями являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий, на основании ст.18 Закона о защите конкуренции страховые медицинские организации отбираются путем конкурса в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказа.

Согласно ст. 40 Устава муниципального образования «Нытвенский муниципальный район», утвержденного Решением Земского собрания Нытвенского района от 22.06.2005 № 54 (ред. от 24.07.2008г.) (далее также – Устав Нытвенского муниципального района) Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края- орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края обладает правами юридического лица.

На основании ч. 4 ст. 40 Устава Нытвенского муниципального района к полномочиям администрации Нытвенского муниципального района относится решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Земского Собрания Нытвенского муниципального района.

Таким образом, администрация Нытвенского муниципального района Пермского края, являясь органом местного самоуправления, обязана была заключить договор медицинского страхования работающих граждан на основании открытого конкурса или открытого аукциона, как установлено в статье 18 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей 1 Закона о медицинском страховании установлено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Согласно статье 9 приведенного Закона страхователь (в данном случае - орган местного самоуправления) обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования вне зависимости от стоимости таких услуг и способа их финансирования. В контексте данной статьи, в области обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и субъекты естественных монополий обозначены, в том числе, и как организации (учреждения) - работодатели.

Данный вывод подтверждается включением в субъектный состав лиц, определенных статьей 18 Закона о защите конкуренции, которые не осуществляют в своей хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) полномочия. Таким образом, указанная статья обязывает органы местного самоуправления осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе страховых услуг.

Таким образом, администрация, заключив договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса/аукциона, совершила нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также ущемляет интересы других финансовых организаций.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС установлено, что договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. является действующим до 31.12.2010 года, при этом администрация не представила документы, свидетельствующие о принятии мер по обеспечению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, направленных на заключение вышеуказанного договора на основании открытого конкурса/аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу, что при заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 20.12.2007г. № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона администрацией Нытвенского муниципального района была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также ущемляет интересы других финансовых организаций.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также к ограничению доступа на данный рынок другим страховым медицинским организациям.

2. Выдать администрации Нытвенского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №799-09-а в отдел правового обеспечения, аналитической работы и взаимодействия со средствами массовой информации для дальнейшего рассмотрения вопроса об обращении Пермского УФАС с иском в суд о признании договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. между администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края и ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 799-09-а

05.02.2010 г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05 февраля 2010 г. по делу № 799-09-а о нарушении администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края

1. Прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» без проведения конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также к ограничению доступа на данный рынок другим страховым медицинским организациям.

2. В срок до 01.12.2010 года принять меры по обеспечению конкуренции, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору страховой медицинской организации с целью осуществления обязательного медицинского страхования работающего населения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. В срок до 15.12.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8548 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 799-09-а в отношении администрации Нытвенского муниципального района Пермского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8548 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ

по делу № 799-09-а

о нарушении антимонопольного законодательства

05 февраля 2010 года г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители администрации Нытвенского муниципального района Пермского края и ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» не явились на рассмотрение дела № 799-09-а, надлежащее уведомление указанных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела № 799-09-а имеется в материалах дела (почтовые уведомления за номерами 28250, 28252 о вручении определения о назначении дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения контрольного мероприятия Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (далее - Администрация) Комиссией Пермского УФАС было установлено следующее.

20.12.2007 г. Администрацией был заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование», согласно которому ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» организует медицинскую помощь работающим гражданам Администрации в объеме и на условиях Программы обязательного медицинского страхования населения Пермской области.

Указанный договор был заключен 20.12.2007г. со сроком до 31 декабря 2010 года с дальнейшей пролонгацией на такой же период, при условии, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не менее чем за 30 дней до окончания срока.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органы местного самоуправления должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по медицинскому страхованию.

Вместе с тем, документов, свидетельствующих о проведении конкурсных процедур для заключения вышеуказанного договора, Комиссии Пермского УФАС в ходе проведения контрольного мероприятия представлено не было.

 

Представители администрации не явились на рассмотрение дела, письменных пояснений также не представили.

 

Комиссия Пермского УФАС России, изучив имеющиеся документы, пришла к следующим выводам.

Администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края был заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения конкурсных процедур, как установлено действующим законодательством, а именно пунктом 9 частью 1 статьей 18 Закона о защите конкуренции. Указанный договор ОМС работающего населения был заключен 20 декабря 2007 года на срок до 31 декабря 2010 года. По условиям договора действие договора продлевается каждые раз на этот же срок, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 26.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) Граждане Российской Федерации имеют право на обязательное и добровольное медицинское страхование, а также выбор медицинской страховой организации.

При этом статьей 2 Закона о медицинском страховании определено, что страхователями при обязательном медицинском страховании являются работодатели, в т.ч. организации, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

Право выбора медицинской страховой организации распространяется на неработающих граждан, которые осуществляют данный выбор в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 14.05.2007 N 147

"Об утверждении Порядка выбора неработающими гражданами страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края"

Работающий гражданин, имея право выбора медицинской страховой организации, не наделен правом для его реализации при заключении договора обязательного медицинского страхования, т.е. самостоятельного заключения указанного договора.

Страхование работающего населения осуществляется исключительно работодателем.

Вместе с тем, в случаях, когда страхователями являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий, на основании ст.18 Закона о защите конкуренции страховые медицинские организации отбираются путем конкурса в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказа.

Согласно ст. 40 Устава муниципального образования «Нытвенский муниципальный район», утвержденного Решением Земского собрания Нытвенского района от 22.06.2005 № 54 (ред. от 24.07.2008г.) (далее также – Устав Нытвенского муниципального района) Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края- орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края обладает правами юридического лица.

На основании ч. 4 ст. 40 Устава Нытвенского муниципального района к полномочиям администрации Нытвенского муниципального района относится решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Земского Собрания Нытвенского муниципального района.

Таким образом, администрация Нытвенского муниципального района Пермского края, являясь органом местного самоуправления, обязана была заключить договор медицинского страхования работающих граждан на основании открытого конкурса или открытого аукциона, как установлено в статье 18 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей 1 Закона о медицинском страховании установлено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Согласно статье 9 приведенного Закона страхователь (в данном случае - орган местного самоуправления) обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования вне зависимости от стоимости таких услуг и способа их финансирования. В контексте данной статьи, в области обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и субъекты естественных монополий обозначены, в том числе, и как организации (учреждения) - работодатели.

Данный вывод подтверждается включением в субъектный состав лиц, определенных статьей 18 Закона о защите конкуренции, которые не осуществляют в своей хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) полномочия. Таким образом, указанная статья обязывает органы местного самоуправления осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе страховых услуг.

Таким образом, администрация, заключив договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса/аукциона, совершила нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также ущемляет интересы других финансовых организаций.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС установлено, что договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. является действующим до 31.12.2010 года, при этом администрация не представила документы, свидетельствующие о принятии мер по обеспечению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, направленных на заключение вышеуказанного договора на основании открытого конкурса/аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу, что при заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 20.12.2007г. № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона администрацией Нытвенского муниципального района была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также ущемляет интересы других финансовых организаций.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также к ограничению доступа на данный рынок другим страховым медицинским организациям.

2. Выдать администрации Нытвенского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №799-09-а в отдел правового обеспечения, аналитической работы и взаимодействия со средствами массовой информации для дальнейшего рассмотрения вопроса об обращении Пермского УФАС с иском в суд о признании договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. между администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края и ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 799-09-а

05.02.2010 г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05 февраля 2010 г. по делу № 799-09-а о нарушении администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края

1. Прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» без проведения конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также к ограничению доступа на данный рынок другим страховым медицинским организациям.

2. В срок до 01.12.2010 года принять меры по обеспечению конкуренции, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору страховой медицинской организации с целью осуществления обязательного медицинского страхования работающего населения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. В срок до 15.12.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ

по делу № 799-09-а

о нарушении антимонопольного законодательства

05 февраля 2010 года г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители администрации Нытвенского муниципального района Пермского края и ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» не явились на рассмотрение дела № 799-09-а, надлежащее уведомление указанных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела № 799-09-а имеется в материалах дела (почтовые уведомления за номерами 28250, 28252 о вручении определения о назначении дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения контрольного мероприятия Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (далее - Администрация) Комиссией Пермского УФАС было установлено следующее.

20.12.2007 г. Администрацией был заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование», согласно которому ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» организует медицинскую помощь работающим гражданам Администрации в объеме и на условиях Программы обязательного медицинского страхования населения Пермской области.

Указанный договор был заключен 20.12.2007г. со сроком до 31 декабря 2010 года с дальнейшей пролонгацией на такой же период, при условии, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не менее чем за 30 дней до окончания срока.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органы местного самоуправления должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по медицинскому страхованию.

Вместе с тем, документов, свидетельствующих о проведении конкурсных процедур для заключения вышеуказанного договора, Комиссии Пермского УФАС в ходе проведения контрольного мероприятия представлено не было.

 

Представители администрации не явились на рассмотрение дела, письменных пояснений также не представили.

 

Комиссия Пермского УФАС России, изучив имеющиеся документы, пришла к следующим выводам.

Администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края был заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения конкурсных процедур, как установлено действующим законодательством, а именно пунктом 9 частью 1 статьей 18 Закона о защите конкуренции. Указанный договор ОМС работающего населения был заключен 20 декабря 2007 года на срок до 31 декабря 2010 года. По условиям договора действие договора продлевается каждые раз на этот же срок, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 26.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) Граждане Российской Федерации имеют право на обязательное и добровольное медицинское страхование, а также выбор медицинской страховой организации.

При этом статьей 2 Закона о медицинском страховании определено, что страхователями при обязательном медицинском страховании являются работодатели, в т.ч. организации, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

Право выбора медицинской страховой организации распространяется на неработающих граждан, которые осуществляют данный выбор в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 14.05.2007 N 147

"Об утверждении Порядка выбора неработающими гражданами страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края"

Работающий гражданин, имея право выбора медицинской страховой организации, не наделен правом для его реализации при заключении договора обязательного медицинского страхования, т.е. самостоятельного заключения указанного договора.

Страхование работающего населения осуществляется исключительно работодателем.

Вместе с тем, в случаях, когда страхователями являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий, на основании ст.18 Закона о защите конкуренции страховые медицинские организации отбираются путем конкурса в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказа.

Согласно ст. 40 Устава муниципального образования «Нытвенский муниципальный район», утвержденного Решением Земского собрания Нытвенского района от 22.06.2005 № 54 (ред. от 24.07.2008г.) (далее также – Устав Нытвенского муниципального района) Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края- орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края обладает правами юридического лица.

На основании ч. 4 ст. 40 Устава Нытвенского муниципального района к полномочиям администрации Нытвенского муниципального района относится решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Земского Собрания Нытвенского муниципального района.

Таким образом, администрация Нытвенского муниципального района Пермского края, являясь органом местного самоуправления, обязана была заключить договор медицинского страхования работающих граждан на основании открытого конкурса или открытого аукциона, как установлено в статье 18 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а так же государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей 1 Закона о медицинском страховании установлено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Согласно статье 9 приведенного Закона страхователь (в данном случае - орган местного самоуправления) обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования вне зависимости от стоимости таких услуг и способа их финансирования. В контексте данной статьи, в области обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и субъекты естественных монополий обозначены, в том числе, и как организации (учреждения) - работодатели.

Данный вывод подтверждается включением в субъектный состав лиц, определенных статьей 18 Закона о защите конкуренции, которые не осуществляют в своей хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) полномочия. Таким образом, указанная статья обязывает органы местного самоуправления осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статья 18 Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов проведение открытого конкурса/аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том числе страховых услуг.

Таким образом, администрация, заключив договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса/аукциона, совершила нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также ущемляет интересы других финансовых организаций.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС установлено, что договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 от 20.12.2007г. является действующим до 31.12.2010 года, при этом администрация не представила документы, свидетельствующие о принятии мер по обеспечению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, направленных на заключение вышеуказанного договора на основании открытого конкурса/аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу, что при заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 20.12.2007г. № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона администрацией Нытвенского муниципального района была нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также ущемляет интересы других финансовых организаций.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также к ограничению доступа на данный рынок другим страховым медицинским организациям.

2. Выдать администрации Нытвенского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №799-09-а в отдел правового обеспечения, аналитической работы и взаимодействия со средствами массовой информации для дальнейшего рассмотрения вопроса об обращении Пермского УФАС с иском в суд о признании договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. между администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края и ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 799-09-а

05.02.2010 г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05 февраля 2010 г. по делу № 799-09-а о нарушении администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края

1. Прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора обязательного медицинского страхования № 615656 от 20.12.2007г. с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» без проведения конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также к ограничению доступа на данный рынок другим страховым медицинским организациям.

2. В срок до 01.12.2010 года принять меры по обеспечению конкуренции, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона по выбору страховой медицинской организации с целью осуществления обязательного медицинского страхования работающего населения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. В срок до 15.12.2010 года представить в Пермское УФАС России доказательства исполнения п.2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрела дело № 799-09-а, возбужденное по признакам нарушения администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края п. 9 ст. 18 Федерального закона      № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившимся в заключении администрацией договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
В ходе рассмотрения дела было принято решение признать факт нарушения и выдать администрации Нытвенского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрела дело № 799-09-а, возбужденное по признакам нарушения администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края п. 9 ст. 18 Федерального закона      № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившимся в заключении администрацией договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 615656 с ЗАО «КапиталЪ Медицинское Страхование» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
В ходе рассмотрения дела было принято решение признать факт нарушения и выдать администрации Нытвенского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-05 11:36:06 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-05 11:36:06 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )