А50-17403/2010 Решение Арбитражного суда Пермского края по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

Дата публикации: 29 декабря 2010, 18:14

версия для печати

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Пермь
«29» декабря 2010 года Дело № А50-17403/2010
Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2010. Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи <...>, при ведении протокола судебного заседания помощником <...>,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
к ответчикам Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Виста Про»;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Открытое акционерное общество «Горнозаводскцемент»,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, <...>
о признании сделки недействительной в судебном заседании приняли участие представители:
от истца Управления ФАС по Пермскому краю – <...>, по дов. от 11.01.2010, удост.;
от ответчика Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края -<...>., по дов. от 26.05.2010, пасп.;
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Виста Про» <...>, по дов. от 01.07.2010, пасп.
от третьего лица Открытого акционерного общества «Горнозаводскцемент» -<...>, по дов. от 20.10.2010, пасп.
от третьего лица <...> – <...>, по дов. от 13.12.2010, пасп.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на интернет-сайте арбитражного суда.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов по продаже земельного участка,
расположенного по адресу: северная часть, юго-восточнее технологической автодороги «Завод – карьер известняка», г.Горнозаводск, Пермский край, общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181,
признании недействительным заключенного Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и ООО «Виста Про» договора купли-продажи указанного земельного участка от 03.08.2009.
Определением от 06.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ОАО «Горнозаводскцемент», ООО «Виста Про» (ст.51 АПК РФ).
Определением от 01.10.2010 ООО «Виста Про» с согласия истца привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика (ч.5 ст.46 АПК РФ). Определениями от 08.11.2010, от 30.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, <...>. (ст.51 АПК РФ).
В судебном заседании истец Управление ФАС по Пермскому краю на иске настаивает, указывает на то, что торги по продаже земельного участка проведены с нарушением установленного на то порядка, на
момент объявления торгов не были определены границы земельного участка, потенциальные участники торгов были лишены возможности получить информацию о местоположении участка, его границах,
участвовать в осмотре участка. Также истец указывает на то, что Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края проводились совещания по вопросу о предоставлении ООО «Виста
Про» земельного участка, впоследствии приобретенного на аукционе. По мнению истца, данные действия направлены на ограничение конкуренции, ООО «Виста Про» были созданы преимущества в вопросе приобретения
земельного участка перед иными лицами. Истец полагает нарушения правил проведения торгов существенными, просит признать торги и заключенный по результатам торгов договор недействительными.
Ответчики Администрация Горнозаводского муниципального района Пермского края и ООО «Виста Про» иск не признали. По мнению ответчиков, информация о проведении торгов по продаже земельного
участка имела достаточный характер, в ходе подготовки и проведения торгов действия по ограничению конкуренции совершены не были, допущенные неточности являются несущественными и не могут влечь
недействительность торгов и договора купли-продажи земельного участка.
Ответчиками сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо ОАО «Горнозаводскцемент» считает иск подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным истцом, указывает на то, что допущенные нарушения, в том числе отсутствие информации о
границах земельного участка, предлагаемого к продаже, создали препятствия для участия в торгах неограниченного круга лиц, в том числе ОАО «Горнозаводскцемент».
Третье лицо <...> пояснила, что по договору куплипродажи от 17.11.2010 приобрела указанный в иске земельный участок, приняла участок по акту приема-передачи, полагает себя законным владельцем земельного участка.
Представители третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В отзыве на иск
Управление Росреестра по Пермскому краю пояснило обстоятельства проведения государственной регистрации права собственности ООО «Виста Про» на земельный участок, указало на представление
документов на государственную регистрацию перехода права собственности на участок к <...>., в том числе договора куплипродажи земельного участка.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
10.06.2009 главой Горнозаводского муниципального района Пермского края принято распоряжение № 214, которым Управлению земельно-имущественных отношений поручено провести работы по
формированию земельного участка с местоположением: северная часть, юго-восточнее технологической автодороги «Завод – карьер известняка», г.Горнозаводск, Пермский край, под производственную территорию.
16.06.2009 главой Горнозаводского муниципального района Пермского края утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровой карте, с указанием общей площади 78000 кв.м.
22.06.2009 Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края принято решение № 225 о проведении торгов в форме аукциона по продаже права собственности на земельный участок.
01.07.2009 на основании распоряжения № 225 в газете «Новости» опубликовано извещение о проведении 31.07.2009 торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
24.07.2009 на основании протеста прокурора от 23.07.2009 №2-3/402 на распоряжение главы Горнозаводского муниципального района от 22.06.2009 №225 главой Горнозаводского муниципального района издано распоряжение №258 «О внесении изменений в распоряжение главы
муниципального района от 22.06.2009 №225». Пункт 2.1 распоряжения № 225 изложен в следующей редакции: «2.1. организовать проведение торгов в форме аукциона (открытого по форме подачи предложений о цене) по продаже права собственности земельного участка до 31.07.2009».
В соответствии с протоколом от 31.07.2009 № 14 Комиссией по рассмотрению заявок на участие в аукционе участниками аукциона признаны ООО «Виста Про» и ОАО «Стройтехнология». 31.07.2009
состоялось заседание комиссии, оформленное протоколом № 15, по итогам которого принято решение о предоставлении земельного участка в собственность участнику, предложившему наиболее высокую цену – ООО «Виста Про».
03.08.2009 Главой Горнозаводского муниципального района издано постановление № 868 «О предоставлении в собственность ООО «Виста Про» земельного участка...», в тот же день между Горнозаводским муниципальным районом и ООО «Виста Про» заключен договор куплипродажи земельного участка №141.
17.11.2010 между ООО «Виста Про» и <...>заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. По акту приемапередачи участок передан покупателю <...>
Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 38,
38.1 Земельного кодекса РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора
аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808. Пунктом 8 указанных Правил определен перечень необходимых при опубликовании извещения о проведении торгов сведений.
В соответствии с п.1 ст.38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп.1 п.4 ст.30 названного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Из приведенной нормы следует, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого
земельного участка проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка,
основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с п.10 ст.38.1 Земельного кодекса РФ в извещении или сообщении о проведении аукциона в числе других сведений должны
содержаться и сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о
разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и об информации о плате за подключение.
Учитывая публичный характер процедуры проведения торгов, индивидуализация объекта, являющегося предметом торгов, должна быть осуществлена таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо имело представление о том, какое именно имущество выставляется на торги.
В силу положений ст.449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При рассмотрении Арбитражным судом Пермского края дела № А50-12968/2010 установлено, что на момент начала проведения торгов земельный участок как объект земельных отношений не был сформирован
в установленном порядке, границы земельного участка не были определены. Несоблюдение указанных условий является нарушением п.1 ч.4 ст.30, ст.38 Земельного кодекса. Также судом установлено, что
земельный участок выставлен на торги по инициативе ООО «Виста Про», которое располагало сведениями о необходимом данному юридическому лицу земельном участке, формирование земельного участка произведено с
учетом мнения ООО «Виста Про». Отсутствие предусмотренных законодательством сведений в извещении о проведении торгов при таких обстоятельствах создало преимущественные условия для участия в торгах
именно указанному юридическому лицу. Действия Администрации (организатора торгов) могли привести к ограничению конкуренции в сфере землепользования, поскольку указанными действиями не был обеспечен равный доступ всех потенциальных участников торгов к информации о земельном участке.
Таким образом, ранее судом установлено нарушение Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края правил проведения торгов, установленных законом, при продаже
земельного участка с кадастровым номером 59:17:01001003:181. Данное обстоятельство также имеет преюдициальное значение для участвовавших в рассмотрении дела № А50-12968/2010 Управления
ФАС по Пермскому краю, ООО «Виста Про», Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, ОАО «Горнозаводскцемент» в силу ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении настоящего дела о признании торгов по продаже земельного участка, договора купли-продажи данного участка недействительными суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного
дела № А50-12968/2010, так как эти обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения дела. Оснований для иных выводов при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Доводы ответчика ООО «Виста Про» о том, что обстоятельства, ранее установленные судом при рассмотрении дела № А50-12968/2010, не имеют обязательного характера для не участвовавших в рассмотрении
приведенного дела Управления Росреестра по Пермскому краю и <...>., являются верными. Однако, само по себе отсутствие обязательного характера определенных обстоятельств для данных лиц
не влечет выводов об отсутствии приведенных выше нарушений требований закона при проведении оспариваемых торгов. Доводы, приведенные третьим лицом <...>., не имеют отношения к
порядку проведения оспариваемых торгов и заключению оспариваемого договора. Факт заключения <...> с ответчиком ООО «Виста Про» договора о приобретении земельного участка в период судебного разбирательства по настоящему делу не исключает возможности рассмотрения дела по существу.
Антимонопольные требования к торгам установлены ст.17 ФЗ «О защите конкуренции». Частями 1 и 2 данной статьи специально предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия,
которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в
торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
С учетом существа допущенных при проведении торгов по продаже земельного участка нарушений (неопубликование всех имеющих в силу закона существенное значение сведений о земельном участке,
создание ООО «Виста Про» преимуществ для участия в торгах) указанные торги, состоявшиеся 31.07.2009, и заключенный по результатам указанных торгов договор купли-продажи земельного участка от 03.08.2009 следует признать недействительными (ст.449 Гражданского кодекса РФ, ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»).
Доводы ответчиков о том, что допущенные нарушения имели несущественный характер и не повлекли ограничения конкуренции, арбитражным судом признаны несостоятельными. С учетом того, что
предметом торгов являлся земельный участок, предназначенный для строительства промышленного объекта на территории города Горнозаводска, сведения о расположении его границ имели существенное
значение как для решения вопроса о возможности выставления участка на торги, так и для решения неограниченным кругом лиц вопросов об участии в аукционе по приобретению участка.
Доводы ответчиков о том, что истец не является лицом, заинтересованным в оспаривании торгов и заключенного по результатам торгов договора, судом признаны ошибочными, не соответствующими
положениям ч.4 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции», в силу которой нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и
заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, а также положениям п.п. «е» п.1, п.п. «б», «з» п.6, п.7 ст.23 указанного Федерального закона.
Арбитражным судом также рассмотрены и отклонены приведенные ответчиками доводы о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему делу.
Споры о признании торгов недействительными подлежат рассмотрению по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. В силу пункта 2 статьи 181
Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или
должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Материалы настоящего дела подтверждают, что оспариваемые торги по продаже земельного участка с кадастровым номером 59:17:01001003:181 состоялись 31.07.2009. О предстоящем проведении
Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края указанных торгов истец как орган, обеспечивающий государственный контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства и выявляющий нарушения антимонопольного законодательства, должен был узнать в момент публикации соответствующего объявления об этом (01.07.2009). Однако, обо всех
обстоятельствах проведения данных торгов, в том числе о том, что границы земельного участка не были определены на местности на момент объявления о проведении торгов, истец, с учетом своей компетенции,
должен был узнать не позднее даты проведения торгов (31.07.2009). Таким образом, срок исковой давности в данном случае начал течь 01.08.2009 и окончил течь, в порядке ст.193 Гражданского кодекса РФ,
02.08.2010 (31.07.2010 и 01.08.2010 являлись нерабочими днями). В арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора купли-продажи земельного
участка Управление ФАС по Пермскому краю обратилось 02.08.2010, что подтверждается почтовой квитанцией (т.1 л.д.17), то есть в пределах установленного законом срока давности.
Приведенные ответчиками и истцом мнения об ином сроке начала течения срока исковой давности арбитражным судом во внимание не приняты как ошибочные, в силу изложенного выше.
Доводы третьего лица <...>. о том, что она является законным владельцем земельного участка ввиду его приобретения по договору купли-продажи арбитражным судом признаны не имеющими
значения для правильного рассмотрения дела, поскольку предметом настоящего спора применение последствий недействительности сделки либо истребование земельного участка из незаконного владения, не является.
Иск обоснован, подлежит удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на ответчиков; поскольку истец от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд был
освобожден, постольку расходы по ее уплате взыскиваются в бюджет Российской Федерации с ответчиков. Так, с Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края следует
взыскать в бюджет государственную пошлину в сумме 6000 руб. (4000 руб. по требованию о признании недействительными торгов и 2000 руб. по требованию о признании недействительной сделки), с ООО «Виста Про» 2000 руб. (по требованию о признании недействительной сделки).
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить.
Признать недействительными торги по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.
Признать недействительным заключенный между Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Виста Про» по результатам торгов
договор от 03.08.2009 по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.
Взыскать с Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Виста Про» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru.
Судья <...>.

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8439 [uid] => 1 [title] => А50-17403/2010 Решение Арбитражного суда Пермского края по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8439 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Пермь
«29» декабря 2010 года Дело № А50-17403/2010
Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2010. Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи <...>, при ведении протокола судебного заседания помощником <...>,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
к ответчикам Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Виста Про»;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Открытое акционерное общество «Горнозаводскцемент»,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, <...>
о признании сделки недействительной в судебном заседании приняли участие представители:
от истца Управления ФАС по Пермскому краю – <...>, по дов. от 11.01.2010, удост.;
от ответчика Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края -<...>., по дов. от 26.05.2010, пасп.;
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Виста Про» <...>, по дов. от 01.07.2010, пасп.
от третьего лица Открытого акционерного общества «Горнозаводскцемент» -<...>, по дов. от 20.10.2010, пасп.
от третьего лица <...> – <...>, по дов. от 13.12.2010, пасп.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на интернет-сайте арбитражного суда.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов по продаже земельного участка,
расположенного по адресу: северная часть, юго-восточнее технологической автодороги «Завод – карьер известняка», г.Горнозаводск, Пермский край, общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181,
признании недействительным заключенного Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и ООО «Виста Про» договора купли-продажи указанного земельного участка от 03.08.2009.
Определением от 06.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ОАО «Горнозаводскцемент», ООО «Виста Про» (ст.51 АПК РФ).
Определением от 01.10.2010 ООО «Виста Про» с согласия истца привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика (ч.5 ст.46 АПК РФ). Определениями от 08.11.2010, от 30.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, <...>. (ст.51 АПК РФ).
В судебном заседании истец Управление ФАС по Пермскому краю на иске настаивает, указывает на то, что торги по продаже земельного участка проведены с нарушением установленного на то порядка, на
момент объявления торгов не были определены границы земельного участка, потенциальные участники торгов были лишены возможности получить информацию о местоположении участка, его границах,
участвовать в осмотре участка. Также истец указывает на то, что Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края проводились совещания по вопросу о предоставлении ООО «Виста
Про» земельного участка, впоследствии приобретенного на аукционе. По мнению истца, данные действия направлены на ограничение конкуренции, ООО «Виста Про» были созданы преимущества в вопросе приобретения
земельного участка перед иными лицами. Истец полагает нарушения правил проведения торгов существенными, просит признать торги и заключенный по результатам торгов договор недействительными.
Ответчики Администрация Горнозаводского муниципального района Пермского края и ООО «Виста Про» иск не признали. По мнению ответчиков, информация о проведении торгов по продаже земельного
участка имела достаточный характер, в ходе подготовки и проведения торгов действия по ограничению конкуренции совершены не были, допущенные неточности являются несущественными и не могут влечь
недействительность торгов и договора купли-продажи земельного участка.
Ответчиками сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо ОАО «Горнозаводскцемент» считает иск подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным истцом, указывает на то, что допущенные нарушения, в том числе отсутствие информации о
границах земельного участка, предлагаемого к продаже, создали препятствия для участия в торгах неограниченного круга лиц, в том числе ОАО «Горнозаводскцемент».
Третье лицо <...> пояснила, что по договору куплипродажи от 17.11.2010 приобрела указанный в иске земельный участок, приняла участок по акту приема-передачи, полагает себя законным владельцем земельного участка.
Представители третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В отзыве на иск
Управление Росреестра по Пермскому краю пояснило обстоятельства проведения государственной регистрации права собственности ООО «Виста Про» на земельный участок, указало на представление
документов на государственную регистрацию перехода права собственности на участок к <...>., в том числе договора куплипродажи земельного участка.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
10.06.2009 главой Горнозаводского муниципального района Пермского края принято распоряжение № 214, которым Управлению земельно-имущественных отношений поручено провести работы по
формированию земельного участка с местоположением: северная часть, юго-восточнее технологической автодороги «Завод – карьер известняка», г.Горнозаводск, Пермский край, под производственную территорию.
16.06.2009 главой Горнозаводского муниципального района Пермского края утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровой карте, с указанием общей площади 78000 кв.м.
22.06.2009 Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края принято решение № 225 о проведении торгов в форме аукциона по продаже права собственности на земельный участок.
01.07.2009 на основании распоряжения № 225 в газете «Новости» опубликовано извещение о проведении 31.07.2009 торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
24.07.2009 на основании протеста прокурора от 23.07.2009 №2-3/402 на распоряжение главы Горнозаводского муниципального района от 22.06.2009 №225 главой Горнозаводского муниципального района издано распоряжение №258 «О внесении изменений в распоряжение главы
муниципального района от 22.06.2009 №225». Пункт 2.1 распоряжения № 225 изложен в следующей редакции: «2.1. организовать проведение торгов в форме аукциона (открытого по форме подачи предложений о цене) по продаже права собственности земельного участка до 31.07.2009».
В соответствии с протоколом от 31.07.2009 № 14 Комиссией по рассмотрению заявок на участие в аукционе участниками аукциона признаны ООО «Виста Про» и ОАО «Стройтехнология». 31.07.2009
состоялось заседание комиссии, оформленное протоколом № 15, по итогам которого принято решение о предоставлении земельного участка в собственность участнику, предложившему наиболее высокую цену – ООО «Виста Про».
03.08.2009 Главой Горнозаводского муниципального района издано постановление № 868 «О предоставлении в собственность ООО «Виста Про» земельного участка...», в тот же день между Горнозаводским муниципальным районом и ООО «Виста Про» заключен договор куплипродажи земельного участка №141.
17.11.2010 между ООО «Виста Про» и <...>заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. По акту приемапередачи участок передан покупателю <...>
Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 38,
38.1 Земельного кодекса РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора
аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808. Пунктом 8 указанных Правил определен перечень необходимых при опубликовании извещения о проведении торгов сведений.
В соответствии с п.1 ст.38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп.1 п.4 ст.30 названного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Из приведенной нормы следует, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого
земельного участка проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка,
основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с п.10 ст.38.1 Земельного кодекса РФ в извещении или сообщении о проведении аукциона в числе других сведений должны
содержаться и сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о
разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и об информации о плате за подключение.
Учитывая публичный характер процедуры проведения торгов, индивидуализация объекта, являющегося предметом торгов, должна быть осуществлена таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо имело представление о том, какое именно имущество выставляется на торги.
В силу положений ст.449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При рассмотрении Арбитражным судом Пермского края дела № А50-12968/2010 установлено, что на момент начала проведения торгов земельный участок как объект земельных отношений не был сформирован
в установленном порядке, границы земельного участка не были определены. Несоблюдение указанных условий является нарушением п.1 ч.4 ст.30, ст.38 Земельного кодекса. Также судом установлено, что
земельный участок выставлен на торги по инициативе ООО «Виста Про», которое располагало сведениями о необходимом данному юридическому лицу земельном участке, формирование земельного участка произведено с
учетом мнения ООО «Виста Про». Отсутствие предусмотренных законодательством сведений в извещении о проведении торгов при таких обстоятельствах создало преимущественные условия для участия в торгах
именно указанному юридическому лицу. Действия Администрации (организатора торгов) могли привести к ограничению конкуренции в сфере землепользования, поскольку указанными действиями не был обеспечен равный доступ всех потенциальных участников торгов к информации о земельном участке.
Таким образом, ранее судом установлено нарушение Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края правил проведения торгов, установленных законом, при продаже
земельного участка с кадастровым номером 59:17:01001003:181. Данное обстоятельство также имеет преюдициальное значение для участвовавших в рассмотрении дела № А50-12968/2010 Управления
ФАС по Пермскому краю, ООО «Виста Про», Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, ОАО «Горнозаводскцемент» в силу ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении настоящего дела о признании торгов по продаже земельного участка, договора купли-продажи данного участка недействительными суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного
дела № А50-12968/2010, так как эти обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения дела. Оснований для иных выводов при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Доводы ответчика ООО «Виста Про» о том, что обстоятельства, ранее установленные судом при рассмотрении дела № А50-12968/2010, не имеют обязательного характера для не участвовавших в рассмотрении
приведенного дела Управления Росреестра по Пермскому краю и <...>., являются верными. Однако, само по себе отсутствие обязательного характера определенных обстоятельств для данных лиц
не влечет выводов об отсутствии приведенных выше нарушений требований закона при проведении оспариваемых торгов. Доводы, приведенные третьим лицом <...>., не имеют отношения к
порядку проведения оспариваемых торгов и заключению оспариваемого договора. Факт заключения <...> с ответчиком ООО «Виста Про» договора о приобретении земельного участка в период судебного разбирательства по настоящему делу не исключает возможности рассмотрения дела по существу.
Антимонопольные требования к торгам установлены ст.17 ФЗ «О защите конкуренции». Частями 1 и 2 данной статьи специально предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия,
которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в
торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
С учетом существа допущенных при проведении торгов по продаже земельного участка нарушений (неопубликование всех имеющих в силу закона существенное значение сведений о земельном участке,
создание ООО «Виста Про» преимуществ для участия в торгах) указанные торги, состоявшиеся 31.07.2009, и заключенный по результатам указанных торгов договор купли-продажи земельного участка от 03.08.2009 следует признать недействительными (ст.449 Гражданского кодекса РФ, ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»).
Доводы ответчиков о том, что допущенные нарушения имели несущественный характер и не повлекли ограничения конкуренции, арбитражным судом признаны несостоятельными. С учетом того, что
предметом торгов являлся земельный участок, предназначенный для строительства промышленного объекта на территории города Горнозаводска, сведения о расположении его границ имели существенное
значение как для решения вопроса о возможности выставления участка на торги, так и для решения неограниченным кругом лиц вопросов об участии в аукционе по приобретению участка.
Доводы ответчиков о том, что истец не является лицом, заинтересованным в оспаривании торгов и заключенного по результатам торгов договора, судом признаны ошибочными, не соответствующими
положениям ч.4 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции», в силу которой нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и
заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, а также положениям п.п. «е» п.1, п.п. «б», «з» п.6, п.7 ст.23 указанного Федерального закона.
Арбитражным судом также рассмотрены и отклонены приведенные ответчиками доводы о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему делу.
Споры о признании торгов недействительными подлежат рассмотрению по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. В силу пункта 2 статьи 181
Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или
должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Материалы настоящего дела подтверждают, что оспариваемые торги по продаже земельного участка с кадастровым номером 59:17:01001003:181 состоялись 31.07.2009. О предстоящем проведении
Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края указанных торгов истец как орган, обеспечивающий государственный контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства и выявляющий нарушения антимонопольного законодательства, должен был узнать в момент публикации соответствующего объявления об этом (01.07.2009). Однако, обо всех
обстоятельствах проведения данных торгов, в том числе о том, что границы земельного участка не были определены на местности на момент объявления о проведении торгов, истец, с учетом своей компетенции,
должен был узнать не позднее даты проведения торгов (31.07.2009). Таким образом, срок исковой давности в данном случае начал течь 01.08.2009 и окончил течь, в порядке ст.193 Гражданского кодекса РФ,
02.08.2010 (31.07.2010 и 01.08.2010 являлись нерабочими днями). В арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора купли-продажи земельного
участка Управление ФАС по Пермскому краю обратилось 02.08.2010, что подтверждается почтовой квитанцией (т.1 л.д.17), то есть в пределах установленного законом срока давности.
Приведенные ответчиками и истцом мнения об ином сроке начала течения срока исковой давности арбитражным судом во внимание не приняты как ошибочные, в силу изложенного выше.
Доводы третьего лица <...>. о том, что она является законным владельцем земельного участка ввиду его приобретения по договору купли-продажи арбитражным судом признаны не имеющими
значения для правильного рассмотрения дела, поскольку предметом настоящего спора применение последствий недействительности сделки либо истребование земельного участка из незаконного владения, не является.
Иск обоснован, подлежит удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на ответчиков; поскольку истец от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд был
освобожден, постольку расходы по ее уплате взыскиваются в бюджет Российской Федерации с ответчиков. Так, с Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края следует
взыскать в бюджет государственную пошлину в сумме 6000 руб. (4000 руб. по требованию о признании недействительными торгов и 2000 руб. по требованию о признании недействительной сделки), с ООО «Виста Про» 2000 руб. (по требованию о признании недействительной сделки).
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить.
Признать недействительными торги по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.
Признать недействительным заключенный между Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Виста Про» по результатам торгов
договор от 03.08.2009 по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.
Взыскать с Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Виста Про» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru.
Судья <...>.

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Пермь
«29» декабря 2010 года Дело № А50-17403/2010
Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2010. Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи <...>, при ведении протокола судебного заседания помощником <...>,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
к ответчикам Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Виста Про»;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Открытое акционерное общество «Горнозаводскцемент»,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, <...>
о признании сделки недействительной в судебном заседании приняли участие представители:
от истца Управления ФАС по Пермскому краю – <...>, по дов. от 11.01.2010, удост.;
от ответчика Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края -<...>., по дов. от 26.05.2010, пасп.;
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Виста Про» <...>, по дов. от 01.07.2010, пасп.
от третьего лица Открытого акционерного общества «Горнозаводскцемент» -<...>, по дов. от 20.10.2010, пасп.
от третьего лица <...> – <...>, по дов. от 13.12.2010, пасп.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на интернет-сайте арбитражного суда.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов по продаже земельного участка,
расположенного по адресу: северная часть, юго-восточнее технологической автодороги «Завод – карьер известняка», г.Горнозаводск, Пермский край, общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181,
признании недействительным заключенного Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и ООО «Виста Про» договора купли-продажи указанного земельного участка от 03.08.2009.
Определением от 06.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ОАО «Горнозаводскцемент», ООО «Виста Про» (ст.51 АПК РФ).
Определением от 01.10.2010 ООО «Виста Про» с согласия истца привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика (ч.5 ст.46 АПК РФ). Определениями от 08.11.2010, от 30.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, <...>. (ст.51 АПК РФ).
В судебном заседании истец Управление ФАС по Пермскому краю на иске настаивает, указывает на то, что торги по продаже земельного участка проведены с нарушением установленного на то порядка, на
момент объявления торгов не были определены границы земельного участка, потенциальные участники торгов были лишены возможности получить информацию о местоположении участка, его границах,
участвовать в осмотре участка. Также истец указывает на то, что Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края проводились совещания по вопросу о предоставлении ООО «Виста
Про» земельного участка, впоследствии приобретенного на аукционе. По мнению истца, данные действия направлены на ограничение конкуренции, ООО «Виста Про» были созданы преимущества в вопросе приобретения
земельного участка перед иными лицами. Истец полагает нарушения правил проведения торгов существенными, просит признать торги и заключенный по результатам торгов договор недействительными.
Ответчики Администрация Горнозаводского муниципального района Пермского края и ООО «Виста Про» иск не признали. По мнению ответчиков, информация о проведении торгов по продаже земельного
участка имела достаточный характер, в ходе подготовки и проведения торгов действия по ограничению конкуренции совершены не были, допущенные неточности являются несущественными и не могут влечь
недействительность торгов и договора купли-продажи земельного участка.
Ответчиками сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо ОАО «Горнозаводскцемент» считает иск подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным истцом, указывает на то, что допущенные нарушения, в том числе отсутствие информации о
границах земельного участка, предлагаемого к продаже, создали препятствия для участия в торгах неограниченного круга лиц, в том числе ОАО «Горнозаводскцемент».
Третье лицо <...> пояснила, что по договору куплипродажи от 17.11.2010 приобрела указанный в иске земельный участок, приняла участок по акту приема-передачи, полагает себя законным владельцем земельного участка.
Представители третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В отзыве на иск
Управление Росреестра по Пермскому краю пояснило обстоятельства проведения государственной регистрации права собственности ООО «Виста Про» на земельный участок, указало на представление
документов на государственную регистрацию перехода права собственности на участок к <...>., в том числе договора куплипродажи земельного участка.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
10.06.2009 главой Горнозаводского муниципального района Пермского края принято распоряжение № 214, которым Управлению земельно-имущественных отношений поручено провести работы по
формированию земельного участка с местоположением: северная часть, юго-восточнее технологической автодороги «Завод – карьер известняка», г.Горнозаводск, Пермский край, под производственную территорию.
16.06.2009 главой Горнозаводского муниципального района Пермского края утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровой карте, с указанием общей площади 78000 кв.м.
22.06.2009 Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края принято решение № 225 о проведении торгов в форме аукциона по продаже права собственности на земельный участок.
01.07.2009 на основании распоряжения № 225 в газете «Новости» опубликовано извещение о проведении 31.07.2009 торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
24.07.2009 на основании протеста прокурора от 23.07.2009 №2-3/402 на распоряжение главы Горнозаводского муниципального района от 22.06.2009 №225 главой Горнозаводского муниципального района издано распоряжение №258 «О внесении изменений в распоряжение главы
муниципального района от 22.06.2009 №225». Пункт 2.1 распоряжения № 225 изложен в следующей редакции: «2.1. организовать проведение торгов в форме аукциона (открытого по форме подачи предложений о цене) по продаже права собственности земельного участка до 31.07.2009».
В соответствии с протоколом от 31.07.2009 № 14 Комиссией по рассмотрению заявок на участие в аукционе участниками аукциона признаны ООО «Виста Про» и ОАО «Стройтехнология». 31.07.2009
состоялось заседание комиссии, оформленное протоколом № 15, по итогам которого принято решение о предоставлении земельного участка в собственность участнику, предложившему наиболее высокую цену – ООО «Виста Про».
03.08.2009 Главой Горнозаводского муниципального района издано постановление № 868 «О предоставлении в собственность ООО «Виста Про» земельного участка...», в тот же день между Горнозаводским муниципальным районом и ООО «Виста Про» заключен договор куплипродажи земельного участка №141.
17.11.2010 между ООО «Виста Про» и <...>заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. По акту приемапередачи участок передан покупателю <...>
Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 38,
38.1 Земельного кодекса РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора
аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808. Пунктом 8 указанных Правил определен перечень необходимых при опубликовании извещения о проведении торгов сведений.
В соответствии с п.1 ст.38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп.1 п.4 ст.30 названного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Из приведенной нормы следует, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого
земельного участка проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка,
основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с п.10 ст.38.1 Земельного кодекса РФ в извещении или сообщении о проведении аукциона в числе других сведений должны
содержаться и сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о
разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и об информации о плате за подключение.
Учитывая публичный характер процедуры проведения торгов, индивидуализация объекта, являющегося предметом торгов, должна быть осуществлена таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо имело представление о том, какое именно имущество выставляется на торги.
В силу положений ст.449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При рассмотрении Арбитражным судом Пермского края дела № А50-12968/2010 установлено, что на момент начала проведения торгов земельный участок как объект земельных отношений не был сформирован
в установленном порядке, границы земельного участка не были определены. Несоблюдение указанных условий является нарушением п.1 ч.4 ст.30, ст.38 Земельного кодекса. Также судом установлено, что
земельный участок выставлен на торги по инициативе ООО «Виста Про», которое располагало сведениями о необходимом данному юридическому лицу земельном участке, формирование земельного участка произведено с
учетом мнения ООО «Виста Про». Отсутствие предусмотренных законодательством сведений в извещении о проведении торгов при таких обстоятельствах создало преимущественные условия для участия в торгах
именно указанному юридическому лицу. Действия Администрации (организатора торгов) могли привести к ограничению конкуренции в сфере землепользования, поскольку указанными действиями не был обеспечен равный доступ всех потенциальных участников торгов к информации о земельном участке.
Таким образом, ранее судом установлено нарушение Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края правил проведения торгов, установленных законом, при продаже
земельного участка с кадастровым номером 59:17:01001003:181. Данное обстоятельство также имеет преюдициальное значение для участвовавших в рассмотрении дела № А50-12968/2010 Управления
ФАС по Пермскому краю, ООО «Виста Про», Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, ОАО «Горнозаводскцемент» в силу ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении настоящего дела о признании торгов по продаже земельного участка, договора купли-продажи данного участка недействительными суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного
дела № А50-12968/2010, так как эти обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения дела. Оснований для иных выводов при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Доводы ответчика ООО «Виста Про» о том, что обстоятельства, ранее установленные судом при рассмотрении дела № А50-12968/2010, не имеют обязательного характера для не участвовавших в рассмотрении
приведенного дела Управления Росреестра по Пермскому краю и <...>., являются верными. Однако, само по себе отсутствие обязательного характера определенных обстоятельств для данных лиц
не влечет выводов об отсутствии приведенных выше нарушений требований закона при проведении оспариваемых торгов. Доводы, приведенные третьим лицом <...>., не имеют отношения к
порядку проведения оспариваемых торгов и заключению оспариваемого договора. Факт заключения <...> с ответчиком ООО «Виста Про» договора о приобретении земельного участка в период судебного разбирательства по настоящему делу не исключает возможности рассмотрения дела по существу.
Антимонопольные требования к торгам установлены ст.17 ФЗ «О защите конкуренции». Частями 1 и 2 данной статьи специально предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия,
которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в
торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
С учетом существа допущенных при проведении торгов по продаже земельного участка нарушений (неопубликование всех имеющих в силу закона существенное значение сведений о земельном участке,
создание ООО «Виста Про» преимуществ для участия в торгах) указанные торги, состоявшиеся 31.07.2009, и заключенный по результатам указанных торгов договор купли-продажи земельного участка от 03.08.2009 следует признать недействительными (ст.449 Гражданского кодекса РФ, ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»).
Доводы ответчиков о том, что допущенные нарушения имели несущественный характер и не повлекли ограничения конкуренции, арбитражным судом признаны несостоятельными. С учетом того, что
предметом торгов являлся земельный участок, предназначенный для строительства промышленного объекта на территории города Горнозаводска, сведения о расположении его границ имели существенное
значение как для решения вопроса о возможности выставления участка на торги, так и для решения неограниченным кругом лиц вопросов об участии в аукционе по приобретению участка.
Доводы ответчиков о том, что истец не является лицом, заинтересованным в оспаривании торгов и заключенного по результатам торгов договора, судом признаны ошибочными, не соответствующими
положениям ч.4 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции», в силу которой нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и
заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, а также положениям п.п. «е» п.1, п.п. «б», «з» п.6, п.7 ст.23 указанного Федерального закона.
Арбитражным судом также рассмотрены и отклонены приведенные ответчиками доводы о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему делу.
Споры о признании торгов недействительными подлежат рассмотрению по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. В силу пункта 2 статьи 181
Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или
должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Материалы настоящего дела подтверждают, что оспариваемые торги по продаже земельного участка с кадастровым номером 59:17:01001003:181 состоялись 31.07.2009. О предстоящем проведении
Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края указанных торгов истец как орган, обеспечивающий государственный контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства и выявляющий нарушения антимонопольного законодательства, должен был узнать в момент публикации соответствующего объявления об этом (01.07.2009). Однако, обо всех
обстоятельствах проведения данных торгов, в том числе о том, что границы земельного участка не были определены на местности на момент объявления о проведении торгов, истец, с учетом своей компетенции,
должен был узнать не позднее даты проведения торгов (31.07.2009). Таким образом, срок исковой давности в данном случае начал течь 01.08.2009 и окончил течь, в порядке ст.193 Гражданского кодекса РФ,
02.08.2010 (31.07.2010 и 01.08.2010 являлись нерабочими днями). В арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора купли-продажи земельного
участка Управление ФАС по Пермскому краю обратилось 02.08.2010, что подтверждается почтовой квитанцией (т.1 л.д.17), то есть в пределах установленного законом срока давности.
Приведенные ответчиками и истцом мнения об ином сроке начала течения срока исковой давности арбитражным судом во внимание не приняты как ошибочные, в силу изложенного выше.
Доводы третьего лица <...>. о том, что она является законным владельцем земельного участка ввиду его приобретения по договору купли-продажи арбитражным судом признаны не имеющими
значения для правильного рассмотрения дела, поскольку предметом настоящего спора применение последствий недействительности сделки либо истребование земельного участка из незаконного владения, не является.
Иск обоснован, подлежит удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на ответчиков; поскольку истец от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд был
освобожден, постольку расходы по ее уплате взыскиваются в бюджет Российской Федерации с ответчиков. Так, с Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края следует
взыскать в бюджет государственную пошлину в сумме 6000 руб. (4000 руб. по требованию о признании недействительными торгов и 2000 руб. по требованию о признании недействительной сделки), с ООО «Виста Про» 2000 руб. (по требованию о признании недействительной сделки).
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить.
Признать недействительными торги по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.
Признать недействительным заключенный между Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Виста Про» по результатам торгов
договор от 03.08.2009 по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.
Взыскать с Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Виста Про» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru.
Судья <...>.

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

29 декабря 2010г Арбитражный суд, рассмотрев иск Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю к ответчикам Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Виста Про»; решил иск удовлетворить. Признать недействительными торги по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск. Признать недействительным заключенный между Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Виста Про» по результатам торгов договор от 03.08.2009 по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.

[format] => full_html [safe_value] =>

29 декабря 2010г Арбитражный суд, рассмотрев иск Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю к ответчикам Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Виста Про»; решил иск удовлетворить. Признать недействительными торги по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск. Признать недействительным заключенный между Администрацией Горнозаводского муниципального района Пермского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Виста Про» по результатам торгов договор от 03.08.2009 по продаже земельного участка общей площадью 78000 кв.м. с кадастровым номером 59:17:01001003:181, расположенного по адресу: Пермский край, г.Горнозаводск.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-29 13:14:01 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-29 13:14:01 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )