А50-28161/2010 Решение Арбитражного суда Пермского края по заявлению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»

Дата публикации: 23 марта 2011, 21:21

версия для печати

 
Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Пермь
23 марта 2011 г. № дела А50-28161/2010
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи <...>
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <...>, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр
гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» к ответчику УФАС по Пермскому краю третье лицо: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 133» ФМБА
России о признании недействительными ненормативных актов В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: <...>, предъявлено удостоверение № 000116; <...>, представлен паспорт серии 5704 № 581793
от ответчика: <...>, предъявлено удостоверение № 4809
от третьего лица: <...>, предъявлено удостоверение № 159
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения от 03.11.2010 г. о признании Общества нарушившим
ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и предписания от 03.11.2010 г. по делу № 545-10-а.
Свои требования заявитель мотивирует ошибочностью выводов антимонопольного органа о нарушении обществом ч.1 ст.15 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
выразившееся в ограничении конкуренции, в частности путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке
оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения, осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение.
Представитель УФАС по Пермскому краю (далее Управление) заявленные требования отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица поддерживает позицию УФАС по Пермскому краю, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил.
В Пермское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Пермского края об ограничении прав хозяйствующего субъекта -ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №133» Федерального медикобиологического
агентства России должностными лицами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
ФГУЗ №133 считает, что оформление личных медицинских книжек является платной услугой, которой ФГУЗ №133 может заниматься на основании устава, законодательного ограничения на оказание данной услуги
нет. При наличии личной медицинской книжки гражданин может по своему усмотрению пройти необходимое обучение в любой уполномоченной на это организации, а затем, располагая необходимыми знаниями, пройти
аттестацию в любом центре гигиены и эпидемиологии. При успешном прохождении аттестации гражданину проставляется соответствующая отметка в личную медицинскую книжку.
Нарушение антимонопольного законодательства усматривает в отказах должностных лиц ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в проставлении отметок об аттестации гражданам, которые приобрели
личные медицинские книжки во ФГУЗ №133. Тем самым ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» монополизирует деятельность на рынке оказания услуг по оформлению медицинских книжек о
прохождении гигиенического обучения.
В результате чего, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 133» ФМБА России обратилось с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»
в Прокуратуру Пермского края, а последняя в УФАС России по Пермскому краю.
03.11.2010 г. УФАС по Пермскому краю было рассмотрено дело № 545-10-а по признакам нарушения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» ч. 1 ст. 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вынесенным решением, действия ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» признаны антимонопольным органом необоснованным препятствованием
осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения,
осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с данным решением полностью, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратилось в арбитражный суд.
Согласно федерального закона № 135-ФЗ (от 26.07.2006г.) «Закона о защите конкуренции" (далее -закон) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые
направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской
Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных
федеральными законами: случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими
субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Закон №52-ФЗ) порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета,
ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарноэпидемиологический
надзор.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Закона №52-ФЗ структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения
руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. №569 «О Положении об осуществлении государственного санитарноэпидемиологического надзора в Российской Федерации» (далее -Положение
о санитарно-эпидемиологическом надзоре) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (п. 3).
В соответствии с п. 4 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба
исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской
федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют
государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства,
безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона №52-ФЗ деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи,
функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре деятельность указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения федеральных органов исполнительной власти и федеральных
государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор в Российской Федерации, обеспечивают федеральные государственные научные учреждения гигиенического и
эпидемиологического профиля, федеральные государственные учреждения центры гигиены и эпидемиологии, противочумные станции (центры), дезинфекционные станции, федеральные государственные унитарные
предприятия дезинфекционного профиля и иные организации, подведомственные указанным федеральным органам исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении дела № 545-10-а было установлено нарушение антимонопольного законодательства ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Пермском крае» выразившееся в отказах должностных лиц в проставлении отметок об аттестации гражданам, которые приобрели личные медицинские книжки во ФГУЗ №133. Законными такие действия представители заявителя
считают на основании письма главврача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» <...>
Данное письмо от 10.09.2009 г. № 3225 было ответом на письмо ФГУЗ №133 относительно полномочий в части выдачи личных медицинских книжек. Из текста данного письма следует, что ФГУЗ №133,
подведомственный ФМБА России, может заниматься оформлением личных медицинских книжек только в пределах своей юрисдикции, т.е. на определенной территории и (или) объектах, поднадзорных ФМБА России.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обладает фактически разрешительными функциями направленными на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
которые ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» реализует путем проставления либо отказа в проставлении в личных медицинских книжках отметки об аттестации граждан, прошедших необходимое гигиеническое обучение.
Вместе с тем, судом установлено, что ФГУЗ №133 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» являются подведомственным учреждениями ФМБА России и Роспотребнадзора соответственно. При этом
ФМБА России и Роспотребнадзор являются подчиненными органами по отношению к Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
ФГУЗ №133 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» осуществляют обеспечивающие функции федеральных органов исполнительной власти -ФМБА России и Управления Роспотребнадзора по
Пермскому краю соответственно. Только данные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством имеют право осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Юридического изъятия права осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор у территориального органа Роспотребнадзора по Пермскому краю в пользу ФГУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Пермском крае» не осуществлялось, таких доказательств заявителем суду не представлено.
Таким образом, довод ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» о наличии у данного учреждения фактически разрешительных функций направленных на осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, реализующихся путем проставления либо отказа в проставлении в личных медицинских книжках отметки об аттестации граждан, прошедших необходимое гигиеническое
обучение, судом отклоняется, как ошибочный, основанный на неверном толковании законодательства.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.09.2010 г., из которого следует, что надзор в данной сфере на территории Пермского края осуществляет
территориальное управление Роспотребнадзора, функции ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» являются обеспечительными по отношению к Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю.
В соответствии со ст. 34 Закона №52-ФЗ Роспотребнадзором утвержден приказ от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» которым утверждены формы личной медицинской книжки и
санитарного паспорта. Обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками указанных документов поручено ФГУЗ «Информационнометодический центр «Экспертиза».
В соответствии с п. 2 Приказа № 402 ФГУЗ «Информационнометодический центр «Экспертиза» необходимо: организовать обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками личных медицинских книжек,
санитарных паспортов и голографических марок к ним; осуществить разработку и внедрение автоматизированной системы учета выдачи личных медицинских книжек и санитарных паспортов; обеспечить
ведение реестра выданных личных медицинских книжек и санитарных паспортов.
В Приказе № 402 центры гигиены и эпидемиологии не персонифицированы. ФГУЗ «Информационно-методический центр Экспертиза» осуществляет продажу бланков личных медицинских книжек
как ФГУЗ №133, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», которые в свою очередь на возмездной основе реализуют бланки медицинских книжек гражданам и осуществляют оформление данных книжек.
В связи с тем, что личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и свободной продаже не подлежит, то как ФГУЗ №1-33, так и
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» проставляют свою печать в наименовании организации, выдавшей медицинскую книжку, а также наносят на книжку голограмму, вносят персональные данные.
Таким образом, происходит оформление бланка личной медицинской книжки.
Вместе с тем, медицинская книжка является недействительной без отметки об аттестации гражданина о прохождении им необходимого санитарного обучения. Но до прохождения санитарного обучения лицо
может быть допущено только после прохождения всех необходимых медицинских осмотров. Медицинская книжка со свидетельствами о прохождении всех необходимых для той или иной деятельности
медицинских осмотров предоставляется в учреждение, где .гражданин решил пройти гигиеническое обучение для дальнейшего прохождения аттестации на знание санитарных правил. Обучение производится центрами гигиены и
эпидемиологии, действующими на территории Пермского края. После прохождения обучения гражданин вправе обратиться в любой из центров гигиены и эпидемиологии, действующих на территории Пермского края, для
сдачи экзамена (зачета), при положительном результате которого в личную медицинскую книжку проставляется отметка об аттестации гражданина по соответствующей программе обучения.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оформление бланка личной медицинской книжки, предоставление гражданам услуг по гигиеническому обучению, проведение аттестации после прохождения
обучения являются государственными услугами, предоставление которых возможно как ФГУЗ №133, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
Из вышеприведенных норм законодательства, следует, что граждане вправе самостоятельно определять центр гигиены и эпидемиологии, куда они планируют обратить за оказанием данных услуг. Порядок оказания данных
услуг не является единым и непрерывным процессом -соответственно может быть осуществлен в комплексе одним хозяйствующим субъектом исключительно по желанию самого гражданина. Работодатель (работник)
вправе самостоятельно определять медицинскую организацию и заключать с ней договоры на проведение медицинских осмотров.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции поддерживает выводы оспариваемого решения УФАС о том, что отказ специалистов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»,
ставить отметку о прохождении гигиенического обучения в медицинские книжки, выданные ФГУЗ №133, мотивируя тем, что они приобретены в учреждении не уполномоченном Роспотребнадзором, является
неправомерным и препятствует осуществлению деятельности ФГУЗ №133. Прямым доказательством устранения с данного рынка ФГУЗ №133 является письмо от 10.09.2009 г. № 3225 главврача ФГУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Пермском крае» <...>, доводы которого оценивались Комиссией УФАС при рассмотрении дела о нарушении заявителем антимонопольного законодательства и были положены в основу
оспариваемых решения и предписания от 03.11.2010 г.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» нарушены требования ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении конкуренции, в частности путем необоснованного
препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического
обучения, осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 03.11.2010 вынесены правомерно, соответствуют положениям Закона о конкуренции. Следовательно, в силу
изложенных обстоятельств, суд не усматривает оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов.
В связи с изложенным, заявленные требования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, госпошлина уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд распределению не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 167-176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
www.17aas.arbitr.ru.
Судья <...>

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8435 [uid] => 1 [title] => А50-28161/2010 Решение Арбитражного суда Пермского края по заявлению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8435 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

 
Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Пермь
23 марта 2011 г. № дела А50-28161/2010
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи <...>
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <...>, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр
гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» к ответчику УФАС по Пермскому краю третье лицо: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 133» ФМБА
России о признании недействительными ненормативных актов В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: <...>, предъявлено удостоверение № 000116; <...>, представлен паспорт серии 5704 № 581793
от ответчика: <...>, предъявлено удостоверение № 4809
от третьего лица: <...>, предъявлено удостоверение № 159
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения от 03.11.2010 г. о признании Общества нарушившим
ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и предписания от 03.11.2010 г. по делу № 545-10-а.
Свои требования заявитель мотивирует ошибочностью выводов антимонопольного органа о нарушении обществом ч.1 ст.15 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
выразившееся в ограничении конкуренции, в частности путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке
оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения, осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение.
Представитель УФАС по Пермскому краю (далее Управление) заявленные требования отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица поддерживает позицию УФАС по Пермскому краю, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил.
В Пермское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Пермского края об ограничении прав хозяйствующего субъекта -ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №133» Федерального медикобиологического
агентства России должностными лицами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
ФГУЗ №133 считает, что оформление личных медицинских книжек является платной услугой, которой ФГУЗ №133 может заниматься на основании устава, законодательного ограничения на оказание данной услуги
нет. При наличии личной медицинской книжки гражданин может по своему усмотрению пройти необходимое обучение в любой уполномоченной на это организации, а затем, располагая необходимыми знаниями, пройти
аттестацию в любом центре гигиены и эпидемиологии. При успешном прохождении аттестации гражданину проставляется соответствующая отметка в личную медицинскую книжку.
Нарушение антимонопольного законодательства усматривает в отказах должностных лиц ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в проставлении отметок об аттестации гражданам, которые приобрели
личные медицинские книжки во ФГУЗ №133. Тем самым ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» монополизирует деятельность на рынке оказания услуг по оформлению медицинских книжек о
прохождении гигиенического обучения.
В результате чего, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 133» ФМБА России обратилось с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»
в Прокуратуру Пермского края, а последняя в УФАС России по Пермскому краю.
03.11.2010 г. УФАС по Пермскому краю было рассмотрено дело № 545-10-а по признакам нарушения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» ч. 1 ст. 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вынесенным решением, действия ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» признаны антимонопольным органом необоснованным препятствованием
осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения,
осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с данным решением полностью, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратилось в арбитражный суд.
Согласно федерального закона № 135-ФЗ (от 26.07.2006г.) «Закона о защите конкуренции" (далее -закон) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые
направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской
Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных
федеральными законами: случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими
субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Закон №52-ФЗ) порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета,
ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарноэпидемиологический
надзор.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Закона №52-ФЗ структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения
руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. №569 «О Положении об осуществлении государственного санитарноэпидемиологического надзора в Российской Федерации» (далее -Положение
о санитарно-эпидемиологическом надзоре) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (п. 3).
В соответствии с п. 4 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба
исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской
федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют
государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства,
безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона №52-ФЗ деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи,
функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре деятельность указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения федеральных органов исполнительной власти и федеральных
государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор в Российской Федерации, обеспечивают федеральные государственные научные учреждения гигиенического и
эпидемиологического профиля, федеральные государственные учреждения центры гигиены и эпидемиологии, противочумные станции (центры), дезинфекционные станции, федеральные государственные унитарные
предприятия дезинфекционного профиля и иные организации, подведомственные указанным федеральным органам исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении дела № 545-10-а было установлено нарушение антимонопольного законодательства ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Пермском крае» выразившееся в отказах должностных лиц в проставлении отметок об аттестации гражданам, которые приобрели личные медицинские книжки во ФГУЗ №133. Законными такие действия представители заявителя
считают на основании письма главврача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» <...>
Данное письмо от 10.09.2009 г. № 3225 было ответом на письмо ФГУЗ №133 относительно полномочий в части выдачи личных медицинских книжек. Из текста данного письма следует, что ФГУЗ №133,
подведомственный ФМБА России, может заниматься оформлением личных медицинских книжек только в пределах своей юрисдикции, т.е. на определенной территории и (или) объектах, поднадзорных ФМБА России.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обладает фактически разрешительными функциями направленными на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
которые ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» реализует путем проставления либо отказа в проставлении в личных медицинских книжках отметки об аттестации граждан, прошедших необходимое гигиеническое обучение.
Вместе с тем, судом установлено, что ФГУЗ №133 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» являются подведомственным учреждениями ФМБА России и Роспотребнадзора соответственно. При этом
ФМБА России и Роспотребнадзор являются подчиненными органами по отношению к Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
ФГУЗ №133 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» осуществляют обеспечивающие функции федеральных органов исполнительной власти -ФМБА России и Управления Роспотребнадзора по
Пермскому краю соответственно. Только данные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством имеют право осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Юридического изъятия права осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор у территориального органа Роспотребнадзора по Пермскому краю в пользу ФГУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Пермском крае» не осуществлялось, таких доказательств заявителем суду не представлено.
Таким образом, довод ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» о наличии у данного учреждения фактически разрешительных функций направленных на осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, реализующихся путем проставления либо отказа в проставлении в личных медицинских книжках отметки об аттестации граждан, прошедших необходимое гигиеническое
обучение, судом отклоняется, как ошибочный, основанный на неверном толковании законодательства.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.09.2010 г., из которого следует, что надзор в данной сфере на территории Пермского края осуществляет
территориальное управление Роспотребнадзора, функции ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» являются обеспечительными по отношению к Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю.
В соответствии со ст. 34 Закона №52-ФЗ Роспотребнадзором утвержден приказ от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» которым утверждены формы личной медицинской книжки и
санитарного паспорта. Обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками указанных документов поручено ФГУЗ «Информационнометодический центр «Экспертиза».
В соответствии с п. 2 Приказа № 402 ФГУЗ «Информационнометодический центр «Экспертиза» необходимо: организовать обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками личных медицинских книжек,
санитарных паспортов и голографических марок к ним; осуществить разработку и внедрение автоматизированной системы учета выдачи личных медицинских книжек и санитарных паспортов; обеспечить
ведение реестра выданных личных медицинских книжек и санитарных паспортов.
В Приказе № 402 центры гигиены и эпидемиологии не персонифицированы. ФГУЗ «Информационно-методический центр Экспертиза» осуществляет продажу бланков личных медицинских книжек
как ФГУЗ №133, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», которые в свою очередь на возмездной основе реализуют бланки медицинских книжек гражданам и осуществляют оформление данных книжек.
В связи с тем, что личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и свободной продаже не подлежит, то как ФГУЗ №1-33, так и
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» проставляют свою печать в наименовании организации, выдавшей медицинскую книжку, а также наносят на книжку голограмму, вносят персональные данные.
Таким образом, происходит оформление бланка личной медицинской книжки.
Вместе с тем, медицинская книжка является недействительной без отметки об аттестации гражданина о прохождении им необходимого санитарного обучения. Но до прохождения санитарного обучения лицо
может быть допущено только после прохождения всех необходимых медицинских осмотров. Медицинская книжка со свидетельствами о прохождении всех необходимых для той или иной деятельности
медицинских осмотров предоставляется в учреждение, где .гражданин решил пройти гигиеническое обучение для дальнейшего прохождения аттестации на знание санитарных правил. Обучение производится центрами гигиены и
эпидемиологии, действующими на территории Пермского края. После прохождения обучения гражданин вправе обратиться в любой из центров гигиены и эпидемиологии, действующих на территории Пермского края, для
сдачи экзамена (зачета), при положительном результате которого в личную медицинскую книжку проставляется отметка об аттестации гражданина по соответствующей программе обучения.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оформление бланка личной медицинской книжки, предоставление гражданам услуг по гигиеническому обучению, проведение аттестации после прохождения
обучения являются государственными услугами, предоставление которых возможно как ФГУЗ №133, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
Из вышеприведенных норм законодательства, следует, что граждане вправе самостоятельно определять центр гигиены и эпидемиологии, куда они планируют обратить за оказанием данных услуг. Порядок оказания данных
услуг не является единым и непрерывным процессом -соответственно может быть осуществлен в комплексе одним хозяйствующим субъектом исключительно по желанию самого гражданина. Работодатель (работник)
вправе самостоятельно определять медицинскую организацию и заключать с ней договоры на проведение медицинских осмотров.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции поддерживает выводы оспариваемого решения УФАС о том, что отказ специалистов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»,
ставить отметку о прохождении гигиенического обучения в медицинские книжки, выданные ФГУЗ №133, мотивируя тем, что они приобретены в учреждении не уполномоченном Роспотребнадзором, является
неправомерным и препятствует осуществлению деятельности ФГУЗ №133. Прямым доказательством устранения с данного рынка ФГУЗ №133 является письмо от 10.09.2009 г. № 3225 главврача ФГУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Пермском крае» <...>, доводы которого оценивались Комиссией УФАС при рассмотрении дела о нарушении заявителем антимонопольного законодательства и были положены в основу
оспариваемых решения и предписания от 03.11.2010 г.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» нарушены требования ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении конкуренции, в частности путем необоснованного
препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического
обучения, осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 03.11.2010 вынесены правомерно, соответствуют положениям Закона о конкуренции. Следовательно, в силу
изложенных обстоятельств, суд не усматривает оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов.
В связи с изложенным, заявленные требования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, госпошлина уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд распределению не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 167-176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
www.17aas.arbitr.ru.
Судья <...>

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

 
Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Пермь
23 марта 2011 г. № дела А50-28161/2010
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи <...>
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <...>, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр
гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» к ответчику УФАС по Пермскому краю третье лицо: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 133» ФМБА
России о признании недействительными ненормативных актов В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: <...>, предъявлено удостоверение № 000116; <...>, представлен паспорт серии 5704 № 581793
от ответчика: <...>, предъявлено удостоверение № 4809
от третьего лица: <...>, предъявлено удостоверение № 159
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения от 03.11.2010 г. о признании Общества нарушившим
ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и предписания от 03.11.2010 г. по делу № 545-10-а.
Свои требования заявитель мотивирует ошибочностью выводов антимонопольного органа о нарушении обществом ч.1 ст.15 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
выразившееся в ограничении конкуренции, в частности путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке
оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения, осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение.
Представитель УФАС по Пермскому краю (далее Управление) заявленные требования отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица поддерживает позицию УФАС по Пермскому краю, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил.
В Пермское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Пермского края об ограничении прав хозяйствующего субъекта -ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №133» Федерального медикобиологического
агентства России должностными лицами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
ФГУЗ №133 считает, что оформление личных медицинских книжек является платной услугой, которой ФГУЗ №133 может заниматься на основании устава, законодательного ограничения на оказание данной услуги
нет. При наличии личной медицинской книжки гражданин может по своему усмотрению пройти необходимое обучение в любой уполномоченной на это организации, а затем, располагая необходимыми знаниями, пройти
аттестацию в любом центре гигиены и эпидемиологии. При успешном прохождении аттестации гражданину проставляется соответствующая отметка в личную медицинскую книжку.
Нарушение антимонопольного законодательства усматривает в отказах должностных лиц ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в проставлении отметок об аттестации гражданам, которые приобрели
личные медицинские книжки во ФГУЗ №133. Тем самым ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» монополизирует деятельность на рынке оказания услуг по оформлению медицинских книжек о
прохождении гигиенического обучения.
В результате чего, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 133» ФМБА России обратилось с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»
в Прокуратуру Пермского края, а последняя в УФАС России по Пермскому краю.
03.11.2010 г. УФАС по Пермскому краю было рассмотрено дело № 545-10-а по признакам нарушения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» ч. 1 ст. 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вынесенным решением, действия ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» признаны антимонопольным органом необоснованным препятствованием
осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения,
осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с данным решением полностью, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратилось в арбитражный суд.
Согласно федерального закона № 135-ФЗ (от 26.07.2006г.) «Закона о защите конкуренции" (далее -закон) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые
направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской
Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных
федеральными законами: случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими
субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Закон №52-ФЗ) порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета,
ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарноэпидемиологический
надзор.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Закона №52-ФЗ структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения
руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. №569 «О Положении об осуществлении государственного санитарноэпидемиологического надзора в Российской Федерации» (далее -Положение
о санитарно-эпидемиологическом надзоре) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (п. 3).
В соответствии с п. 4 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба
исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской
федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют
государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства,
безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона №52-ФЗ деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи,
функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре деятельность указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения федеральных органов исполнительной власти и федеральных
государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор в Российской Федерации, обеспечивают федеральные государственные научные учреждения гигиенического и
эпидемиологического профиля, федеральные государственные учреждения центры гигиены и эпидемиологии, противочумные станции (центры), дезинфекционные станции, федеральные государственные унитарные
предприятия дезинфекционного профиля и иные организации, подведомственные указанным федеральным органам исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении дела № 545-10-а было установлено нарушение антимонопольного законодательства ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Пермском крае» выразившееся в отказах должностных лиц в проставлении отметок об аттестации гражданам, которые приобрели личные медицинские книжки во ФГУЗ №133. Законными такие действия представители заявителя
считают на основании письма главврача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» <...>
Данное письмо от 10.09.2009 г. № 3225 было ответом на письмо ФГУЗ №133 относительно полномочий в части выдачи личных медицинских книжек. Из текста данного письма следует, что ФГУЗ №133,
подведомственный ФМБА России, может заниматься оформлением личных медицинских книжек только в пределах своей юрисдикции, т.е. на определенной территории и (или) объектах, поднадзорных ФМБА России.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обладает фактически разрешительными функциями направленными на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
которые ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» реализует путем проставления либо отказа в проставлении в личных медицинских книжках отметки об аттестации граждан, прошедших необходимое гигиеническое обучение.
Вместе с тем, судом установлено, что ФГУЗ №133 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» являются подведомственным учреждениями ФМБА России и Роспотребнадзора соответственно. При этом
ФМБА России и Роспотребнадзор являются подчиненными органами по отношению к Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
ФГУЗ №133 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» осуществляют обеспечивающие функции федеральных органов исполнительной власти -ФМБА России и Управления Роспотребнадзора по
Пермскому краю соответственно. Только данные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством имеют право осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Юридического изъятия права осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор у территориального органа Роспотребнадзора по Пермскому краю в пользу ФГУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Пермском крае» не осуществлялось, таких доказательств заявителем суду не представлено.
Таким образом, довод ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» о наличии у данного учреждения фактически разрешительных функций направленных на осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, реализующихся путем проставления либо отказа в проставлении в личных медицинских книжках отметки об аттестации граждан, прошедших необходимое гигиеническое
обучение, судом отклоняется, как ошибочный, основанный на неверном толковании законодательства.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.09.2010 г., из которого следует, что надзор в данной сфере на территории Пермского края осуществляет
территориальное управление Роспотребнадзора, функции ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» являются обеспечительными по отношению к Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю.
В соответствии со ст. 34 Закона №52-ФЗ Роспотребнадзором утвержден приказ от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» которым утверждены формы личной медицинской книжки и
санитарного паспорта. Обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками указанных документов поручено ФГУЗ «Информационнометодический центр «Экспертиза».
В соответствии с п. 2 Приказа № 402 ФГУЗ «Информационнометодический центр «Экспертиза» необходимо: организовать обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками личных медицинских книжек,
санитарных паспортов и голографических марок к ним; осуществить разработку и внедрение автоматизированной системы учета выдачи личных медицинских книжек и санитарных паспортов; обеспечить
ведение реестра выданных личных медицинских книжек и санитарных паспортов.
В Приказе № 402 центры гигиены и эпидемиологии не персонифицированы. ФГУЗ «Информационно-методический центр Экспертиза» осуществляет продажу бланков личных медицинских книжек
как ФГУЗ №133, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», которые в свою очередь на возмездной основе реализуют бланки медицинских книжек гражданам и осуществляют оформление данных книжек.
В связи с тем, что личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и свободной продаже не подлежит, то как ФГУЗ №1-33, так и
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» проставляют свою печать в наименовании организации, выдавшей медицинскую книжку, а также наносят на книжку голограмму, вносят персональные данные.
Таким образом, происходит оформление бланка личной медицинской книжки.
Вместе с тем, медицинская книжка является недействительной без отметки об аттестации гражданина о прохождении им необходимого санитарного обучения. Но до прохождения санитарного обучения лицо
может быть допущено только после прохождения всех необходимых медицинских осмотров. Медицинская книжка со свидетельствами о прохождении всех необходимых для той или иной деятельности
медицинских осмотров предоставляется в учреждение, где .гражданин решил пройти гигиеническое обучение для дальнейшего прохождения аттестации на знание санитарных правил. Обучение производится центрами гигиены и
эпидемиологии, действующими на территории Пермского края. После прохождения обучения гражданин вправе обратиться в любой из центров гигиены и эпидемиологии, действующих на территории Пермского края, для
сдачи экзамена (зачета), при положительном результате которого в личную медицинскую книжку проставляется отметка об аттестации гражданина по соответствующей программе обучения.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оформление бланка личной медицинской книжки, предоставление гражданам услуг по гигиеническому обучению, проведение аттестации после прохождения
обучения являются государственными услугами, предоставление которых возможно как ФГУЗ №133, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
Из вышеприведенных норм законодательства, следует, что граждане вправе самостоятельно определять центр гигиены и эпидемиологии, куда они планируют обратить за оказанием данных услуг. Порядок оказания данных
услуг не является единым и непрерывным процессом -соответственно может быть осуществлен в комплексе одним хозяйствующим субъектом исключительно по желанию самого гражданина. Работодатель (работник)
вправе самостоятельно определять медицинскую организацию и заключать с ней договоры на проведение медицинских осмотров.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции поддерживает выводы оспариваемого решения УФАС о том, что отказ специалистов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»,
ставить отметку о прохождении гигиенического обучения в медицинские книжки, выданные ФГУЗ №133, мотивируя тем, что они приобретены в учреждении не уполномоченном Роспотребнадзором, является
неправомерным и препятствует осуществлению деятельности ФГУЗ №133. Прямым доказательством устранения с данного рынка ФГУЗ №133 является письмо от 10.09.2009 г. № 3225 главврача ФГУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Пермском крае» <...>, доводы которого оценивались Комиссией УФАС при рассмотрении дела о нарушении заявителем антимонопольного законодательства и были положены в основу
оспариваемых решения и предписания от 03.11.2010 г.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» нарушены требования ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении конкуренции, в частности путем необоснованного
препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке оказания услуг по оформлению бланков личных медицинских книжек, проведению гигиенического
обучения, осуществлению аттестации граждан, прошедших обучение.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 03.11.2010 вынесены правомерно, соответствуют положениям Закона о конкуренции. Следовательно, в силу
изложенных обстоятельств, суд не усматривает оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов.
В связи с изложенным, заявленные требования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, госпошлина уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд распределению не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 167-176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
www.17aas.arbitr.ru.
Судья <...>

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

23 марта 2011г. Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения по делу № 545-10-а. В ходе рассмотрения дела суд решил отказать заявителю в удовлетворении требований.

[format] => full_html [safe_value] =>

23 марта 2011г. Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения по делу № 545-10-а. В ходе рассмотрения дела суд решил отказать заявителю в удовлетворении требований.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-23 16:21:06 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-23 16:21:06 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )