А50-4615/2010 Решение Арбитражного суда Пермского края по заявлению Администрации Чайковского муниципального района

Дата публикации: 8 ноября 2010, 20:23

версия для печати

 
 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

08 ноября 2010 года дело № А50-4615/2010
Резолютивная часть решения объявлена судом 03.11.2010.
Полный текст решения изготовлен 08.11.2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи <...>
при ведении протокола помощником судьи <...>, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Чайковского муниципального района к Управлению Федеральной
антимонопольной службы по Пермскому краю (Пермскому УФАС России) с участием третьих лиц без самостоятельных требований: индивидуального предпринимателя ...., Общества с ограниченной
ответственностью «Скиф» (ООО «Скиф»), Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района, о признании недействительным решения в части.
В судебном заседании приняли участие представители: заявителя – <...> (доверенность от 25.03.2010), антимонопольного органа – <...>(доверенность от 11.01.2010 – т. 1 л.д.28).
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в судебное заседание
представителей не направили. В порядке ч. 3 ст. 156 и ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) неявка участников процесса не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Администрация Чайковского муниципального района (далее по тексту – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Пермскому краю (далее по тексту – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) по делу № 627-09-а от 24.11.2009, которым признан факт нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) в действиях Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района (далее по тексту –
Комитет) и Комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества (далее по тексту – Комиссия).
Определением арбитражного суда о принятии заявления от 04.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный
предприниматель Брюхова Н.А., по жалобе которой вынесено оспариваемое решение, и ООО «Скиф» - победитель конкурса по продаже права на заключение договора аренды. Оснований для привлечения к участию в деле
иных третьих лиц – участников конкурса, судом не установлено, поскольку самостоятельно результаты конкурса ими оспорены не были, к моменту судебного разбирательства контракт с победителем конкурса исполнен.
В ходе предварительного судебного заседания 25.03.2010 с учетом пояснений представителя заявителя, выступающего только в интересах Комиссии, при определении субъектного состава лиц, участвующих в деле,
суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований – Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального
района, в действиях которого оспариваемым решением также установлено нарушение Закона о защите конкуренции.
25.03.2010 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-79/2010, которым удовлетворено заявление Комитета и
признан недействительным, в том числе, пункт 2 предписания по делу № 627-09-а от 24.11.2009. Производство по делу возобновлено 05.10.2010.
В судебном заседании 05.10.2010 (после возобновления производства по делу) представитель Администрации пояснил, что выступает в защиту интересов Комиссии, решение Пермского УФАС России оспаривается в части, касающейся интересов Комиссии.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, считает, что в действиях Комиссии нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции отсутствуют, поскольку при проведении Комиссией конкурса
права и законные интересы участников размещения заказа нарушены не были, все действия Комиссии основаны на принятых организатором конкурса решениях.
Антимонопольный орган с требованиями не согласен по доводам письменного отзыва (т. 1 л.д. 25-27) и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 81-88), ссылаясь на законность принятого по делу № 627-09-а решения.
Оспариваемым решением установлены нарушения Комитетом и Комиссией ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также Закона о концессионных соглашениях, которые выразились в ограничении доступа к участию в
конкурсу по продаже прав на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, д. 27, в нарушении порядка определения победителя конкурса и создании
преимущественных условий участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам, в частности – ООО «Скиф».
Согласно отзыву ИП Брюхова Н.А. считает требования Администрации не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию антимонопольного органа.
ООО «Скиф» в отзыве на заявление указывает, что условия конкурса для всех претендентов были равны (т.1 л.д.30).
Комитетом отзыв с изложением своей позиции по делу представлен не был.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 27.05.2009 № 567 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, являющегося собственностью муниципального
образования «Чайковский муниципальный район» (далее по тексту – Положение) (т. 1 л.д. 107-120).
Пунктом 1.2 Положения определено, что арендодателем муниципального имущества выступает, в частности, Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального
района (Комитет), который является самостоятельным функциональным структурным подразделением администрации Чайковского муниципального района, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом,
находящимся в муниципальной собственности Чайковского муниципального района (т. 1 л.д. 64).
В силу п. 1.6 Положения муниципальное недвижимое имущество предоставляется в аренду: по результатам конкурса на право заключения договора аренды; по результатам аукциона на право заключения договора аренды.
Согласно п. 2.1 Положения конкурс на право аренды объектов муниципальной собственности – способ определения арендатора, при котором приобретателем права на заключение договора аренды имущества
становится претендент, по заключению конкурсной комиссии предложивший лучшие условия в соответствии с установленными критериями определения победителя. По итогам конкурса заключается
договор аренды, содержащий конкурсные условия.
В соответствии с п. 2.3 Положения Комитет в 30-дневный срок с момента подачи заявки рассматривает основания для предоставления муниципального имущества на торгах либо без процедуры торгов или об
отказе в предоставлении муниципального имущества и готовит соответствующий проект постановления главы Чайковского муниципального района либо о проведении торгов, либо о предоставлении
объекта без процедуры торгов, либо письменный отказ заявителю.
На основании указанного Положения Постановлением Главы Чайковского муниципального района от 06.07.2009 № 1524 была создана комиссия по проведению торгов на право заключения договоров аренды
недвижимого муниципального имущества (Комиссия) и утвержден состав и порядок ее деятельности (т. 1 л.д. 76-80). Основной задачей Комиссии является подготовка и проведение торгов на право заключения договора
аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности МО «Чайковский муниципальный район». В рамках возложенных задач Комиссия выполняет следующие функции: определяет форму торгов,
формирует и принимает окончательные условия торгов, организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении торгов, принимает заявки, подводит итоги приема заявок, рассматривает заявки, оценивает предложения, признает торги состоявшимися (несостоявшимися), подводит итоги, определяет победителя торгов.
По решению Комитета 24.07.2009 было издано постановление Главы Чайковского муниципального района № 1736 о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже права на заключение договоров аренды
недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, 27. Назначена дата проведения конкурса – 08 сентября 2009 (т. 1 л.д.127).
По распоряжению председателя Комитета извещение о торгах опубликовано в газете «Огни Камы» №№ 165-169 от 25.07.2009 (т. 1 л.д. 128- 132).
На участие в конкурсе было подано 4 заявки, в том числе ИП Брюхова Н.А. и ООО «Скиф», и все претенденты признаны участниками конкурса (т. 1 л.д. 144).
Результаты проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, зафиксированы в протоколе заседания Комиссии от
08.09.2009 (т. 1 л.д. 145-148). Победителем конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Чайковский, ул. Ленина, д. 27, признано ООО «Скиф», как набравшее
наибольшее количество баллов, с которым должен быть заключен договор аренды объекта муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что на основании протокола от 08.09.2009 о результатах конкурса, Комитетом с ООО «Скиф» 10.09.2009 заключен договор № 77 аренды недвижимого имущества, находящегося в
муниципальной собственности Чайковского муниципального района сроком на 11 месяцев.
10.09.2009, не согласившись с результатами конкурса, ИП Брюхова Н.А., арендовавшая данное недвижимое имущество с 2006 года, подала жалобу в Пермский УФАС России на неправомерные действия Комитета
при проведении конкурса на право заключения договора аренды.
24.11.2009 по результатам рассмотрения жалобы ИП Брюховой Н.А. Пермским УФАС России принято решение (исх. № 9785-09 от 08.12.2009), в соответствии с которым признан факт нарушения Комитетом и Комиссией
ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в ограничении доступа к участию в конкурсе по продаже права на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества, расположенного по адресу: г.
Чайковский, ул. Ленина, 27, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг общественного питания вне территории Чайковского муниципального района, в нарушении порядка определения
победителя конкурса, и создании преимущественных условий участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам при оценке их конкурсных предложений, в т.ч. ООО «Скиф», что приводит к ограничению
конкуренции на рынке услуг общественного питания.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, полагая, что в действиях Комиссии отсутствуют нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции, Администрация Чайковского муниципального района
обратилась за защитой нарушенного права в арбитражный суд.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с объяснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для
удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Наряду с установленными ч. 1 названной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются, в том числе органы местного самоуправления, запрещается не
предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая Закона о
защите конкуренции дополнена ст. 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе путем проведения конкурсов.
Как установлено ч. 3 ст. 53 Закона о защите конкуренции, до установления предусмотренного ч. 5 ст. 17.1 настоящего федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения
договоров, указанных в ч.ч. 1 и 3 названной статьи, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» (далее по тексту – Закон о концессионных соглашениях).
Частью 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что решение о заключении концессионного соглашения (в данном случае договора аренды) принимается концедентом, в частности, в отношении
объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 25 Закона о концессионных соглашениях для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, которая выполняет следующие функции, в частности: опубликовывает и размещает сообщение
о проведении конкурса (при проведении открытого конкурса); опубликовывает и размещает сообщение о внесении изменений в конкурсную документацию, а также направляет указанное сообщение лицам
в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Согласно ст. 26 Закона о концессионных соглашениях сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на
официальном сайте в сети «Интернет» (при проведении открытого конкурса). Конкурсная комиссия вправе опубликовать сообщение о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том
числе в электронных, при условии, что такое опубликование не может осуществляться вместо предусмотренных ч. 1 настоящей статьи опубликования в официальном издании и размещения на официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела судом установлено, что решение о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже права на заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в
муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, 27, было принято 24.07.2009 (постановление Главы Чайковского муниципального района № 1736). За день до издания указанного
постановления (23.07.2009) председатель Комитета <...> направила в редакцию газеты «Огни Камы» письмо № 02/01-06-549 об опубликовании информации о торгах с приложением информационного сообщения (т. 1
л.д. 128). Сообщение было опубликовано в газете 25.07.2009.
Таким образом, информационное сообщение было направлено для опубликования о проведении конкурса до принятия решения о его проведении. Кроме того, данное сообщение не было размещено на сайте
Администрации Чайковского муниципального района в сети «Интернет», что не отрицается представителем заявителя. Однако, представитель полагает, что данное нарушение не может вменяться Комиссии, поскольку
информация о торгах была опубликована по поручению председателя Комитета.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании пояснила, что разграничить полномочия Комитета и Комиссии в рамках рассматриваемого дела достаточно сложно, поскольку председателем как
Комитета, так и Комиссии является одно и то же физическое лицо. Закон о концессионных соглашениях ни Комитетом, ни Комиссией при проведении конкурса не применялся.
Согласно утвержденному Порядку деятельности комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества, именно на Комиссию возложена функция по
организации подготовки и публикации информационного сообщения о проведении торгов.
Кроме того Комиссия формирует и принимает окончательные условия торгов.
Как видно из материалов дела, Условия конкурса были утверждены 11.08.2009 решением Комитета № 09 (т. 1 л.д. 133-140), тогда как извещение о торгах было опубликовано 23.07.2009. Данные условия не были
размещены ни на сайте в сети «Интернет», ни опубликованы в официальном печатном издании.
28.08.2009 по решению председателя Комитета в условия конкурса внесены изменения, касающиеся определения победителя конкурса (т. 1 л.д. 141). Указанные изменения также не были опубликованы в официальном
печатном издании и не были размещены на сайте в сети «Интернет».
В силу ч. 1 ст. 25 Закона о концессионных соглашениях решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от числа голосов членов конкурсной комиссии, принявших участие в ее заседании.
Согласно методике оценки, предусмотренной Условиями конкурса, при выборе победителя Комиссия руководствуется методом сравнительного анализа, путем выставления следующих оценок: отлично – 3 балла, хорошо
– 2 балла, удовлетворительно – 1 балл. Оценка выставляется по каждому критерию условия конкурса.
Анализ имеющихся в материалах дела Ведомостей оценки условий конкурса показал, что члены комиссии по каждому участнику с учетом своего субъективного мнения по каждому условию конкурса выставляли
определенные баллы, которые впоследствии суммировались. Победителем конкурса признан участник, набравший наибольший балл.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Комиссией не соблюден порядок определения победителя конкурса, поскольку подобный подход к оценке конкурсных предложений нарушает
положения Закона о концессионных соглашениях и делает невозможным оценить объективно каждое конкурсное предложение.
Нарушение Комиссией порядка проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества, предусмотренного Законом о концессионных соглашениях, выразившееся в
неразмещении сообщения о проведении конкурса, условий проведения конкурса и об изменениях в условия проведения конкурса на официальном сайте в сети «Интернет», а также в несвоевременном формировании и
определении условий конкурса, привело к ограничению доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг общественного питания вне территории Чайковского
муниципального района. Кроме того, Комиссией нарушен порядок определения победителя конкурса, предусмотренный Законом о концессионных соглашениях.
По изложенным основаниям суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что в действиях Комиссии усматривается нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из положений ст.ст. 198 и 201 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и
иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу изложенных обстоятельств суд не усматривает несоответствия оспариваемого решения Закону о защите конкуренции, а также нарушения этим решением прав и законных интересов заявителя, что исключает
признание ненормативного акта недействительным в соответствии со ст. 201 АПК РФ.
В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как заявитель был освобожден от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через
Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru
Судья <...>

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8422 [uid] => 1 [title] => А50-4615/2010 Решение Арбитражного суда Пермского края по заявлению Администрации Чайковского муниципального района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8422 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

 
 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

08 ноября 2010 года дело № А50-4615/2010
Резолютивная часть решения объявлена судом 03.11.2010.
Полный текст решения изготовлен 08.11.2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи <...>
при ведении протокола помощником судьи <...>, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Чайковского муниципального района к Управлению Федеральной
антимонопольной службы по Пермскому краю (Пермскому УФАС России) с участием третьих лиц без самостоятельных требований: индивидуального предпринимателя ...., Общества с ограниченной
ответственностью «Скиф» (ООО «Скиф»), Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района, о признании недействительным решения в части.
В судебном заседании приняли участие представители: заявителя – <...> (доверенность от 25.03.2010), антимонопольного органа – <...>(доверенность от 11.01.2010 – т. 1 л.д.28).
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в судебное заседание
представителей не направили. В порядке ч. 3 ст. 156 и ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) неявка участников процесса не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Администрация Чайковского муниципального района (далее по тексту – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Пермскому краю (далее по тексту – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) по делу № 627-09-а от 24.11.2009, которым признан факт нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) в действиях Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района (далее по тексту –
Комитет) и Комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества (далее по тексту – Комиссия).
Определением арбитражного суда о принятии заявления от 04.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный
предприниматель Брюхова Н.А., по жалобе которой вынесено оспариваемое решение, и ООО «Скиф» - победитель конкурса по продаже права на заключение договора аренды. Оснований для привлечения к участию в деле
иных третьих лиц – участников конкурса, судом не установлено, поскольку самостоятельно результаты конкурса ими оспорены не были, к моменту судебного разбирательства контракт с победителем конкурса исполнен.
В ходе предварительного судебного заседания 25.03.2010 с учетом пояснений представителя заявителя, выступающего только в интересах Комиссии, при определении субъектного состава лиц, участвующих в деле,
суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований – Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального
района, в действиях которого оспариваемым решением также установлено нарушение Закона о защите конкуренции.
25.03.2010 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-79/2010, которым удовлетворено заявление Комитета и
признан недействительным, в том числе, пункт 2 предписания по делу № 627-09-а от 24.11.2009. Производство по делу возобновлено 05.10.2010.
В судебном заседании 05.10.2010 (после возобновления производства по делу) представитель Администрации пояснил, что выступает в защиту интересов Комиссии, решение Пермского УФАС России оспаривается в части, касающейся интересов Комиссии.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, считает, что в действиях Комиссии нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции отсутствуют, поскольку при проведении Комиссией конкурса
права и законные интересы участников размещения заказа нарушены не были, все действия Комиссии основаны на принятых организатором конкурса решениях.
Антимонопольный орган с требованиями не согласен по доводам письменного отзыва (т. 1 л.д. 25-27) и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 81-88), ссылаясь на законность принятого по делу № 627-09-а решения.
Оспариваемым решением установлены нарушения Комитетом и Комиссией ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также Закона о концессионных соглашениях, которые выразились в ограничении доступа к участию в
конкурсу по продаже прав на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, д. 27, в нарушении порядка определения победителя конкурса и создании
преимущественных условий участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам, в частности – ООО «Скиф».
Согласно отзыву ИП Брюхова Н.А. считает требования Администрации не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию антимонопольного органа.
ООО «Скиф» в отзыве на заявление указывает, что условия конкурса для всех претендентов были равны (т.1 л.д.30).
Комитетом отзыв с изложением своей позиции по делу представлен не был.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 27.05.2009 № 567 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, являющегося собственностью муниципального
образования «Чайковский муниципальный район» (далее по тексту – Положение) (т. 1 л.д. 107-120).
Пунктом 1.2 Положения определено, что арендодателем муниципального имущества выступает, в частности, Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального
района (Комитет), который является самостоятельным функциональным структурным подразделением администрации Чайковского муниципального района, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом,
находящимся в муниципальной собственности Чайковского муниципального района (т. 1 л.д. 64).
В силу п. 1.6 Положения муниципальное недвижимое имущество предоставляется в аренду: по результатам конкурса на право заключения договора аренды; по результатам аукциона на право заключения договора аренды.
Согласно п. 2.1 Положения конкурс на право аренды объектов муниципальной собственности – способ определения арендатора, при котором приобретателем права на заключение договора аренды имущества
становится претендент, по заключению конкурсной комиссии предложивший лучшие условия в соответствии с установленными критериями определения победителя. По итогам конкурса заключается
договор аренды, содержащий конкурсные условия.
В соответствии с п. 2.3 Положения Комитет в 30-дневный срок с момента подачи заявки рассматривает основания для предоставления муниципального имущества на торгах либо без процедуры торгов или об
отказе в предоставлении муниципального имущества и готовит соответствующий проект постановления главы Чайковского муниципального района либо о проведении торгов, либо о предоставлении
объекта без процедуры торгов, либо письменный отказ заявителю.
На основании указанного Положения Постановлением Главы Чайковского муниципального района от 06.07.2009 № 1524 была создана комиссия по проведению торгов на право заключения договоров аренды
недвижимого муниципального имущества (Комиссия) и утвержден состав и порядок ее деятельности (т. 1 л.д. 76-80). Основной задачей Комиссии является подготовка и проведение торгов на право заключения договора
аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности МО «Чайковский муниципальный район». В рамках возложенных задач Комиссия выполняет следующие функции: определяет форму торгов,
формирует и принимает окончательные условия торгов, организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении торгов, принимает заявки, подводит итоги приема заявок, рассматривает заявки, оценивает предложения, признает торги состоявшимися (несостоявшимися), подводит итоги, определяет победителя торгов.
По решению Комитета 24.07.2009 было издано постановление Главы Чайковского муниципального района № 1736 о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже права на заключение договоров аренды
недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, 27. Назначена дата проведения конкурса – 08 сентября 2009 (т. 1 л.д.127).
По распоряжению председателя Комитета извещение о торгах опубликовано в газете «Огни Камы» №№ 165-169 от 25.07.2009 (т. 1 л.д. 128- 132).
На участие в конкурсе было подано 4 заявки, в том числе ИП Брюхова Н.А. и ООО «Скиф», и все претенденты признаны участниками конкурса (т. 1 л.д. 144).
Результаты проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, зафиксированы в протоколе заседания Комиссии от
08.09.2009 (т. 1 л.д. 145-148). Победителем конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Чайковский, ул. Ленина, д. 27, признано ООО «Скиф», как набравшее
наибольшее количество баллов, с которым должен быть заключен договор аренды объекта муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что на основании протокола от 08.09.2009 о результатах конкурса, Комитетом с ООО «Скиф» 10.09.2009 заключен договор № 77 аренды недвижимого имущества, находящегося в
муниципальной собственности Чайковского муниципального района сроком на 11 месяцев.
10.09.2009, не согласившись с результатами конкурса, ИП Брюхова Н.А., арендовавшая данное недвижимое имущество с 2006 года, подала жалобу в Пермский УФАС России на неправомерные действия Комитета
при проведении конкурса на право заключения договора аренды.
24.11.2009 по результатам рассмотрения жалобы ИП Брюховой Н.А. Пермским УФАС России принято решение (исх. № 9785-09 от 08.12.2009), в соответствии с которым признан факт нарушения Комитетом и Комиссией
ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в ограничении доступа к участию в конкурсе по продаже права на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества, расположенного по адресу: г.
Чайковский, ул. Ленина, 27, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг общественного питания вне территории Чайковского муниципального района, в нарушении порядка определения
победителя конкурса, и создании преимущественных условий участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам при оценке их конкурсных предложений, в т.ч. ООО «Скиф», что приводит к ограничению
конкуренции на рынке услуг общественного питания.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, полагая, что в действиях Комиссии отсутствуют нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции, Администрация Чайковского муниципального района
обратилась за защитой нарушенного права в арбитражный суд.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с объяснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для
удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Наряду с установленными ч. 1 названной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются, в том числе органы местного самоуправления, запрещается не
предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая Закона о
защите конкуренции дополнена ст. 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе путем проведения конкурсов.
Как установлено ч. 3 ст. 53 Закона о защите конкуренции, до установления предусмотренного ч. 5 ст. 17.1 настоящего федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения
договоров, указанных в ч.ч. 1 и 3 названной статьи, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» (далее по тексту – Закон о концессионных соглашениях).
Частью 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что решение о заключении концессионного соглашения (в данном случае договора аренды) принимается концедентом, в частности, в отношении
объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 25 Закона о концессионных соглашениях для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, которая выполняет следующие функции, в частности: опубликовывает и размещает сообщение
о проведении конкурса (при проведении открытого конкурса); опубликовывает и размещает сообщение о внесении изменений в конкурсную документацию, а также направляет указанное сообщение лицам
в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Согласно ст. 26 Закона о концессионных соглашениях сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на
официальном сайте в сети «Интернет» (при проведении открытого конкурса). Конкурсная комиссия вправе опубликовать сообщение о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том
числе в электронных, при условии, что такое опубликование не может осуществляться вместо предусмотренных ч. 1 настоящей статьи опубликования в официальном издании и размещения на официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела судом установлено, что решение о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже права на заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в
муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, 27, было принято 24.07.2009 (постановление Главы Чайковского муниципального района № 1736). За день до издания указанного
постановления (23.07.2009) председатель Комитета <...> направила в редакцию газеты «Огни Камы» письмо № 02/01-06-549 об опубликовании информации о торгах с приложением информационного сообщения (т. 1
л.д. 128). Сообщение было опубликовано в газете 25.07.2009.
Таким образом, информационное сообщение было направлено для опубликования о проведении конкурса до принятия решения о его проведении. Кроме того, данное сообщение не было размещено на сайте
Администрации Чайковского муниципального района в сети «Интернет», что не отрицается представителем заявителя. Однако, представитель полагает, что данное нарушение не может вменяться Комиссии, поскольку
информация о торгах была опубликована по поручению председателя Комитета.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании пояснила, что разграничить полномочия Комитета и Комиссии в рамках рассматриваемого дела достаточно сложно, поскольку председателем как
Комитета, так и Комиссии является одно и то же физическое лицо. Закон о концессионных соглашениях ни Комитетом, ни Комиссией при проведении конкурса не применялся.
Согласно утвержденному Порядку деятельности комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества, именно на Комиссию возложена функция по
организации подготовки и публикации информационного сообщения о проведении торгов.
Кроме того Комиссия формирует и принимает окончательные условия торгов.
Как видно из материалов дела, Условия конкурса были утверждены 11.08.2009 решением Комитета № 09 (т. 1 л.д. 133-140), тогда как извещение о торгах было опубликовано 23.07.2009. Данные условия не были
размещены ни на сайте в сети «Интернет», ни опубликованы в официальном печатном издании.
28.08.2009 по решению председателя Комитета в условия конкурса внесены изменения, касающиеся определения победителя конкурса (т. 1 л.д. 141). Указанные изменения также не были опубликованы в официальном
печатном издании и не были размещены на сайте в сети «Интернет».
В силу ч. 1 ст. 25 Закона о концессионных соглашениях решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от числа голосов членов конкурсной комиссии, принявших участие в ее заседании.
Согласно методике оценки, предусмотренной Условиями конкурса, при выборе победителя Комиссия руководствуется методом сравнительного анализа, путем выставления следующих оценок: отлично – 3 балла, хорошо
– 2 балла, удовлетворительно – 1 балл. Оценка выставляется по каждому критерию условия конкурса.
Анализ имеющихся в материалах дела Ведомостей оценки условий конкурса показал, что члены комиссии по каждому участнику с учетом своего субъективного мнения по каждому условию конкурса выставляли
определенные баллы, которые впоследствии суммировались. Победителем конкурса признан участник, набравший наибольший балл.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Комиссией не соблюден порядок определения победителя конкурса, поскольку подобный подход к оценке конкурсных предложений нарушает
положения Закона о концессионных соглашениях и делает невозможным оценить объективно каждое конкурсное предложение.
Нарушение Комиссией порядка проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества, предусмотренного Законом о концессионных соглашениях, выразившееся в
неразмещении сообщения о проведении конкурса, условий проведения конкурса и об изменениях в условия проведения конкурса на официальном сайте в сети «Интернет», а также в несвоевременном формировании и
определении условий конкурса, привело к ограничению доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг общественного питания вне территории Чайковского
муниципального района. Кроме того, Комиссией нарушен порядок определения победителя конкурса, предусмотренный Законом о концессионных соглашениях.
По изложенным основаниям суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что в действиях Комиссии усматривается нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из положений ст.ст. 198 и 201 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и
иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу изложенных обстоятельств суд не усматривает несоответствия оспариваемого решения Закону о защите конкуренции, а также нарушения этим решением прав и законных интересов заявителя, что исключает
признание ненормативного акта недействительным в соответствии со ст. 201 АПК РФ.
В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как заявитель был освобожден от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через
Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru
Судья <...>

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

 
 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

08 ноября 2010 года дело № А50-4615/2010
Резолютивная часть решения объявлена судом 03.11.2010.
Полный текст решения изготовлен 08.11.2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи <...>
при ведении протокола помощником судьи <...>, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Чайковского муниципального района к Управлению Федеральной
антимонопольной службы по Пермскому краю (Пермскому УФАС России) с участием третьих лиц без самостоятельных требований: индивидуального предпринимателя ...., Общества с ограниченной
ответственностью «Скиф» (ООО «Скиф»), Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района, о признании недействительным решения в части.
В судебном заседании приняли участие представители: заявителя – <...> (доверенность от 25.03.2010), антимонопольного органа – <...>(доверенность от 11.01.2010 – т. 1 л.д.28).
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в судебное заседание
представителей не направили. В порядке ч. 3 ст. 156 и ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) неявка участников процесса не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Администрация Чайковского муниципального района (далее по тексту – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Пермскому краю (далее по тексту – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) по делу № 627-09-а от 24.11.2009, которым признан факт нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) в действиях Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района (далее по тексту –
Комитет) и Комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества (далее по тексту – Комиссия).
Определением арбитражного суда о принятии заявления от 04.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный
предприниматель Брюхова Н.А., по жалобе которой вынесено оспариваемое решение, и ООО «Скиф» - победитель конкурса по продаже права на заключение договора аренды. Оснований для привлечения к участию в деле
иных третьих лиц – участников конкурса, судом не установлено, поскольку самостоятельно результаты конкурса ими оспорены не были, к моменту судебного разбирательства контракт с победителем конкурса исполнен.
В ходе предварительного судебного заседания 25.03.2010 с учетом пояснений представителя заявителя, выступающего только в интересах Комиссии, при определении субъектного состава лиц, участвующих в деле,
суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований – Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального
района, в действиях которого оспариваемым решением также установлено нарушение Закона о защите конкуренции.
25.03.2010 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-79/2010, которым удовлетворено заявление Комитета и
признан недействительным, в том числе, пункт 2 предписания по делу № 627-09-а от 24.11.2009. Производство по делу возобновлено 05.10.2010.
В судебном заседании 05.10.2010 (после возобновления производства по делу) представитель Администрации пояснил, что выступает в защиту интересов Комиссии, решение Пермского УФАС России оспаривается в части, касающейся интересов Комиссии.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, считает, что в действиях Комиссии нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции отсутствуют, поскольку при проведении Комиссией конкурса
права и законные интересы участников размещения заказа нарушены не были, все действия Комиссии основаны на принятых организатором конкурса решениях.
Антимонопольный орган с требованиями не согласен по доводам письменного отзыва (т. 1 л.д. 25-27) и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 81-88), ссылаясь на законность принятого по делу № 627-09-а решения.
Оспариваемым решением установлены нарушения Комитетом и Комиссией ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также Закона о концессионных соглашениях, которые выразились в ограничении доступа к участию в
конкурсу по продаже прав на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, д. 27, в нарушении порядка определения победителя конкурса и создании
преимущественных условий участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам, в частности – ООО «Скиф».
Согласно отзыву ИП Брюхова Н.А. считает требования Администрации не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию антимонопольного органа.
ООО «Скиф» в отзыве на заявление указывает, что условия конкурса для всех претендентов были равны (т.1 л.д.30).
Комитетом отзыв с изложением своей позиции по делу представлен не был.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 27.05.2009 № 567 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, являющегося собственностью муниципального
образования «Чайковский муниципальный район» (далее по тексту – Положение) (т. 1 л.д. 107-120).
Пунктом 1.2 Положения определено, что арендодателем муниципального имущества выступает, в частности, Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального
района (Комитет), который является самостоятельным функциональным структурным подразделением администрации Чайковского муниципального района, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом,
находящимся в муниципальной собственности Чайковского муниципального района (т. 1 л.д. 64).
В силу п. 1.6 Положения муниципальное недвижимое имущество предоставляется в аренду: по результатам конкурса на право заключения договора аренды; по результатам аукциона на право заключения договора аренды.
Согласно п. 2.1 Положения конкурс на право аренды объектов муниципальной собственности – способ определения арендатора, при котором приобретателем права на заключение договора аренды имущества
становится претендент, по заключению конкурсной комиссии предложивший лучшие условия в соответствии с установленными критериями определения победителя. По итогам конкурса заключается
договор аренды, содержащий конкурсные условия.
В соответствии с п. 2.3 Положения Комитет в 30-дневный срок с момента подачи заявки рассматривает основания для предоставления муниципального имущества на торгах либо без процедуры торгов или об
отказе в предоставлении муниципального имущества и готовит соответствующий проект постановления главы Чайковского муниципального района либо о проведении торгов, либо о предоставлении
объекта без процедуры торгов, либо письменный отказ заявителю.
На основании указанного Положения Постановлением Главы Чайковского муниципального района от 06.07.2009 № 1524 была создана комиссия по проведению торгов на право заключения договоров аренды
недвижимого муниципального имущества (Комиссия) и утвержден состав и порядок ее деятельности (т. 1 л.д. 76-80). Основной задачей Комиссии является подготовка и проведение торгов на право заключения договора
аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности МО «Чайковский муниципальный район». В рамках возложенных задач Комиссия выполняет следующие функции: определяет форму торгов,
формирует и принимает окончательные условия торгов, организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении торгов, принимает заявки, подводит итоги приема заявок, рассматривает заявки, оценивает предложения, признает торги состоявшимися (несостоявшимися), подводит итоги, определяет победителя торгов.
По решению Комитета 24.07.2009 было издано постановление Главы Чайковского муниципального района № 1736 о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже права на заключение договоров аренды
недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, 27. Назначена дата проведения конкурса – 08 сентября 2009 (т. 1 л.д.127).
По распоряжению председателя Комитета извещение о торгах опубликовано в газете «Огни Камы» №№ 165-169 от 25.07.2009 (т. 1 л.д. 128- 132).
На участие в конкурсе было подано 4 заявки, в том числе ИП Брюхова Н.А. и ООО «Скиф», и все претенденты признаны участниками конкурса (т. 1 л.д. 144).
Результаты проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, зафиксированы в протоколе заседания Комиссии от
08.09.2009 (т. 1 л.д. 145-148). Победителем конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Чайковский, ул. Ленина, д. 27, признано ООО «Скиф», как набравшее
наибольшее количество баллов, с которым должен быть заключен договор аренды объекта муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что на основании протокола от 08.09.2009 о результатах конкурса, Комитетом с ООО «Скиф» 10.09.2009 заключен договор № 77 аренды недвижимого имущества, находящегося в
муниципальной собственности Чайковского муниципального района сроком на 11 месяцев.
10.09.2009, не согласившись с результатами конкурса, ИП Брюхова Н.А., арендовавшая данное недвижимое имущество с 2006 года, подала жалобу в Пермский УФАС России на неправомерные действия Комитета
при проведении конкурса на право заключения договора аренды.
24.11.2009 по результатам рассмотрения жалобы ИП Брюховой Н.А. Пермским УФАС России принято решение (исх. № 9785-09 от 08.12.2009), в соответствии с которым признан факт нарушения Комитетом и Комиссией
ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в ограничении доступа к участию в конкурсе по продаже права на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества, расположенного по адресу: г.
Чайковский, ул. Ленина, 27, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг общественного питания вне территории Чайковского муниципального района, в нарушении порядка определения
победителя конкурса, и создании преимущественных условий участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам при оценке их конкурсных предложений, в т.ч. ООО «Скиф», что приводит к ограничению
конкуренции на рынке услуг общественного питания.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, полагая, что в действиях Комиссии отсутствуют нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции, Администрация Чайковского муниципального района
обратилась за защитой нарушенного права в арбитражный суд.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с объяснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для
удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Наряду с установленными ч. 1 названной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются, в том числе органы местного самоуправления, запрещается не
предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая Закона о
защите конкуренции дополнена ст. 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе путем проведения конкурсов.
Как установлено ч. 3 ст. 53 Закона о защите конкуренции, до установления предусмотренного ч. 5 ст. 17.1 настоящего федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения
договоров, указанных в ч.ч. 1 и 3 названной статьи, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» (далее по тексту – Закон о концессионных соглашениях).
Частью 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что решение о заключении концессионного соглашения (в данном случае договора аренды) принимается концедентом, в частности, в отношении
объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 25 Закона о концессионных соглашениях для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, которая выполняет следующие функции, в частности: опубликовывает и размещает сообщение
о проведении конкурса (при проведении открытого конкурса); опубликовывает и размещает сообщение о внесении изменений в конкурсную документацию, а также направляет указанное сообщение лицам
в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Согласно ст. 26 Закона о концессионных соглашениях сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на
официальном сайте в сети «Интернет» (при проведении открытого конкурса). Конкурсная комиссия вправе опубликовать сообщение о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том
числе в электронных, при условии, что такое опубликование не может осуществляться вместо предусмотренных ч. 1 настоящей статьи опубликования в официальном издании и размещения на официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела судом установлено, что решение о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже права на заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в
муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, 27, было принято 24.07.2009 (постановление Главы Чайковского муниципального района № 1736). За день до издания указанного
постановления (23.07.2009) председатель Комитета <...> направила в редакцию газеты «Огни Камы» письмо № 02/01-06-549 об опубликовании информации о торгах с приложением информационного сообщения (т. 1
л.д. 128). Сообщение было опубликовано в газете 25.07.2009.
Таким образом, информационное сообщение было направлено для опубликования о проведении конкурса до принятия решения о его проведении. Кроме того, данное сообщение не было размещено на сайте
Администрации Чайковского муниципального района в сети «Интернет», что не отрицается представителем заявителя. Однако, представитель полагает, что данное нарушение не может вменяться Комиссии, поскольку
информация о торгах была опубликована по поручению председателя Комитета.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании пояснила, что разграничить полномочия Комитета и Комиссии в рамках рассматриваемого дела достаточно сложно, поскольку председателем как
Комитета, так и Комиссии является одно и то же физическое лицо. Закон о концессионных соглашениях ни Комитетом, ни Комиссией при проведении конкурса не применялся.
Согласно утвержденному Порядку деятельности комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества, именно на Комиссию возложена функция по
организации подготовки и публикации информационного сообщения о проведении торгов.
Кроме того Комиссия формирует и принимает окончательные условия торгов.
Как видно из материалов дела, Условия конкурса были утверждены 11.08.2009 решением Комитета № 09 (т. 1 л.д. 133-140), тогда как извещение о торгах было опубликовано 23.07.2009. Данные условия не были
размещены ни на сайте в сети «Интернет», ни опубликованы в официальном печатном издании.
28.08.2009 по решению председателя Комитета в условия конкурса внесены изменения, касающиеся определения победителя конкурса (т. 1 л.д. 141). Указанные изменения также не были опубликованы в официальном
печатном издании и не были размещены на сайте в сети «Интернет».
В силу ч. 1 ст. 25 Закона о концессионных соглашениях решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от числа голосов членов конкурсной комиссии, принявших участие в ее заседании.
Согласно методике оценки, предусмотренной Условиями конкурса, при выборе победителя Комиссия руководствуется методом сравнительного анализа, путем выставления следующих оценок: отлично – 3 балла, хорошо
– 2 балла, удовлетворительно – 1 балл. Оценка выставляется по каждому критерию условия конкурса.
Анализ имеющихся в материалах дела Ведомостей оценки условий конкурса показал, что члены комиссии по каждому участнику с учетом своего субъективного мнения по каждому условию конкурса выставляли
определенные баллы, которые впоследствии суммировались. Победителем конкурса признан участник, набравший наибольший балл.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Комиссией не соблюден порядок определения победителя конкурса, поскольку подобный подход к оценке конкурсных предложений нарушает
положения Закона о концессионных соглашениях и делает невозможным оценить объективно каждое конкурсное предложение.
Нарушение Комиссией порядка проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды недвижимого муниципального имущества, предусмотренного Законом о концессионных соглашениях, выразившееся в
неразмещении сообщения о проведении конкурса, условий проведения конкурса и об изменениях в условия проведения конкурса на официальном сайте в сети «Интернет», а также в несвоевременном формировании и
определении условий конкурса, привело к ограничению доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг общественного питания вне территории Чайковского
муниципального района. Кроме того, Комиссией нарушен порядок определения победителя конкурса, предусмотренный Законом о концессионных соглашениях.
По изложенным основаниям суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что в действиях Комиссии усматривается нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из положений ст.ст. 198 и 201 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и
иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу изложенных обстоятельств суд не усматривает несоответствия оспариваемого решения Закону о защите конкуренции, а также нарушения этим решением прав и законных интересов заявителя, что исключает
признание ненормативного акта недействительным в соответствии со ст. 201 АПК РФ.
В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как заявитель был освобожден от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через
Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru
Судья <...>

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

08 ноября 2010г. Администрация Чайковского муниципального района обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по делу № 627-09-а. В ходе рассмотрения дела суд решил отказать заявителю в удовлетворении требований.

[format] => full_html [safe_value] =>

08 ноября 2010г. Администрация Чайковского муниципального района обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по делу № 627-09-а. В ходе рассмотрения дела суд решил отказать заявителю в удовлетворении требований.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-08 15:23:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-08 15:23:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )