Решение и предписание по делу № 024-10-а

Дата публикации: 11 марта 2010, 17:37

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ 

по делу № 024-10-а

о нарушении антимонопольного законодательства

25.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в присутствии представителя Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» (далее также - КМП «Теплоэнерго») – Тимухиной Т.Г. (доверенность № 1095 от 22.09.2009г.), Овечкина В.В.

заявитель - Шарифуллина Н.И., представитель заинтересованного лица – ТСЖ «Энгельса, 15» не явились на рассмотрение дела, подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц имеется в материалах дела (почтовые уведомления за № 00822 с вручением 12.02.2010г., № 01555 с вручением 04.02.2010г. представителям заявителей определения о назначении дела № 024-10-а о нарушении антимонопольного законодательства

рассмотрев дело № 024-10-а по признакам нарушения КМП «Теплоэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном прекращении подачи тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Кизел, ул. Энгельса, 15.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление гражданки Шарифуллиной Н.И. с жалобой на действия КМП «Теплоэнерго», выразившиеся в незаконном прекращении подачи тепловой энергии.

Из содержания заявления следует, что жилой дом по ул. Энгельса, 15 периодически подвергается незаконному отключению от тепла, в частности такое отключение было произведено в октябре 2009г., которое решением Кизеловского городского суда Пермского края признано незаконным. Однако, 17 ноября 2009 г. в дом, расположенный по адресу: ул. Энгельса,15, г. Кизел вновь была ограничена подача тепловой энергии.

Представитель КМП «Теплоэнерго» пояснил, что с момента заключения договора с ТСЖ «Энгельса, 15», образованным в 2006 году, последним систематически не выполняются условия договора в части оплаты услуг по поставке тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: г. Кизел, ул. Энгельса, 15. КМП «Теплоэнерго» неоднократно направляло претензии в адрес ТСЖ «Энгельса, 15», следствием которых являлось составление графиков погашения задолженности. Однако данные графики не приводились в действие, в результате чего КМП «Теплоэнерго» вынуждено было ввести ограничение поставки тепловой энергии на объект, находящийся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15».

Комиссия Пермского УФАС изучила представленные документы и информацию, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

КМП «Теплоэнерго» осуществляет свою деятельность в сфере услуг по теплоснабжению. Решением Арбитражного суда Пермской области от 24.05.2006г. по делу № 50-41125/2005-Б признано несостоятельным (банкротом) КМП «Теплоэнерго» (ул. Луначарского, 21, г. Кизел, Пермский край, ОГРН 1025901829821) и открыто в отношении него конкурсное производство. Конкурсным управляющим КМП «Теплоэнерго» назначен Сорокин В.П.

Под управлением ТСЖ «Энгельса 15» находится жилой дом, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

Согласно Устава, ТСЖ «Энгельса, 15» является некоммерческой организацией, формой объединения собственников помещений многоквартирного дома по ул. Энгельса, 15, в г. Кизеле, для совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее по тексту – Правила) «исполнитель» коммунальных услуг - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе и товарищество собственников жилья.

Исходя из этого ТСЖ «Энгельса, 15» является исполнителем коммунальных услуг для жителей дома, находящихся под его управлением.

Согласно п. 9 вышеназванных Правил исполнитель при предоставлении коммунальных услуг обязан обеспечить бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Потребителями являются граждане, использующие коммунальные услуги для бытовых нужд.

В интересах членов Товарищества ТСЖ «Энгельса, 15» (также – Потребитель) с КМП «Теплоэнерго» (также – энергоснабжающая организация) заключён договор на пользование тепловой энергии в горячей воде № 155 от 22.09.2006г. В соответствии с условиями настоящего договора КМП «Теплоэнерго» обязуется отпускать ТСЖ «Энгельса, 15» тепловую энергию в горячей воде, а последний, в свою очередь производит оплату за отпущенную энергоснабжающей организацией тепловую энергию в горячей воде.

При осуществлении договорных отношений по теплоснабжению дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, ТСЖ «Энгельса, 15» постоянно имело задолженность перед КМП «Теплоэнерго» за поставленную тепловую энергию.

В связи с чем, КМП «Теплоэнерго» неоднократно направляло письма (№ 566 от 28.05.2009г., № 850 от 03.08.2009г., № 994 от 02.09.2009г.) в адрес ТСЖ «Энгельса, 15» с просьбой о погашении текущей задолженности за поставленную тепловую энергию на объект, находящийся в управлении ТСЖ «Энгелсьса, 15».

Доказательства, свидетельствующие о направлении ответов на указанные письма ТСЖ «Энгельса, 15» не представлены.

10.11.2009г. КМП «Теплоэнерго» направило уведомление в адрес ТСЖ «Энегельса, 15» за № 1306 об ограничении подачи тепловой энергии с 16.11.2009г. до 50%, в случае непогашения суммы в размере 206940-74 руб. Так же сообщалось, что если по истечении 5 дней со дня введения ограничения задолженность не будет погашена в полном объёме, подача тепловой энергии на объект Энгельса, 15 будет прекращена с 23.11.2009г.

17 ноября 2009г. представителями КМП «Теплоэнерго» путём установки регулировочной шайбы на запорной арматуре на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел была ограничена подача тепловой энергии. Указанное обстоятельство подтверждается составленным в присутствии председателя ТСЖ «Энгельса, 15» актом об ограничении подачи тепловой энергии на 50%.

Согласно платёжному поручению № 70 от 19.11.2009г. ТСЖ «Энгельса, 15» была произведена оплата тепловой энергии в сумме 10000 руб.

Вследствие чего, 20 ноября 2009г. по распоряжению администрации КМП «Теплоэнерго» снято ограничение подачи тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, о чём также составлен соответствующий акт.

Имеющиеся в материалах антимонопольного дела счета-квитанции, и счета-извещения, свидетельствуют о проживании в доме, находящемся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» добросовестных плательщиков.

Вместе с тем, ТСЖ «Энгельса, 15» не были представлены доказательства принятия каких-либо мер по взысканию задолженности за тепловую энергию с недобросовестных плательщиков, проживающих в жилом доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

КМП «Теплоэнерго» действует на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

КМП «Теплоэнерго» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» его положение признается доминирующим на рынке передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Применяя такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, энергоснабжающая организация обязана исключить нарушение прав граждан - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями коммунальных услуг (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2008 года по делу № А72-2642/08-11/175). КМП «Теплоэнерго» могло использовать иные способы защиты своих прав, в частности способ судебного взыскания задолженности с ТСЖ «Энгельса, 15».

Кроме того, КМП «Теплоэнерго» нарушило Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных им) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. (ред. от 17.07.1998, с изм. от 31.08.2006) (далее по тексту - Порядок).

Не выполнен пункт 6 Порядка, согласно которому, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах.

Поскольку ограничение подачи тепловой энергии произведено в жилом доме, в спорных правоотношениях участвуют граждане, интересы которых также были ущемлены. Порядок ограничения подачи тепловой энергии гражданам-потребителям, установленный п. 80 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, не был соблюден. Передающая организация не наделена правом приостанавливать или ограничивать предоставление гражданам коммунальных услуг. Такое право предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании), через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг при отсутствии соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которыми допускалось бы отключение тепловой энергии в жилых домах в целом, если исполнитель коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ «Энгельса, 15») имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.

Также не выполнен п. 3 Порядка, в соответствии с которым, при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения. В уведомлении № 1306 от 10.11.2009г. дата ограничения назначена на 16.11.2009г, однако фактические действия по отключению тепловой энергии объекта, находящегося в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» были произведены 17.11.2009г., без предусмотренной Порядком процедуры предварительного уведомления об ограничении подачи тепловой энергии на эту дату, что так же нарушило интересы граждан, проживающих в жилом доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

Соответственно, ограничение подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ТСЖ «Энегльса, 15» является не обоснованным, оно прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами, и привело к ущемлению интересов других лиц.

Таким образом, хозяйствующий субъект КМП «Теплоэнерго», занимающий доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, необоснованно ограничив подачу тепловой энергии в ноябре 2009г. в многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, а так же произведя данное ограничение с нарушением установленного Порядка совершило действия, которые квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, в результате чего были ущемлены интересы граждан, проживающих в доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, и не имеющих задолженности по оплате за коммунальные услуги.

Кроме того, установлено, что у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе:

- не приняты меры по урегулированию данного вопроса, путём выяснения всех обстоятельств дела, в том числе осведомлённости о проживании в доме, находящемся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» добросовестных плательщиков;

- не осуществлено надлежащее уведомление ТСЖ «Энгельса, 15» о предстоящем введении ограничения тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел;

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС в действиях КМП «Теплоэнерго» - лица, занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, выразившихся в экономически и технологически необоснованном прекращении 17.11.2009 г. оказания услуг по теплоснабжению жилого дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, которое привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в этом доме, установлено злоупотребление доминирующим положением в границах рынка передачи тепловой энергии дому по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел в период с 17.11.2009 по 20.11.2009г, то есть нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, как установлено, что ТСЖ «Энгельса, 15» не предприняло необходимых мер по уменьшению задолженности за тепловую энергию граждан, проживающих в доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, что так же способствовало ограничению подачи тепловой энергии, а это в свою очередь повлекло ущемление интересов конечных потребителей тепловой энергии, часть из которых, являются добросовестными плательщиками за услуги по теплоснабжению.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны КМП «Теплоэнерго» устранено до возбуждения производства, однако в связи с тем, что КМП «Теплоэнерго» по настоящему делу был нарушен порядок введения ограничения тепловой энергии, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела в отношении Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением.

3. Выдать ответчику Коммунальному муниципальному предприятию «Теплоэнерго» предписание об устранении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение изготовлено в полном объеме 11.03.2010 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

по делу № 024-10-а

11.03.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.03.2010г. по делу №024-10-а о нарушении КМП «Теплоэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Коммунальному муниципальному предприятию «Теплоэнерго»

1. Немедленно прекратить нарушение п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в необоснованном прекращении теплоснабжения с нарушением Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

2. КМП «Теплоэнерго» в срок до 15.12.2010г. сообщать в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о всех вводящихся ограничениях подачи тепловой энергии.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в срок до 25 декабря 2010 г. с приложением документов, подтверждающих исполнение.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

stdClass Object ( [vid] => 8136 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 024-10-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8136 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ 

по делу № 024-10-а

о нарушении антимонопольного законодательства

25.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в присутствии представителя Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» (далее также - КМП «Теплоэнерго») – Тимухиной Т.Г. (доверенность № 1095 от 22.09.2009г.), Овечкина В.В.

заявитель - Шарифуллина Н.И., представитель заинтересованного лица – ТСЖ «Энгельса, 15» не явились на рассмотрение дела, подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц имеется в материалах дела (почтовые уведомления за № 00822 с вручением 12.02.2010г., № 01555 с вручением 04.02.2010г. представителям заявителей определения о назначении дела № 024-10-а о нарушении антимонопольного законодательства

рассмотрев дело № 024-10-а по признакам нарушения КМП «Теплоэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном прекращении подачи тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Кизел, ул. Энгельса, 15.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление гражданки Шарифуллиной Н.И. с жалобой на действия КМП «Теплоэнерго», выразившиеся в незаконном прекращении подачи тепловой энергии.

Из содержания заявления следует, что жилой дом по ул. Энгельса, 15 периодически подвергается незаконному отключению от тепла, в частности такое отключение было произведено в октябре 2009г., которое решением Кизеловского городского суда Пермского края признано незаконным. Однако, 17 ноября 2009 г. в дом, расположенный по адресу: ул. Энгельса,15, г. Кизел вновь была ограничена подача тепловой энергии.

Представитель КМП «Теплоэнерго» пояснил, что с момента заключения договора с ТСЖ «Энгельса, 15», образованным в 2006 году, последним систематически не выполняются условия договора в части оплаты услуг по поставке тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: г. Кизел, ул. Энгельса, 15. КМП «Теплоэнерго» неоднократно направляло претензии в адрес ТСЖ «Энгельса, 15», следствием которых являлось составление графиков погашения задолженности. Однако данные графики не приводились в действие, в результате чего КМП «Теплоэнерго» вынуждено было ввести ограничение поставки тепловой энергии на объект, находящийся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15».

Комиссия Пермского УФАС изучила представленные документы и информацию, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

КМП «Теплоэнерго» осуществляет свою деятельность в сфере услуг по теплоснабжению. Решением Арбитражного суда Пермской области от 24.05.2006г. по делу № 50-41125/2005-Б признано несостоятельным (банкротом) КМП «Теплоэнерго» (ул. Луначарского, 21, г. Кизел, Пермский край, ОГРН 1025901829821) и открыто в отношении него конкурсное производство. Конкурсным управляющим КМП «Теплоэнерго» назначен Сорокин В.П.

Под управлением ТСЖ «Энгельса 15» находится жилой дом, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

Согласно Устава, ТСЖ «Энгельса, 15» является некоммерческой организацией, формой объединения собственников помещений многоквартирного дома по ул. Энгельса, 15, в г. Кизеле, для совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее по тексту – Правила) «исполнитель» коммунальных услуг - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе и товарищество собственников жилья.

Исходя из этого ТСЖ «Энгельса, 15» является исполнителем коммунальных услуг для жителей дома, находящихся под его управлением.

Согласно п. 9 вышеназванных Правил исполнитель при предоставлении коммунальных услуг обязан обеспечить бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Потребителями являются граждане, использующие коммунальные услуги для бытовых нужд.

В интересах членов Товарищества ТСЖ «Энгельса, 15» (также – Потребитель) с КМП «Теплоэнерго» (также – энергоснабжающая организация) заключён договор на пользование тепловой энергии в горячей воде № 155 от 22.09.2006г. В соответствии с условиями настоящего договора КМП «Теплоэнерго» обязуется отпускать ТСЖ «Энгельса, 15» тепловую энергию в горячей воде, а последний, в свою очередь производит оплату за отпущенную энергоснабжающей организацией тепловую энергию в горячей воде.

При осуществлении договорных отношений по теплоснабжению дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, ТСЖ «Энгельса, 15» постоянно имело задолженность перед КМП «Теплоэнерго» за поставленную тепловую энергию.

В связи с чем, КМП «Теплоэнерго» неоднократно направляло письма (№ 566 от 28.05.2009г., № 850 от 03.08.2009г., № 994 от 02.09.2009г.) в адрес ТСЖ «Энгельса, 15» с просьбой о погашении текущей задолженности за поставленную тепловую энергию на объект, находящийся в управлении ТСЖ «Энгелсьса, 15».

Доказательства, свидетельствующие о направлении ответов на указанные письма ТСЖ «Энгельса, 15» не представлены.

10.11.2009г. КМП «Теплоэнерго» направило уведомление в адрес ТСЖ «Энегельса, 15» за № 1306 об ограничении подачи тепловой энергии с 16.11.2009г. до 50%, в случае непогашения суммы в размере 206940-74 руб. Так же сообщалось, что если по истечении 5 дней со дня введения ограничения задолженность не будет погашена в полном объёме, подача тепловой энергии на объект Энгельса, 15 будет прекращена с 23.11.2009г.

17 ноября 2009г. представителями КМП «Теплоэнерго» путём установки регулировочной шайбы на запорной арматуре на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел была ограничена подача тепловой энергии. Указанное обстоятельство подтверждается составленным в присутствии председателя ТСЖ «Энгельса, 15» актом об ограничении подачи тепловой энергии на 50%.

Согласно платёжному поручению № 70 от 19.11.2009г. ТСЖ «Энгельса, 15» была произведена оплата тепловой энергии в сумме 10000 руб.

Вследствие чего, 20 ноября 2009г. по распоряжению администрации КМП «Теплоэнерго» снято ограничение подачи тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, о чём также составлен соответствующий акт.

Имеющиеся в материалах антимонопольного дела счета-квитанции, и счета-извещения, свидетельствуют о проживании в доме, находящемся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» добросовестных плательщиков.

Вместе с тем, ТСЖ «Энгельса, 15» не были представлены доказательства принятия каких-либо мер по взысканию задолженности за тепловую энергию с недобросовестных плательщиков, проживающих в жилом доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

КМП «Теплоэнерго» действует на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

КМП «Теплоэнерго» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» его положение признается доминирующим на рынке передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Применяя такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, энергоснабжающая организация обязана исключить нарушение прав граждан - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями коммунальных услуг (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2008 года по делу № А72-2642/08-11/175). КМП «Теплоэнерго» могло использовать иные способы защиты своих прав, в частности способ судебного взыскания задолженности с ТСЖ «Энгельса, 15».

Кроме того, КМП «Теплоэнерго» нарушило Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных им) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. (ред. от 17.07.1998, с изм. от 31.08.2006) (далее по тексту - Порядок).

Не выполнен пункт 6 Порядка, согласно которому, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах.

Поскольку ограничение подачи тепловой энергии произведено в жилом доме, в спорных правоотношениях участвуют граждане, интересы которых также были ущемлены. Порядок ограничения подачи тепловой энергии гражданам-потребителям, установленный п. 80 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, не был соблюден. Передающая организация не наделена правом приостанавливать или ограничивать предоставление гражданам коммунальных услуг. Такое право предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании), через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг при отсутствии соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которыми допускалось бы отключение тепловой энергии в жилых домах в целом, если исполнитель коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ «Энгельса, 15») имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.

Также не выполнен п. 3 Порядка, в соответствии с которым, при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения. В уведомлении № 1306 от 10.11.2009г. дата ограничения назначена на 16.11.2009г, однако фактические действия по отключению тепловой энергии объекта, находящегося в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» были произведены 17.11.2009г., без предусмотренной Порядком процедуры предварительного уведомления об ограничении подачи тепловой энергии на эту дату, что так же нарушило интересы граждан, проживающих в жилом доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

Соответственно, ограничение подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ТСЖ «Энегльса, 15» является не обоснованным, оно прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами, и привело к ущемлению интересов других лиц.

Таким образом, хозяйствующий субъект КМП «Теплоэнерго», занимающий доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, необоснованно ограничив подачу тепловой энергии в ноябре 2009г. в многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, а так же произведя данное ограничение с нарушением установленного Порядка совершило действия, которые квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, в результате чего были ущемлены интересы граждан, проживающих в доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, и не имеющих задолженности по оплате за коммунальные услуги.

Кроме того, установлено, что у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе:

- не приняты меры по урегулированию данного вопроса, путём выяснения всех обстоятельств дела, в том числе осведомлённости о проживании в доме, находящемся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» добросовестных плательщиков;

- не осуществлено надлежащее уведомление ТСЖ «Энгельса, 15» о предстоящем введении ограничения тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел;

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС в действиях КМП «Теплоэнерго» - лица, занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, выразившихся в экономически и технологически необоснованном прекращении 17.11.2009 г. оказания услуг по теплоснабжению жилого дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, которое привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в этом доме, установлено злоупотребление доминирующим положением в границах рынка передачи тепловой энергии дому по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел в период с 17.11.2009 по 20.11.2009г, то есть нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, как установлено, что ТСЖ «Энгельса, 15» не предприняло необходимых мер по уменьшению задолженности за тепловую энергию граждан, проживающих в доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, что так же способствовало ограничению подачи тепловой энергии, а это в свою очередь повлекло ущемление интересов конечных потребителей тепловой энергии, часть из которых, являются добросовестными плательщиками за услуги по теплоснабжению.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны КМП «Теплоэнерго» устранено до возбуждения производства, однако в связи с тем, что КМП «Теплоэнерго» по настоящему делу был нарушен порядок введения ограничения тепловой энергии, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела в отношении Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением.

3. Выдать ответчику Коммунальному муниципальному предприятию «Теплоэнерго» предписание об устранении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение изготовлено в полном объеме 11.03.2010 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

по делу № 024-10-а

11.03.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.03.2010г. по делу №024-10-а о нарушении КМП «Теплоэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Коммунальному муниципальному предприятию «Теплоэнерго»

1. Немедленно прекратить нарушение п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в необоснованном прекращении теплоснабжения с нарушением Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

2. КМП «Теплоэнерго» в срок до 15.12.2010г. сообщать в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о всех вводящихся ограничениях подачи тепловой энергии.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в срок до 25 декабря 2010 г. с приложением документов, подтверждающих исполнение.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание

РЕШЕНИЕ 

по делу № 024-10-а

о нарушении антимонопольного законодательства

25.02.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в присутствии представителя Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» (далее также - КМП «Теплоэнерго») – Тимухиной Т.Г. (доверенность № 1095 от 22.09.2009г.), Овечкина В.В.

заявитель - Шарифуллина Н.И., представитель заинтересованного лица – ТСЖ «Энгельса, 15» не явились на рассмотрение дела, подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц имеется в материалах дела (почтовые уведомления за № 00822 с вручением 12.02.2010г., № 01555 с вручением 04.02.2010г. представителям заявителей определения о назначении дела № 024-10-а о нарушении антимонопольного законодательства

рассмотрев дело № 024-10-а по признакам нарушения КМП «Теплоэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном прекращении подачи тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Кизел, ул. Энгельса, 15.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление гражданки Шарифуллиной Н.И. с жалобой на действия КМП «Теплоэнерго», выразившиеся в незаконном прекращении подачи тепловой энергии.

Из содержания заявления следует, что жилой дом по ул. Энгельса, 15 периодически подвергается незаконному отключению от тепла, в частности такое отключение было произведено в октябре 2009г., которое решением Кизеловского городского суда Пермского края признано незаконным. Однако, 17 ноября 2009 г. в дом, расположенный по адресу: ул. Энгельса,15, г. Кизел вновь была ограничена подача тепловой энергии.

Представитель КМП «Теплоэнерго» пояснил, что с момента заключения договора с ТСЖ «Энгельса, 15», образованным в 2006 году, последним систематически не выполняются условия договора в части оплаты услуг по поставке тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: г. Кизел, ул. Энгельса, 15. КМП «Теплоэнерго» неоднократно направляло претензии в адрес ТСЖ «Энгельса, 15», следствием которых являлось составление графиков погашения задолженности. Однако данные графики не приводились в действие, в результате чего КМП «Теплоэнерго» вынуждено было ввести ограничение поставки тепловой энергии на объект, находящийся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15».

Комиссия Пермского УФАС изучила представленные документы и информацию, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

КМП «Теплоэнерго» осуществляет свою деятельность в сфере услуг по теплоснабжению. Решением Арбитражного суда Пермской области от 24.05.2006г. по делу № 50-41125/2005-Б признано несостоятельным (банкротом) КМП «Теплоэнерго» (ул. Луначарского, 21, г. Кизел, Пермский край, ОГРН 1025901829821) и открыто в отношении него конкурсное производство. Конкурсным управляющим КМП «Теплоэнерго» назначен Сорокин В.П.

Под управлением ТСЖ «Энгельса 15» находится жилой дом, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

Согласно Устава, ТСЖ «Энгельса, 15» является некоммерческой организацией, формой объединения собственников помещений многоквартирного дома по ул. Энгельса, 15, в г. Кизеле, для совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее по тексту – Правила) «исполнитель» коммунальных услуг - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе и товарищество собственников жилья.

Исходя из этого ТСЖ «Энгельса, 15» является исполнителем коммунальных услуг для жителей дома, находящихся под его управлением.

Согласно п. 9 вышеназванных Правил исполнитель при предоставлении коммунальных услуг обязан обеспечить бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Потребителями являются граждане, использующие коммунальные услуги для бытовых нужд.

В интересах членов Товарищества ТСЖ «Энгельса, 15» (также – Потребитель) с КМП «Теплоэнерго» (также – энергоснабжающая организация) заключён договор на пользование тепловой энергии в горячей воде № 155 от 22.09.2006г. В соответствии с условиями настоящего договора КМП «Теплоэнерго» обязуется отпускать ТСЖ «Энгельса, 15» тепловую энергию в горячей воде, а последний, в свою очередь производит оплату за отпущенную энергоснабжающей организацией тепловую энергию в горячей воде.

При осуществлении договорных отношений по теплоснабжению дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, ТСЖ «Энгельса, 15» постоянно имело задолженность перед КМП «Теплоэнерго» за поставленную тепловую энергию.

В связи с чем, КМП «Теплоэнерго» неоднократно направляло письма (№ 566 от 28.05.2009г., № 850 от 03.08.2009г., № 994 от 02.09.2009г.) в адрес ТСЖ «Энгельса, 15» с просьбой о погашении текущей задолженности за поставленную тепловую энергию на объект, находящийся в управлении ТСЖ «Энгелсьса, 15».

Доказательства, свидетельствующие о направлении ответов на указанные письма ТСЖ «Энгельса, 15» не представлены.

10.11.2009г. КМП «Теплоэнерго» направило уведомление в адрес ТСЖ «Энегельса, 15» за № 1306 об ограничении подачи тепловой энергии с 16.11.2009г. до 50%, в случае непогашения суммы в размере 206940-74 руб. Так же сообщалось, что если по истечении 5 дней со дня введения ограничения задолженность не будет погашена в полном объёме, подача тепловой энергии на объект Энгельса, 15 будет прекращена с 23.11.2009г.

17 ноября 2009г. представителями КМП «Теплоэнерго» путём установки регулировочной шайбы на запорной арматуре на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел была ограничена подача тепловой энергии. Указанное обстоятельство подтверждается составленным в присутствии председателя ТСЖ «Энгельса, 15» актом об ограничении подачи тепловой энергии на 50%.

Согласно платёжному поручению № 70 от 19.11.2009г. ТСЖ «Энгельса, 15» была произведена оплата тепловой энергии в сумме 10000 руб.

Вследствие чего, 20 ноября 2009г. по распоряжению администрации КМП «Теплоэнерго» снято ограничение подачи тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, о чём также составлен соответствующий акт.

Имеющиеся в материалах антимонопольного дела счета-квитанции, и счета-извещения, свидетельствуют о проживании в доме, находящемся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» добросовестных плательщиков.

Вместе с тем, ТСЖ «Энгельса, 15» не были представлены доказательства принятия каких-либо мер по взысканию задолженности за тепловую энергию с недобросовестных плательщиков, проживающих в жилом доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

КМП «Теплоэнерго» действует на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

КМП «Теплоэнерго» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» его положение признается доминирующим на рынке передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Применяя такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, энергоснабжающая организация обязана исключить нарушение прав граждан - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями коммунальных услуг (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2008 года по делу № А72-2642/08-11/175). КМП «Теплоэнерго» могло использовать иные способы защиты своих прав, в частности способ судебного взыскания задолженности с ТСЖ «Энгельса, 15».

Кроме того, КМП «Теплоэнерго» нарушило Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных им) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. (ред. от 17.07.1998, с изм. от 31.08.2006) (далее по тексту - Порядок).

Не выполнен пункт 6 Порядка, согласно которому, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах.

Поскольку ограничение подачи тепловой энергии произведено в жилом доме, в спорных правоотношениях участвуют граждане, интересы которых также были ущемлены. Порядок ограничения подачи тепловой энергии гражданам-потребителям, установленный п. 80 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, не был соблюден. Передающая организация не наделена правом приостанавливать или ограничивать предоставление гражданам коммунальных услуг. Такое право предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании), через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг при отсутствии соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которыми допускалось бы отключение тепловой энергии в жилых домах в целом, если исполнитель коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ «Энгельса, 15») имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.

Также не выполнен п. 3 Порядка, в соответствии с которым, при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения. В уведомлении № 1306 от 10.11.2009г. дата ограничения назначена на 16.11.2009г, однако фактические действия по отключению тепловой энергии объекта, находящегося в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» были произведены 17.11.2009г., без предусмотренной Порядком процедуры предварительного уведомления об ограничении подачи тепловой энергии на эту дату, что так же нарушило интересы граждан, проживающих в жилом доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел.

Соответственно, ограничение подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ТСЖ «Энегльса, 15» является не обоснованным, оно прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами, и привело к ущемлению интересов других лиц.

Таким образом, хозяйствующий субъект КМП «Теплоэнерго», занимающий доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, необоснованно ограничив подачу тепловой энергии в ноябре 2009г. в многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, а так же произведя данное ограничение с нарушением установленного Порядка совершило действия, которые квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, в результате чего были ущемлены интересы граждан, проживающих в доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, и не имеющих задолженности по оплате за коммунальные услуги.

Кроме того, установлено, что у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе:

- не приняты меры по урегулированию данного вопроса, путём выяснения всех обстоятельств дела, в том числе осведомлённости о проживании в доме, находящемся в управлении ТСЖ «Энгельса, 15» добросовестных плательщиков;

- не осуществлено надлежащее уведомление ТСЖ «Энгельса, 15» о предстоящем введении ограничения тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел;

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС в действиях КМП «Теплоэнерго» - лица, занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, выразившихся в экономически и технологически необоснованном прекращении 17.11.2009 г. оказания услуг по теплоснабжению жилого дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, которое привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в этом доме, установлено злоупотребление доминирующим положением в границах рынка передачи тепловой энергии дому по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел в период с 17.11.2009 по 20.11.2009г, то есть нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, как установлено, что ТСЖ «Энгельса, 15» не предприняло необходимых мер по уменьшению задолженности за тепловую энергию граждан, проживающих в доме по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, что так же способствовало ограничению подачи тепловой энергии, а это в свою очередь повлекло ущемление интересов конечных потребителей тепловой энергии, часть из которых, являются добросовестными плательщиками за услуги по теплоснабжению.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны КМП «Теплоэнерго» устранено до возбуждения производства, однако в связи с тем, что КМП «Теплоэнерго» по настоящему делу был нарушен порядок введения ограничения тепловой энергии, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела в отношении Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго» по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением.

3. Выдать ответчику Коммунальному муниципальному предприятию «Теплоэнерго» предписание об устранении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение изготовлено в полном объеме 11.03.2010 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

по делу № 024-10-а

11.03.2010г. г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.03.2010г. по делу №024-10-а о нарушении КМП «Теплоэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Коммунальному муниципальному предприятию «Теплоэнерго»

1. Немедленно прекратить нарушение п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в необоснованном прекращении теплоснабжения с нарушением Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

2. КМП «Теплоэнерго» в срок до 15.12.2010г. сообщать в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о всех вводящихся ограничениях подачи тепловой энергии.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в срок до 25 декабря 2010 г. с приложением документов, подтверждающих исполнение.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

11.03.2010г. Комиссией по контролю в сфере локальных и естественных монополий Пермского УФАС России была рассмотрена жалоба гражданки Н.И. Шарифуллиной на действия Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго», выразившиеся в необоснованном прекращении теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, которое привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в этом доме. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю признала в действиях КМП «Теплоэнерго» нарушение п.4 ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Ответчику выдано предписание

[format] => full_html [safe_value] =>

11.03.2010г. Комиссией по контролю в сфере локальных и естественных монополий Пермского УФАС России была рассмотрена жалоба гражданки Н.И. Шарифуллиной на действия Коммунального муниципального предприятия «Теплоэнерго», выразившиеся в необоснованном прекращении теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: ул. Энгельса, 15, г. Кизел, которое привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в этом доме. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю признала в действиях КМП «Теплоэнерго» нарушение п.4 ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Ответчику выдано предписание

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => естественные монополии [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-11 12:37:17 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-11 12:37:17 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )