Решение по делу № 598-09-а в отношении ОАО «ТГК-9»

Дата публикации: 9 февраля 2010, 05:00

версия для печати

РЕШЕНИЕ

по делу № 598-09-а

о нарушении антимонопольного законодательства

26.01.2010 г. г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителей:

заявителя: Некоммерческого партнерства «Офисный центр «Бизнес-Галерея» (далее по тексту – Партнерство) – Бормотовой Л.А. (паспорт);

ответчика: Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее по тексту - ОАО «ТГК-9», Общество) – Дружинина М.А. (по доверенности от 19.01.2010г. № 2), Карабаевой И.М. (по доверенности от 29.12.2009г. № 82);

представитель заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «СтройПанельКомплект» (далее по тексту – ООО «ТД СПК»), о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (почтовое уведомление № 16982), и представители заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее - ООО УК «Север»), общества с ограниченной ответственностью «Городок-КС» (далее по тексту – ООО «Городок-КС»), о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (почтовые уведомления, соответственно, №№ 16981, 16979), на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело № 598-09-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ТГК-9» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе Некоммерческому партнерству «Офисный центр «Бизнес-Галерея и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» заключения договора на снабжение тепловой энергией зданий по адресу: ул. Орджоникидзе, д.14, д.57,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес УФАС по Пермскому краю поступили заявления Некоммерческого партнерства «Офисный центр «Бизнес-Галерея» (вх. от 15.09.2009г. № 11125-09) и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» (исх. от 24.06.2009г. № И-229, вх. от 26.06.2009г. № 7600-09) с жалобами на действия ОАО «ТГК-9», выразившиеся в отказе от заключения договора на снабжение тепловой энергии зданий по адресу, соответственно: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14.

Согласно указанным заявлениям, в целях решения вопроса по теплоснабжению зданий по адресу: соответственно: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14 в 2009-2010 годах., заявители обратились в адрес ОАО «ТГК-9» с просьбой о заключении договора на снабжение тепловой энергией указанных зданий, на которые Общество ответило отказом со ссылкой на отсутствие непосредственного присоединения к сетям энергоснабжающей организации.

ОАО «ТГК-9» в объяснениях антимонопольному органу не признало в своих действиях факт нарушения антимонопольного законодательства. Полагает, что действия Общества по отказу заявителям в заключении договора теплоснабжения вызваны отсутствием непосредственного присоединения тепловых сетей ОАО «ТГК-9» к энергопринимающим устройствам Партнерства и ООО «ТД СПК» и осуществлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 539 ГК РФ.

На заседании комиссии представитель ОАО «ТГК-9» сообщил, что на момент обращения Партнерства и ООО «ТД СПК» с заявлениями о заключении договора теплоснабжения (04.08.2009г. и 20.05.2009г., соответственно) Общество не располагало информацией о владельце ЦТП, через которые осуществлялась подача тепловой энергии на объекты заявителей, поэтому в силу ст. 545 ГК РФ не могло дать согласие на поставку тепловой энергии. Кроме того, пояснил, что теплоснабжение объектов заявителей при отсутствии договора теплоснабжения не прекращалось.

От Партнерства в адрес Пермского УФАС России 18.01.2010г. поступило ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 598-09-а в связи с урегулированием вопроса по теплоснабжению здания по адресу: ул. Орджоникидзе, д.57 (вх. № 0347-10).

Комиссия рассмотрела представленные сторонами по делу материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

ОАО «ТГК-9» является хозяйствующим субъектом, основной целью деятельности которого является получение прибыли (п.3.1 Устава).

Помимо прочих ОАО «ТГК-9» осуществляет такие виды деятельности, как передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и распределение пара и горячей воды (выписка из ЕГРЮЛ от 23.07.2007г. № 11220: коды ОКВЭД 40.30.2, 40.30.3).

ООО «ТД СПК» является собственником нежилых помещений, находящихся на 2-5 этажах здании по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2007 г. № 59 БА 499569, от 17.07.2008г. № 59 БА 0937838).

НП ОЦ «Бизнес-галерея» является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, физическими лицами, являющимися собственниками помещений в здании, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57, для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом (1.1. Устава от 18.03.2008г.).

В соответствии с договором управления зданием, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57, от 07.02.2007г. НП ОЦ «Бизнес-галерея» является уполномоченным лицом на заключение договоров с организациями всех форм собственности по предоставлению собственникам следующих коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, теплоснабжение (п.2.1.3., 2.2., 3.10 Договора).

Теплоснабжение зданий, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д. 14 и д. 57, осуществляется через тепловые сети и здания центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14б, ул. Куйбышева, 4а, от тепловой сети ОАО «ТГК-9» протяженностью 3612,65 п.м, проложенной вдоль улицы Орджоникидзе, (схемы тепловых сетей, свидетельство о государственной регистрации права ОАО «ТГК-9» от 13.07.2006г. № 59 БА 329527).

До 01.10.2008г. указанные ЦТП принадлежали обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-инвестиционная компания «Нортон-стройинвест» (далее - ООО «ПИК «Нортон-стройинвест») на праве аренды по договорам о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью № 01450 и 01451 от 06.12.2007г. (письмо Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 02.02.2009 № 01-16-875/03).

С 01.10.2008г. владельцем тепловых сетей и ЦТП являлся ООО «Городок-КС» по договорам аренды №№ 1,2 от 15.09.2008г. с ООО «Север» и договорам субаренды № 20 и № 21 от 22.10.2008г. (письмо ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» от 02.10.2008г. № 74).

Письмом от 20.08.2008г. № 78 ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» уведомило ОАО «ТГК-9» о том, что с 01.10.2008г. владельцем тепловых сетей и ЦТП, расположенных на территории бывшего городка ВКИУ (г. Пермь, Ленинский р-н) является ООО «Городок-КС», которое с 01.10.2008г. фактически приступило к оказанию услуги по передаче тепловой энергии. Кроме того, известило Общество о расторжении ранее заключенных договоров снабжения тепловой энергией № 231 от 26.09.2005г. с 30.09.2009г.

25.12.2008г. между ООО «ТД СПК» и ООО «Городок-КС», и 05.02.2009г. между НП «Офисный центр «Бизнес-Галерея» и ООО «Городок-КС» заключены договоры на оказание услуг, соответственно, № 125/08 и № 22, в соответствии с которыми ООО «Городок-КС» обязуется обеспечить транспортировку тепловой энергии на объекты заявителей до границ ответственности, по принадлежащим ООО «Городок-КС» сетям и использованием его оборудования (п.2.1.1). О теплоснабжении указанных объектов ООО «Городок-КС» известил ОАО «ТГК-9» письмом от 14.10.2008г.

Согласно пояснениям сторон, ООО «Городок-КС» с заявлением о заключении договора теплоснабжения на здания заявителей в адрес ОАО «ТГК-9» не обращался. Тариф на передачу тепловой энергии для потребителей ООО «Городок-КС» установлен с 10.02.2009г. Постановлением РЭК Пермского края от 23.01.2009г. № 2-т.

Согласно письму Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее – Территориальное Управление) от 22.10.2009 № 01-16-17500/03, на основании приказа Росимущества от 29.11.2006г. № 241 Территориальным Управлением распоряжением от 20.04.2009г. № 550-р принято решение о передаче ЦТП в собственность муниципального образования «город Пермь» Пермского края. Акт приема-передачи названного имущества утвержден 04.06.2009г.

19.05.2009г. ЦТП, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14б, ул. Куйбышева, 4а, были возвращены ООО «Городок-КС» ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» по акту приема-передачи.

Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (исх. от 16.11.2009г. № 19-18-10354, вх от 20.11.2009г. № 14337-09) на указанные объекты недвижимости договоры аренды и субаренды не заключались.

Письмом от 20.05.2009г. № И-206 ООО «ТД СПК» обратилось в ОАО «ТГК-9» с просьбой о заключении договора на снабжение тепловой энергией на здание по адресу: ул. Орджоникидзе, 14. ОАО «ТГК-9» письмом исх. от 08.06.2009г. № 10-04/76 отказало заявителю со ссылкой на п.2 ст. 549, 541, 542, 545 ГК РФ, и рекомендовало для заключении договора на снабжение тепловой энергией здания по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14 обратиться к владельцу ЦТП, а в случае отказа - обжаловать его в судебном порядке.

Партнерством в адрес Общества направлены заявления (от 25.12.2008г.б/№, от 04.08.2009г б/№) о заключении договора теплоснабжения на здание по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 57. На заседании Комиссии заявитель пояснил, что указанные заявления были направлены в адрес Общества без приложения необходимого пакета документов. Письмами № 401-231-3976 и № 501-4989 от 06.05.2009г. ОАО «ТГК-9» со ссылкой на ст.541, 542, 545, п. 2 ст. 539 ГК РФ отказал заявителю, предложив обратиться к владельцу тепловых сетей, присоединенных к сетям ОАО «ТГК-9».

Партнерством Комиссии представлен Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 07.08.2009г., который ОАО «ТГК-9» не подписан. В пункте 2. Акта, согласованного ООО «Городок-КС» отражено: от ТК-65-7 до ЦТП по адресу: ул. Орджоникидзе владелец тепловой сети неизвестен.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно п. 1, 5 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии данным законом отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Как следует из материалов дела, общество «ТГК-9» осуществляет деятельность в сфере передачи тепловой энергии на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Перми.

Таким образом, ОАО «ТГК-9» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии г. Перми в силу прямого указания закона.

Тоже подтверждается и письмами Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. от 19.10.2009г. № 04/1005, вх. от 20.10.2009г. № 12779-09; исх. от 13.08.2009г. № 04/692, вх. от 19.08.2009г. № 9912-09), согласно которым теплоснабжение объектов Партнерства и ООО «ТД СПК», расположенных в зданиях по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14, д.57, осуществляется от ТЭЦ-6 через тепловые сети 1-го эксплуатационного района ОАО «ТГК-9», филиала «Пермские тепловые сети». Других хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги теплоснабжения для объектов Партнерства и ООО «СПК» без дополнительных затрат со стороны потребителей, кроме ОАО «ТГК-9», в данном районе нет.

Таким образом, положение ОАО «ТГК-9» по отношению к НП «Офисный центр «Бизнес-Галерея» и ООО «ТД СПК» в границах тепловых сетей зданий по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14,57 является доминирующим.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

В силу пункта 2 статьи 539 ГК РФ возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования.

Согласно пояснениям сторон и материалам дела принимающие устройства объектов Партнерства и ООО «ТД СПК», расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14 и д.57, не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям ОАО «ТГК-9» (энергоснабжающей организации). Тепловые сети, к которым присоединены энергопринимающие устройства заявителей, находятся во владении (на основании договоров аренды) ООО «Городок-КС». В свою очередь тепловые сети ООО «Городок-КС» присоединены к ЦТП по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14б, и ул. Куйбышева,4а.

В силу статьи 545 Гражданского кодекса Российской Федерации Партнерство и ООО «ТД СПК» с согласия энергоснабжающей организации вправе заключить субабонентский договор с юридическим лицом, владельцем энергосетевого хозяйства, обеспечивающего переток тепловой энергии на объекты заявителей.

 

Владелец ЦТП и тепловых сетей от ЦТП до ТК-65-7 на момент направления заявлений Партнерством и ООО «ТД СПК» установлен не был. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей между ОАО «ТГК-9» (энергоснабжающей организацией) и заявителями на участке от ТК-65-7 до задвижек в ЦТП по адресу: Г. Пермь, ул. Куйбышева д.4а, ул. Орджонпикидзе, д.57 не определена. Таким образом, у ОАО «ТГК-9» в указанный момент отсутствовала возможность обеспечить заявителей тепловой энергией необходимого качества и количества в соответствии со ст.541, 542, 545 ГК РФ.

Доказательств, подтверждающих обращение Партнерства и ООО «ТД СПК» к владельцам ЦТП и тепловых сетей от ЦТП до ТК-65-7, в документы дела не представлено.

Комиссией учтено то обстоятельство, что на момент направления заявлений Партнерством и ООО «ТД СПК» о заключении договоров теплоснабжения (04.08.2009г. и 20.05.2009г., соответственно) у ОАО «ТГК-9» отсутствовала информация о владельце ЦТП и сетей, через которые осуществлялась поставка тепловая энергия на объекты заявителей.

В этой связи действия ОАО «ТГК-9» были направлены на предотвращение бездоговорного потребления тепловой энергии и не повлекли за собой нарушение интересов других лиц.

Подтверждением данного вывода также является заключение договоров снабжения тепловой энергией в сетевой воде на здания по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14:

- с Партнерством от 01.11.2009г. № 61-1114М;

- с ООО «ТД СПК» от 01.11.2009г. № 61-1111М.

На заседании комиссии стороны подтвердили, что теплоснабжение зданий по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14 и д.57 в настоящее время осуществляется.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 598-09-а Комиссия не установила в действиях ОАО «ТГК-9» факта нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9».

 

Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2010 г.

stdClass Object ( [vid] => 8128 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 598-09-а в отношении ОАО «ТГК-9» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8128 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320645320 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

РЕШЕНИЕ

по делу № 598-09-а

о нарушении антимонопольного законодательства

26.01.2010 г. г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителей:

заявителя: Некоммерческого партнерства «Офисный центр «Бизнес-Галерея» (далее по тексту – Партнерство) – Бормотовой Л.А. (паспорт);

ответчика: Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее по тексту - ОАО «ТГК-9», Общество) – Дружинина М.А. (по доверенности от 19.01.2010г. № 2), Карабаевой И.М. (по доверенности от 29.12.2009г. № 82);

представитель заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «СтройПанельКомплект» (далее по тексту – ООО «ТД СПК»), о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (почтовое уведомление № 16982), и представители заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее - ООО УК «Север»), общества с ограниченной ответственностью «Городок-КС» (далее по тексту – ООО «Городок-КС»), о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (почтовые уведомления, соответственно, №№ 16981, 16979), на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело № 598-09-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ТГК-9» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе Некоммерческому партнерству «Офисный центр «Бизнес-Галерея и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» заключения договора на снабжение тепловой энергией зданий по адресу: ул. Орджоникидзе, д.14, д.57,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес УФАС по Пермскому краю поступили заявления Некоммерческого партнерства «Офисный центр «Бизнес-Галерея» (вх. от 15.09.2009г. № 11125-09) и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» (исх. от 24.06.2009г. № И-229, вх. от 26.06.2009г. № 7600-09) с жалобами на действия ОАО «ТГК-9», выразившиеся в отказе от заключения договора на снабжение тепловой энергии зданий по адресу, соответственно: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14.

Согласно указанным заявлениям, в целях решения вопроса по теплоснабжению зданий по адресу: соответственно: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14 в 2009-2010 годах., заявители обратились в адрес ОАО «ТГК-9» с просьбой о заключении договора на снабжение тепловой энергией указанных зданий, на которые Общество ответило отказом со ссылкой на отсутствие непосредственного присоединения к сетям энергоснабжающей организации.

ОАО «ТГК-9» в объяснениях антимонопольному органу не признало в своих действиях факт нарушения антимонопольного законодательства. Полагает, что действия Общества по отказу заявителям в заключении договора теплоснабжения вызваны отсутствием непосредственного присоединения тепловых сетей ОАО «ТГК-9» к энергопринимающим устройствам Партнерства и ООО «ТД СПК» и осуществлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 539 ГК РФ.

На заседании комиссии представитель ОАО «ТГК-9» сообщил, что на момент обращения Партнерства и ООО «ТД СПК» с заявлениями о заключении договора теплоснабжения (04.08.2009г. и 20.05.2009г., соответственно) Общество не располагало информацией о владельце ЦТП, через которые осуществлялась подача тепловой энергии на объекты заявителей, поэтому в силу ст. 545 ГК РФ не могло дать согласие на поставку тепловой энергии. Кроме того, пояснил, что теплоснабжение объектов заявителей при отсутствии договора теплоснабжения не прекращалось.

От Партнерства в адрес Пермского УФАС России 18.01.2010г. поступило ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 598-09-а в связи с урегулированием вопроса по теплоснабжению здания по адресу: ул. Орджоникидзе, д.57 (вх. № 0347-10).

Комиссия рассмотрела представленные сторонами по делу материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

ОАО «ТГК-9» является хозяйствующим субъектом, основной целью деятельности которого является получение прибыли (п.3.1 Устава).

Помимо прочих ОАО «ТГК-9» осуществляет такие виды деятельности, как передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и распределение пара и горячей воды (выписка из ЕГРЮЛ от 23.07.2007г. № 11220: коды ОКВЭД 40.30.2, 40.30.3).

ООО «ТД СПК» является собственником нежилых помещений, находящихся на 2-5 этажах здании по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2007 г. № 59 БА 499569, от 17.07.2008г. № 59 БА 0937838).

НП ОЦ «Бизнес-галерея» является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, физическими лицами, являющимися собственниками помещений в здании, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57, для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом (1.1. Устава от 18.03.2008г.).

В соответствии с договором управления зданием, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57, от 07.02.2007г. НП ОЦ «Бизнес-галерея» является уполномоченным лицом на заключение договоров с организациями всех форм собственности по предоставлению собственникам следующих коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, теплоснабжение (п.2.1.3., 2.2., 3.10 Договора).

Теплоснабжение зданий, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д. 14 и д. 57, осуществляется через тепловые сети и здания центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14б, ул. Куйбышева, 4а, от тепловой сети ОАО «ТГК-9» протяженностью 3612,65 п.м, проложенной вдоль улицы Орджоникидзе, (схемы тепловых сетей, свидетельство о государственной регистрации права ОАО «ТГК-9» от 13.07.2006г. № 59 БА 329527).

До 01.10.2008г. указанные ЦТП принадлежали обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-инвестиционная компания «Нортон-стройинвест» (далее - ООО «ПИК «Нортон-стройинвест») на праве аренды по договорам о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью № 01450 и 01451 от 06.12.2007г. (письмо Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 02.02.2009 № 01-16-875/03).

С 01.10.2008г. владельцем тепловых сетей и ЦТП являлся ООО «Городок-КС» по договорам аренды №№ 1,2 от 15.09.2008г. с ООО «Север» и договорам субаренды № 20 и № 21 от 22.10.2008г. (письмо ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» от 02.10.2008г. № 74).

Письмом от 20.08.2008г. № 78 ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» уведомило ОАО «ТГК-9» о том, что с 01.10.2008г. владельцем тепловых сетей и ЦТП, расположенных на территории бывшего городка ВКИУ (г. Пермь, Ленинский р-н) является ООО «Городок-КС», которое с 01.10.2008г. фактически приступило к оказанию услуги по передаче тепловой энергии. Кроме того, известило Общество о расторжении ранее заключенных договоров снабжения тепловой энергией № 231 от 26.09.2005г. с 30.09.2009г.

25.12.2008г. между ООО «ТД СПК» и ООО «Городок-КС», и 05.02.2009г. между НП «Офисный центр «Бизнес-Галерея» и ООО «Городок-КС» заключены договоры на оказание услуг, соответственно, № 125/08 и № 22, в соответствии с которыми ООО «Городок-КС» обязуется обеспечить транспортировку тепловой энергии на объекты заявителей до границ ответственности, по принадлежащим ООО «Городок-КС» сетям и использованием его оборудования (п.2.1.1). О теплоснабжении указанных объектов ООО «Городок-КС» известил ОАО «ТГК-9» письмом от 14.10.2008г.

Согласно пояснениям сторон, ООО «Городок-КС» с заявлением о заключении договора теплоснабжения на здания заявителей в адрес ОАО «ТГК-9» не обращался. Тариф на передачу тепловой энергии для потребителей ООО «Городок-КС» установлен с 10.02.2009г. Постановлением РЭК Пермского края от 23.01.2009г. № 2-т.

Согласно письму Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее – Территориальное Управление) от 22.10.2009 № 01-16-17500/03, на основании приказа Росимущества от 29.11.2006г. № 241 Территориальным Управлением распоряжением от 20.04.2009г. № 550-р принято решение о передаче ЦТП в собственность муниципального образования «город Пермь» Пермского края. Акт приема-передачи названного имущества утвержден 04.06.2009г.

19.05.2009г. ЦТП, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14б, ул. Куйбышева, 4а, были возвращены ООО «Городок-КС» ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» по акту приема-передачи.

Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (исх. от 16.11.2009г. № 19-18-10354, вх от 20.11.2009г. № 14337-09) на указанные объекты недвижимости договоры аренды и субаренды не заключались.

Письмом от 20.05.2009г. № И-206 ООО «ТД СПК» обратилось в ОАО «ТГК-9» с просьбой о заключении договора на снабжение тепловой энергией на здание по адресу: ул. Орджоникидзе, 14. ОАО «ТГК-9» письмом исх. от 08.06.2009г. № 10-04/76 отказало заявителю со ссылкой на п.2 ст. 549, 541, 542, 545 ГК РФ, и рекомендовало для заключении договора на снабжение тепловой энергией здания по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14 обратиться к владельцу ЦТП, а в случае отказа - обжаловать его в судебном порядке.

Партнерством в адрес Общества направлены заявления (от 25.12.2008г.б/№, от 04.08.2009г б/№) о заключении договора теплоснабжения на здание по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 57. На заседании Комиссии заявитель пояснил, что указанные заявления были направлены в адрес Общества без приложения необходимого пакета документов. Письмами № 401-231-3976 и № 501-4989 от 06.05.2009г. ОАО «ТГК-9» со ссылкой на ст.541, 542, 545, п. 2 ст. 539 ГК РФ отказал заявителю, предложив обратиться к владельцу тепловых сетей, присоединенных к сетям ОАО «ТГК-9».

Партнерством Комиссии представлен Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 07.08.2009г., который ОАО «ТГК-9» не подписан. В пункте 2. Акта, согласованного ООО «Городок-КС» отражено: от ТК-65-7 до ЦТП по адресу: ул. Орджоникидзе владелец тепловой сети неизвестен.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно п. 1, 5 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии данным законом отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Как следует из материалов дела, общество «ТГК-9» осуществляет деятельность в сфере передачи тепловой энергии на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Перми.

Таким образом, ОАО «ТГК-9» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии г. Перми в силу прямого указания закона.

Тоже подтверждается и письмами Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. от 19.10.2009г. № 04/1005, вх. от 20.10.2009г. № 12779-09; исх. от 13.08.2009г. № 04/692, вх. от 19.08.2009г. № 9912-09), согласно которым теплоснабжение объектов Партнерства и ООО «ТД СПК», расположенных в зданиях по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14, д.57, осуществляется от ТЭЦ-6 через тепловые сети 1-го эксплуатационного района ОАО «ТГК-9», филиала «Пермские тепловые сети». Других хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги теплоснабжения для объектов Партнерства и ООО «СПК» без дополнительных затрат со стороны потребителей, кроме ОАО «ТГК-9», в данном районе нет.

Таким образом, положение ОАО «ТГК-9» по отношению к НП «Офисный центр «Бизнес-Галерея» и ООО «ТД СПК» в границах тепловых сетей зданий по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14,57 является доминирующим.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

В силу пункта 2 статьи 539 ГК РФ возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования.

Согласно пояснениям сторон и материалам дела принимающие устройства объектов Партнерства и ООО «ТД СПК», расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14 и д.57, не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям ОАО «ТГК-9» (энергоснабжающей организации). Тепловые сети, к которым присоединены энергопринимающие устройства заявителей, находятся во владении (на основании договоров аренды) ООО «Городок-КС». В свою очередь тепловые сети ООО «Городок-КС» присоединены к ЦТП по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14б, и ул. Куйбышева,4а.

В силу статьи 545 Гражданского кодекса Российской Федерации Партнерство и ООО «ТД СПК» с согласия энергоснабжающей организации вправе заключить субабонентский договор с юридическим лицом, владельцем энергосетевого хозяйства, обеспечивающего переток тепловой энергии на объекты заявителей.

 

Владелец ЦТП и тепловых сетей от ЦТП до ТК-65-7 на момент направления заявлений Партнерством и ООО «ТД СПК» установлен не был. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей между ОАО «ТГК-9» (энергоснабжающей организацией) и заявителями на участке от ТК-65-7 до задвижек в ЦТП по адресу: Г. Пермь, ул. Куйбышева д.4а, ул. Орджонпикидзе, д.57 не определена. Таким образом, у ОАО «ТГК-9» в указанный момент отсутствовала возможность обеспечить заявителей тепловой энергией необходимого качества и количества в соответствии со ст.541, 542, 545 ГК РФ.

Доказательств, подтверждающих обращение Партнерства и ООО «ТД СПК» к владельцам ЦТП и тепловых сетей от ЦТП до ТК-65-7, в документы дела не представлено.

Комиссией учтено то обстоятельство, что на момент направления заявлений Партнерством и ООО «ТД СПК» о заключении договоров теплоснабжения (04.08.2009г. и 20.05.2009г., соответственно) у ОАО «ТГК-9» отсутствовала информация о владельце ЦТП и сетей, через которые осуществлялась поставка тепловая энергия на объекты заявителей.

В этой связи действия ОАО «ТГК-9» были направлены на предотвращение бездоговорного потребления тепловой энергии и не повлекли за собой нарушение интересов других лиц.

Подтверждением данного вывода также является заключение договоров снабжения тепловой энергией в сетевой воде на здания по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14:

- с Партнерством от 01.11.2009г. № 61-1114М;

- с ООО «ТД СПК» от 01.11.2009г. № 61-1111М.

На заседании комиссии стороны подтвердили, что теплоснабжение зданий по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14 и д.57 в настоящее время осуществляется.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 598-09-а Комиссия не установила в действиях ОАО «ТГК-9» факта нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9».

 

Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2010 г.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

РЕШЕНИЕ

по делу № 598-09-а

о нарушении антимонопольного законодательства

26.01.2010 г. г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителей:

заявителя: Некоммерческого партнерства «Офисный центр «Бизнес-Галерея» (далее по тексту – Партнерство) – Бормотовой Л.А. (паспорт);

ответчика: Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее по тексту - ОАО «ТГК-9», Общество) – Дружинина М.А. (по доверенности от 19.01.2010г. № 2), Карабаевой И.М. (по доверенности от 29.12.2009г. № 82);

представитель заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «СтройПанельКомплект» (далее по тексту – ООО «ТД СПК»), о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (почтовое уведомление № 16982), и представители заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее - ООО УК «Север»), общества с ограниченной ответственностью «Городок-КС» (далее по тексту – ООО «Городок-КС»), о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (почтовые уведомления, соответственно, №№ 16981, 16979), на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело № 598-09-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ТГК-9» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе Некоммерческому партнерству «Офисный центр «Бизнес-Галерея и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» заключения договора на снабжение тепловой энергией зданий по адресу: ул. Орджоникидзе, д.14, д.57,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес УФАС по Пермскому краю поступили заявления Некоммерческого партнерства «Офисный центр «Бизнес-Галерея» (вх. от 15.09.2009г. № 11125-09) и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» (исх. от 24.06.2009г. № И-229, вх. от 26.06.2009г. № 7600-09) с жалобами на действия ОАО «ТГК-9», выразившиеся в отказе от заключения договора на снабжение тепловой энергии зданий по адресу, соответственно: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14.

Согласно указанным заявлениям, в целях решения вопроса по теплоснабжению зданий по адресу: соответственно: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14 в 2009-2010 годах., заявители обратились в адрес ОАО «ТГК-9» с просьбой о заключении договора на снабжение тепловой энергией указанных зданий, на которые Общество ответило отказом со ссылкой на отсутствие непосредственного присоединения к сетям энергоснабжающей организации.

ОАО «ТГК-9» в объяснениях антимонопольному органу не признало в своих действиях факт нарушения антимонопольного законодательства. Полагает, что действия Общества по отказу заявителям в заключении договора теплоснабжения вызваны отсутствием непосредственного присоединения тепловых сетей ОАО «ТГК-9» к энергопринимающим устройствам Партнерства и ООО «ТД СПК» и осуществлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 539 ГК РФ.

На заседании комиссии представитель ОАО «ТГК-9» сообщил, что на момент обращения Партнерства и ООО «ТД СПК» с заявлениями о заключении договора теплоснабжения (04.08.2009г. и 20.05.2009г., соответственно) Общество не располагало информацией о владельце ЦТП, через которые осуществлялась подача тепловой энергии на объекты заявителей, поэтому в силу ст. 545 ГК РФ не могло дать согласие на поставку тепловой энергии. Кроме того, пояснил, что теплоснабжение объектов заявителей при отсутствии договора теплоснабжения не прекращалось.

От Партнерства в адрес Пермского УФАС России 18.01.2010г. поступило ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 598-09-а в связи с урегулированием вопроса по теплоснабжению здания по адресу: ул. Орджоникидзе, д.57 (вх. № 0347-10).

Комиссия рассмотрела представленные сторонами по делу материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

ОАО «ТГК-9» является хозяйствующим субъектом, основной целью деятельности которого является получение прибыли (п.3.1 Устава).

Помимо прочих ОАО «ТГК-9» осуществляет такие виды деятельности, как передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и распределение пара и горячей воды (выписка из ЕГРЮЛ от 23.07.2007г. № 11220: коды ОКВЭД 40.30.2, 40.30.3).

ООО «ТД СПК» является собственником нежилых помещений, находящихся на 2-5 этажах здании по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2007 г. № 59 БА 499569, от 17.07.2008г. № 59 БА 0937838).

НП ОЦ «Бизнес-галерея» является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, физическими лицами, являющимися собственниками помещений в здании, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57, для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом (1.1. Устава от 18.03.2008г.).

В соответствии с договором управления зданием, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57, от 07.02.2007г. НП ОЦ «Бизнес-галерея» является уполномоченным лицом на заключение договоров с организациями всех форм собственности по предоставлению собственникам следующих коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, теплоснабжение (п.2.1.3., 2.2., 3.10 Договора).

Теплоснабжение зданий, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д. 14 и д. 57, осуществляется через тепловые сети и здания центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14б, ул. Куйбышева, 4а, от тепловой сети ОАО «ТГК-9» протяженностью 3612,65 п.м, проложенной вдоль улицы Орджоникидзе, (схемы тепловых сетей, свидетельство о государственной регистрации права ОАО «ТГК-9» от 13.07.2006г. № 59 БА 329527).

До 01.10.2008г. указанные ЦТП принадлежали обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-инвестиционная компания «Нортон-стройинвест» (далее - ООО «ПИК «Нортон-стройинвест») на праве аренды по договорам о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью № 01450 и 01451 от 06.12.2007г. (письмо Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 02.02.2009 № 01-16-875/03).

С 01.10.2008г. владельцем тепловых сетей и ЦТП являлся ООО «Городок-КС» по договорам аренды №№ 1,2 от 15.09.2008г. с ООО «Север» и договорам субаренды № 20 и № 21 от 22.10.2008г. (письмо ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» от 02.10.2008г. № 74).

Письмом от 20.08.2008г. № 78 ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» уведомило ОАО «ТГК-9» о том, что с 01.10.2008г. владельцем тепловых сетей и ЦТП, расположенных на территории бывшего городка ВКИУ (г. Пермь, Ленинский р-н) является ООО «Городок-КС», которое с 01.10.2008г. фактически приступило к оказанию услуги по передаче тепловой энергии. Кроме того, известило Общество о расторжении ранее заключенных договоров снабжения тепловой энергией № 231 от 26.09.2005г. с 30.09.2009г.

25.12.2008г. между ООО «ТД СПК» и ООО «Городок-КС», и 05.02.2009г. между НП «Офисный центр «Бизнес-Галерея» и ООО «Городок-КС» заключены договоры на оказание услуг, соответственно, № 125/08 и № 22, в соответствии с которыми ООО «Городок-КС» обязуется обеспечить транспортировку тепловой энергии на объекты заявителей до границ ответственности, по принадлежащим ООО «Городок-КС» сетям и использованием его оборудования (п.2.1.1). О теплоснабжении указанных объектов ООО «Городок-КС» известил ОАО «ТГК-9» письмом от 14.10.2008г.

Согласно пояснениям сторон, ООО «Городок-КС» с заявлением о заключении договора теплоснабжения на здания заявителей в адрес ОАО «ТГК-9» не обращался. Тариф на передачу тепловой энергии для потребителей ООО «Городок-КС» установлен с 10.02.2009г. Постановлением РЭК Пермского края от 23.01.2009г. № 2-т.

Согласно письму Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее – Территориальное Управление) от 22.10.2009 № 01-16-17500/03, на основании приказа Росимущества от 29.11.2006г. № 241 Территориальным Управлением распоряжением от 20.04.2009г. № 550-р принято решение о передаче ЦТП в собственность муниципального образования «город Пермь» Пермского края. Акт приема-передачи названного имущества утвержден 04.06.2009г.

19.05.2009г. ЦТП, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14б, ул. Куйбышева, 4а, были возвращены ООО «Городок-КС» ООО «ПИК «Нортон-стройинвест» по акту приема-передачи.

Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (исх. от 16.11.2009г. № 19-18-10354, вх от 20.11.2009г. № 14337-09) на указанные объекты недвижимости договоры аренды и субаренды не заключались.

Письмом от 20.05.2009г. № И-206 ООО «ТД СПК» обратилось в ОАО «ТГК-9» с просьбой о заключении договора на снабжение тепловой энергией на здание по адресу: ул. Орджоникидзе, 14. ОАО «ТГК-9» письмом исх. от 08.06.2009г. № 10-04/76 отказало заявителю со ссылкой на п.2 ст. 549, 541, 542, 545 ГК РФ, и рекомендовало для заключении договора на снабжение тепловой энергией здания по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14 обратиться к владельцу ЦТП, а в случае отказа - обжаловать его в судебном порядке.

Партнерством в адрес Общества направлены заявления (от 25.12.2008г.б/№, от 04.08.2009г б/№) о заключении договора теплоснабжения на здание по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 57. На заседании Комиссии заявитель пояснил, что указанные заявления были направлены в адрес Общества без приложения необходимого пакета документов. Письмами № 401-231-3976 и № 501-4989 от 06.05.2009г. ОАО «ТГК-9» со ссылкой на ст.541, 542, 545, п. 2 ст. 539 ГК РФ отказал заявителю, предложив обратиться к владельцу тепловых сетей, присоединенных к сетям ОАО «ТГК-9».

Партнерством Комиссии представлен Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 07.08.2009г., который ОАО «ТГК-9» не подписан. В пункте 2. Акта, согласованного ООО «Городок-КС» отражено: от ТК-65-7 до ЦТП по адресу: ул. Орджоникидзе владелец тепловой сети неизвестен.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно п. 1, 5 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии данным законом отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Как следует из материалов дела, общество «ТГК-9» осуществляет деятельность в сфере передачи тепловой энергии на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Перми.

Таким образом, ОАО «ТГК-9» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии г. Перми в силу прямого указания закона.

Тоже подтверждается и письмами Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. от 19.10.2009г. № 04/1005, вх. от 20.10.2009г. № 12779-09; исх. от 13.08.2009г. № 04/692, вх. от 19.08.2009г. № 9912-09), согласно которым теплоснабжение объектов Партнерства и ООО «ТД СПК», расположенных в зданиях по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14, д.57, осуществляется от ТЭЦ-6 через тепловые сети 1-го эксплуатационного района ОАО «ТГК-9», филиала «Пермские тепловые сети». Других хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги теплоснабжения для объектов Партнерства и ООО «СПК» без дополнительных затрат со стороны потребителей, кроме ОАО «ТГК-9», в данном районе нет.

Таким образом, положение ОАО «ТГК-9» по отношению к НП «Офисный центр «Бизнес-Галерея» и ООО «ТД СПК» в границах тепловых сетей зданий по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14,57 является доминирующим.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

В силу пункта 2 статьи 539 ГК РФ возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования.

Согласно пояснениям сторон и материалам дела принимающие устройства объектов Партнерства и ООО «ТД СПК», расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14 и д.57, не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям ОАО «ТГК-9» (энергоснабжающей организации). Тепловые сети, к которым присоединены энергопринимающие устройства заявителей, находятся во владении (на основании договоров аренды) ООО «Городок-КС». В свою очередь тепловые сети ООО «Городок-КС» присоединены к ЦТП по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14б, и ул. Куйбышева,4а.

В силу статьи 545 Гражданского кодекса Российской Федерации Партнерство и ООО «ТД СПК» с согласия энергоснабжающей организации вправе заключить субабонентский договор с юридическим лицом, владельцем энергосетевого хозяйства, обеспечивающего переток тепловой энергии на объекты заявителей.

 

Владелец ЦТП и тепловых сетей от ЦТП до ТК-65-7 на момент направления заявлений Партнерством и ООО «ТД СПК» установлен не был. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей между ОАО «ТГК-9» (энергоснабжающей организацией) и заявителями на участке от ТК-65-7 до задвижек в ЦТП по адресу: Г. Пермь, ул. Куйбышева д.4а, ул. Орджонпикидзе, д.57 не определена. Таким образом, у ОАО «ТГК-9» в указанный момент отсутствовала возможность обеспечить заявителей тепловой энергией необходимого качества и количества в соответствии со ст.541, 542, 545 ГК РФ.

Доказательств, подтверждающих обращение Партнерства и ООО «ТД СПК» к владельцам ЦТП и тепловых сетей от ЦТП до ТК-65-7, в документы дела не представлено.

Комиссией учтено то обстоятельство, что на момент направления заявлений Партнерством и ООО «ТД СПК» о заключении договоров теплоснабжения (04.08.2009г. и 20.05.2009г., соответственно) у ОАО «ТГК-9» отсутствовала информация о владельце ЦТП и сетей, через которые осуществлялась поставка тепловая энергия на объекты заявителей.

В этой связи действия ОАО «ТГК-9» были направлены на предотвращение бездоговорного потребления тепловой энергии и не повлекли за собой нарушение интересов других лиц.

Подтверждением данного вывода также является заключение договоров снабжения тепловой энергией в сетевой воде на здания по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.57 и д.14:

- с Партнерством от 01.11.2009г. № 61-1114М;

- с ООО «ТД СПК» от 01.11.2009г. № 61-1111М.

На заседании комиссии стороны подтвердили, что теплоснабжение зданий по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.14 и д.57 в настоящее время осуществляется.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 598-09-а Комиссия не установила в действиях ОАО «ТГК-9» факта нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9».

 

Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2010 г.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрела дело № 598-09-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ТГК-9»  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в отказе Некоммерческому партнерству «Офисный центр «Бизнес-Галерея и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» заключения  договора  на снабжение тепловой энергией зданий по адресу: ул. Орджоникидзе, д.14, д.57.
В ходе рассмотрения было принято решение о прекращении  дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрела дело № 598-09-а, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ТГК-9»  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в отказе Некоммерческому партнерству «Офисный центр «Бизнес-Галерея и ООО «Торговый дом СтройПанельКомплект» заключения  договора  на снабжение тепловой энергией зданий по адресу: ул. Орджоникидзе, д.14, д.57.
В ходе рассмотрения было принято решение о прекращении  дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => естественные монополии [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-09 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-09 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320645320 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )