ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7942/12
Екатеринбург 31 августа 2012 г. | Дело № А50-26270/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «КОМСТАР-Регионы» (ОГРН 1097746419913, ИНН 7704730503) (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2012 по делу № А50-26270/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Меньшикова А.Н. (доверенность от 31.01.2012), Оплетина Е.В. (доверенность от 07.11.2011);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – антимонопольный орган, управление) – Михеев С.В. (доверенность от 11.01.2012 № 13).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения управления от 15.11.2011, вынесенного по делу № 343-11-а.
В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований к участию в деле привлечено товарищество собственников жилья «Панфилова, 14» (далее – товарищество).
Решением суда от 20.03.2012 (судья Саксонова А.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Варакс Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что действия товарищества, занимающего доминирующее положение по ограничению доступа заявителя в многоквартирный дом для размещения оборудования связи, приводят к ущемлению интересов третьих лиц – потенциальных абонентов заявителя, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). Антимонопольный орган вышел за пределы рассмотрения жалобы, поскольку в оспариваемом решении незаконно расширил географические границы рынка телематических услуг связи и установил их как территория города Перми, а не ограничился территорией названного жилого дома.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в адрес управления 04.05.2011 поступила жалоба общества на действия товарищества, которое отказало в доступе заявителю в многоквартирный жилой дом для размещения кабельных линий и технических средств в целях оказания телематических услуг связи.
По факту обращения управлением возбуждено дело № 343-11-а, в ходе которого антимонопольным органом с учетом представленных документов и пояснений сторон установлены следующие фактические обстоятельства.
Общество является оператором связи на территории Пермского края, в соответствии с лицензиями осуществляет телематические услуги связи (лицензия от 09.11.2007 № 70513), услуги связи для целей кабельного вещания (лицензия от 16.10.2007 № 70514), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (лицензия от 22.02.2008 № 70515).
В декабре 2010 года общество провело собрание собственников дома по адресу: г. Пермь, ул. Панфилова, 14, в форме заочного голосования, которым решен вопрос о предоставлении заявителю права на размещение своего оборудования в общем имуществе данного жилого дома. Оператором связи также оформлены заявки жителей названного дома на подключение к услугам кабельного телевидения и Интернет.
По поводу размещения в доме оборудования для оказания услуг связи общество обратилось к товариществу за соответствующим разрешением и предложением заключить договор (письмо от 28.02.2011 № 04-03-04-02/586).
По инициативе председателя товарищества, полагавшего, что заочное голосование было проведено с нарушением норм жилищного законодательства, общим собранием собственников помещений названного жилого дома 31.03.2011 принято новое решение об отказе обществу в установке сетей кабельного телевидения и Интернета в общем имуществе дома.
Полагая, что товарищество, являющееся единственным хозяйствующим субъектом в указанном доме и занимающее доминирующее положение, своими действиями нарушает ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, не допускает
общество на рынок услуг связи в названном жилом доме и создает барьеры для выхода на рынок, тем самым ограничивает конкуренцию, заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой.
Рассматривая дело, административный орган пришел к выводу о том, что товарищество занимает доминирующее положение на рынке предоставления в пользование (аренду) сооружений для размещения средств связи в границах здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Панфилова, 14.
Вместе с тем, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии злоупотребления со стороны товарищества своим доминирующим положением, поскольку его действия не привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг связи, в том числе доступа к сети Интернет на территории города Перми.
Решением от 15.11.2011 дело в отношении товарищества антимонопольным органом прекращено.
Не согласившись с названным решением, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что соответствующее нормам действующего законодательства решение антимонопольного органа не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции сделал следующие выводы.
В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
По смыслу названной нормы для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки: наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара и злоупотребление доминирующим положением на данном рынке.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ к признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Судами сделан вывод о том, что общество, являясь оператором связи и занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг связи, в том числе на рынке услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет на территории города Перми, действует на другом товарном рынке, чем товарищество по предоставлению в пользование (аренду) общего имущества многоквартирного дома.
По мнению судов, поскольку названные субъекты хозяйственной деятельности действуют на разных товарных рынках, то действия товарищества не могли привести к ограничению конкуренции. Товарищество, занимая доминирующее положение на рынке предоставления в аренду общего имущества в границах одного дома по ул. Панфилова, 14 в г. Перми, не имеет возможности в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынках услуг связи, а значит своими действиями создавать препятствия доступа на рынок услуг связи.
Указанный вывод судов основан на ошибочном толковании ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, по смыслу которой следует, что не является исчерпывающим перечень возможных злоупотреблений доминирующего хотя бы и на своём товарном рынке субъекта, нарушающего своими противоправными действиями законные интересы других лиц, в частности путём ограничения или воспрепятствования выходу этих лиц на другой товарный рынок либо расширению другого товарного рынка.
Между тем, этот вывод судов не привёл к неправильному решению по существу спора.
Ссылка заявителя на то, что товарищество своими действиями по отказу в размещении кабельных линий и технических средств общества в общем имуществе многоквартирного дома злоупотребляет своим доминирующим положением, препятствуя осуществлению деятельности по оказанию услуг связи в качестве оператора связи на рынке по предоставлению услуг связи, обоснованно отклонена судами, поскольку такие действия не являются злоупотреблением доминирующим положением исходя из целей создания товарищества в соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что в рассматриваемом по настоящему делу случае товарищество действует не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества названного многоквартирного дома.
Ни одно из указанных двух решений общих собраний собственников имущества дома в установленном ч. 6 ст. 20, ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке недействительными не признаны, а в силу этих норм у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по оценке действительности либо недействительности решений общих собраний ТСЖ.
При таких обстоятельствах, товарищество участвует в качестве законного представителя, что соответствует положениям пункта 8 ст. 138, части 1 ст. 161, ст. 144, части 1 ст. 145, ст. 46 и 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормам Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.06.2006 № 1821/06 и определении от 13.07.2012 № ВАС-8460/12.
Таким образом, лишь представляя интересы собственников помещений и действуя в их интересах, в этом конкретном случае товарищество собственников жилья самостоятельно не выступает в качестве занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в смысле, придаваемом этому значению нормами ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
Следовательно, решением антимонопольного органа от 15.11.2011 дело в отношении товарищества прекращено правомерно, а суды правильно отказали в удовлетворении заявления общества о признании оспариваемого решения недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2012 по делу № А50-26270/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «КОМСТАР-Регионы» – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Кангин
Судьи Е.А. Поротникова
Е.О. Черкезов
stdClass Object
(
[vid] => 12239
[uid] => 5
[title] => Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа по заявлению ЗАО «КОМСТАР-Регионы»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 12239
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1354529988
[changed] => 1370525758
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370525758
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7942/12
Екатеринбург 31 августа 2012 г. | Дело № А50-26270/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «КОМСТАР-Регионы» (ОГРН 1097746419913, ИНН 7704730503) (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2012 по делу № А50-26270/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Меньшикова А.Н. (доверенность от 31.01.2012), Оплетина Е.В. (доверенность от 07.11.2011);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – антимонопольный орган, управление) – Михеев С.В. (доверенность от 11.01.2012 № 13).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения управления от 15.11.2011, вынесенного по делу № 343-11-а.
В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований к участию в деле привлечено товарищество собственников жилья «Панфилова, 14» (далее – товарищество).
Решением суда от 20.03.2012 (судья Саксонова А.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Варакс Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что действия товарищества, занимающего доминирующее положение по ограничению доступа заявителя в многоквартирный дом для размещения оборудования связи, приводят к ущемлению интересов третьих лиц – потенциальных абонентов заявителя, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). Антимонопольный орган вышел за пределы рассмотрения жалобы, поскольку в оспариваемом решении незаконно расширил географические границы рынка телематических услуг связи и установил их как территория города Перми, а не ограничился территорией названного жилого дома.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в адрес управления 04.05.2011 поступила жалоба общества на действия товарищества, которое отказало в доступе заявителю в многоквартирный жилой дом для размещения кабельных линий и технических средств в целях оказания телематических услуг связи.
По факту обращения управлением возбуждено дело № 343-11-а, в ходе которого антимонопольным органом с учетом представленных документов и пояснений сторон установлены следующие фактические обстоятельства.
Общество является оператором связи на территории Пермского края, в соответствии с лицензиями осуществляет телематические услуги связи (лицензия от 09.11.2007 № 70513), услуги связи для целей кабельного вещания (лицензия от 16.10.2007 № 70514), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (лицензия от 22.02.2008 № 70515).
В декабре 2010 года общество провело собрание собственников дома по адресу: г. Пермь, ул. Панфилова, 14, в форме заочного голосования, которым решен вопрос о предоставлении заявителю права на размещение своего оборудования в общем имуществе данного жилого дома. Оператором связи также оформлены заявки жителей названного дома на подключение к услугам кабельного телевидения и Интернет.
По поводу размещения в доме оборудования для оказания услуг связи общество обратилось к товариществу за соответствующим разрешением и предложением заключить договор (письмо от 28.02.2011 № 04-03-04-02/586).
По инициативе председателя товарищества, полагавшего, что заочное голосование было проведено с нарушением норм жилищного законодательства, общим собранием собственников помещений названного жилого дома 31.03.2011 принято новое решение об отказе обществу в установке сетей кабельного телевидения и Интернета в общем имуществе дома.
Полагая, что товарищество, являющееся единственным хозяйствующим субъектом в указанном доме и занимающее доминирующее положение, своими действиями нарушает ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, не допускает
общество на рынок услуг связи в названном жилом доме и создает барьеры для выхода на рынок, тем самым ограничивает конкуренцию, заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой.
Рассматривая дело, административный орган пришел к выводу о том, что товарищество занимает доминирующее положение на рынке предоставления в пользование (аренду) сооружений для размещения средств связи в границах здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Панфилова, 14.
Вместе с тем, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии злоупотребления со стороны товарищества своим доминирующим положением, поскольку его действия не привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг связи, в том числе доступа к сети Интернет на территории города Перми.
Решением от 15.11.2011 дело в отношении товарищества антимонопольным органом прекращено.
Не согласившись с названным решением, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что соответствующее нормам действующего законодательства решение антимонопольного органа не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции сделал следующие выводы.
В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
По смыслу названной нормы для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки: наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара и злоупотребление доминирующим положением на данном рынке.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ к признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Судами сделан вывод о том, что общество, являясь оператором связи и занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг связи, в том числе на рынке услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет на территории города Перми, действует на другом товарном рынке, чем товарищество по предоставлению в пользование (аренду) общего имущества многоквартирного дома.
По мнению судов, поскольку названные субъекты хозяйственной деятельности действуют на разных товарных рынках, то действия товарищества не могли привести к ограничению конкуренции. Товарищество, занимая доминирующее положение на рынке предоставления в аренду общего имущества в границах одного дома по ул. Панфилова, 14 в г. Перми, не имеет возможности в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынках услуг связи, а значит своими действиями создавать препятствия доступа на рынок услуг связи.
Указанный вывод судов основан на ошибочном толковании ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, по смыслу которой следует, что не является исчерпывающим перечень возможных злоупотреблений доминирующего хотя бы и на своём товарном рынке субъекта, нарушающего своими противоправными действиями законные интересы других лиц, в частности путём ограничения или воспрепятствования выходу этих лиц на другой товарный рынок либо расширению другого товарного рынка.
Между тем, этот вывод судов не привёл к неправильному решению по существу спора.
Ссылка заявителя на то, что товарищество своими действиями по отказу в размещении кабельных линий и технических средств общества в общем имуществе многоквартирного дома злоупотребляет своим доминирующим положением, препятствуя осуществлению деятельности по оказанию услуг связи в качестве оператора связи на рынке по предоставлению услуг связи, обоснованно отклонена судами, поскольку такие действия не являются злоупотреблением доминирующим положением исходя из целей создания товарищества в соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что в рассматриваемом по настоящему делу случае товарищество действует не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества названного многоквартирного дома.
Ни одно из указанных двух решений общих собраний собственников имущества дома в установленном ч. 6 ст. 20, ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке недействительными не признаны, а в силу этих норм у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по оценке действительности либо недействительности решений общих собраний ТСЖ.
При таких обстоятельствах, товарищество участвует в качестве законного представителя, что соответствует положениям пункта 8 ст. 138, части 1 ст. 161, ст. 144, части 1 ст. 145, ст. 46 и 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормам Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.06.2006 № 1821/06 и определении от 13.07.2012 № ВАС-8460/12.
Таким образом, лишь представляя интересы собственников помещений и действуя в их интересах, в этом конкретном случае товарищество собственников жилья самостоятельно не выступает в качестве занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в смысле, придаваемом этому значению нормами ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
Следовательно, решением антимонопольного органа от 15.11.2011 дело в отношении товарищества прекращено правомерно, а суды правильно отказали в удовлетворении заявления общества о признании оспариваемого решения недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2012 по делу № А50-26270/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «КОМСТАР-Регионы» – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Кангин
Судьи Е.А. Поротникова
Е.О. Черкезов
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7942/12
Екатеринбург 31 августа 2012 г.
|
Дело № А50-26270/2011
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «КОМСТАР-Регионы» (ОГРН 1097746419913, ИНН 7704730503) (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2012 по делу № А50-26270/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Меньшикова А.Н. (доверенность от 31.01.2012), Оплетина Е.В. (доверенность от 07.11.2011);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – антимонопольный орган, управление) – Михеев С.В. (доверенность от 11.01.2012 № 13).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения управления от 15.11.2011, вынесенного по делу № 343-11-а.
В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований к участию в деле привлечено товарищество собственников жилья «Панфилова, 14» (далее – товарищество).
Решением суда от 20.03.2012 (судья Саксонова А.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Варакс Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что действия товарищества, занимающего доминирующее положение по ограничению доступа заявителя в многоквартирный дом для размещения оборудования связи, приводят к ущемлению интересов третьих лиц – потенциальных абонентов заявителя, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). Антимонопольный орган вышел за пределы рассмотрения жалобы, поскольку в оспариваемом решении незаконно расширил географические границы рынка телематических услуг связи и установил их как территория города Перми, а не ограничился территорией названного жилого дома.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в адрес управления 04.05.2011 поступила жалоба общества на действия товарищества, которое отказало в доступе заявителю в многоквартирный жилой дом для размещения кабельных линий и технических средств в целях оказания телематических услуг связи.
По факту обращения управлением возбуждено дело № 343-11-а, в ходе которого антимонопольным органом с учетом представленных документов и пояснений сторон установлены следующие фактические обстоятельства.
Общество является оператором связи на территории Пермского края, в соответствии с лицензиями осуществляет телематические услуги связи (лицензия от 09.11.2007 № 70513), услуги связи для целей кабельного вещания (лицензия от 16.10.2007 № 70514), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (лицензия от 22.02.2008 № 70515).
В декабре 2010 года общество провело собрание собственников дома по адресу: г. Пермь, ул. Панфилова, 14, в форме заочного голосования, которым решен вопрос о предоставлении заявителю права на размещение своего оборудования в общем имуществе данного жилого дома. Оператором связи также оформлены заявки жителей названного дома на подключение к услугам кабельного телевидения и Интернет.
По поводу размещения в доме оборудования для оказания услуг связи общество обратилось к товариществу за соответствующим разрешением и предложением заключить договор (письмо от 28.02.2011 № 04-03-04-02/586).
По инициативе председателя товарищества, полагавшего, что заочное голосование было проведено с нарушением норм жилищного законодательства, общим собранием собственников помещений названного жилого дома 31.03.2011 принято новое решение об отказе обществу в установке сетей кабельного телевидения и Интернета в общем имуществе дома.
Полагая, что товарищество, являющееся единственным хозяйствующим субъектом в указанном доме и занимающее доминирующее положение, своими действиями нарушает ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, не допускает
общество на рынок услуг связи в названном жилом доме и создает барьеры для выхода на рынок, тем самым ограничивает конкуренцию, заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой.
Рассматривая дело, административный орган пришел к выводу о том, что товарищество занимает доминирующее положение на рынке предоставления в пользование (аренду) сооружений для размещения средств связи в границах здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Панфилова, 14.
Вместе с тем, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии злоупотребления со стороны товарищества своим доминирующим положением, поскольку его действия не привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг связи, в том числе доступа к сети Интернет на территории города Перми.
Решением от 15.11.2011 дело в отношении товарищества антимонопольным органом прекращено.
Не согласившись с названным решением, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что соответствующее нормам действующего законодательства решение антимонопольного органа не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции сделал следующие выводы.
В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
По смыслу названной нормы для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки: наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара и злоупотребление доминирующим положением на данном рынке.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ к признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Судами сделан вывод о том, что общество, являясь оператором связи и занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг связи, в том числе на рынке услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет на территории города Перми, действует на другом товарном рынке, чем товарищество по предоставлению в пользование (аренду) общего имущества многоквартирного дома.
По мнению судов, поскольку названные субъекты хозяйственной деятельности действуют на разных товарных рынках, то действия товарищества не могли привести к ограничению конкуренции. Товарищество, занимая доминирующее положение на рынке предоставления в аренду общего имущества в границах одного дома по ул. Панфилова, 14 в г. Перми, не имеет возможности в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынках услуг связи, а значит своими действиями создавать препятствия доступа на рынок услуг связи.
Указанный вывод судов основан на ошибочном толковании ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, по смыслу которой следует, что не является исчерпывающим перечень возможных злоупотреблений доминирующего хотя бы и на своём товарном рынке субъекта, нарушающего своими противоправными действиями законные интересы других лиц, в частности путём ограничения или воспрепятствования выходу этих лиц на другой товарный рынок либо расширению другого товарного рынка.
Между тем, этот вывод судов не привёл к неправильному решению по существу спора.
Ссылка заявителя на то, что товарищество своими действиями по отказу в размещении кабельных линий и технических средств общества в общем имуществе многоквартирного дома злоупотребляет своим доминирующим положением, препятствуя осуществлению деятельности по оказанию услуг связи в качестве оператора связи на рынке по предоставлению услуг связи, обоснованно отклонена судами, поскольку такие действия не являются злоупотреблением доминирующим положением исходя из целей создания товарищества в соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что в рассматриваемом по настоящему делу случае товарищество действует не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества названного многоквартирного дома.
Ни одно из указанных двух решений общих собраний собственников имущества дома в установленном ч. 6 ст. 20, ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке недействительными не признаны, а в силу этих норм у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по оценке действительности либо недействительности решений общих собраний ТСЖ.
При таких обстоятельствах, товарищество участвует в качестве законного представителя, что соответствует положениям пункта 8 ст. 138, части 1 ст. 161, ст. 144, части 1 ст. 145, ст. 46 и 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормам Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.06.2006 № 1821/06 и определении от 13.07.2012 № ВАС-8460/12.
Таким образом, лишь представляя интересы собственников помещений и действуя в их интересах, в этом конкретном случае товарищество собственников жилья самостоятельно не выступает в качестве занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в смысле, придаваемом этому значению нормами ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
Следовательно, решением антимонопольного органа от 15.11.2011 дело в отношении товарищества прекращено правомерно, а суды правильно отказали в удовлетворении заявления общества о признании оспариваемого решения недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2012 по делу № А50-26270/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «КОМСТАР-Регионы» – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Кангин
Судьи Е.А. Поротникова
Е.О. Черкезов
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А50-26270/2011
[format] =>
[safe_value] => А50-26270/2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства
Контроль органов власти
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
- осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
Контроль товарных рынков и экономической концентрации
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
- осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
- определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
- осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Контроль финансовых рынков
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
- осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Контроль локальных и естественных монополий
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 45
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 45
[vid] => 6
[name] => Торговая деятельность
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-08-31 10:18:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-08-31 10:18:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1354529988
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пермское УФАС России
)