Решение по делу № 812-11-а

Номер дела: 812-11-а
Дата публикации: 26 декабря 2011, 16:03

РЕШЕНИЕ

по делу № 812-11-а

 

Резолютивная часть оглашена 12.12.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 26.12.2011г.                                                   г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии  -  заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:       - начальника отдела контроля локальных и естественных монополий,

                                       - специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков,

в присутствии:

- законного представителя МУП «Гортеплоэнерго» ,

в отсутствии заявителя ТСЖ «Наш дом» (в деле имеются доказательства надлежащего уведомления сторон о месте и времени рассмотрения дела) и МУП ЖЭУ «Старый город» (в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя МУП ЖЭУ «Старый город»), 

рассмотрев дело № 812-11-а по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Гортеплоэнерго» (далее также – МУП «Гортеплоэнерго») (ул. Чернышевского, 14а, г.Чусовой, Пермский край, 618200) ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило обращение (вх. от 30.08.2011 № 12372-11) Чусовской городской прокуратуры по фактам отключения в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении МУП «ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом» в г.Чусовой Пермского края, горячего водоснабжения, и просьбой проверки их на соответствие антимонопольному законодательству.

Заявитель считает, что своими действиями МУП «Гортеплоэнерго» ущемило интересы добросовестных плательщиков коммунальных услуг.

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы представителей сторон, комиссия установила следующее.

Согласно Уставу (п.п. 2.1, 2.2), МУП «Гортеплоэнерго» является юридическим лицом, создано в целях извлечения прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Предприятием товарах и услугах. Предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе деятельность по производству, поставке и реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения (код ОКВЭД 40.30.1), деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии (код ОКВЭД 40.30.2).

Между МУП «Гортеплоэнерго» и управляющей компанией МУП ЖЭУ «Старый город» заключен договор от 01.02.2009 № 1-2009 на поставку тепловой энергии в горячей воде или паре. Также, между МУП «Гортеплоэнерго» и ТСЖ «Наш дом» заключен договор от 01.10.2010 № 8-2010 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения. Согласно условиям указанных договоров, Энергоснабжающая организация (МУП «Гортеплоэнерго») обязуется поставлять Абонентам (МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом») тепловую энергию в горячей воде (п.1.1), а Абонент – принимать и оплачивать полученную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором (п.2.3.1).

         17.06.2011г. МУП «Гортеплоэнерго» направило ТСЖ «Наш дом» Претензию об отключении с 10-00 часов 04.07.2011г. горячего водоснабжения и тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью за фактически принятую тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере 662 673,23 рубля: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25.

12.07.2011г. МУП «Гортеплоэнерго» направило МУП ЖЭУ «Старый город» предупреждение об ограничении в подаче горячего водоснабжения с 23.07.2011г. на объекты, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», в связи с образовавшейся на 07.07.2011г. задолженностью за поставленную тепловую энергию в горячей воде в размере 673 722 рубля: ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19.

                    Согласно имеющейся в распоряжении Пермского УФАС России информации (письмо  МУП ЖЭУ «Старый город» исх. от 30.09.2011 № 451, вх. от 03.10.2011 № 14168-11), подача горячего водоснабжения на объекты МУП ЖЭУ «Старый город» возобновилась с 10.08.2011г.

          О возобновлении горячего водоснабжения объектов ТСЖ «Наш дом» Пермское УФАС России не располагает.

Расчет Абонента с Энергоснабжающей организацией за потребленную тепловую энергию производится по тарифу, утвержденному РЭК Пермского края, который на момент заключения договора составлял 650,26 руб. за 1Гкал (без НДС) для МУП ЖЭУ «Старый город» и 854,38 руб. за 1Гкал (без НДС) для ТСЖ «Наш дом».

Управляющая организация при заключении договора теплоснабжения жилых домов действует в интересах граждан - жильцов домов, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.

Факт введения ограничения горячего водоснабжения снабжения 04.07.2011г. и 23.07.2011г. ответчиком признается.

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее также - Правила от 23.05.2006 № 307).

Согласно пункту 8 Правил от 23.05.2006 № 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Кроме того, указанными Правилами от 23.05.2006 № 307 регламентирована процедура осуществления действий по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг подробно.

В соответствии с пунктом 80 Правил от 23.05.2006 №307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения (п/п «а» п.80 Правил).

Согласно п.81 Правил от 23.05.2006 № 307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «а» п. 80 Правил за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения (п/п «в» п. 81 Правил).  

Таким образом, право приостанавливать или ограничивать представление коммунальных услуг гражданам предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании).

Пунктом 85 Правил от 23.05.2006 № 307 установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, допускающие отключение теплоснабжения потребителей при наличии у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть органичен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

К гражданам, которые не нарушают своих обязательств по оплате коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо оснований для ограничения или прекращения получения ими этих коммунальных услуг, в том числе на получение услуг по теплоснабжению.

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения представителей сторон Комиссия  пришла к следующим выводам.

МУП «Гортеплоэнерго» ведет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Наличие у МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом» задолженности по оплате МУП «Гортеплоэнерго» за поставку тепловой энергии гражданам - собственникам квартир в жилых домах не является основанием для приостановления теплоснабжения Управляющей организации и, как следствие, непосредственным потребителям данной энергии - жильцам дома, добросовестно оплачивающим коммунальные услуги.

Граждане, потребляющие тепловую энергию воду для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию. Более того, приостановление или ограничение теплоснабжения не должно нарушать права и законные интересы потребителей, проживающих в многоквартирных  домах и своевременно оплачивающих потребленную тепловую энергию.

Вышеуказанный факт свидетельствует также о том, что на данный товар (услугу по теплоснабжению) имелся в тот период спрос, такое ограничение экономически и технологически необоснованно, имелась возможности рентабельно оказывать услуги по поставке тепловой энергии, кроме того, такое ограничение теплоснабжения прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Из вышеуказанного  следует, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг должно осуществляться в строгом соответствии с Правилами от 23.05.2006 № 307 и с соблюдением прав и законных интересов добросовестных потребителей.

Комиссия признала, что ограничение (прекращение) 04.07.2011г. и 23.07.2011г. поставки тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, расположенные по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25, г.Чусовой, находящиеся в управлении ТСЖ «Наш дом» и ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19, г.Чусовой, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», было произведено с нарушением п.85 Правил от 23.05.2006 № 307. 

С учетом норм законодательства МУП «Гортеплоэнерго», являясь поставщиком тепловой энергии, в случае неоплаты либо неполной оплаты абонентами поставленного ресурса обязано было выбрать способы защиты своих имущественных интересов, не приводящие к ущемлению прав добросовестных потребителей.

 Также МУП «Гортеплоэнерго» не были представлены доказательства введения ограничения (прекращения) теплоснабжения по иным причинам, кроме как в связи с образовавшейся задолженностью, предусмотренным действующим законодательством, в том числе, вследствие:

- неудовлетворительного состояния сетевого оборудования абонента, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан;

- необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии.

Это доказывает технологическую необоснованность введения МУП «Гортеплоэнерго» такого ограничения.

Таким образом, в действиях МУП «Гортеплоэнерго»,  выразившихся в экономически и технологически необоснованном временном ограничении  04.07.2011г. и 23.07.2011г. по 30.07.2011г. подачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, расположенные по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25, г.Чусовой, находящиеся в управлении ТСЖ «Наш дом» и ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19, г.Чусовой, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», с 10-00 часов с нарушением установленного порядка, которое привело к ущемлению интересов граждан-добросовестных плательщиков, проживающих в этих домах, содержится  нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данное нарушение установлено на рынке теплоснабжения в границах отношений с управляющими компаниями  ТСЖ «Наш дом» и МУП ЖЭУ «Старый город» в г.Чусовой Пермского края.

Также установлено, что у МУП «Гортеплоэнерго» имелась возможность для соблюдения требований п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, но обществом не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению. МУП «Гортеплоэнерго», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.

Однако, Комиссией установлен тот факт, что МУП «Гортеплоэнерго» прекратило  допущенное нарушение и его последствия до возбуждения данного дела.

На день возбуждения дела 10.11.2011г. горячее водоснабжение в жилые дома, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом», восстановлено.

А потому, основания для выдачи МУП «Гортеплоэнерго» предписания отсутствуют.

Также, Комиссия пришла к выводу, что в наличии имеются все основания для прекращения рассмотрения дела.

Кроме того, на основании Постановления администрации Чусовского городского поселения Пермского края от 20.06.2011г. № 401 «О ликвидации муниципального унитарного предприятия «ЖЭУ «Старый город», начата процедура ликвидации предприятия. Председателем ликвидационной комиссии назначен Калабин О.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

        

         1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия «Гортеплоэнерго» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый грод» и ТСЖ «Наш дом» 23.07.2011г. и 04.07.2011г.

         2.   Прекратить рассмотрение дела № 812-11-а о нарушении антимонопольного законодательства Муниципальным унитарным предприятием «Гортеплоэнерго» в связи с устранением нарушения.         

 

 

 

Председатель комиссии                                                                       

 

Члены комиссии                                                                                        

                                                                                                                                                           

     

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 12044 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 812-11-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12044 [type] => solution [language] => ru [created] => 1352455493 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 812-11-а

 

Резолютивная часть оглашена 12.12.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 26.12.2011г.                                                   г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии  -  заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:       - начальника отдела контроля локальных и естественных монополий,

                                       - специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков,

в присутствии:

- законного представителя МУП «Гортеплоэнерго» ,

в отсутствии заявителя ТСЖ «Наш дом» (в деле имеются доказательства надлежащего уведомления сторон о месте и времени рассмотрения дела) и МУП ЖЭУ «Старый город» (в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя МУП ЖЭУ «Старый город»), 

рассмотрев дело № 812-11-а по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Гортеплоэнерго» (далее также – МУП «Гортеплоэнерго») (ул. Чернышевского, 14а, г.Чусовой, Пермский край, 618200) ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило обращение (вх. от 30.08.2011 № 12372-11) Чусовской городской прокуратуры по фактам отключения в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении МУП «ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом» в г.Чусовой Пермского края, горячего водоснабжения, и просьбой проверки их на соответствие антимонопольному законодательству.

Заявитель считает, что своими действиями МУП «Гортеплоэнерго» ущемило интересы добросовестных плательщиков коммунальных услуг.

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы представителей сторон, комиссия установила следующее.

Согласно Уставу (п.п. 2.1, 2.2), МУП «Гортеплоэнерго» является юридическим лицом, создано в целях извлечения прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Предприятием товарах и услугах. Предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе деятельность по производству, поставке и реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения (код ОКВЭД 40.30.1), деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии (код ОКВЭД 40.30.2).

Между МУП «Гортеплоэнерго» и управляющей компанией МУП ЖЭУ «Старый город» заключен договор от 01.02.2009 № 1-2009 на поставку тепловой энергии в горячей воде или паре. Также, между МУП «Гортеплоэнерго» и ТСЖ «Наш дом» заключен договор от 01.10.2010 № 8-2010 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения. Согласно условиям указанных договоров, Энергоснабжающая организация (МУП «Гортеплоэнерго») обязуется поставлять Абонентам (МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом») тепловую энергию в горячей воде (п.1.1), а Абонент – принимать и оплачивать полученную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором (п.2.3.1).

         17.06.2011г. МУП «Гортеплоэнерго» направило ТСЖ «Наш дом» Претензию об отключении с 10-00 часов 04.07.2011г. горячего водоснабжения и тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью за фактически принятую тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере 662 673,23 рубля: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25.

12.07.2011г. МУП «Гортеплоэнерго» направило МУП ЖЭУ «Старый город» предупреждение об ограничении в подаче горячего водоснабжения с 23.07.2011г. на объекты, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», в связи с образовавшейся на 07.07.2011г. задолженностью за поставленную тепловую энергию в горячей воде в размере 673 722 рубля: ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19.

                    Согласно имеющейся в распоряжении Пермского УФАС России информации (письмо  МУП ЖЭУ «Старый город» исх. от 30.09.2011 № 451, вх. от 03.10.2011 № 14168-11), подача горячего водоснабжения на объекты МУП ЖЭУ «Старый город» возобновилась с 10.08.2011г.

          О возобновлении горячего водоснабжения объектов ТСЖ «Наш дом» Пермское УФАС России не располагает.

Расчет Абонента с Энергоснабжающей организацией за потребленную тепловую энергию производится по тарифу, утвержденному РЭК Пермского края, который на момент заключения договора составлял 650,26 руб. за 1Гкал (без НДС) для МУП ЖЭУ «Старый город» и 854,38 руб. за 1Гкал (без НДС) для ТСЖ «Наш дом».

Управляющая организация при заключении договора теплоснабжения жилых домов действует в интересах граждан - жильцов домов, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.

Факт введения ограничения горячего водоснабжения снабжения 04.07.2011г. и 23.07.2011г. ответчиком признается.

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее также - Правила от 23.05.2006 № 307).

Согласно пункту 8 Правил от 23.05.2006 № 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Кроме того, указанными Правилами от 23.05.2006 № 307 регламентирована процедура осуществления действий по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг подробно.

В соответствии с пунктом 80 Правил от 23.05.2006 №307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения (п/п «а» п.80 Правил).

Согласно п.81 Правил от 23.05.2006 № 307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «а» п. 80 Правил за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения (п/п «в» п. 81 Правил).  

Таким образом, право приостанавливать или ограничивать представление коммунальных услуг гражданам предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании).

Пунктом 85 Правил от 23.05.2006 № 307 установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, допускающие отключение теплоснабжения потребителей при наличии у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть органичен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

К гражданам, которые не нарушают своих обязательств по оплате коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо оснований для ограничения или прекращения получения ими этих коммунальных услуг, в том числе на получение услуг по теплоснабжению.

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения представителей сторон Комиссия  пришла к следующим выводам.

МУП «Гортеплоэнерго» ведет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Наличие у МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом» задолженности по оплате МУП «Гортеплоэнерго» за поставку тепловой энергии гражданам - собственникам квартир в жилых домах не является основанием для приостановления теплоснабжения Управляющей организации и, как следствие, непосредственным потребителям данной энергии - жильцам дома, добросовестно оплачивающим коммунальные услуги.

Граждане, потребляющие тепловую энергию воду для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию. Более того, приостановление или ограничение теплоснабжения не должно нарушать права и законные интересы потребителей, проживающих в многоквартирных  домах и своевременно оплачивающих потребленную тепловую энергию.

Вышеуказанный факт свидетельствует также о том, что на данный товар (услугу по теплоснабжению) имелся в тот период спрос, такое ограничение экономически и технологически необоснованно, имелась возможности рентабельно оказывать услуги по поставке тепловой энергии, кроме того, такое ограничение теплоснабжения прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Из вышеуказанного  следует, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг должно осуществляться в строгом соответствии с Правилами от 23.05.2006 № 307 и с соблюдением прав и законных интересов добросовестных потребителей.

Комиссия признала, что ограничение (прекращение) 04.07.2011г. и 23.07.2011г. поставки тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, расположенные по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25, г.Чусовой, находящиеся в управлении ТСЖ «Наш дом» и ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19, г.Чусовой, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», было произведено с нарушением п.85 Правил от 23.05.2006 № 307. 

С учетом норм законодательства МУП «Гортеплоэнерго», являясь поставщиком тепловой энергии, в случае неоплаты либо неполной оплаты абонентами поставленного ресурса обязано было выбрать способы защиты своих имущественных интересов, не приводящие к ущемлению прав добросовестных потребителей.

 Также МУП «Гортеплоэнерго» не были представлены доказательства введения ограничения (прекращения) теплоснабжения по иным причинам, кроме как в связи с образовавшейся задолженностью, предусмотренным действующим законодательством, в том числе, вследствие:

- неудовлетворительного состояния сетевого оборудования абонента, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан;

- необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии.

Это доказывает технологическую необоснованность введения МУП «Гортеплоэнерго» такого ограничения.

Таким образом, в действиях МУП «Гортеплоэнерго»,  выразившихся в экономически и технологически необоснованном временном ограничении  04.07.2011г. и 23.07.2011г. по 30.07.2011г. подачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, расположенные по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25, г.Чусовой, находящиеся в управлении ТСЖ «Наш дом» и ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19, г.Чусовой, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», с 10-00 часов с нарушением установленного порядка, которое привело к ущемлению интересов граждан-добросовестных плательщиков, проживающих в этих домах, содержится  нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данное нарушение установлено на рынке теплоснабжения в границах отношений с управляющими компаниями  ТСЖ «Наш дом» и МУП ЖЭУ «Старый город» в г.Чусовой Пермского края.

Также установлено, что у МУП «Гортеплоэнерго» имелась возможность для соблюдения требований п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, но обществом не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению. МУП «Гортеплоэнерго», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.

Однако, Комиссией установлен тот факт, что МУП «Гортеплоэнерго» прекратило  допущенное нарушение и его последствия до возбуждения данного дела.

На день возбуждения дела 10.11.2011г. горячее водоснабжение в жилые дома, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом», восстановлено.

А потому, основания для выдачи МУП «Гортеплоэнерго» предписания отсутствуют.

Также, Комиссия пришла к выводу, что в наличии имеются все основания для прекращения рассмотрения дела.

Кроме того, на основании Постановления администрации Чусовского городского поселения Пермского края от 20.06.2011г. № 401 «О ликвидации муниципального унитарного предприятия «ЖЭУ «Старый город», начата процедура ликвидации предприятия. Председателем ликвидационной комиссии назначен Калабин О.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

        

         1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия «Гортеплоэнерго» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый грод» и ТСЖ «Наш дом» 23.07.2011г. и 04.07.2011г.

         2.   Прекратить рассмотрение дела № 812-11-а о нарушении антимонопольного законодательства Муниципальным унитарным предприятием «Гортеплоэнерго» в связи с устранением нарушения.         

 

 

 

Председатель комиссии                                                                       

 

Члены комиссии                                                                                        

                                                                                                                                                           

     

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 812-11-а

 

Резолютивная часть оглашена 12.12.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 26.12.2011г.                                                   г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии  -  заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:       - начальника отдела контроля локальных и естественных монополий,

                                       - специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков,

в присутствии:

- законного представителя МУП «Гортеплоэнерго» ,

в отсутствии заявителя ТСЖ «Наш дом» (в деле имеются доказательства надлежащего уведомления сторон о месте и времени рассмотрения дела) и МУП ЖЭУ «Старый город» (в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя МУП ЖЭУ «Старый город»), 

рассмотрев дело № 812-11-а по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Гортеплоэнерго» (далее также – МУП «Гортеплоэнерго») (ул. Чернышевского, 14а, г.Чусовой, Пермский край, 618200) ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило обращение (вх. от 30.08.2011 № 12372-11) Чусовской городской прокуратуры по фактам отключения в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении МУП «ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом» в г.Чусовой Пермского края, горячего водоснабжения, и просьбой проверки их на соответствие антимонопольному законодательству.

Заявитель считает, что своими действиями МУП «Гортеплоэнерго» ущемило интересы добросовестных плательщиков коммунальных услуг.

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы представителей сторон, комиссия установила следующее.

Согласно Уставу (п.п. 2.1, 2.2), МУП «Гортеплоэнерго» является юридическим лицом, создано в целях извлечения прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Предприятием товарах и услугах. Предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе деятельность по производству, поставке и реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения (код ОКВЭД 40.30.1), деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии (код ОКВЭД 40.30.2).

Между МУП «Гортеплоэнерго» и управляющей компанией МУП ЖЭУ «Старый город» заключен договор от 01.02.2009 № 1-2009 на поставку тепловой энергии в горячей воде или паре. Также, между МУП «Гортеплоэнерго» и ТСЖ «Наш дом» заключен договор от 01.10.2010 № 8-2010 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения. Согласно условиям указанных договоров, Энергоснабжающая организация (МУП «Гортеплоэнерго») обязуется поставлять Абонентам (МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом») тепловую энергию в горячей воде (п.1.1), а Абонент – принимать и оплачивать полученную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором (п.2.3.1).

         17.06.2011г. МУП «Гортеплоэнерго» направило ТСЖ «Наш дом» Претензию об отключении с 10-00 часов 04.07.2011г. горячего водоснабжения и тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью за фактически принятую тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере 662 673,23 рубля: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25.

12.07.2011г. МУП «Гортеплоэнерго» направило МУП ЖЭУ «Старый город» предупреждение об ограничении в подаче горячего водоснабжения с 23.07.2011г. на объекты, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», в связи с образовавшейся на 07.07.2011г. задолженностью за поставленную тепловую энергию в горячей воде в размере 673 722 рубля: ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19.

                    Согласно имеющейся в распоряжении Пермского УФАС России информации (письмо  МУП ЖЭУ «Старый город» исх. от 30.09.2011 № 451, вх. от 03.10.2011 № 14168-11), подача горячего водоснабжения на объекты МУП ЖЭУ «Старый город» возобновилась с 10.08.2011г.

          О возобновлении горячего водоснабжения объектов ТСЖ «Наш дом» Пермское УФАС России не располагает.

Расчет Абонента с Энергоснабжающей организацией за потребленную тепловую энергию производится по тарифу, утвержденному РЭК Пермского края, который на момент заключения договора составлял 650,26 руб. за 1Гкал (без НДС) для МУП ЖЭУ «Старый город» и 854,38 руб. за 1Гкал (без НДС) для ТСЖ «Наш дом».

Управляющая организация при заключении договора теплоснабжения жилых домов действует в интересах граждан - жильцов домов, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.

Факт введения ограничения горячего водоснабжения снабжения 04.07.2011г. и 23.07.2011г. ответчиком признается.

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее также - Правила от 23.05.2006 № 307).

Согласно пункту 8 Правил от 23.05.2006 № 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Кроме того, указанными Правилами от 23.05.2006 № 307 регламентирована процедура осуществления действий по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг подробно.

В соответствии с пунктом 80 Правил от 23.05.2006 №307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения (п/п «а» п.80 Правил).

Согласно п.81 Правил от 23.05.2006 № 307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «а» п. 80 Правил за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения (п/п «в» п. 81 Правил).  

Таким образом, право приостанавливать или ограничивать представление коммунальных услуг гражданам предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании).

Пунктом 85 Правил от 23.05.2006 № 307 установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, допускающие отключение теплоснабжения потребителей при наличии у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть органичен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

К гражданам, которые не нарушают своих обязательств по оплате коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо оснований для ограничения или прекращения получения ими этих коммунальных услуг, в том числе на получение услуг по теплоснабжению.

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения представителей сторон Комиссия  пришла к следующим выводам.

МУП «Гортеплоэнерго» ведет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Наличие у МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом» задолженности по оплате МУП «Гортеплоэнерго» за поставку тепловой энергии гражданам - собственникам квартир в жилых домах не является основанием для приостановления теплоснабжения Управляющей организации и, как следствие, непосредственным потребителям данной энергии - жильцам дома, добросовестно оплачивающим коммунальные услуги.

Граждане, потребляющие тепловую энергию воду для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию. Более того, приостановление или ограничение теплоснабжения не должно нарушать права и законные интересы потребителей, проживающих в многоквартирных  домах и своевременно оплачивающих потребленную тепловую энергию.

Вышеуказанный факт свидетельствует также о том, что на данный товар (услугу по теплоснабжению) имелся в тот период спрос, такое ограничение экономически и технологически необоснованно, имелась возможности рентабельно оказывать услуги по поставке тепловой энергии, кроме того, такое ограничение теплоснабжения прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Из вышеуказанного  следует, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг должно осуществляться в строгом соответствии с Правилами от 23.05.2006 № 307 и с соблюдением прав и законных интересов добросовестных потребителей.

Комиссия признала, что ограничение (прекращение) 04.07.2011г. и 23.07.2011г. поставки тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, расположенные по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25, г.Чусовой, находящиеся в управлении ТСЖ «Наш дом» и ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19, г.Чусовой, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», было произведено с нарушением п.85 Правил от 23.05.2006 № 307. 

С учетом норм законодательства МУП «Гортеплоэнерго», являясь поставщиком тепловой энергии, в случае неоплаты либо неполной оплаты абонентами поставленного ресурса обязано было выбрать способы защиты своих имущественных интересов, не приводящие к ущемлению прав добросовестных потребителей.

 Также МУП «Гортеплоэнерго» не были представлены доказательства введения ограничения (прекращения) теплоснабжения по иным причинам, кроме как в связи с образовавшейся задолженностью, предусмотренным действующим законодательством, в том числе, вследствие:

- неудовлетворительного состояния сетевого оборудования абонента, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан;

- необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии.

Это доказывает технологическую необоснованность введения МУП «Гортеплоэнерго» такого ограничения.

Таким образом, в действиях МУП «Гортеплоэнерго»,  выразившихся в экономически и технологически необоснованном временном ограничении  04.07.2011г. и 23.07.2011г. по 30.07.2011г. подачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, расположенные по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, 25, г.Чусовой, находящиеся в управлении ТСЖ «Наш дом» и ул. Ленина, 13, 24а, 29, 32, 41, ул. Фрунзе, 30, ул. Партизанская, 43, ул. Известковая, 3, 3а, ул. Чусовская, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, ул. Электродеповская, 5, 15, 17, 19, ул. Челюскинцев, 12, 14, 19, г.Чусовой, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город», с 10-00 часов с нарушением установленного порядка, которое привело к ущемлению интересов граждан-добросовестных плательщиков, проживающих в этих домах, содержится  нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данное нарушение установлено на рынке теплоснабжения в границах отношений с управляющими компаниями  ТСЖ «Наш дом» и МУП ЖЭУ «Старый город» в г.Чусовой Пермского края.

Также установлено, что у МУП «Гортеплоэнерго» имелась возможность для соблюдения требований п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, но обществом не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению. МУП «Гортеплоэнерго», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.

Однако, Комиссией установлен тот факт, что МУП «Гортеплоэнерго» прекратило  допущенное нарушение и его последствия до возбуждения данного дела.

На день возбуждения дела 10.11.2011г. горячее водоснабжение в жилые дома, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый город» и ТСЖ «Наш дом», восстановлено.

А потому, основания для выдачи МУП «Гортеплоэнерго» предписания отсутствуют.

Также, Комиссия пришла к выводу, что в наличии имеются все основания для прекращения рассмотрения дела.

Кроме того, на основании Постановления администрации Чусовского городского поселения Пермского края от 20.06.2011г. № 401 «О ликвидации муниципального унитарного предприятия «ЖЭУ «Старый город», начата процедура ликвидации предприятия. Председателем ликвидационной комиссии назначен Калабин О.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

        

         1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия «Гортеплоэнерго» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома, находящиеся в управлении МУП ЖЭУ «Старый грод» и ТСЖ «Наш дом» 23.07.2011г. и 04.07.2011г.

         2.   Прекратить рассмотрение дела № 812-11-а о нарушении антимонопольного законодательства Муниципальным унитарным предприятием «Гортеплоэнерго» в связи с устранением нарушения.         

 

 

 

Председатель комиссии                                                                       

 

Члены комиссии                                                                                        

                                                                                                                                                           

     

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 812-11-а [format] => [safe_value] => 812-11-а ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-26 10:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-26 10:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1352455493 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )