Постановление № 494-10-АДМ о наложении штрафа в отношении ООО «Ностальжи - Пермь»

Дата публикации: 4 ноября 2010, 20:04

версия для печати

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 494-10-АДМ
о наложении штрафа

02 ноября 2010 года г. Пермь
…, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела № 242-10-а о признании действий ООО «Ностальжи - Пермь» по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, актом недобросовестной конкуренции, запрещенным пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также протокол об административном правонарушении от 27.08.2010 по делу №494-10-адм в отношении ООО «Ностальжи - Пермь» по нарушению ч.2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
ООО «Ностальжи-Пермь»
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50, оф. 141
ИНН 5905007234
ОГРН 1025900526420
в отсутствие законного представителя и/или защитника ООО «Ностальжи – Пермь» (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения законного представителя ООО «Ностальжи-Пермь» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Ходатайств от ООО «Ностальжи – Пермь» не поступало).
УСТАНОВИЛА:
Решением Пермского УФАС России от 16.06.2010 года по делу №242-10-А (исх. №4937-10 от 17.06.2010) ООО «Ностальжи-Пермь» признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту также – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) в части осуществления деятельности по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Данное решение Пермским УФАС России вынесено по следующим обстоятельствам.
В Пермское УФАС России поступило заявление Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (далее по тексту также – Российское авторское общество, РАО) с дополнениями (исх. №32 от 08.04.2010, вх. №4096-10 от 12.04.2010) о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Ностальжи - Пермь» (радиостанция «Ностальжи»).
Как следует из указанного заявления, радиостанция «Ностальжи», осуществляя радиовещание, использует в своих передачах авторские произведения, не имея надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. незаконно использует результаты чужой интеллектуальной деятельности.
В ходе рассмотрения дела №242-10-А комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа выражения являются объектами авторских прав.
Автору произведения или иному правообладателю в соответствии со ст. 1270 ГК РФ принадлежит исключительное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе путем сообщения в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции). При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от фактического восприятия публикой (п.7 ч.2 ст.1270 ГК РФ).
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Отсутствие запрета на использование произведения не считается согласием (разрешением).
Следовательно, использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Согласно ч.6 указанной статьи правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.
Согласно Уставу Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (зарегистрированному в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ 24.01.2008 года) Общество является основанной на членстве некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между своими членами. Общество создано правообладателями в соответствии с гражданским законодательством РФ для достижения целей и задач, предусмотренных Уставом.
Таким образом, РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1244 ГК РФ РАО получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в т.ч. путем ретрансляции (свидетельство о государственной аккредитации №РОК-02/08 от 24.12.2008).
Являясь организацией, получившей государственную аккредитацию, РАО вправе управлять правами и собирать вознаграждение как для правообладателей, заключивших с указанной организацией договоры о передаче полномочий по управлению правами, так и для правообладателей, не заключивших договоры на передачу полномочий по управлению правами (ч.3 ст. 1244 ГК РФ).
Таким образом, в настоящее время РАО представляет интересы всех Российских авторов, за исключением тех, кто в установленном порядке изъял свои произведения из реестра РАО (список таких авторов размещен на официальном сайте РАО www.rao.ru), а также интересы иностранных авторов.
В соответствии со ст.ст. 1242 и 1243 ГК РФ РАО заключает с пользователями произведений лицензионные договоры о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир и/или по кабелю и выплате вознаграждения на условиях ежеквартальной выплаты авторского вознаграждения и предоставления отчетности об использованных произведениях. Ставки авторского вознаграждения утверждаются авторским советом РАО.
Как следует из материалов дела, ООО «Ностальжи - Пермь» выдана лицензия на осуществление радиовещания серия РВ №12048 от 13.06.2007 сроком действия до 07.07.2012. Указанная лицензия выдана ООО «Ностальжи-Пермь» в порядке пролонгации. Лицензией предусмотрены следующие условия: способ распространения массовой информации – радиовещание эфирное; форма распространения массовой информации – радиопрограмма; наименования распространяемых средств массовой информации - «Радио Ностальжи» - Пермь». Средство массовой информации «Радио Ностальжи» - Пермь» зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации Эл №ТУ 59-0253 от 24.09.2009. Территория распространения – Пермский край.
Следовательно, ООО «Ностальжи – Пермь» в силу ст. 1329 ГК является организацией эфирного вещания.
В соответствии с ч.5 ст. 1330 ГК РФ организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений.
ООО «Ностальжи-Пермь», являясь организацией эфирного радиовещания, использует результаты интеллектуальной деятельности (произведения) для всеобщего сведения путем их сообщения в эфир. Данное подтверждается записью эфира радиостанции «Ностальжи-Пермь» от 05.02.2010 (список прозвучавших произведений прилагается). При этом ООО «Ностальжи-Пермь» не представлено разрешений, полученных от авторов/иных правообладателей произведений, сообщаемых в эфире радиостанции «Ностальжи-Пермь».
Таким образом, ООО «Ностальжи - Пермь», осуществляя сообщение в эфир произведений без разрешения правообладателей, нарушает действующее законодательство в области защиты авторских прав, незаконно использует результаты чужой интеллектуальной деятельности.
Сообщение в эфир произведений в отсутствие надлежащего разрешения предоставляет ООО «Ностальжи - Пермь» необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит требованиям законодательства РФ, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В силу п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Закона о защите конкуренции продажа, обмен или иное введение товара в оборот, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, является актом недобросовестной конкуренцией.
Признаки недобросовестной конкуренции применительно к рассматриваемой правовой ситуации проявляются в том, что хозяйствующий субъект, не заключивший в установленном порядке лицензионный договор с правообладателем, получает определенные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед иными хозяйствующими субъектами, действующими с соблюдением требований законодательства РФ, в виде отсутствия затрат на заключение лицензионного договора, на денежные отчисления правообладателям. Указанные действия также могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам в виде неполученных ими доходов (упущенная выгода в результате возможного оттока рекламодателей), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ООО «Ностальжи-Пермь» от совершения описанных выше действий. По смыслу п.9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий актом недобросовестной конкуренции наличие фактически наступившего вреда не является обязательным, нарушением признается само противоправное действие хозяйствующего субъекта.
Следовательно, описанные действия ООО «Ностальжи - Пермь» нарушают требования п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции».
Ответственность за совершение действий, признанных недобросовестной конкуренцией, предусмотрена ст. 14.33 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 22.06.2007 №116-ФЗ) недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В действиях ООО «Ностальжи - Пермь» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, а именно:
1) объект административного правонарушения – имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
2) объективная сторона административного правонарушения – действия ООО «Ностальжи - Пермь» по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
3) субъект административного правонарушения – ООО «Ностальжи - Пермь» (ИНН 5905007234, ОГРН 1025900526420);
4) в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий у ООО «Ностальжи - Пермь» для получения надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей на использование произведений, т.е. для осуществления деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, у ООО «Ностальжи - Пермь» имелась возможность соблюсти требования п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина ООО «Ностальжи - Пермь» в совершении вменяемого правонарушения установлена.
Санкция ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в зависимости от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Момент выявления административного правонарушения связан с обнаружением административным органом (должностным лицом) обстоятельств, указывающих на несоблюдение лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.
С учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ моментом выявления совершенного Обществом административного правонарушения является вступление в силу решения Комиссии Пермского УФАС России по делу №242-10-А - 16 июня 2010 года.
Следовательно, при установлении размера административного штрафа принимаются во внимание данные о выручке ООО «Ностальжи - Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год (исх. №63 от 11.08.2010).
В соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Как следует из материалов дела, совокупный размер выручки ООО «Ностальжи-Пермь» от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории г. Перми за 2009 год составил шесть миллионов двести пятнадцать тысяч восемьсот шестнадцать рублей.
Одна двадцать пятая от указанной суммы составляет двести сорок восемь тысяч шестьсот тридцать два рубля 64 копейки.
Таким образом, размер штрафа, назначаемого ООО «Ностальжи – Пермь», не должен превышать указанную сумму.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ООО «Ностальжи-Пермь», является грубым нарушением, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся не только в возможности наступления каких-либо негативных материальных последствий для конкурентов, получении необоснованных преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами, но и в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства в сфере защиты конкуренции, а также влечет нарушение прав авторов на исключительное использование созданных ими произведений.
С учетом характера, совершенного ООО «Ностальжи-Пермь» правонарушения, степени его общественной опасности, оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Между тем, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, можно признать привлечение ООО «Ностальжи-Пермь» к административной ответственности по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ впервые.
Отягчающих обстоятельств в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), не имеется.
На основании изложенного Обществу следует назначить административное наказание в размере одной сотой размера суммы выручки ООО «Ностальжи-Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год.
Согласно документам, представленным ООО «Ностальжи-Пермь» в материалы дела, сумма выручки ООО «Ностальжи - Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год составила пять миллионов шестьсот шестьдесят тысяч сто двадцать три рубля (исх. №63 от 11.08.2010).
Одна сотая от указанной суммы составляет пятьдесят шесть тысяч шестьсот один рубль двадцать три копейки, что ниже минимального предела, установленного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, ста тысяч рублей.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ ООО «Ностальжи-Пермь» следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Назначение указанного наказания ООО «Ностальжи-Пермь» согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5 КоАП РФ, а равно соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 1.2, 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, частью 2 ст. 14.33 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Признать ООО «Ностальжи-Пермь» (Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50, оф. 141, ИНН 5905007234, ОГРН 1025900526420) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ.
2. Назначить ООО «Ностальжи-Пермь» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Постановление объявлено 02 ноября 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161.11602010010000140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
В тридцатидневный срок ООО «Ностальжи-Пермь» обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.

наверх

stdClass Object ( [vid] => 10048 [uid] => 1 [title] => Постановление № 494-10-АДМ о наложении штрафа в отношении ООО «Ностальжи - Пермь» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10048 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320852183 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 494-10-АДМ
о наложении штрафа

02 ноября 2010 года г. Пермь
…, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела № 242-10-а о признании действий ООО «Ностальжи - Пермь» по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, актом недобросовестной конкуренции, запрещенным пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также протокол об административном правонарушении от 27.08.2010 по делу №494-10-адм в отношении ООО «Ностальжи - Пермь» по нарушению ч.2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
ООО «Ностальжи-Пермь»
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50, оф. 141
ИНН 5905007234
ОГРН 1025900526420
в отсутствие законного представителя и/или защитника ООО «Ностальжи – Пермь» (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения законного представителя ООО «Ностальжи-Пермь» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Ходатайств от ООО «Ностальжи – Пермь» не поступало).
УСТАНОВИЛА:
Решением Пермского УФАС России от 16.06.2010 года по делу №242-10-А (исх. №4937-10 от 17.06.2010) ООО «Ностальжи-Пермь» признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту также – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) в части осуществления деятельности по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Данное решение Пермским УФАС России вынесено по следующим обстоятельствам.
В Пермское УФАС России поступило заявление Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (далее по тексту также – Российское авторское общество, РАО) с дополнениями (исх. №32 от 08.04.2010, вх. №4096-10 от 12.04.2010) о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Ностальжи - Пермь» (радиостанция «Ностальжи»).
Как следует из указанного заявления, радиостанция «Ностальжи», осуществляя радиовещание, использует в своих передачах авторские произведения, не имея надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. незаконно использует результаты чужой интеллектуальной деятельности.
В ходе рассмотрения дела №242-10-А комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа выражения являются объектами авторских прав.
Автору произведения или иному правообладателю в соответствии со ст. 1270 ГК РФ принадлежит исключительное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе путем сообщения в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции). При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от фактического восприятия публикой (п.7 ч.2 ст.1270 ГК РФ).
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Отсутствие запрета на использование произведения не считается согласием (разрешением).
Следовательно, использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Согласно ч.6 указанной статьи правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.
Согласно Уставу Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (зарегистрированному в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ 24.01.2008 года) Общество является основанной на членстве некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между своими членами. Общество создано правообладателями в соответствии с гражданским законодательством РФ для достижения целей и задач, предусмотренных Уставом.
Таким образом, РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1244 ГК РФ РАО получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в т.ч. путем ретрансляции (свидетельство о государственной аккредитации №РОК-02/08 от 24.12.2008).
Являясь организацией, получившей государственную аккредитацию, РАО вправе управлять правами и собирать вознаграждение как для правообладателей, заключивших с указанной организацией договоры о передаче полномочий по управлению правами, так и для правообладателей, не заключивших договоры на передачу полномочий по управлению правами (ч.3 ст. 1244 ГК РФ).
Таким образом, в настоящее время РАО представляет интересы всех Российских авторов, за исключением тех, кто в установленном порядке изъял свои произведения из реестра РАО (список таких авторов размещен на официальном сайте РАО www.rao.ru), а также интересы иностранных авторов.
В соответствии со ст.ст. 1242 и 1243 ГК РФ РАО заключает с пользователями произведений лицензионные договоры о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир и/или по кабелю и выплате вознаграждения на условиях ежеквартальной выплаты авторского вознаграждения и предоставления отчетности об использованных произведениях. Ставки авторского вознаграждения утверждаются авторским советом РАО.
Как следует из материалов дела, ООО «Ностальжи - Пермь» выдана лицензия на осуществление радиовещания серия РВ №12048 от 13.06.2007 сроком действия до 07.07.2012. Указанная лицензия выдана ООО «Ностальжи-Пермь» в порядке пролонгации. Лицензией предусмотрены следующие условия: способ распространения массовой информации – радиовещание эфирное; форма распространения массовой информации – радиопрограмма; наименования распространяемых средств массовой информации - «Радио Ностальжи» - Пермь». Средство массовой информации «Радио Ностальжи» - Пермь» зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации Эл №ТУ 59-0253 от 24.09.2009. Территория распространения – Пермский край.
Следовательно, ООО «Ностальжи – Пермь» в силу ст. 1329 ГК является организацией эфирного вещания.
В соответствии с ч.5 ст. 1330 ГК РФ организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений.
ООО «Ностальжи-Пермь», являясь организацией эфирного радиовещания, использует результаты интеллектуальной деятельности (произведения) для всеобщего сведения путем их сообщения в эфир. Данное подтверждается записью эфира радиостанции «Ностальжи-Пермь» от 05.02.2010 (список прозвучавших произведений прилагается). При этом ООО «Ностальжи-Пермь» не представлено разрешений, полученных от авторов/иных правообладателей произведений, сообщаемых в эфире радиостанции «Ностальжи-Пермь».
Таким образом, ООО «Ностальжи - Пермь», осуществляя сообщение в эфир произведений без разрешения правообладателей, нарушает действующее законодательство в области защиты авторских прав, незаконно использует результаты чужой интеллектуальной деятельности.
Сообщение в эфир произведений в отсутствие надлежащего разрешения предоставляет ООО «Ностальжи - Пермь» необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит требованиям законодательства РФ, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В силу п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Закона о защите конкуренции продажа, обмен или иное введение товара в оборот, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, является актом недобросовестной конкуренцией.
Признаки недобросовестной конкуренции применительно к рассматриваемой правовой ситуации проявляются в том, что хозяйствующий субъект, не заключивший в установленном порядке лицензионный договор с правообладателем, получает определенные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед иными хозяйствующими субъектами, действующими с соблюдением требований законодательства РФ, в виде отсутствия затрат на заключение лицензионного договора, на денежные отчисления правообладателям. Указанные действия также могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам в виде неполученных ими доходов (упущенная выгода в результате возможного оттока рекламодателей), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ООО «Ностальжи-Пермь» от совершения описанных выше действий. По смыслу п.9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий актом недобросовестной конкуренции наличие фактически наступившего вреда не является обязательным, нарушением признается само противоправное действие хозяйствующего субъекта.
Следовательно, описанные действия ООО «Ностальжи - Пермь» нарушают требования п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции».
Ответственность за совершение действий, признанных недобросовестной конкуренцией, предусмотрена ст. 14.33 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 22.06.2007 №116-ФЗ) недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В действиях ООО «Ностальжи - Пермь» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, а именно:
1) объект административного правонарушения – имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
2) объективная сторона административного правонарушения – действия ООО «Ностальжи - Пермь» по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
3) субъект административного правонарушения – ООО «Ностальжи - Пермь» (ИНН 5905007234, ОГРН 1025900526420);
4) в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий у ООО «Ностальжи - Пермь» для получения надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей на использование произведений, т.е. для осуществления деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, у ООО «Ностальжи - Пермь» имелась возможность соблюсти требования п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина ООО «Ностальжи - Пермь» в совершении вменяемого правонарушения установлена.
Санкция ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в зависимости от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Момент выявления административного правонарушения связан с обнаружением административным органом (должностным лицом) обстоятельств, указывающих на несоблюдение лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.
С учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ моментом выявления совершенного Обществом административного правонарушения является вступление в силу решения Комиссии Пермского УФАС России по делу №242-10-А - 16 июня 2010 года.
Следовательно, при установлении размера административного штрафа принимаются во внимание данные о выручке ООО «Ностальжи - Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год (исх. №63 от 11.08.2010).
В соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Как следует из материалов дела, совокупный размер выручки ООО «Ностальжи-Пермь» от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории г. Перми за 2009 год составил шесть миллионов двести пятнадцать тысяч восемьсот шестнадцать рублей.
Одна двадцать пятая от указанной суммы составляет двести сорок восемь тысяч шестьсот тридцать два рубля 64 копейки.
Таким образом, размер штрафа, назначаемого ООО «Ностальжи – Пермь», не должен превышать указанную сумму.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ООО «Ностальжи-Пермь», является грубым нарушением, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся не только в возможности наступления каких-либо негативных материальных последствий для конкурентов, получении необоснованных преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами, но и в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства в сфере защиты конкуренции, а также влечет нарушение прав авторов на исключительное использование созданных ими произведений.
С учетом характера, совершенного ООО «Ностальжи-Пермь» правонарушения, степени его общественной опасности, оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Между тем, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, можно признать привлечение ООО «Ностальжи-Пермь» к административной ответственности по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ впервые.
Отягчающих обстоятельств в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), не имеется.
На основании изложенного Обществу следует назначить административное наказание в размере одной сотой размера суммы выручки ООО «Ностальжи-Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год.
Согласно документам, представленным ООО «Ностальжи-Пермь» в материалы дела, сумма выручки ООО «Ностальжи - Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год составила пять миллионов шестьсот шестьдесят тысяч сто двадцать три рубля (исх. №63 от 11.08.2010).
Одна сотая от указанной суммы составляет пятьдесят шесть тысяч шестьсот один рубль двадцать три копейки, что ниже минимального предела, установленного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, ста тысяч рублей.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ ООО «Ностальжи-Пермь» следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Назначение указанного наказания ООО «Ностальжи-Пермь» согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5 КоАП РФ, а равно соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 1.2, 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, частью 2 ст. 14.33 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Признать ООО «Ностальжи-Пермь» (Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50, оф. 141, ИНН 5905007234, ОГРН 1025900526420) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ.
2. Назначить ООО «Ностальжи-Пермь» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Постановление объявлено 02 ноября 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161.11602010010000140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
В тридцатидневный срок ООО «Ностальжи-Пермь» обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 494-10-АДМ
о наложении штрафа

02 ноября 2010 года г. Пермь
…, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела № 242-10-а о признании действий ООО «Ностальжи - Пермь» по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, актом недобросовестной конкуренции, запрещенным пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также протокол об административном правонарушении от 27.08.2010 по делу №494-10-адм в отношении ООО «Ностальжи - Пермь» по нарушению ч.2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
ООО «Ностальжи-Пермь»
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50, оф. 141
ИНН 5905007234
ОГРН 1025900526420
в отсутствие законного представителя и/или защитника ООО «Ностальжи – Пермь» (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения законного представителя ООО «Ностальжи-Пермь» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Ходатайств от ООО «Ностальжи – Пермь» не поступало).
УСТАНОВИЛА:
Решением Пермского УФАС России от 16.06.2010 года по делу №242-10-А (исх. №4937-10 от 17.06.2010) ООО «Ностальжи-Пермь» признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту также – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) в части осуществления деятельности по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Данное решение Пермским УФАС России вынесено по следующим обстоятельствам.
В Пермское УФАС России поступило заявление Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (далее по тексту также – Российское авторское общество, РАО) с дополнениями (исх. №32 от 08.04.2010, вх. №4096-10 от 12.04.2010) о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Ностальжи - Пермь» (радиостанция «Ностальжи»).
Как следует из указанного заявления, радиостанция «Ностальжи», осуществляя радиовещание, использует в своих передачах авторские произведения, не имея надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. незаконно использует результаты чужой интеллектуальной деятельности.
В ходе рассмотрения дела №242-10-А комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа выражения являются объектами авторских прав.
Автору произведения или иному правообладателю в соответствии со ст. 1270 ГК РФ принадлежит исключительное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе путем сообщения в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции). При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от фактического восприятия публикой (п.7 ч.2 ст.1270 ГК РФ).
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Отсутствие запрета на использование произведения не считается согласием (разрешением).
Следовательно, использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Согласно ч.6 указанной статьи правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.
Согласно Уставу Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (зарегистрированному в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ 24.01.2008 года) Общество является основанной на членстве некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между своими членами. Общество создано правообладателями в соответствии с гражданским законодательством РФ для достижения целей и задач, предусмотренных Уставом.
Таким образом, РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1244 ГК РФ РАО получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в т.ч. путем ретрансляции (свидетельство о государственной аккредитации №РОК-02/08 от 24.12.2008).
Являясь организацией, получившей государственную аккредитацию, РАО вправе управлять правами и собирать вознаграждение как для правообладателей, заключивших с указанной организацией договоры о передаче полномочий по управлению правами, так и для правообладателей, не заключивших договоры на передачу полномочий по управлению правами (ч.3 ст. 1244 ГК РФ).
Таким образом, в настоящее время РАО представляет интересы всех Российских авторов, за исключением тех, кто в установленном порядке изъял свои произведения из реестра РАО (список таких авторов размещен на официальном сайте РАО www.rao.ru), а также интересы иностранных авторов.
В соответствии со ст.ст. 1242 и 1243 ГК РФ РАО заключает с пользователями произведений лицензионные договоры о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир и/или по кабелю и выплате вознаграждения на условиях ежеквартальной выплаты авторского вознаграждения и предоставления отчетности об использованных произведениях. Ставки авторского вознаграждения утверждаются авторским советом РАО.
Как следует из материалов дела, ООО «Ностальжи - Пермь» выдана лицензия на осуществление радиовещания серия РВ №12048 от 13.06.2007 сроком действия до 07.07.2012. Указанная лицензия выдана ООО «Ностальжи-Пермь» в порядке пролонгации. Лицензией предусмотрены следующие условия: способ распространения массовой информации – радиовещание эфирное; форма распространения массовой информации – радиопрограмма; наименования распространяемых средств массовой информации - «Радио Ностальжи» - Пермь». Средство массовой информации «Радио Ностальжи» - Пермь» зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации Эл №ТУ 59-0253 от 24.09.2009. Территория распространения – Пермский край.
Следовательно, ООО «Ностальжи – Пермь» в силу ст. 1329 ГК является организацией эфирного вещания.
В соответствии с ч.5 ст. 1330 ГК РФ организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений.
ООО «Ностальжи-Пермь», являясь организацией эфирного радиовещания, использует результаты интеллектуальной деятельности (произведения) для всеобщего сведения путем их сообщения в эфир. Данное подтверждается записью эфира радиостанции «Ностальжи-Пермь» от 05.02.2010 (список прозвучавших произведений прилагается). При этом ООО «Ностальжи-Пермь» не представлено разрешений, полученных от авторов/иных правообладателей произведений, сообщаемых в эфире радиостанции «Ностальжи-Пермь».
Таким образом, ООО «Ностальжи - Пермь», осуществляя сообщение в эфир произведений без разрешения правообладателей, нарушает действующее законодательство в области защиты авторских прав, незаконно использует результаты чужой интеллектуальной деятельности.
Сообщение в эфир произведений в отсутствие надлежащего разрешения предоставляет ООО «Ностальжи - Пермь» необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит требованиям законодательства РФ, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В силу п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Закона о защите конкуренции продажа, обмен или иное введение товара в оборот, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, является актом недобросовестной конкуренцией.
Признаки недобросовестной конкуренции применительно к рассматриваемой правовой ситуации проявляются в том, что хозяйствующий субъект, не заключивший в установленном порядке лицензионный договор с правообладателем, получает определенные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед иными хозяйствующими субъектами, действующими с соблюдением требований законодательства РФ, в виде отсутствия затрат на заключение лицензионного договора, на денежные отчисления правообладателям. Указанные действия также могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам в виде неполученных ими доходов (упущенная выгода в результате возможного оттока рекламодателей), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ООО «Ностальжи-Пермь» от совершения описанных выше действий. По смыслу п.9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий актом недобросовестной конкуренции наличие фактически наступившего вреда не является обязательным, нарушением признается само противоправное действие хозяйствующего субъекта.
Следовательно, описанные действия ООО «Ностальжи - Пермь» нарушают требования п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции».
Ответственность за совершение действий, признанных недобросовестной конкуренцией, предусмотрена ст. 14.33 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 22.06.2007 №116-ФЗ) недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В действиях ООО «Ностальжи - Пермь» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, а именно:
1) объект административного правонарушения – имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
2) объективная сторона административного правонарушения – действия ООО «Ностальжи - Пермь» по сообщению в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
3) субъект административного правонарушения – ООО «Ностальжи - Пермь» (ИНН 5905007234, ОГРН 1025900526420);
4) в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий у ООО «Ностальжи - Пермь» для получения надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей на использование произведений, т.е. для осуществления деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, у ООО «Ностальжи - Пермь» имелась возможность соблюсти требования п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина ООО «Ностальжи - Пермь» в совершении вменяемого правонарушения установлена.
Санкция ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в зависимости от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Момент выявления административного правонарушения связан с обнаружением административным органом (должностным лицом) обстоятельств, указывающих на несоблюдение лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.
С учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ моментом выявления совершенного Обществом административного правонарушения является вступление в силу решения Комиссии Пермского УФАС России по делу №242-10-А - 16 июня 2010 года.
Следовательно, при установлении размера административного штрафа принимаются во внимание данные о выручке ООО «Ностальжи - Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год (исх. №63 от 11.08.2010).
В соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Как следует из материалов дела, совокупный размер выручки ООО «Ностальжи-Пермь» от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории г. Перми за 2009 год составил шесть миллионов двести пятнадцать тысяч восемьсот шестнадцать рублей.
Одна двадцать пятая от указанной суммы составляет двести сорок восемь тысяч шестьсот тридцать два рубля 64 копейки.
Таким образом, размер штрафа, назначаемого ООО «Ностальжи – Пермь», не должен превышать указанную сумму.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ООО «Ностальжи-Пермь», является грубым нарушением, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся не только в возможности наступления каких-либо негативных материальных последствий для конкурентов, получении необоснованных преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами, но и в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства в сфере защиты конкуренции, а также влечет нарушение прав авторов на исключительное использование созданных ими произведений.
С учетом характера, совершенного ООО «Ностальжи-Пермь» правонарушения, степени его общественной опасности, оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Между тем, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, можно признать привлечение ООО «Ностальжи-Пермь» к административной ответственности по ч.2 ст.14.33 КоАП РФ впервые.
Отягчающих обстоятельств в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), не имеется.
На основании изложенного Обществу следует назначить административное наказание в размере одной сотой размера суммы выручки ООО «Ностальжи-Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год.
Согласно документам, представленным ООО «Ностальжи-Пермь» в материалы дела, сумма выручки ООО «Ностальжи - Пермь» от осуществления деятельности в области радиовещания на территории г. Перми за 2009 год составила пять миллионов шестьсот шестьдесят тысяч сто двадцать три рубля (исх. №63 от 11.08.2010).
Одна сотая от указанной суммы составляет пятьдесят шесть тысяч шестьсот один рубль двадцать три копейки, что ниже минимального предела, установленного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, ста тысяч рублей.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ ООО «Ностальжи-Пермь» следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Назначение указанного наказания ООО «Ностальжи-Пермь» согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5 КоАП РФ, а равно соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 1.2, 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, частью 2 ст. 14.33 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Признать ООО «Ностальжи-Пермь» (Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50, оф. 141, ИНН 5905007234, ОГРН 1025900526420) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ.
2. Назначить ООО «Ностальжи-Пермь» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Постановление объявлено 02 ноября 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161.11602010010000140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
В тридцатидневный срок ООО «Ностальжи-Пермь» обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

«Ностальжи - Пермь»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, выразившегося в сообщении в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; . ООО «Ностальжи - Пермь» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

[format] => full_html [safe_value] =>

«Ностальжи - Пермь»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ, выразившегося в сообщении в эфир произведений без надлежащего разрешения авторов/иных правообладателей, т.е. по введению в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; . ООО «Ностальжи - Пермь» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 1 [name] => недобросовестная конкуренция [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-04 15:04:41 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-04 15:04:41 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320852183 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )