Решение по делу №371-10-А в отношении в отношении ООО «Домоуправление № 6»

Дата публикации: 11 октября 2010, 21:15

версия для печати

предписание

 РЕШЕНИЕ по делу № 371-10-А

г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, рассмотрев дело № 371-10-А по признакам нарушения ООО «Домоуправление № 6» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Заседания Комиссии состоялись:
26 июля 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>, представителя ООО «Домоуправление № 6» - <…>;
в присутствии директора ООО «Управляющая компания «Кунгур - Центр» (далее по тексту – ООО «УК «Кунгур – Центр») - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;
30 августа 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>, представителя ООО «Домоуправление № 6» - <…>;
в присутствии директора ООО «УК «Кунгур - Центр» - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;
22 сентября 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>;
в присутствии представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;

У С Т А Н О В И Л А:

В Пермское УФАС России поступило заявление ООО «УК «Кунгур - Центр» (вх. № 5833-10 от 13.05.2010 г.) о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Домоуправление № 6».
Суть заявления.
В течение 2008 – 2009 годов ООО «УК «Кунгур - Центр» заключило договоры управления многоквартирными домами г. Кунгур Пермского края, в том числе по адресам: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53. За период управления соглашений о расторжении договоров с собственниками жилых помещений заключено не было.
В ноябре – декабре 2009 г. от жителей указанных домов поступили уведомления о расторжении договоров управления на основании избрания другой управляющей организации – ООО «Домоуправление № 6».
Заявитель указывает, что в начале 2010 г. в жилых домах, находящихся в управлении ООО «УК «Кунгур - Центр», появились объявления, в том числе содержащие не соответствующие действительности сведения о передаче указанных домов в управление ООО «Домоуправление № 6». Кроме того, ООО «Домоуправление № 6» стало осуществлять расчет платы за коммунальные услуги в отношении домов, управляемых ООО «УК «Кунгур - Центр», не имея на то правовых оснований.
ООО «УК «Кунгур - Центр» считает, что подобные действия со стороны ООО «Домоуправление № 6» содержат признаки недобросовестной конкуренции, т.к.: 1) подобная информация порочит деловую репутацию ООО «УК «Кунгур - Центр», поскольку является документально не подтвержденной, т.е. ложной; 2) указанная информация направлена клиентам ООО «УК «Кунгур - Центр», что может оказать негативное влияние на дальнейшие взаимоотношения и повлечь убытки, в том числе в виде упущенной выгоды.
ООО «Домоуправление № 6» представило письменные объяснения относительно оснований возбуждения дела № 371-10-А о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которым в октябре – декабре 2009 г. собственниками в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53, проведены собрания, на которых помимо других поставлен вопрос о смене управляющей компании с ООО «УК «Кунгур - Центр» на ООО «Домоуправление № 6». По результатам проведенных собраний с собственниками жилых помещений указанных домов заключены договоры управления.
Впоследствии в ООО «УК «Кунгур - Центр» были направлены уведомления о передаче технической и иной документации на жилые дома в связи со сменой управляющей компании.
Однако ООО «УК «Кунгур – Центр» по требованию ООО «Домоуправление № 6» техническую и иную документацию на дома не передало, сообщив, что, поскольку надлежащего расторжения договора управления с ООО «УК «Кунгур – Центр» не было, ООО «Домоуправление № 6» не вправе приступать к управлению домами.
Представитель ООО «Домоуправление № 6» считает, что Обществом были соблюдены все требования действующего законодательства, регулирующего порядок смены управляющей компании собственниками многоквартирного дома, поэтому ООО «Домоуправление № 6» законно приступило к управлению вышеназванными домами.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства – ООО «Домоуправление № 6», Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия 59 № 003397356 ООО «Управляющая компания «Кунгур - Центр» было зарегистрировано 27 марта 2006 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1065917007936. ООО «УК «Кунгур - Центр» осуществляет в качестве основного вида деятельности управление эксплуатацией жилого фонда.
03.02.2007 г. собственниками помещений в многоквартирном доме № 61 б по ул. Свободы г. Кунгур Пермского края было проведено собрание, на повестку которого в том числе поставлены вопросы о выборе способа управления многоквартирным домом и утверждении ООО «УК «Кунгур – Центр» в качестве управляющей компании. Аналогичные собрания были проведены по адресам: г. Кунгур, ул. Голованова, 38 – 30 марта 2007 г., ул. Гребнева, 45 – 16 апреля 2007 г, ул. Свободы, 53 – 30 апреля 2007 г., ул. Степана Разина, 56 – 07 мая 2007 г, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5 – 10 мая 2007 г.
По результатам принятых собственниками решений ООО «УК «Кунгур – Центр» были заключены договоры на управление долей в общем имуществе многоквартирного дома.
ООО «Домоуправление № 6» зарегистрировано 05 июня 2007 г. (свидетельство о регистрации серия 59 № 003316895). Основным видом деятельности ООО «Домоуправление № 6» (согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю) является управление эксплуатацией жилого фонда.
В ноябре – декабре 2009 г. в адрес ООО «Кунгур – Центр» стали поступать уведомления от представителей собственников указанных выше домов о прекращении договоров управления в связи с выбором другой управляющей компании без каких-либо ссылок на допущенные прежней управляющей компанией нарушения договора управления и передаче технической документации на дома.
В начале 2010 г. в жилых домах по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 появились объявления о том, что технический ремонт и обслуживание домов стало производить ООО «Домоуправление № 6», в планах которого снижение размера квартплаты до 30 %. Кроме того, ООО «Домоуправление № 6» указало на необходимость оплаты коммунальных услуг по квитанциям, выставленным ООО «Домоуправление № 6», а квитанции других организаций к оплате не принимать.
В связи с этим сборы ООО «УК «Кунгур – Центр» по поставленным коммунальным услугам уменьшились, а задолженность перед ресурсоснабжающими организациями увеличилась.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. В компетенцию общего собрания собственников помещений входит, в том числе, решение вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Воспользовавшись данным правом собственниками домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 проведены общие собрания. На повестку дня поставлены следующие вопросы:
- об утверждении состава счетной комиссии общего собрания;
- о выборе способа управления многоквартирным домом;
- о выборе управляющей компании;
- об утверждении основных условий договора управления многоквартирным домом;
- о заключении (подписании) договора управления многоквартирным домом;
- о выборе уполномоченного лица на совершение действий, связанных с выполнением решения настоящего собрания;
- об утверждении места хранения протоколов и решений собственников, а также лица, ответственного за хранение.
На собраниях собственников указанных выше домов приняты решения о выборе в качестве управляющей компании ООО «Домоуправление № 6» без изменения способа управления общим имуществом.
На основании принятых собственниками решений ООО «Домоуправление № 6» стало заключать договоры управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений, начало действия которых определено с 01.01.2010 г.
Как пояснил директор ООО «Домоуправление № 6» <…> с февраля 2010 г. собственникам вышеназванных домов стали поступать квитанции на оплату предоставляемых услуг, в том числе коммунальных (копии квитанций, в том числе с приложением документов об оплате имеются в материалах дела). При этом договоры с ресурсоснабжающими организациями на отпуск воды, электроэнергии, вывоз мусора у ООО «Домоуправление № 6» не заключены, а денежные средства, поступающие от собственников, зачислялись и зачисляются по настоящее время на счет ООО «Домоуправление № 6», открытый в Кунгурском ОСБ № 1638 Сбербанка России ОАО.
Однако техническая и иная документация со стороны ООО «УК «Кунгур – Центр» передана не была, поэтому ООО «Домоуправление № 6» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковыми заявлениями в отношении ООО «УК «Кунгур – Центр» о передаче документации.
По результатам рассмотрения исковых заявлений судом приняты решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Домоуправление № 6» в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом согласно пункту 8.2 указанной статьи возможен в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора.
ООО «Домоуправление № 6» не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ООО «УК «Кунгур – Центр» условий договоров управлений жилыми домами. Из решений Общих собраний также не следует, что выбор иной управляющей компании связан с неисполнением ООО «УК «Кунгур – Центр» условий договора.
Следовательно, договоры, заключенные между ООО «Домоуправление № 6» и собственниками жилых помещений многоквартирных домов по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 не имеют юридической силы.
В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно п. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
В соответствии с п. 8 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По требованию одной из сторон договор в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
В соответствии с п. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Пунктами 8.1, 8.2 ст. 162 ЖК РФ установлены особенности расторжения договора управления многоквартирным домом, а именно, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Таким образом, толкование приведенных норм ст. 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом при сохранении ранее выбранного способа управления может быть расторгнут в случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязательств по договору либо по истечении срока действия договора.
В целях рассмотрения дела № 371-10-А Пермским УФАС России был сделан запрос в государственную инспекцию вневедомственного контроля Пермского края (далее по тексту – Инспекция) (исх. № 6716-10 от 04.08.2010 г.) с просьбой предоставить информацию о поступавших от жителей г. Кунгур Пермского края жалобах на ненадлежащее исполнение ООО «УК «Кунгур – Центр» обязательств по договорам управления.
В ответ на запрос (исх. № СЭД-45-02-5-130 от 18.08.2010 г., вх. № 10487-10 от 20.08.2010 г.) Инспекция сообщила, что в 2010 г. поступило 1 обращение жителей дома № 21 ул. Попкова г. Кунгур, в связи с чем Инспекцией проведена проверка и выявлено разрушение козырьков на двух подъездах указанного дома. По результатам проверки ООО «УК «Кунгур – Центр» выдано предписание об устранении нарушений. Как пояснила представитель ООО «УК «Кунгур – Центр» на заседании Комиссии, состоявшемся 22 сентября 2010 г., дом № 21 по ул. Попкова г. Кунгур не является спорным, а предписание Инспекции исполнено в полном объеме.
Таким образом, документов, свидетельствующих о наличии жалоб на ненадлежащее исполнение ООО «УК «Кунгур – Центр» со стороны жителей домов по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 ни ООО «Домоуправление № 6», ни ООО «УК «Кунгур – Центр» не представили.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
ООО «Домоуправление № 6» - юридическое лицо, коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (о чем свидетельствует организационно-правовая форма – ООО) (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, ООО «Домоуправление № 6» подпадает под определение хозяйствующего субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф «О защите конкуренции».
И заявитель, и ответчик осуществляют однородные виды деятельности на товарном рынке – управление эксплуатацией жилого фонда на территории г. Кунгур Пермского края, следовательно, являются конкурентами.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Осуществление ООО «Домоуправление № 6» деятельности по увеличению числа обслуживаемых домов без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций, взимание оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, что привело к снижению объемов получаемых платежей ООО «УК «Кунгур – Центр» и увеличению задолженности за поставленные услуги (что подтверждается ответами на запросы, направленные в адреса поставщиков ресурсов), является недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Материалы дела содержат копии объявлений, размещенных на жилых домах по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 и содержащие сведения, не соответствующие действительности, а именно сведения о законности выбора ООО «Домоуправление № 6» в качестве управляющей организации.
Таким образом, указанные действия ООО «Домоуправление № 6» соответствуют условиям, необходимым для квалификации всех действий в качестве недобросовестной конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия ООО «Домоуправление № 6» по управлению жилыми домами, расположенными по адресам: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций и взиманию оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями актом недобросовестной конкуренции, запрещенным ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Домоуправление № 6» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 371-10-А

04 октября 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04.10.2010 г. по делу № 371-10-А о нарушении ООО «Домоуправление № 6» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Домоуправление № 6» не допускать нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить управление домами, расположенными по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 25 октября 2010 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

stdClass Object ( [vid] => 10037 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №371-10-А в отношении в отношении ООО «Домоуправление № 6» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10037 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320852183 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

версия для печати

предписание

 РЕШЕНИЕ по делу № 371-10-А

г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, рассмотрев дело № 371-10-А по признакам нарушения ООО «Домоуправление № 6» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Заседания Комиссии состоялись:
26 июля 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>, представителя ООО «Домоуправление № 6» - <…>;
в присутствии директора ООО «Управляющая компания «Кунгур - Центр» (далее по тексту – ООО «УК «Кунгур – Центр») - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;
30 августа 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>, представителя ООО «Домоуправление № 6» - <…>;
в присутствии директора ООО «УК «Кунгур - Центр» - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;
22 сентября 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>;
в присутствии представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;

У С Т А Н О В И Л А:

В Пермское УФАС России поступило заявление ООО «УК «Кунгур - Центр» (вх. № 5833-10 от 13.05.2010 г.) о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Домоуправление № 6».
Суть заявления.
В течение 2008 – 2009 годов ООО «УК «Кунгур - Центр» заключило договоры управления многоквартирными домами г. Кунгур Пермского края, в том числе по адресам: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53. За период управления соглашений о расторжении договоров с собственниками жилых помещений заключено не было.
В ноябре – декабре 2009 г. от жителей указанных домов поступили уведомления о расторжении договоров управления на основании избрания другой управляющей организации – ООО «Домоуправление № 6».
Заявитель указывает, что в начале 2010 г. в жилых домах, находящихся в управлении ООО «УК «Кунгур - Центр», появились объявления, в том числе содержащие не соответствующие действительности сведения о передаче указанных домов в управление ООО «Домоуправление № 6». Кроме того, ООО «Домоуправление № 6» стало осуществлять расчет платы за коммунальные услуги в отношении домов, управляемых ООО «УК «Кунгур - Центр», не имея на то правовых оснований.
ООО «УК «Кунгур - Центр» считает, что подобные действия со стороны ООО «Домоуправление № 6» содержат признаки недобросовестной конкуренции, т.к.: 1) подобная информация порочит деловую репутацию ООО «УК «Кунгур - Центр», поскольку является документально не подтвержденной, т.е. ложной; 2) указанная информация направлена клиентам ООО «УК «Кунгур - Центр», что может оказать негативное влияние на дальнейшие взаимоотношения и повлечь убытки, в том числе в виде упущенной выгоды.
ООО «Домоуправление № 6» представило письменные объяснения относительно оснований возбуждения дела № 371-10-А о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которым в октябре – декабре 2009 г. собственниками в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53, проведены собрания, на которых помимо других поставлен вопрос о смене управляющей компании с ООО «УК «Кунгур - Центр» на ООО «Домоуправление № 6». По результатам проведенных собраний с собственниками жилых помещений указанных домов заключены договоры управления.
Впоследствии в ООО «УК «Кунгур - Центр» были направлены уведомления о передаче технической и иной документации на жилые дома в связи со сменой управляющей компании.
Однако ООО «УК «Кунгур – Центр» по требованию ООО «Домоуправление № 6» техническую и иную документацию на дома не передало, сообщив, что, поскольку надлежащего расторжения договора управления с ООО «УК «Кунгур – Центр» не было, ООО «Домоуправление № 6» не вправе приступать к управлению домами.
Представитель ООО «Домоуправление № 6» считает, что Обществом были соблюдены все требования действующего законодательства, регулирующего порядок смены управляющей компании собственниками многоквартирного дома, поэтому ООО «Домоуправление № 6» законно приступило к управлению вышеназванными домами.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства – ООО «Домоуправление № 6», Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия 59 № 003397356 ООО «Управляющая компания «Кунгур - Центр» было зарегистрировано 27 марта 2006 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1065917007936. ООО «УК «Кунгур - Центр» осуществляет в качестве основного вида деятельности управление эксплуатацией жилого фонда.
03.02.2007 г. собственниками помещений в многоквартирном доме № 61 б по ул. Свободы г. Кунгур Пермского края было проведено собрание, на повестку которого в том числе поставлены вопросы о выборе способа управления многоквартирным домом и утверждении ООО «УК «Кунгур – Центр» в качестве управляющей компании. Аналогичные собрания были проведены по адресам: г. Кунгур, ул. Голованова, 38 – 30 марта 2007 г., ул. Гребнева, 45 – 16 апреля 2007 г, ул. Свободы, 53 – 30 апреля 2007 г., ул. Степана Разина, 56 – 07 мая 2007 г, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5 – 10 мая 2007 г.
По результатам принятых собственниками решений ООО «УК «Кунгур – Центр» были заключены договоры на управление долей в общем имуществе многоквартирного дома.
ООО «Домоуправление № 6» зарегистрировано 05 июня 2007 г. (свидетельство о регистрации серия 59 № 003316895). Основным видом деятельности ООО «Домоуправление № 6» (согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю) является управление эксплуатацией жилого фонда.
В ноябре – декабре 2009 г. в адрес ООО «Кунгур – Центр» стали поступать уведомления от представителей собственников указанных выше домов о прекращении договоров управления в связи с выбором другой управляющей компании без каких-либо ссылок на допущенные прежней управляющей компанией нарушения договора управления и передаче технической документации на дома.
В начале 2010 г. в жилых домах по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 появились объявления о том, что технический ремонт и обслуживание домов стало производить ООО «Домоуправление № 6», в планах которого снижение размера квартплаты до 30 %. Кроме того, ООО «Домоуправление № 6» указало на необходимость оплаты коммунальных услуг по квитанциям, выставленным ООО «Домоуправление № 6», а квитанции других организаций к оплате не принимать.
В связи с этим сборы ООО «УК «Кунгур – Центр» по поставленным коммунальным услугам уменьшились, а задолженность перед ресурсоснабжающими организациями увеличилась.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. В компетенцию общего собрания собственников помещений входит, в том числе, решение вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Воспользовавшись данным правом собственниками домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 проведены общие собрания. На повестку дня поставлены следующие вопросы:
- об утверждении состава счетной комиссии общего собрания;
- о выборе способа управления многоквартирным домом;
- о выборе управляющей компании;
- об утверждении основных условий договора управления многоквартирным домом;
- о заключении (подписании) договора управления многоквартирным домом;
- о выборе уполномоченного лица на совершение действий, связанных с выполнением решения настоящего собрания;
- об утверждении места хранения протоколов и решений собственников, а также лица, ответственного за хранение.
На собраниях собственников указанных выше домов приняты решения о выборе в качестве управляющей компании ООО «Домоуправление № 6» без изменения способа управления общим имуществом.
На основании принятых собственниками решений ООО «Домоуправление № 6» стало заключать договоры управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений, начало действия которых определено с 01.01.2010 г.
Как пояснил директор ООО «Домоуправление № 6» <…> с февраля 2010 г. собственникам вышеназванных домов стали поступать квитанции на оплату предоставляемых услуг, в том числе коммунальных (копии квитанций, в том числе с приложением документов об оплате имеются в материалах дела). При этом договоры с ресурсоснабжающими организациями на отпуск воды, электроэнергии, вывоз мусора у ООО «Домоуправление № 6» не заключены, а денежные средства, поступающие от собственников, зачислялись и зачисляются по настоящее время на счет ООО «Домоуправление № 6», открытый в Кунгурском ОСБ № 1638 Сбербанка России ОАО.
Однако техническая и иная документация со стороны ООО «УК «Кунгур – Центр» передана не была, поэтому ООО «Домоуправление № 6» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковыми заявлениями в отношении ООО «УК «Кунгур – Центр» о передаче документации.
По результатам рассмотрения исковых заявлений судом приняты решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Домоуправление № 6» в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом согласно пункту 8.2 указанной статьи возможен в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора.
ООО «Домоуправление № 6» не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ООО «УК «Кунгур – Центр» условий договоров управлений жилыми домами. Из решений Общих собраний также не следует, что выбор иной управляющей компании связан с неисполнением ООО «УК «Кунгур – Центр» условий договора.
Следовательно, договоры, заключенные между ООО «Домоуправление № 6» и собственниками жилых помещений многоквартирных домов по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 не имеют юридической силы.
В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно п. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
В соответствии с п. 8 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По требованию одной из сторон договор в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
В соответствии с п. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Пунктами 8.1, 8.2 ст. 162 ЖК РФ установлены особенности расторжения договора управления многоквартирным домом, а именно, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Таким образом, толкование приведенных норм ст. 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом при сохранении ранее выбранного способа управления может быть расторгнут в случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязательств по договору либо по истечении срока действия договора.
В целях рассмотрения дела № 371-10-А Пермским УФАС России был сделан запрос в государственную инспекцию вневедомственного контроля Пермского края (далее по тексту – Инспекция) (исх. № 6716-10 от 04.08.2010 г.) с просьбой предоставить информацию о поступавших от жителей г. Кунгур Пермского края жалобах на ненадлежащее исполнение ООО «УК «Кунгур – Центр» обязательств по договорам управления.
В ответ на запрос (исх. № СЭД-45-02-5-130 от 18.08.2010 г., вх. № 10487-10 от 20.08.2010 г.) Инспекция сообщила, что в 2010 г. поступило 1 обращение жителей дома № 21 ул. Попкова г. Кунгур, в связи с чем Инспекцией проведена проверка и выявлено разрушение козырьков на двух подъездах указанного дома. По результатам проверки ООО «УК «Кунгур – Центр» выдано предписание об устранении нарушений. Как пояснила представитель ООО «УК «Кунгур – Центр» на заседании Комиссии, состоявшемся 22 сентября 2010 г., дом № 21 по ул. Попкова г. Кунгур не является спорным, а предписание Инспекции исполнено в полном объеме.
Таким образом, документов, свидетельствующих о наличии жалоб на ненадлежащее исполнение ООО «УК «Кунгур – Центр» со стороны жителей домов по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 ни ООО «Домоуправление № 6», ни ООО «УК «Кунгур – Центр» не представили.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
ООО «Домоуправление № 6» - юридическое лицо, коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (о чем свидетельствует организационно-правовая форма – ООО) (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, ООО «Домоуправление № 6» подпадает под определение хозяйствующего субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф «О защите конкуренции».
И заявитель, и ответчик осуществляют однородные виды деятельности на товарном рынке – управление эксплуатацией жилого фонда на территории г. Кунгур Пермского края, следовательно, являются конкурентами.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Осуществление ООО «Домоуправление № 6» деятельности по увеличению числа обслуживаемых домов без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций, взимание оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, что привело к снижению объемов получаемых платежей ООО «УК «Кунгур – Центр» и увеличению задолженности за поставленные услуги (что подтверждается ответами на запросы, направленные в адреса поставщиков ресурсов), является недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Материалы дела содержат копии объявлений, размещенных на жилых домах по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 и содержащие сведения, не соответствующие действительности, а именно сведения о законности выбора ООО «Домоуправление № 6» в качестве управляющей организации.
Таким образом, указанные действия ООО «Домоуправление № 6» соответствуют условиям, необходимым для квалификации всех действий в качестве недобросовестной конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия ООО «Домоуправление № 6» по управлению жилыми домами, расположенными по адресам: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций и взиманию оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями актом недобросовестной конкуренции, запрещенным ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Домоуправление № 6» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 371-10-А

04 октября 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04.10.2010 г. по делу № 371-10-А о нарушении ООО «Домоуправление № 6» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Домоуправление № 6» не допускать нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить управление домами, расположенными по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 25 октября 2010 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

версия для печати

предписание

 РЕШЕНИЕ по делу № 371-10-А

г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, рассмотрев дело № 371-10-А по признакам нарушения ООО «Домоуправление № 6» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Заседания Комиссии состоялись:
26 июля 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>, представителя ООО «Домоуправление № 6» - <…>;
в присутствии директора ООО «Управляющая компания «Кунгур - Центр» (далее по тексту – ООО «УК «Кунгур – Центр») - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;
30 августа 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>, представителя ООО «Домоуправление № 6» - <…>;
в присутствии директора ООО «УК «Кунгур - Центр» - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;
22 сентября 2010 г.:
в присутствии директора ООО «Домоуправление № 6» – <…>;
в присутствии представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>, представителя ООО «УК «Кунгур – Центр» - <…>;

У С Т А Н О В И Л А:

В Пермское УФАС России поступило заявление ООО «УК «Кунгур - Центр» (вх. № 5833-10 от 13.05.2010 г.) о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Домоуправление № 6».
Суть заявления.
В течение 2008 – 2009 годов ООО «УК «Кунгур - Центр» заключило договоры управления многоквартирными домами г. Кунгур Пермского края, в том числе по адресам: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53. За период управления соглашений о расторжении договоров с собственниками жилых помещений заключено не было.
В ноябре – декабре 2009 г. от жителей указанных домов поступили уведомления о расторжении договоров управления на основании избрания другой управляющей организации – ООО «Домоуправление № 6».
Заявитель указывает, что в начале 2010 г. в жилых домах, находящихся в управлении ООО «УК «Кунгур - Центр», появились объявления, в том числе содержащие не соответствующие действительности сведения о передаче указанных домов в управление ООО «Домоуправление № 6». Кроме того, ООО «Домоуправление № 6» стало осуществлять расчет платы за коммунальные услуги в отношении домов, управляемых ООО «УК «Кунгур - Центр», не имея на то правовых оснований.
ООО «УК «Кунгур - Центр» считает, что подобные действия со стороны ООО «Домоуправление № 6» содержат признаки недобросовестной конкуренции, т.к.: 1) подобная информация порочит деловую репутацию ООО «УК «Кунгур - Центр», поскольку является документально не подтвержденной, т.е. ложной; 2) указанная информация направлена клиентам ООО «УК «Кунгур - Центр», что может оказать негативное влияние на дальнейшие взаимоотношения и повлечь убытки, в том числе в виде упущенной выгоды.
ООО «Домоуправление № 6» представило письменные объяснения относительно оснований возбуждения дела № 371-10-А о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которым в октябре – декабре 2009 г. собственниками в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53, проведены собрания, на которых помимо других поставлен вопрос о смене управляющей компании с ООО «УК «Кунгур - Центр» на ООО «Домоуправление № 6». По результатам проведенных собраний с собственниками жилых помещений указанных домов заключены договоры управления.
Впоследствии в ООО «УК «Кунгур - Центр» были направлены уведомления о передаче технической и иной документации на жилые дома в связи со сменой управляющей компании.
Однако ООО «УК «Кунгур – Центр» по требованию ООО «Домоуправление № 6» техническую и иную документацию на дома не передало, сообщив, что, поскольку надлежащего расторжения договора управления с ООО «УК «Кунгур – Центр» не было, ООО «Домоуправление № 6» не вправе приступать к управлению домами.
Представитель ООО «Домоуправление № 6» считает, что Обществом были соблюдены все требования действующего законодательства, регулирующего порядок смены управляющей компании собственниками многоквартирного дома, поэтому ООО «Домоуправление № 6» законно приступило к управлению вышеназванными домами.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства – ООО «Домоуправление № 6», Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия 59 № 003397356 ООО «Управляющая компания «Кунгур - Центр» было зарегистрировано 27 марта 2006 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1065917007936. ООО «УК «Кунгур - Центр» осуществляет в качестве основного вида деятельности управление эксплуатацией жилого фонда.
03.02.2007 г. собственниками помещений в многоквартирном доме № 61 б по ул. Свободы г. Кунгур Пермского края было проведено собрание, на повестку которого в том числе поставлены вопросы о выборе способа управления многоквартирным домом и утверждении ООО «УК «Кунгур – Центр» в качестве управляющей компании. Аналогичные собрания были проведены по адресам: г. Кунгур, ул. Голованова, 38 – 30 марта 2007 г., ул. Гребнева, 45 – 16 апреля 2007 г, ул. Свободы, 53 – 30 апреля 2007 г., ул. Степана Разина, 56 – 07 мая 2007 г, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5 – 10 мая 2007 г.
По результатам принятых собственниками решений ООО «УК «Кунгур – Центр» были заключены договоры на управление долей в общем имуществе многоквартирного дома.
ООО «Домоуправление № 6» зарегистрировано 05 июня 2007 г. (свидетельство о регистрации серия 59 № 003316895). Основным видом деятельности ООО «Домоуправление № 6» (согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю) является управление эксплуатацией жилого фонда.
В ноябре – декабре 2009 г. в адрес ООО «Кунгур – Центр» стали поступать уведомления от представителей собственников указанных выше домов о прекращении договоров управления в связи с выбором другой управляющей компании без каких-либо ссылок на допущенные прежней управляющей компанией нарушения договора управления и передаче технической документации на дома.
В начале 2010 г. в жилых домах по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 появились объявления о том, что технический ремонт и обслуживание домов стало производить ООО «Домоуправление № 6», в планах которого снижение размера квартплаты до 30 %. Кроме того, ООО «Домоуправление № 6» указало на необходимость оплаты коммунальных услуг по квитанциям, выставленным ООО «Домоуправление № 6», а квитанции других организаций к оплате не принимать.
В связи с этим сборы ООО «УК «Кунгур – Центр» по поставленным коммунальным услугам уменьшились, а задолженность перед ресурсоснабжающими организациями увеличилась.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. В компетенцию общего собрания собственников помещений входит, в том числе, решение вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Воспользовавшись данным правом собственниками домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 проведены общие собрания. На повестку дня поставлены следующие вопросы:
- об утверждении состава счетной комиссии общего собрания;
- о выборе способа управления многоквартирным домом;
- о выборе управляющей компании;
- об утверждении основных условий договора управления многоквартирным домом;
- о заключении (подписании) договора управления многоквартирным домом;
- о выборе уполномоченного лица на совершение действий, связанных с выполнением решения настоящего собрания;
- об утверждении места хранения протоколов и решений собственников, а также лица, ответственного за хранение.
На собраниях собственников указанных выше домов приняты решения о выборе в качестве управляющей компании ООО «Домоуправление № 6» без изменения способа управления общим имуществом.
На основании принятых собственниками решений ООО «Домоуправление № 6» стало заключать договоры управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений, начало действия которых определено с 01.01.2010 г.
Как пояснил директор ООО «Домоуправление № 6» <…> с февраля 2010 г. собственникам вышеназванных домов стали поступать квитанции на оплату предоставляемых услуг, в том числе коммунальных (копии квитанций, в том числе с приложением документов об оплате имеются в материалах дела). При этом договоры с ресурсоснабжающими организациями на отпуск воды, электроэнергии, вывоз мусора у ООО «Домоуправление № 6» не заключены, а денежные средства, поступающие от собственников, зачислялись и зачисляются по настоящее время на счет ООО «Домоуправление № 6», открытый в Кунгурском ОСБ № 1638 Сбербанка России ОАО.
Однако техническая и иная документация со стороны ООО «УК «Кунгур – Центр» передана не была, поэтому ООО «Домоуправление № 6» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковыми заявлениями в отношении ООО «УК «Кунгур – Центр» о передаче документации.
По результатам рассмотрения исковых заявлений судом приняты решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Домоуправление № 6» в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом согласно пункту 8.2 указанной статьи возможен в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора.
ООО «Домоуправление № 6» не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ООО «УК «Кунгур – Центр» условий договоров управлений жилыми домами. Из решений Общих собраний также не следует, что выбор иной управляющей компании связан с неисполнением ООО «УК «Кунгур – Центр» условий договора.
Следовательно, договоры, заключенные между ООО «Домоуправление № 6» и собственниками жилых помещений многоквартирных домов по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 не имеют юридической силы.
В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно п. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
В соответствии с п. 8 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По требованию одной из сторон договор в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
В соответствии с п. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Пунктами 8.1, 8.2 ст. 162 ЖК РФ установлены особенности расторжения договора управления многоквартирным домом, а именно, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Таким образом, толкование приведенных норм ст. 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом при сохранении ранее выбранного способа управления может быть расторгнут в случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязательств по договору либо по истечении срока действия договора.
В целях рассмотрения дела № 371-10-А Пермским УФАС России был сделан запрос в государственную инспекцию вневедомственного контроля Пермского края (далее по тексту – Инспекция) (исх. № 6716-10 от 04.08.2010 г.) с просьбой предоставить информацию о поступавших от жителей г. Кунгур Пермского края жалобах на ненадлежащее исполнение ООО «УК «Кунгур – Центр» обязательств по договорам управления.
В ответ на запрос (исх. № СЭД-45-02-5-130 от 18.08.2010 г., вх. № 10487-10 от 20.08.2010 г.) Инспекция сообщила, что в 2010 г. поступило 1 обращение жителей дома № 21 ул. Попкова г. Кунгур, в связи с чем Инспекцией проведена проверка и выявлено разрушение козырьков на двух подъездах указанного дома. По результатам проверки ООО «УК «Кунгур – Центр» выдано предписание об устранении нарушений. Как пояснила представитель ООО «УК «Кунгур – Центр» на заседании Комиссии, состоявшемся 22 сентября 2010 г., дом № 21 по ул. Попкова г. Кунгур не является спорным, а предписание Инспекции исполнено в полном объеме.
Таким образом, документов, свидетельствующих о наличии жалоб на ненадлежащее исполнение ООО «УК «Кунгур – Центр» со стороны жителей домов по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 ни ООО «Домоуправление № 6», ни ООО «УК «Кунгур – Центр» не представили.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
ООО «Домоуправление № 6» - юридическое лицо, коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (о чем свидетельствует организационно-правовая форма – ООО) (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, ООО «Домоуправление № 6» подпадает под определение хозяйствующего субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф «О защите конкуренции».
И заявитель, и ответчик осуществляют однородные виды деятельности на товарном рынке – управление эксплуатацией жилого фонда на территории г. Кунгур Пермского края, следовательно, являются конкурентами.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией.
Осуществление ООО «Домоуправление № 6» деятельности по увеличению числа обслуживаемых домов без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций, взимание оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, что привело к снижению объемов получаемых платежей ООО «УК «Кунгур – Центр» и увеличению задолженности за поставленные услуги (что подтверждается ответами на запросы, направленные в адреса поставщиков ресурсов), является недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Материалы дела содержат копии объявлений, размещенных на жилых домах по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 и содержащие сведения, не соответствующие действительности, а именно сведения о законности выбора ООО «Домоуправление № 6» в качестве управляющей организации.
Таким образом, указанные действия ООО «Домоуправление № 6» соответствуют условиям, необходимым для квалификации всех действий в качестве недобросовестной конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия ООО «Домоуправление № 6» по управлению жилыми домами, расположенными по адресам: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53 без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций и взиманию оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями актом недобросовестной конкуренции, запрещенным ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Домоуправление № 6» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 371-10-А

04 октября 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04.10.2010 г. по делу № 371-10-А о нарушении ООО «Домоуправление № 6» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Домоуправление № 6» не допускать нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить управление домами, расположенными по адресам: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 56, ул. Голованова, 38, ул. Свободы, 61Б, ул. Гребнева, 45, ул. Нефтяников, 3, ул. Нефтяников, 5, ул. Свободы, 53.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 25 октября 2010 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

04.10.2010. Комиссией Пермского УФАС России рассмотрено дело № 371-10-А, возбужденное в отношении в отношении ООО «Домоуправление № 6» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения принято решение признать действия ООО «Домоуправление № 6» по управлению жилыми домами без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций и взиманию оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями актом недобросовестной конкуренции, запрещенным ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

04.10.2010. Комиссией Пермского УФАС России рассмотрено дело № 371-10-А, возбужденное в отношении в отношении ООО «Домоуправление № 6» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения принято решение признать действия ООО «Домоуправление № 6» по управлению жилыми домами без соблюдения установленного действующим законодательством порядка смены управляющих организаций и взиманию оплаты за предоставляемые услуги в отсутствие заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями актом недобросовестной конкуренции, запрещенным ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 1 [name] => недобросовестная конкуренция [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-11 15:15:28 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-11 15:15:28 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320852183 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )