Зачем нужен отказ от «единого котла»?

С 1 января 2010 года в силу вступит новая схема организации теплоснабжения Перми. Действующая сейчас модель представляет собой наличие единой теплосбытовой организации в лице ООО «Пермская сетевая компания» (ПСК), которая закупает теплоэнергию у ее производителей (в Перми более 40 теплоснабжающих организаций) по индивидуальным тарифам, установленным для них Региональной энергетической комиссией (РЭК), и по усредненному тарифу продает теплоэнергию населению через управляющие компании.

Одной из причин пересмотра схемы теплоснабжения является решение, вынесенное управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ФАС) в результате рассмотрения жалоб жителей домов центральных районов города. Они не согласны с тем, что отпускная цена котельных, с которых они получают тепло, составляет 509 руб. за 1 Гкал, а средний тариф по городу, по которому платят все население,— 742 руб. Комиссия ФАС решила, что одни жители не должны платить за других.

Также усложняло схему наличие посредников в расчетной системе — население платит управляющим компаниям, которые, в свою очередь, обязаны перечислять деньги ПСК, а та оплачивает поставку тепла его производителям.

Другая причина пересмотра тарифов заключается в том, что в 2009 году сложилась ситуация, когда деньги перестали поступать теплогенерирующим компаниям в полном объеме. В результате теплопроизводители не смогли своевременно рассчитываться за газ, поэтому ранней весной возникла опасность, что часть жилых домов останется без тепла и горячей воды. Законодательно запрещено отключать тепло, а вот отключать котельные от газа в случае несвоевременной оплаты его потребления разрешено.

Таким образом, чтобы выполнить решение ФАС и избежать перебоев с газоснабжением, было принято решение отказаться от схемы единого теплоснабжения. Из нее выйдут все котельные ООО «Пермгазэнергосервис», Свердловской железной дороги, ОАО «Пермский завод силикатных панелей», ОАО НПО «Искра», ТЭЦ-13 и ТЭЦ-14 (принадлежат ОАО ТГК-9).

В то же время в центральных районах Перми принцип «единого котла» планируется сохранить. Тогда ПСК для этой территории будет по-прежнему выполнять функции единой сбытовой организации. Это обусловлено единой гидравлической системой, в которой задействованы котельные ЗАО «Пермская теплоэнергетическая компания», ООО «Тепло-М», ТЭЦ-6 и ТЭЦ-9 (входят в ОАО ТГК-9), «Велта».

Решение о внедрении новой модели теплоснабжения поддержано главой Перми Игорем Шубиным.

Так как новая схема теплоснабжения предполагает установку разных тарифов, стоимость теплоэнергии для жителей отдаленных частей города (около 50 тыс. человек) окажется выше по сравнению с существующим средним тарифом.

Сейчас рассматривается возможность оставить перекрестное субсидирование между центральными районами города, где ожидается самая низкая цена за тепло, и городскими окраинами. В этом случае тариф котельных, которые вырабатывают самое дешевое тепло, вырастет незначительно, а на периферии население будет платить по цене выше среднего тарифа, умноженного на индекс. Теперь необходимо согласовать этот вариант с ФАС, чтобы избежать претензий со стороны ведомства в будущем. Утверждение тарифов в РЭК и заключение новых договоров с потребителями продлится до конца года.

Кроме того, администрация Перми запланировала пересмотреть нормативы на потребление теплоэнергии. В Перми в настоящее время действует усредненный норматив потребления тепла. Тем не менее еще в 2006 году было издано постановление Правительства РФ №306, в котором сказано, что в разных типах домов следует применять разный норматив.

В Перми несколько типов домов, поэтому планируется, что с 2010 года будут применяться разные нормативы. Для жилых домов ниже пяти этажей норма потребления тепла на 1 кв. м вырастет ориентировочно в полтора раза.

Повышение нормативов будет обсуждаться на заседании Пермской городской думы в октябре. Вопрос считаю непростым. Но рост нормативов необходим и экономически оправдан: если в доме не установлен прибор учета, то жители платят по нормативу. Происходит дисбаланс. Сколько бы тепла они ни потребили, они все равно платят строго по нормативу. В этом случае иногда ресурсоснабжающая организация предъявляет управляющим компаниям и жилищным службам счета на сумму выше, чем управляющие компании предъявляют жителям. Также эта мера направлена на стимулирование установки счетчиков.

В конечном итоге, новая схема позволит выстроить более прозрачные отношения между потребителями и производителями тепла. Каждый из участников рынка будет получать деньги только за то, что он производит, что в целом повысит устойчивость системы теплоснабжения города.