С высокой концентрацией

Галина Степанова, заместитель руководителя УФАС по Пермскому Краю, куратор отдела контроля финансовых рынков – о конкурентной ситуации на финансовых рынках, дисциплинированности пермских банков и прогнозе по развитию отрасли до конца года.

Галина Иванова, в Прикамье проведен  сводный мониторинг финансовых рынков. Какова была его цель?
– Пермское УФАС провело анализ состояния конкурентной среды по финансово-экономическим показателям, характеризующим экономическую концентрацию на рынках ценных бумаг, банковских
и лизинговых услуг, а также услуг негосударственных пенсионных фондов. Мониторинг проводился  в  территориальных  пределах Пермского края, анализировались данные 2008 года по состоянию на 1 января 2009 года.
Результаты комплексного исследования позволили определить доминирование отдельных  участников  соответствующих рынков. При поступлении жалоб от хозяйствующих  субъектов на  действия конкурентов мы в первую очередь обратимся к выводам, сделанным на основе мониторинга, и сможем определить,  к  каким  компаниям применимы требования о запрете злоупотребления монопольным положением.

Какова конкурентная ситуация в сегменте банковских услуг?
– Согласно нашим выводам, региональный рынок банковских услуг является высококонцентрированным и имеет неразвитую  конкуренцию.  Вход  новым участникам рынка ограничивают ряд  барьеров:  высокий  уровень начальных  капиталовложений при длительной окупаемости, ограниченность доступа к кредитным источникам, большая доля финансово-промышленных групп, за счет которых существуют неконкурентоспособные банки.
Кроме того, развитию конкуренции среди банков Прикамья препятствует интеграция ряда кредитных организаций в корпорации, что обеспечивает таким организациям  доступ к  совокупным инвестиционным, финансовым и  информационным  ресурсам. Помимо  прочего,  наблюдается дифференциация  банковского продукта,  которая  приводит  к формированию  устойчивых покупательских предпочтений. Как следствие,   новым  кредитным институтам клиенты не доверяют, потому что привыкли к компаниям, постоянно действующим на рынке.
Из административных барьеров развития банковского сегмента можно выделить наличие нормативов  (ограничения и правила,  устанавливаемые органами исполнительной власти и Центробанком), лицензирование, а также отсутствие  патентной  защиты банковских услуг.

Какие  еще  высококонцентрированные сегменты финансового рынка Пермского края можно назвать?
– Кроме банков в условиях «зачаточной» конкуренции работают рынки негосударственных пенсионных фондов и ценных бумаг. Сдерживающими факторами  для развития можно считать большой объем начальных инвестиций при долгосрочной окупаемости и ограничение по  спросу. Кроме того, компании  должны  приобретать лицензии на осуществление таких видов деятельности, что усложняет расширение пула игроков. Отмечу, что в Пермском крае дополнительное пенсионное обеспечение  востребовано  далеко не  всеми жителями. Поэтому предпосылок для развития негосударственного  пенсионного страхования в регионе пока недостаточно.
По фондовому рынку ситуация усугубляется несовершенством законодательной  базы. Вследствие этого использование ценных бумаг при взаиморасчетах компаний не получило широкого распространения – предпочтение по-прежнему отдается оплате наличными деньгами.

На рынке лизинговых услуг Пермского края наблюдается  умеренная концентрация участников. Какие особенности сегмента выявило УФАС?
– Действительно, лизинговые компании  региона  действуют в  условиях  умеренной концентрации  рынка. Однако  сегмент имеет обозначенную тенденцию к росту долей доминирующих организаций. На развитие отрасли во многом влияет низкая доходность, вызванная превышением темпов роста активов игроков над темпами роста их капитализации. На рынке наблюдается увеличение объема сделок, хотя спрос на такой вид услуг так же невелик, как и в прошлые годы. В рамках мониторинга некоторые компании не предоставили запрошенные нами данные о сделках 2008  года. В ряде случае возбуждены  дела  об  административной ответственности. Расследование показало, что часть игроков фактически не  занимаются лизингом. Безусловно, налицо влияние кризиса, негативные последствия которого снизили спрос на строительную технику –  главный предмет лизинговых поставок.

Назовите основных монополистов финансовых рынков Пермского края.
– Доминирующее положение на рынке банковских услуг Прикамья  занимает Западно-Уральский банк Сбербанка России  (ОАО)  с долей в общем объеме привлеченных  на  рынке  ресурсов  73,75 % и размещенных – 55,56 % денежных  средств  от  общего  объема. Монополистом среди негосударственных пенсионных фондов выступает  «ЛУКОЙЛ-Гарант» (55,13 % рынка), среди лизинговых компаний – Ростинвестлизинг» (30,63 %).
На рынке брокерских  услуг края превалирует  Пермская фондовая компания с  уровнем проникновения в 45,04 %. УК «Ермак» имеет наибольшую долю в секторе услуг по управлению ценными бумагами (66,89 %).

Как  будут использованы результаты мониторинга финансовых рынков?
– Главный результат анализа финансовых  рынков Пермского края – рекомендации региональному управлению ФАС для принятия мер по развитию конкуренции в анализируемых сегментах. Выводы нашей  работы  востребованы в  первую  очередь Федеральной антимонопольной службой. Игрокам же не выдано никаких предписаний,  так  как  само  по  себе монопольное положение на рынке не является нарушением.
Набор мер для  стимулирования конкуренции в сегментах стандартен: отслеживать динамику показателей концентрации, контролировать поведение монополистов, следить за процессами слияний, присоединений и приобретения контрольных/блокирующих пакетов акций или долей.

С  какой  частотой мониторинг будет проводиться в дальнейшем?
– Исследование конкурентной среды финансовых рынков Прикамья  проводится  ежегодно с 2005 года по заданию ФАС. В течение трех лет наблюдался тренд по  увеличению числа игроков, однако сейчас наметилось сокращение реально  действующих организаций.

Приведите примеры попыток приобретения акций (долей) в уставном капитале краевых или пермских компаний, пресеченных Пермским УФАС.
– Напомню, что Правительство РФ устанавливает минимальный размер  стоимости активов финансовых организаций. В  случае превышения этого показателя участники рынка обязаны согласовывать проводимые сделки.
Основную часть государственного контроля над экономической концентрацией осуществляет центральный аппарат антимонопольной службы, поскольку стоимость активов финансовых организаций очень  значительная.   Пермское УФАС в 2008 году провело надзор за пятью относительно  крупными сделками. В итоге не было выявлено нарушений. Однако  крайне редко бывает, чтобы антимонопольная служба наложила запрет на  подобную  операцию  –  для регионального  уровня подобные слияния скорее исключение, чем правило.

Насколько сильно повлиял кризис на процессы создания, реорганизации или ликвидации финансовых компаний  в Пермском крае? Выросло  ли число нарушений в сравнении с январем – сентябрем 2008 года?

– Предоставление  каждого вида финансовых услуг – деятельность ли это НПФ или брокеридж –  контролируется  отдельными надзорными  службами. УФАС же рассматривает рынок только  с
точки  зрения  уровня развитости конкуренции. Кроме того, сейчас в закон «О защите конкуренции»
внесены изменения, значительно увеличившие порог подконтрольности.  Фактически  мы  уходим от  надзора  за малым  и  средним бизнесом и сосредотачиваем свое внимание на крупных игроках.  Количество проводимых отделом проверок не выросло в связи с  кризисом:  две  в  квартал  –  это достаточный показатель. Из финансовых организаций в 2009 году надзорные мероприятия прошли в НО «НПФ «ТДК» и ЗАО ИК «Финансовый дом».
Важно  учитывать, что антимонопольная  служба  в основном работает по  заявлениям компаний, считающих, что конкуренты нарушают закон. Но финансовые организации обычно «жалуются» неактивно. Вероятно, еще не все осознают, что рычаги воздействия на монополистов есть и меры к ним активно применяются.

Насколько эффективно, по Вашему мнению, налажено взаимодействие финорганизаций и краевого управления ФАС?
– Контроль над финансовыми компаниями осуществляется при полном взаимодействии управления и участников рынка. Организации дорожат своей репутацией и лицензиями, поэтому сами устраняют  нарушения  еще  на  этапе антимонопольного расследования до возбуждения дел. Дисциплинированность прикамских банков и инвестиционных компаний по-могает нам организовать работу на высоком уровне.
Отмечу также, что  законодательная база постоянно совершенствуется, вследствие чего отчетность компаний  становится проще год от года. Например, раньше финансовые организации должны были  уведомлять нас почти обо всех сделках, в том числе  о  их расторжении. Это создавало огромный поток обращений, с которым специалистам  управления  было крайне сложно справляться. С изменением нормативно-правовой базы ситуация стала проще и для нас, и для участников рынков.

Каков Ваш прогноз по развитию финансового сектора до конца года?
– Что касается прогноза по состоянию дел на финансовых рынках, то мы ожидаем оживления в банковском сегменте. Вероятно, с  выравниваем  экономической ситуации работа кредитных организаций восстановится в прежних объемах. Со своей стороны Пермское УФАС готово в полной мере проводить государственную политику, направленную на поддержку в равной степени всех участников рынка такого вида услуг.

Вениамин Леновских