Антон Удальев. Власть на нас не давит

Андрей СТРЕЛЬНИКОВ

В этом году российскому антимонопольному законодательству исполняется 25 лет. Гостем нашей редакции стал и. о. руководителя Пермского УФАС Антон Удальев. Разговор получился откровенным. Антон Удальев говорил с журналистами не только как чиновник, но и как человек. Он рассказал о том, как оценивается работа антимонопольного ведомства и прокомментировал наиболее громкие дела последнего времени. Плюс ответил на личные вопросы. Предлагаем отчет с этой встречи.

 

— Антон Вадимович, до недавних пор Пермское УФАС было закрытым федеральным ведомством. Никаких публичных выступлений — чисто техническая служба, которая занимается юридическими моментами в области соблюдения антимонопольного законодательства. Сегодня у пермских антимонопольщиков своя пресс-служба, вы достаточно часто комментируете какие-то резонансные дела. Это тренд на публичность?

— На самом деле, это в первую очередь позиция центрального аппарата ФАС России. Федеральный тренд, который поддерживается территориальными управлениями. Для чего это делается? Для того, чтобы те, кто допускают нарушения антимонопольного законодательства, лишний раз подумали, как правильно действовать. Чтобы они понимали, что в случае каких-то нарушений информация об этом моментально будет доступна общественности.

— Некий воспитательный элемент?

— Совершенно верно. Бизнесмены дорожат своей репутацией, органы власти опасаются, когда конкретных руководителей могут выставить, скажем так, не в самом лучшем свете. Это никому не нужно.

— В 2015 году антимонопольному законодательству исполняется 25 лет. Вспомните, с чего все начиналось?

— Нас очень часто называют не службой, а комитетом, потому что начинали мы как раз как комитет. Было у нас и министерство по антимонопольной политике. Законодательство непрерывно совершенствуется. В ближайшее время будет принят 4-ый антимонопольный пакет. Это крупный свод изменений, которые вносятся в Закон о защите конкуренции. Делается это в первую очередь для поддержки малых предпринимателей. Приоритет отдается предупреждению нарушений, а не наказанию за нарушения. Однако суть работы УФАС не изменилась. Первоочередная задача, которая преследуется государством посредством антимонопольного органа, — необходимость урегулирования на государственном уровне действий монополистов и тех лиц, которые имеют наиболее высокую долю на том или ином рынке. Они — наша цель номер один, если можно так выразиться.

— Прежде всего, наверное, урегулирование путем контроля за госзакупками?

— Госзакупки мы контролируем только с 2006 года, когда был принят 94-ФЗ, который, как бы плохо или хорошо про него ни говорили, упорядочил деятельность в сфере госзаказа. До 2006 года в области госзакупок был полный бардак. Но мы говорим, что основная задача антимонопольной службы — это не госзакупки. Само понятие «антимонопольная» означает «против монополий».

— То есть ваша основная задача — борьба с монополиями. Но что вы реально можете? К примеру, бензин все время дорожает. И борьба УФАС с нефтяниками напоминает борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Цены как росли, так и растут. Ваше мнение о данной ситуации?

— Борьба УФАС с нефтяниками — это скорее борьба Давида с Голиафом. Штраф в 50 миллионов рублей, который мы наложили на «ЛУКОЙЛ-ПНОС» за установление монопольно высоких цен на топливо, — это серьезно. Ведь платить его нужно из прибыли. Заложить штраф в расходы или в стоимость топлива нельзя. УФАС это сразу зафиксирует и пресечет. Нефтяники это прекрасно понимают и осознают.

— Кстати, об истории со штрафом в 50 миллионов рублей. Насколько я помню, суд ваше решение отменил?

— Да, отменил. Но вы знаете, почему отменил? Потому что, по мнению суда, мы должны были оштрафовать «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на гораздо большую сумму. И самое главное: не забывайте, что основная цель, которую мы всегда преследуем, — это не наказание виновных, а пресечение и предупреждение нарушения. Мы судились с нефтяниками около трех лет, и в течение этого периода оптовые цены на топливо не менялись.

— Но сегодня цены на бензин опять пошли вверх?

— Поверьте, если бы нефтяные компании захотели поднять цены на бензин необоснованно, мы бы это увидели и пресекли. На сегодняшний день у всех нефтяных компаний есть своя торговая политика, некий добровольный свод правил для взаимодействия с потребителями, которые согласованы с ФАС России. Плюс существует методика расчета цен на нефтепродукты, которая также согласована с ФАС. В конце концов, есть нефтяная биржа… В 2014 году, когда у ФАС возникли подозрения по поводу манипуляции ценами на топливо на бирже, немедленно было возбуждено дело. Что касается Пермского края: посмотрите, как повышалась стоимость бензина в прошлые периоды. Всегда в пределах инфляции.

— Вас послушаешь, так нефтяники у нас все белые и пушистые…

— Да нет, конечно. Была уникальная ситуация, когда «ЛУКОЙЛ» предоставил нам информацию о том, что на рынке дизельного топлива они работают себе в убыток. Вы можете в такое поверить? Я — нет. После выяснилось, что убытком они называли статью «расходы на развитие». То есть строительство новых АЗС, модернизацию производства они записывали себе в убыток. Пришлось указать на этот недостаток.

— Антон Вадимович, почему бензин в Прикамье, где его производят, порой стоит дороже, чем в тех регионах, где его не производят? Это нормально?

— Действительно, была история, когда бензин в Екатеринбурге стоил столько же, сколько в Перми. Мы хотели возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, подготовили все материалы. Мы исходили из следующей логики: если бензин производят в Перми, то у нас он должен быть дешевле, чем в Екатеринбурге, куда бензин нужно еще довезти. Но нас опередило Кировское УФАС. Оно возбудило подобное дело, фигуранты дела подали в суд. Суд вынес решение о том, в разных регионах может быть одинаковая цена на бензин «ЛУКОЙЛа». Поэтому для пермяков топливо стоит столько же, сколько для екатеринбуржцев.

— Расскажите о наиболее громких делах последнего времени. Какие из них вам больше всего запомнились чисто по-человечески?

— Одним из самых сложных для меня дел было дело о сговоре ТГК-9 и ПСК, так называемое «дело о полутора метрах сетей». Было очень сложно доказать не только сам факт сговора, но даже то, на каком рынке произошел сговор. Казалось бы, сговор произошел на рынке теплоснабжения. Но ПСК доказывала, что они не работают на рынке теплоснабжения, а работают на рынке транспортировки тепла. Но в итоге мы добились того, чтобы из отношений между ТГК-9 и конечными потребителями был исключен посредник в лице ПСК. Стоимость тепла для жителей Перми снизилась.

Второе запомнившееся дело — тоже из сферы теплоснабжения. В 2013 году ПСК и ТГК-9 отключили котельную «Пермгазэнергосервис» от сетей в Загарье и Владимирском. В результате жители микрорайонов имели серьезные проблемы с теплоснабжением. Причем о ситуации было известно далеко до наступления холодов. Тогда, еще в мае 2013 года, когда УФАС начало разбираться в этом вопросе, на пресс-конференции я предупреждал, что вокруг ПГЭС сложилась нездоровая ситуация и вопрос нужно решать, чтобы люди в микрорайонах не остались без тепла. В результате четыре месяца никто ничего не делал, палец о палец не ударил. И когда проблема подошла к своему пику, ТГК-9 и ПСК просто переключили трубу, отключив ПГЭС от рынка. Получилась уникальная ситуация, когда возникла конкуренция на в принципе монопольном рынке генерации тепла. В итоге мы доказали факт сговора. Арбитражный суд признал нашу правоту.

— Штрафовать ТГК-9 и ПСК будете? Какова вилка штрафа?

— Вилки никакой нет, штраф может быть и десятки, и сотни миллионов рублей — он зависит от оборота предприятия. Порой нарушителям проще заплатить штраф в 300 тысяч рублей за непредоставление информации, чем платить многомиллионный штраф за само нарушение. Тот же «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в свое время так и делал. Платил штрафы по 300 тысяч за неисполнение предписаний вместо того, чтобы предоставить нам нужную информацию. Однако такое поведение чревато для нарушителя серьезными последствиями. Сколько таких штрафов готов выплатить хозсубъект, прежде чем поймет, что исполнять предписание необходимо?

— Еще одно громкое дело — жалобы автоперевозчиков на конкурсы по распределению маршрутов новой маршрутной сети. Расскажите подробнее?

— Курьезная история. Конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на распределение маршрутов новой транспортной сети проводила оценку правильности оформления паспортов транспортных средств. При этом заявки перевозчиков стали массово отклоняться по причине якобы ненадлежащего оформления паспортов транспортных средств (ПТС). Проще говоря, конкурсная комиссия признала заявки перевозчиков несоответствующими конкурсной документации, так как нашла ошибки в заполнении ПТС.

— Что это за ошибки?

— Ошибки чисто формальные. Например, если вместо слова «дизельный» было написано «дизелный» или «диз», то, по мнению комиссии, ПТС считался «неправильным». И всё в подобном роде. Естественно, перевозчики начали жаловаться в УФАС. Мы же считаем, что конкурсная комиссия не имеет полномочий оценивать правильность заполнения ПТС. Выдача ПТС и контроль за правильностью его заполнения относится к компетенции органов ГИБДД. Согласно действующему законодательству, если транспортное средство имеет ПТС, то оно уже допущено к участию в дорожном движении и может выходить на маршрут. Потому было принято решение написать рекомендацию в департамент дорог и транспорта (ДДиТ) о приостановке конкурсных процедур. Ответственность за него беру на себя. Мы направили туда письмо с рекомендациями приостановить конкурсы до завершения внеплановой проверки, которую инициировало наше ведомство в отношении департамента и конкурсной комиссии.

— Рекомендация — это не предписание…

— В городской администрации вроде бы к нам прислушались, приостановив конкурсы. Но тут зароптали сами автоперевозчики, начались жалобы по поводу остановки конкурсов. Сейчас департамент возобновил конкурсные процедуры, но опять поступают жалобы перевозчиков. Самое главное, что меня возмутило во всей этой истории с ПТС, — есть решение суда, в котором черным по белому написано: организатор перевозок (торгов) не имеет права оценивать то, как заполнен ПТС. Перевозчики тоже порой перегибают палку. Мы рассматривали жалобу одного из перевозчиков по поводу конкурса на распределение маршрута № 42 «Автовокзал — Аэропорт Савино». Комиссия отклонила все заявки по причине неправильно заполненных ПТС. Наше ведомство выдало предписание: рассмотреть все заявки повторно, не придираясь к заполнению ПТС. И что? Один из перевозчиков додумался до того, чтобы обжаловать это наше предписание в судебном порядке как нарушающее его законные права и интересы! Сделал он это, потому что проиграл конкуренту по количеству баллов. Вопрос: почему перевозчик обжалует именно наше решение, а не действия комиссии? Мы добились равной конкуренции на торгах по отдельно взятому маршруту, а в ответ получили иск от перевозчика, который был допущен до участия в конкурсе. И такое иногда случается.

— Вы уже два года как исполняющий обязанности Пермского УФАС. От чего все-таки зависит ваше назначение полноценным руководителем?

— В статусе «И. о." я уже почти два года. Я вам больше скажу: я исполняющий обязанности руководителя, и заместитель у меня — тоже исполняющий обязанности, поскольку наше полпредство так же, как и меня, не согласовывает его на должность заместителя руководителя.

 — В чем причина?

— Можете мне верить, можете нет, но я сам рад бы знать, в чем причина несогласования моей кандидатуры на должность руководителя Пермского УФАС.

 — Вам это как-то мешает?

— Работе не мешает. Есть другая проблема: мне как руководителю должен быть присвоен соответствующий классный чин.

 — Генерала?

— Полковника, если переводить на армейский язык. Мне этот классный чин не присвоен. Сейчас я советник гражданской государственной службы 2 класса, явно не полковник. Но дело даже не в должности и чине, дело в той надбавке, которая полагается за эту должность и чин.

 — То есть вы работаете на полковничьей должности за зарплату, условно, капитана?

— Грубо говоря, так. От этого зависят и премии, и отпуск, а это, на самом деле, не самые маленькие деньги, и, положа руку на сердце, я бы хотел их получать.

— Вы единственный и. о. руководителя территориального УФАС в России?

— Такого, как у нас в Перми, чтобы и руководитель службы, и его заместитель — оба исполняющие обязанности, точно нигде нет.

— Антон Вадимович, существует ли рейтинг среди российских антимонопольных ведомств и на каком месте в нем находится пермское УФАС?

— Такой рейтинг есть. Считается огромной заслугой, если ты попадаешь в десятку лучших из 84. Последние пять лет мы стабильно находимся в десятке. В 2012–2013 годах Пермское УФАС занимало второе место, по итогам 2014 года мы стали шестыми.

— От чего зависит рейтинг? Чем больше штрафов, тем лучше?

— Наш рейтинг не зависит от того, как много мы наложили штрафов, у нас нет палочной системы. Максимальное количество баллов присваивается за то, что нового и значимого для развития конкуренции и экономики сделало ведомство. Например, наше последнее достижение — установление социальных цен на территории Пермского края. Сеть «Виват» стала первой в России, которая по результатам переговоров с нами установила социальные цены на девять продуктов первой необходимости. На сегодняшний день по пути «Вивата» пошли и другие пермские сети. Лучшие дела также влияют на рейтинг. В прошлом году два наших дела были признаны лучшими.

— Расскажите, что это за дела?

— Одно в отношении «Моторостроителя». «Моторостроитель» выступал лицом, которое приготовляло горячую воду для нескольких ТСЖ Перми, для этих целей он получал воду от «Новогора», а тепловую энергию для нагрева — от ТГК-9. Но почему-то теплоснабжающей организацией для обратившихся в УФАС потребителей значилась ПСК, хотя ни сетей, ни оборудования для приготовления воды у ПСК не было. Мы выдали «Моторостроителю» предписание, они утвердили тариф и стали поставлять горячую воду жителям напрямую без посредников. В результате чего тариф для обратившихся к нам ТСЖ снизился на 30 процентов.

— Второе дело?

— Второе дело — известная история с «Перм-агростройзаказчиком». При проведении торгов ОАО «Пермагростройзаказчик» были фактически переданы функции нескольких краевых министерств, что является признаками нарушения Закона о защите конкуренции. Получилась интересная ситуация: «Пермагростройзаказчик», по сути, занимался вопросами комплексной застройки территории, организации прекращения деятельности краевой психиатрической больницы, фактически выполняя функции органов власти. УФАС признало эту схему незаконной и отстояло свою позицию в суде.

— Вообще, у нас многие вещи делаются по непонятным схемам. Взять тот же аэропорт «Пермь», который пытались продать через акционерное общество с государственной базой…

— Это вопрос в первую очередь к депутатам Законодательного собрания Пермского края. Это они принимают решения о внесении чего-либо в уставный капитал тех или иных акционерных обществ, после чего и начинаются сложности.

— Как вы вообще живете с властью? На вас нет давления, вам никогда не пытались дать взятку?

— Давления нет и быть не может!

— Но могут быть просьбы…

— По поводу просьб: вы заметили, что в отношении органов власти на сегодняшний день нет никаких резонансных дел. Если что-то и появляется, то оно пресекается нами на этапе согласования. Сейчас стало работать гораздо проще. Существует соглашение между ФАС России и правительством Пермского края, в котором четко прописаны пункты взаимодействия нашей службы с органами власти. И даже когда в деловой переписке напоминаешь краевому чиновнику, что у нас есть соглашение, на него очень серьезно воздействует эта информация. Взаимодействие улучшается сразу.

— То есть на предварительном этапе чиновники приходят к вам с папочкой, говорят: «Мы хотим сделать это и это», а вы им рассказываете, что правильно, а что неправильно?

— Да, сейчас на этапе согласования устраняются многие нарушения. Идет серьезная скрытая работа, о которой журналисты просто не знают.

— Немало шума наделала история с билбордами со Сталиным. Позиция УФАС — билборды нужно убрать. Но коммунисты выступили с лозунгами «Руки прочь от Сталина!» Что вы можете сказать об этой истории?

— Коммунисты собрались на пикет с лозунгами «Руки прочь от Сталина!» рядом со зданием Пермского УФАС. Там были и другие лозунги: «Дети войны против произвола чиновников», хотя я не понимаю, причем тут дети войны. «Ужегову уволить за превышение должностных полномочий» — это про начальника нашего отдела контроля за рекламой; «УФАС, не пугай рекламные агентства», хотя пугать кого-то — это вообще не методы государственного органа.

— Начальника отдела уволили?

— Нет. По поводу того, что происходит со Сталиным: дело тут вовсе не в политике. Законодательство РФ запрещает на рекламных щитах размещать лица и изображения людей, не связанных с рекламой и социальной рекламой. Вердикт: надо убирать. Об этом мы и говорили, и писали в том числе и в городскую администрацию.

— Сейчас очень много споров ходит вокруг пресловутого фонда капитального ремонта домов. На ваш взгляд, нет ли тут поводов для реагирования вашей службы? Хочется понять, откуда вообще взялся тариф 7 рублей?

— Месяц назад по собственной инициативе я дал поручение нашим специалистам проанализировать весь алгоритм существования фонда капитального ремонта домов. Начиная от законности его создания, заканчивая предъявлением счетов на оплату. Но мне хватает квартплаты… В данный момент в нашем ведомстве идет внутреннее расследование.

— Какие-то нарушения выявлены?

— Один из интересных фактов: фонд проводил отбор лица, которое будет печатать квитанции на оплату. Публичный конкурс, на все процедуры по которому было дано всего два дня, выиграла компания из Екатеринбурга. Вроде бы, на первый взгляд, все публично, законно, но малый срок подачи заявок заставляет задуматься.

— Антон Вадимович, как вы попали в УФАС?

— Закончил юрфак ПГУ, затем работал специалистом в департаменте имущественных отношений. Параллельно учился в политехническом институте на электротехническом факультете. Если честно, всегда хотел получить специальность инженера и мечту свою исполнил. В 2009 году в УФАС появилась вакансия начальника отдела контроля локальных и естественных монополий, где как раз немалую долю занимает электроэнергетика. Я не знал, что такое ФАС, но искал работу, в которой можно было бы объединить свои познания в юриспруденции и электротехнике. С тех пор и работаю в антимонопольной службе.

— Семья, дети, хобби?

— Детей своих очень люблю. Младший сын Марк — в этом году ему исполнилось 5 лет. Многие удивляются, но с трех лет я езжу с ним в отпуск, без жены, мамы, бабушки. Мы с ним вдвоем в мужской компании ездим в отпуск — такой у меня способ воспитания. Получаю огромное удовольствие от общения с сыном. Что касается хобби — восемь лет я увлекался боксом, год назад начал заниматься хоккеем. Этот вид спорта меня просто затянул. Играю в ночной хоккейной лиге за команду «Айсберг».

— Где вы тренируетесь?

— В основном в «моем любимом» Краснокамском ледовом катке. Хотя в свое время именно благодаря иску УФАС было приостановлено его строительство… Такой вот жизненный парадокс!..

— И, наконец, наш традиционный вопрос: читаете ли вы «Звезду», что в ней нравится, что нет?

— «Звезду» читаем. Более того, мы ее выписываем. Она проходит через меня, а потом, к вашему сожалению, через моего заместителя, который занимается контролем рекламы. Хотя на самом деле вам повезло. Ваша газета в списке немногих, которые выдерживают ежедневную проверку на предмет нарушения закона о рекламе. Конечно, есть определенные статьи, к которым я отношусь с непониманием. Есть любимая рубрика про ЖКХ. Более того, буквально недавно по информации из вашей газеты мы возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства. Дело очень сложное, связанное с подключением к газовым сетям. Ситуация, когда мы работаем не по запросам, а по той информации, которую сами увидели в газете, — это не слишком распространенный случай. Но это комплимент «Звезде».