Антон Удальёв: Наша позиция останется жёсткой
И. о. начальника Управления ФАС по Пермскому краю рассказал «Новому компаньону» о своём отношении к знаковым инвестиционным проектам краевых властей
— Антон Вадимович, чиновники и СМИ Пермского края активно следят за важнейшими строительными проектами в Перми — освоением квартала №179 и реконструкцией аэропорта Большое Савино. Начнём с первого проекта. Как могло получиться, что здание бюро судебно-медицинской экспертизы, расположенное на ул. Революции, 56, почти в центре этого квартала, находится в федеральной собственности? Квартал ведь планировалось отдать инвестору как единый «лот» краевой собственности.
— В своё время, когда ещё проводился конкурсный отбор инвесторов, документации о нём не было нигде. Вот и сейчас «всплывает» немаловажная деталь — это здание. Участники должны были знать о том, что оно существует, и о форме его собственности. Использует его наша Пермская государственная медицинская академия (ПГМА). Соответственно, даже если бы квартал и стали застраивать, то это здание нужно было бы оставлять.
Более того, это собственность государства, она обременена правами третьих лиц и используется по назначению. Как будут обеспечены права пользователей и как участники могли об этом не знать — остаётся только гадать. Не надо забывать, что ПГМА об этом не говорит официально.
— Какова будет реакция вашего ведомства?
— А мы ничего сейчас не будем делать. Наше решение уже принято: мы отменили торги по кварталу и на основании имеющихся документов проинформировали об этом общественность.
— К истории с кварталом уже подключился министр по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края Андрей Шагап, который пояснил, что договор с ГК «Кортрос» (входит в холдинг «Ренова), победившей на торгах, не заключён, но «мы находимся в процессе переговоров». Кроме того, о том, что переговоры ведутся, заявили и представители инвестора.
— Что касается таких заявлений — людям, наверное, надо поучиться правильно высказываться в публичной плоскости. Откуда у них информация о переговорах?
Есть предписание об отмене конкурсных процедур, которое «Пермагростройзаказчик» (ПАСЗ), проводивший конкурс, исполнил. Но вдруг в рамках исполненного предписания всё равно идут переговоры. Это по их словам.
Лучше бы министерство имущества и земельных отношений исполнило своё предписание, которое мы им выдали, — на отмену приказа, наделяющего ПАСЗ правом отбора. Вот это было бы замечательно. Но министерство наше предписание оспаривает. Дата рассмотрения дела в суде ещё не назначена. При этом ПАСЗ своё предписание, повторюсь, выполнил, не обжаловал. А если они всё-таки смогут обжаловать постановление и снова будут проводить конкурс — мы отреагируем.
Мне интересно, как они теперь будут выходить из ситуации со зданием бюро экспертизы. Получается, что теперь к процессу по кварталу нужно привлекать Росимущество и ПГМА либо отсекать этот участок.
— Вторая проблема краевого масштаба — аэропорт и инвестиционный меморандум на его развитие.
— Здесь всё очень просто. Мы выясняем, есть или нет согласованные действия — а проще говоря, сговор. Мы видим, что потенциальные инвесторы квартала №179 и аэропорта связаны с одним и тем же лицом — холдингом «Ренова». Это один из признаков наличия таких действий.
— Относительно меморандума ФАС и краевое правительство вместе с инвестором заняли противоположные позиции.
— Действительно, сам меморандум не влечёт перехода никаких прав. Они об этом говорят, и я об этом говорю. Но там описана схема, как сделать так, чтобы закон «О приватизации» не действовал.
Депутаты краевого Законодательного собрания 20 июня рассматривали этот вопрос и спрашивали: а бюджет что-то от этого получит? Заместитель председателя краевого правительства Алексей Чибисов говорит, что в меморандум ещё можно внести какие-то изменения. Но бюджету это ничего не даёт.
Кто-то называет эту схему «кривой», я называю её «блок-схемой» — она определяет алгоритм действий ОАО «Международный аэропорт «Пермь», инвестора и, если обратить внимание на текст, Агентства по содействию инвестициям Пермского края.
Мне кажется странным, что очередное подведомственное краевому правительству учреждение оказывается в меморандуме. У него же есть руководитель — значит, он тоже должен был его подписать? То есть правительство заранее предопределяет, чем будет заниматься хозяйствующий субъект без получения подписи этого руководителя? Я не могу этого понять. И об этом знают представители аэропорта, инвестор. А инвестор максимум общается с правительством и представителями аэропорта. С агентством инвестор тоже успел провести переговоры?
Есть открытые процедуры. Здесь открытости нет. Аэропорт проводил отбор по поручению правительства, а меморандум подписан по поручению губернатора. Так кто ответственен? Зато везде есть инвестор, и всё делается исключительно для него.
— Какие ещё есть сложности в истории с аэропортом?
— Никто не вспоминает, но раньше аэропорт был объектом стратегического назначения. Правда, потом его исключили из этого списка. Но никто не задаётся вопросом, что будет с авиационной группой «Сокол», которая там базируется. Это явно не те вопросы, которые должны входить в зону ответственности хозяйствующего субъекта.
Непосредственно вопросы строительства нового аэропорта и базирования аэрогруппы не связаны, но их нужно увязать и решить.
— Генеральный директор УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский уверяет, что в собственности края останется блокирующий пакет акций аэропорта в размере 25%. Как это соотносится с действующим законодательством?
— Здесь можно говорить либо о законе «О концессиях», либо о приватизации пакета акций. Я не знаю, как они это делают. Тот же Чибисов сказал, что правительству нужна возможность воздействия на процесс инвестирования.
Ведь что инвестору нужно? Определённые гарантии, в которых прописано, что он имеет акции, в которые он вкладывается, и гарантию возврата. Так продайте их! Почему никто не задумывается, что акции можно публично продать на аукционе? У субъекта в итоге есть гарантия, что есть инвестор, есть дивиденды, прибыль. У нас останется край и собственник, частный инвестор. И есть управление. Сидите, разбирайтесь.
А этот миллиард? Согласно тексту меморандума, 1 млрд руб. берётся инвестором под акции в кредит. Так если ты инвестор, ты вкладывай свои деньги, а не действуй за счёт того, что ты получаешь.
— Чудновский в общении с журналистами пояснил, что проект они представляют «правильный и красивый», и придать процессу легитимности «нет большой проблемы».
— Вы сами ответили на этот вопрос. Да, они красиво всё придумали. А где инвестирование? В чём оно? Сам Чибисов произнёс феноменальную фразу: «Для того инвесторов и ищут, чтобы самим ничего не делать».
Правительство обязано исполнять полномочия в организации инвестиционной деятельности. А мы теперь ищем инвесторов, чтобы ничего не делать. С таким подходом, я думаю, нам много чего ещё придётся ждать.
— Ваши резкие высказывания многие называют «самопиаром» или копированием модели поведения прежнего руководителя краевого управления ФАС Дмитрия Махонина.
— У каждого есть своя политика и своя позиция. Изначально, когда меня назначили и. о., я говорил, что наша позиция по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства останется жёсткой. Так и есть, так будет и дальше. Это раз.
Во-вторых, Дмитрий Николаевич в некоторых вещах, наверное, был помягче. На сегодняшний день все воспринимают действия ФАС как мои личные, потому и называют их «самопиаром». Но поймите: не было бы нарушений — не было бы и нашей реакции. Наша задача заключается в том, чтобы на территории региона было как можно меньше нарушений, мы этим и занимаемся.
Квартал №179, аэропорт — они бы подумали: раз к ним есть претензии, так, может быть, нужно что-то изменить, подкорректировать свои действия? Хотелось бы, чтобы они к нам прислушались, но они идут дальше. Что я должен делать? Молчать? Молчать я не буду.
Во многом благодаря СМИ все нарушения вышли в публичную плоскость. Люди хоть стали знать, что у нас происходит. Недавно вот депутат Законодательного собрания Дмитрий Скриванов сказал, что «теперь читает газеты от корки до корки» — после того как с меморандумом законодателям пришлось знакомиться с помощью СМИ.
Если бы это не освещалось, может, всё бы тихо и шло и никто бы ни о чём не знал. И таких незаконных действий было бы огромное количество.
Есть то, что сейчас делают органы власти с теми же аэропортом и кварталом №179. У нас же есть органы местного самоуправления, они же могут начать копировать этот опыт. Во что тогда превратится законодательство РФ? В попытку обходить закон? Как бы это ни называли — «самопиар», ещё что-то, наша и ваша задача — информировать людей о том, что происходит и что нельзя допускать нарушений.
— На заседании рабочей группы по строительству нового аэропорта, состоявшемся в апреле в Екатеринбурге, пермские архитекторы и чиновники предупреждали инвесторов. Так, почётный архитектор Союза архитекторов России Олег Горюнов отметил: «У нас мощная ФАС, она уже заинтересовалась, а дальше будет только хуже», — а руководитель Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края Сергей Белоконь заявил: «ФАС у нас — это беспредел». Вам льстит такое признание вашей силы?
— А почему мне это должно льстить? У нас есть функции и полномочия, которые даны на федеральном уровне. Сила у всех одна — что в Екатеринбурге, что в Ижевске. Вопрос в том, как орган власти на это реагирует. У нас есть самая главная вещь — суд, который даёт оценку действиям, в том числе нашим.
Белоконь, наверное, хороший профессионал в области дорожного строительства, но с точки зрения знания законодательства... Учитывая недавние нарушения при размещении заказов на строительство и ремонт наших дорог, как-то, наверное, необходимо ему повнимательнее законы читать. Чуть-чуть хотя бы.
— То есть вы не реагируете на такие замечания?
— Да, я скорее к этому равнодушен. Иного и не может быть. Ну пусть говорят и пишут. Тот же Киселёв (генеральный директор ЗАО «Ренова-СтройГруп-Пермь» Станислав Киселёв, заявивший, что информация об отмене торгов на квартал №179 не соответствует действительности — ред.). Если я что-то говорю, значит, я основываюсь на имеющихся документах.
Ну да, возникла спорная ситуация с тем письмом (письмо в ФАС от ОАО «Пермагростройзаказчик», где значилось, что конкурсные процедуры отменены — ред.), было неясно, настоящий ли это документ. Но, как минимум, он есть. А если он поддельный — ну все же понимают: мы бы незамедлительно всем сообщили и обратились бы в правоохранительные органы. А тут люди говорят голословно, не основываясь на фактах. Я считаю, это неправильно.