Антон Удальёв: Наша позиция останется жёсткой

И. о. начальника Управления ФАС по Пермскому краю рассказал «Новому компаньону» о своём отношении к знаковым инвестиционным проектам краевых властей

 — Антон Вадимович, чиновники и СМИ Пермского края активно следят за важнейшими строительными проектами в Перми  — освоением квартала №179 и реконструкцией аэропорта Большое Савино. Начнём с первого проекта. Как могло получиться, что здание бюро судебно-медицинской экспертизы, расположенное на ул. Революции, 56, почти в центре этого квартала, находится в федеральной собственности? Квартал ведь планировалось отдать инвестору как единый «лот» краевой собственности.
 

 — В своё время, когда ещё проводился конкурсный отбор инвесторов, документации о нём не было нигде. Вот и сейчас «всплывает» немаловажная деталь  — это здание. Участники должны были знать о том, что оно существует, и о форме его собственности. Использует его наша Пермская государственная медицинская академия (ПГМА). Соответственно, даже если бы квартал и стали застраивать, то это здание нужно было бы оставлять.

Более того, это собственность государства, она обременена правами третьих лиц и используется по назначению. Как будут обеспечены права пользователей и как участники могли об этом не знать  — остаётся только гадать. Не надо забывать, что ПГМА об этом не говорит официально.

 — Какова будет реакция вашего ведомства?

 — А мы ничего сейчас не будем делать. Наше решение уже принято: мы отменили торги по кварталу и на основании имеющихся документов проинформировали об этом общественность.

 — К истории с кварталом уже подключился министр по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края Андрей Шагап, который пояснил, что договор с ГК «Кортрос» (входит в холдинг «Ренова), победившей на торгах, не заключён, но «мы находимся в процессе переговоров». Кроме того, о том, что переговоры ведутся, заявили и представители инвестора.

 — Что касается таких заявлений  — людям, наверное, надо поучиться правильно высказываться в публичной плоскости. Откуда у них информация о переговорах?

Есть предписание об отмене конкурсных процедур, которое «Пермагростройзаказчик» (ПАСЗ), проводивший конкурс, исполнил. Но вдруг в рамках исполненного предписания всё равно идут переговоры. Это по их словам.

Лучше бы министерство имущества и земельных отношений исполнило своё предписание, которое мы им выдали,  — на отмену приказа, наделяющего ПАСЗ правом отбора. Вот это было бы замечательно. Но министерство наше предписание оспаривает. Дата рассмотрения дела в суде ещё не назначена. При этом ПАСЗ своё предписание, повторюсь, выполнил, не обжаловал. А если они всё-таки смогут обжаловать постановление и снова будут проводить конкурс  — мы отреагируем.

Мне интересно, как они теперь будут выходить из ситуации со зданием бюро экспертизы. Получается, что теперь к процессу по кварталу нужно привлекать Росимущество и ПГМА либо отсекать этот участок.

 — Вторая проблема краевого масштаба  — аэропорт и инвестиционный меморандум на его развитие.

 — Здесь всё очень просто. Мы выясняем, есть или нет согласованные действия  — а проще говоря, сговор. Мы видим, что потенциальные инвесторы квартала №179 и аэропорта связаны с одним и тем же лицом  — холдингом «Ренова». Это один из признаков наличия таких действий.

 — Относительно меморандума ФАС и краевое правительство вместе с инвестором заняли противоположные позиции.

 — Действительно, сам меморандум не влечёт перехода никаких прав. Они об этом говорят, и я об этом говорю. Но там описана схема, как сделать так, чтобы закон «О приватизации» не действовал.

Депутаты краевого Законодательного собрания 20 июня рассматривали этот вопрос и спрашивали: а бюджет что-то от этого получит? Заместитель председателя краевого правительства Алексей Чибисов говорит, что в меморандум ещё можно внести какие-то изменения. Но бюджету это ничего не даёт.

Кто-то называет эту схему «кривой», я называю её «блок-схемой»  — она определяет алгоритм действий ОАО «Между­народный аэропорт «Пермь», инвестора и, если обратить внимание на текст, Агентства по содействию инвестициям Пермского края. 

Мне кажется странным, что очередное подведомственное краевому правительству учреждение оказывается в меморандуме. У него же есть руководитель  — значит, он тоже должен был его подписать? То есть правительство заранее предопределяет, чем будет заниматься хозяйствующий субъект без получения подписи этого руководителя? Я не могу этого понять. И об этом знают представители аэропорта, инвестор. А инвестор максимум общается с правительством и представителями аэропорта. С агентством инвестор тоже успел провести переговоры?

Есть открытые процедуры. Здесь открытости нет. Аэропорт проводил отбор по поручению правительства, а меморандум подписан по поручению губернатора. Так кто ответственен? Зато везде есть инвестор, и всё делается исключительно для него.

 — Какие ещё есть сложности в истории с аэропортом?

 — Никто не вспоминает, но раньше аэропорт был объектом стратегического назначения. Правда, потом его исключили из этого списка. Но никто не задаётся вопросом, что будет с авиационной группой «Сокол», которая там базируется. Это явно не те вопросы, которые должны входить в зону ответственности хозяйствующего субъекта.

Непосредственно вопросы строительства нового аэропорта и базирования аэрогруппы не связаны, но их нужно увязать и решить.

 — Генеральный директор УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский уверяет, что в собственности края останется блокирующий пакет акций аэропорта в размере 25%. Как это соотносится с действующим законодательством?

 — Здесь можно говорить либо о законе «О концессиях», либо о приватизации пакета акций. Я не знаю, как они это делают. Тот же Чибисов сказал, что правительству нужна возможность воздействия на процесс инвестирования.

Ведь что инвестору нужно? Определённые гарантии, в которых прописано, что он имеет акции, в которые он вкладывается, и гарантию возврата. Так продайте их! Почему никто не задумывается, что акции можно публично продать на аукционе? У субъекта в итоге есть гарантия, что есть инвестор, есть дивиденды, прибыль. У нас останется край и собственник, частный инвестор. И есть управление. Сидите, разбирайтесь.

А этот миллиард? Согласно тексту меморандума, 1 млрд руб. берётся инвес­тором под акции в кредит. Так если ты инвестор, ты вкладывай свои деньги, а не действуй за счёт того, что ты получаешь.

 — Чудновский в общении с журналистами пояснил, что проект они представляют «правильный и красивый», и придать процессу легитимности «нет большой проблемы».

 — Вы сами ответили на этот вопрос. Да, они красиво всё придумали. А где инвестирование? В чём оно? Сам Чибисов произнёс феноменальную фразу: «Для того инвесторов и ищут, чтобы самим ничего не делать».

Правительство обязано исполнять полномочия в организации инвестиционной деятельности. А мы теперь ищем инвесторов, чтобы ничего не делать. С таким подходом, я думаю, нам много чего ещё придётся ждать.

 — Ваши резкие высказывания многие называют «самопиаром» или копированием модели поведения прежнего руководителя краевого управления ФАС Дмитрия Махонина.

 — У каждого есть своя политика и своя позиция. Изначально, когда меня назначили и. о., я говорил, что наша позиция по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства останется жёсткой. Так и есть, так будет и дальше. Это раз.

Во-вторых, Дмитрий Николаевич в некоторых вещах, наверное, был помягче. На сегодняшний день все воспринимают действия ФАС как мои личные, потому и называют их «самопиаром». Но поймите: не было бы нарушений  — не было бы и нашей реакции. Наша задача заключается в том, чтобы на территории региона было как можно меньше нарушений, мы этим и занимаемся.

Квартал №179, аэропорт  — они бы подумали: раз к ним есть претензии, так, может быть, нужно что-то изменить, подкорректировать свои действия? Хотелось бы, чтобы они к нам прислушались, но они идут дальше. Что я должен делать? Молчать? Молчать я не буду.

Во многом благодаря СМИ все нарушения вышли в публичную плоскость. Люди хоть стали знать, что у нас происходит. Недавно вот депутат Законодательного собрания Дмитрий Скриванов сказал, что «теперь читает газеты от корки до корки»  — после того как с меморандумом законода­телям пришлось знакомиться с помощью СМИ.

Если бы это не освещалось, может, всё бы тихо и шло и никто бы ни о чём не знал. И таких незаконных действий было бы огромное количество.

Есть то, что сейчас делают органы власти с теми же аэропортом и кварталом №179. У нас же есть органы местного самоуправления, они же могут начать копировать этот опыт. Во что тогда превратится законодательство РФ? В попытку обходить закон? Как бы это ни называли  — «самопиар», ещё что-то, наша и ваша задача  — информировать людей о том, что происходит и что нельзя допускать нарушений.

 — На заседании рабочей группы по строительству нового аэропорта, состоявшемся в апреле в Екатеринбурге, пермские архитекторы и чиновники предупреждали инвесторов. Так, почётный архитектор Союза архитекторов России Олег Горюнов отметил: «У нас мощная ФАС, она уже заинтересовалась, а дальше будет только хуже»,  — а руководитель Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края Сергей Белоконь заявил: «ФАС у нас  — это беспредел». Вам льстит такое признание вашей силы?

 — А почему мне это должно льстить? У нас есть функции и полномочия, которые даны на федеральном уровне. Сила у всех одна  — что в Екатеринбурге, что в Ижевске. Вопрос в том, как орган власти на это реагирует. У нас есть самая главная вещь  — суд, который даёт оценку действиям, в том числе нашим.

Белоконь, наверное, хороший профессионал в области дорожного строительства, но с точки зрения знания законодательства... Учитывая недавние нарушения при размещении заказов на строительство и ремонт наших дорог, как-то, наверное, необходимо ему повнимательнее законы читать. Чуть-чуть хотя бы.

 — То есть вы не реагируете на такие замечания?

 — Да, я скорее к этому равнодушен. Иного и не может быть. Ну пусть говорят и пишут. Тот же Киселёв (генеральный директор ЗАО «Ренова-СтройГруп-Пермь» Станислав Киселёв, заявивший, что информация об отмене торгов на квартал №179 не соответствует действительности  — ред.). Если я что-то говорю, значит, я основываюсь на имеющихся документах.

Ну да, возникла спорная ситуация с тем письмом (письмо в ФАС от ОАО «Пермагростройзаказчик», где значилось, что конкурсные процедуры отменены  — ред.), было неясно, настоящий ли это документ. Но, как минимум, он есть. А если он поддельный  — ну все же понимают: мы бы незамедлительно всем сообщили и обратились бы в правоохранительные органы. А тут люди говорят голословно, не основываясь на фактах. Я считаю, это неправильно.