УФАС уполномочен разъяснить

Как защититься от наглых банков и сотовых операторов?
На вопросы наших читателей отвечают специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы России по Пермскому краю.


Если банк навязал страховку
Когда брала кредит, то навязали страховку, которая составляет почти 30% от суммы выплат. Сейчас у меня изменились жизненные обстоятельства и нет возможности оплачивать страховку. В связи с чем написала заявление в банк с просьбой освободить от страховки. Но банк отказал. Имел ли банк право отказать в моей просьбе? Возможно ли вернуть выплаченные средства по страховке?
Л. Васильева, Пермь
Отвечает Татьяна КАБАНОВА, гл. специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков:
- Навязывание страхования жизни и здоровья при заключении кредитного договора является неправомерным действием банков. В силу п. 2 ст. 935 ГК РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Таким образом, у заёмщика всегда должен быть выбор: взять кредит с личным страхованием или без него.
Отмечу, судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что включение в кредитный договор с заёмщиком условия о страховании его жизни и здоровья не нарушает его прав, если заёмщик имел возможность заключить с банком кредитный договор и без названного условия. При этом довольно часто банки, предлагая кредиты без страхования жизни и здоровья, увеличивают процентную ставку по кредиту: данные действия являются правомерными.
Заключая кредитный договор, будьте предельно внимательны и читайте его условия. Так как в случае, если вы подписали кредитный договор с условием о страховании жизни и здоровья, но при этом сотрудник банка не уведомил вас о страховке, впоследствии будет довольно сложно это доказать.
Расторгнуть договор страхования жизни и здоровья можно в течение срока действия кредитного договора. Для этого нужно обратиться в страховую компанию. Следует учитывать, что согласно ст. 958 ГК РФ, при досрочном расторжении договора страхования по инициативе гражданина страховая премия по общему правилу не возвращается, если этим договором не предусмотрено иное.
В случае навязывания вам договора страхования жизни и здоровья банком, а также отказа в его расторжении вы можете обратиться в Роспотребнадзор, а также в Пермское УФАС России для защиты своих интересов.
Если судиться невмоготу
Почему обычно страховые компании выплачивают по автостраховкам всего 25-30% от суммы ущерба в ДТП? Когда грозишься подать на них в суд, на мировую не идут. И только по решению суда выплачивают страховку в полном объёме. Можно ли обращаться в ваше ведомство для решения этого вопроса? В ваших ли силах повлиять на порочную практику страховых компаний, которые надеются, что клиент не пойдёт в суд?
М. Генералов, Добрянка
- Автострахование осуществляется в двух формах: обязательном (ОСАГО) и добровольном (ДСАГО И КАСКО). В случае несогласия с размером страхового возмещения после проведённого страховой компанией осмотра повреждённого имущества, она обязана провести независимую оценку, на основании которой определяется размер причинённого ущерба. В случае отказа страховой компании от проведения независимой экспертизы вы вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой, а также пойти в суд. При этом споры о размере страхового возмещения носят гражданско-правовой характер и не связаны с защитой конкуренции. В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", УФАС не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.


Если достали рекламные эсэмэски
Постоянно приходят рекламные СМС-рассылки на телефон. Как можно отказаться от такой "услуги"?
Л. Шешина, Пермь
Отвечает Сергей ЗОРИН, специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
- Вам нужно внимательно прочитать договор на предоставление услуг мобильной связи, заключённый с оператором. Чаще всего в тексте договора содержится пункт, согласно которому абонент, подписывая документ, выражает своё согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц. Если же такая норма в договоре отсутствует, следует обратить внимание на фразу: "С правилами (условиями) оказания услуг связи абонент ознакомлен и согласен". В подавляющем большинстве случаев никто из абонентов не просит представителя оператора связи предъявить для ознакомления эти самые правила или условия при подписании договора.
Необходимо отметить, что изменить какой-либо пункт договора или исключить его из текста у абонента не получится. По своей юридической природе данный договор является договором присоединения и заключить его иначе, как подписать целиком, согласившись полностью с условиями, предусмотренными оператором, абонент не вправе.
Итак, в перечисленных выше документах вы убедились в выражении согласия на получение рекламы. Чтобы в дальнейшем не получать надоедливые СМС, следует обратиться к оператору связи с письменным заявлением о том, что вы более не хотите получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения.
После получения вашего письменного заявления (должна быть отметка о получении или почтовое уведомление) оператор обязан прекратить направлять вам рекламу. В противном случае, это будет свидетельствовать о нарушении оператором связи ФЗ "О рекламе". В то же время отмечу, что необходимо различать рекламные СМС-рассылки от информационных сообщений, в которых поименован абонент конкретного номера или указаны иные персональные данные лица, которому сообщение направлялось.
Если всё же СМС-сообщения с рекламой приходят вам с неожиданным постоянством даже несмотря на поданное оператору связи заявление, это повод обратиться в антимонопольный орган. Заявление подаётся в антимонопольную службу по месту госрегистрации юридического лица - оператора связи - в письменной форме с приложением документов, подтверждающих признаки нарушения законодательства. Это могут быть фотографии экрана мобильного телефона, а также документы о наличии у вас действующих договорных отношений с оператором связи и направление ему заявления с просьбой отключить рассылку. Получив ваше заявление, антимонопольный орган вправе наказать виновника за осуществление рассылок без вашего согласия, выдав предписание о прекращении нарушения (рассылки) и наложив административный штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Если мешают смотреть кино
Во время показа фильмов и передач на одном из федеральных каналов наша местная телекомпания постоянно включает рекламные блоки на несколько минут. Это очень раздражает.
Подскажите, к кому можно обратиться с жалобой?
И. Ефимов, Лысьва
- Можно обратиться в Пермское УФАС России. Вы можете написать жалобу с указанием, когда и на каком канале это происходит, с обязательным уточнением даты и времени показа. Тогда мы запросим запись трансляции и сможем разобраться, было или нет нарушение.
Если хлеб подорожает
Насколько я знаю, УФАС контролирует цены на основные продукты питания. Это действительно так? А можете ли вы сказать, стоит ли нам ждать сильного повышения цен на хлеб в ближайшее время?
О. Боровиков, Пермский район
Отвечает Алла ЛЕБЕДЕВА, начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации:
- Законодательство РФ не предусматривает государственное регулирование цен на продукты питания. И антимонопольные органы не осуществляют контроль цен на них. По вопросам прогнозирования цен следует обращаться в правительство Пермского края либо в органы статистики.
Закон о торговой деятельности даёт Правительству РФ право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Это делается в целях стабилизации, когда розничные цены вырастают более чем на 13% в течение 30 календарных дней подряд.
В настоящее время предельные розничные цены в Пермском крае на продукты питания не установлены.

 

Нужный адрес
Пермское УФАС России
614990, Пермь, ул. Ленина, 64;
www.perm.fas.gov.ru;
е-mail: to59@fas.gov.ru;
тел. приёмной:
(342)235-12-00,235-10-24;
факс: (342) 235-10-67.
Приём заявлений, обращений, запросов осуществляется в каб. 711, справки по тел. (342)235-11-69.