Закон не DURA

Непрозрачные конкурсы, сговоры, некорректное поведение монополий… УФАС по Пермскому краю в 2012 году продолжит борьбу с нарушениями закона.

 

Dura lex sed lex

(Закон суров, но справедлив)

Латинская пословица

«Может, мы не с тех чиновников начали, – рассуждал руководитель пермского управления ФАС России Дмитрий МАХОНИН на пресс-конференции, посвященной итогам работы ведомства. – Есть те, кто может позволить себе дорогостоящих адвокатов, а есть те, кто не может…»

Так руководитель региональной ФАС рассказал о судьбе дела о дисквалификации министра транспорта Пермского края Елены ГРОМОВОЙ и начальника управления транспортного обслуживания и связи Минтранспорта края Ростислава ДОРОШЕНКО (одно из самых громких антимонопольных дел прошлого года). В 2011 году Управление впервые попыталось наказать чиновников, нарушающих закон, не просто замечанием, выговором и даже штрафом, а дисквалификацией (отстранением от работы).

По мнению специалистов УФАС, Громова и Дорошенко неоднократно нарушали антимонопольное законодательство. Елена Громова расходовала бюджетные средства, используя автономные учреждения и привлекая к выполнению заказа по нанесению дорожной разметки только субъекты малого бизнеса, а Ростислав Дорошенко ограничивал конкуренцию при распределении автобусных маршрутов.

Сейчас дела «зависли» в судах, а дело против Громой закончилось в ее пользу. Именно поэтому про «тех» или не «тех» чиновников рассуждал г-н Махонин. «Дело идет тяжело… Но наша позиция такая: чиновник не должен нарушать законодательство, а если нарушает, должен понести наказание. Сейчас сложно оценить, чем закончатся попытки дисквалификации, но мы формируем материалы еще на несколько должностных лиц, и в случае совершения ими повторных нарушений будем также требовать дисквалификации», – заверил руководитель УФАС.

С наказанием в виде штрафов ситуация не такая сложная, но и тут свои проблемы. В 2011 году УФАС по Пермскому краю выдано постановлений о наложении штрафа на должностных и юридических лиц на сумму около 180 млн руб. Перечислено в бюджет РФ более 18 млн руб. Многие постановления сейчас оспариваются в судах. Один из самых крупных штрафов был наложен на «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» – 133 млн руб.

Дмитрий Махонин: «Конечно, мы сталкивались с проблемами в судах, когда речь шла о сумме контракта в миллионы рублей, а чиновнику просто замечание выносили, пальчиком грозили… Но и здесь ситуация меняется. Мы стараемся выступать на конференциях, семинарах, рассказываем, почему наказываем должностных лиц, почему штрафуем. Эта работа дает результаты».

От дела до дела – один шаг

В 2011 году Пермским УФАС России принято шесть решений о передаче в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел. Критерии передачи антимонопольного дела в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела очень четкие: если установлен сговор – то уголовное дело может быть возбуждено сразу же, второго сговора ждать не надо. Если субъект злоупотребил доминирующим положением, то к уголовной ответственности может быть привлечен только при повторном нарушении. Доход, полученный от согласованных действий, должен быть 3 млн руб. и выше, а ущерб – 1 млн и выше. И все суды должны сказать – да, решение антимонопольного органа обосновано, законно. Например, дело, связанное с продажей соликамского порта Усолка руководством краевого управления Федеральной службы исполнения наказаний (про это дело первым написал «ПО»), стало уголовным. Привлечены высокопоставленные лица ведомства, в том числе Александр СОКОЛОВ, начальник ГУФСИН по Пермскому краю.

В прошлом году Кудымкарским городским судом Пермского края вынесен приговор в отношении директора Государственного окружного учреждения «Дирекция строящихся газопроводов «Коми-Пермстройгаз» Николая БЫКОВА. Он признан виновным в халатности и злостном неисполнении судебного акта и оштрафован на 100 тыс. руб. «Не буду судить о строгости или мягкости приговора, – пояснил Дмитрий Махонин, – но это дело началось с материалов Пермского УФАС, связанных с проверкой соблюдения законодательства при строительстве драмтеатра в Кудымкаре. Это положительный момент».

За прошлый год выявлено порядка 20 нарушений – согласованных действий между чиновниками и юридическими лицами. Сейчас многие из постановлений о нарушениях оспариваются в судах.

В УФАС по Пермскому краю надеются, что появятся новые уголовные дела. Так, Дмитрий Махонин привел пример, связанный с реконструкцией коммунального моста в Чусовом: «Мы считаем, в результате согласованных действий юридическое лицо получило по контракту немногим меньше 200 млн рублей, это доход. Что касается чиновников, мы проводим экспертизу и видим, что цена сметы завышена, следовательно, ущерб, который причинен государству, составляет несколько десятков миллионов рублей. Для нас это основание передачи материалов в правоохранительные органы».

«Автономно» не получится

Продолжается борьба с непрозрачным расходованием бюджетных средств автономными учреждениями. В 2011 году суды подтвердили позицию УФАС по спору с администрацией Перми и «Агентством социокультурных проектов».

Агентство, являющееся «автономкой», тратило бюджетные субсидии на реконструкцию скверов и садов, заключая договоры с подрядчиками без проведения торгов. Выигран судебный процесс с архитектурно-планировочным управлением администрации Перми, также признанным нарушителем антимонопольного законодательства.

В 2010 году специалисты УФАС говорили о том, что есть сферы, в которых «автономок» вообще быть не должно, например дорожное строительство, реконструкция памятников, благоустройство. В 2011 году пошли дальше, отслеживая деятельность «автономок» в сферах образования, здравоохранения, культуры.

«Если на уровне города или края решено, что это государственное учреждение должно быть автономным, то нужно наделить его соответствующим имуществом, пригодным для осуществления деятельности. И такие учреждения должны оказывать «свои» услуги: если это больница – медицинские, если школа – образовательные, но никак не строительные или ремонтные, – пояснил Дмитрий Махонин. – А то нашлись в бюджете деньги на ремонт, создается «автономка», и тратятся эти деньги по непонятным процедурам в обход закона. Это создает коррупционные риски. А чиновники ссылаются на то, что им не нравится федеральный закон, который вообще-то принят высшими органами власти, и чиновники уровня субъекта Федерации должны его исполнять, а не игнорировать или нарушать».

По словам руководителя УФАС, автономные учреждения были созданы, чтобы снизить нагрузку на бюджет, потому что они имеют право оказывать услугу на стороне и получать за эту услугу прибыль. Эту прибыль они имеют право тратить на обновление своих основных средств, на поддержание своей деятельности. «Но идею извратили до безобразия». По словам Дмитрия Махонина, УФАС добилось от администрации Перми, что все крупные капитальные ремонты будут проводиться по ФЗ № 94. «Меня заверили, что так и будет», – сказал он.

«Нам не страшен серый волк»

В этом году УФАС по Пермскому краю продолжит работу по контролю в сфере размещения государственного и муниципального заказа (если, конечно, в рамках грядущей федеральной контрактной системы (ФКС) эти полномочия не передадут какому-нибудь другому органу).

Во время пресс-конференции Дмитрий Махонин не раз подчерк-нул, что антимонопольщики не испугаются, если следить за размещением госзаказа будет другой контролирующий орган. Вроде как, им не обидно, у них и так много работы, много новых полномочий, да и гречка с бензином останутся, будет, что проверять…

Но "обида" все равно проскальзывала. Еще бы, столько сил и времени потрачено, столько практики наработано по рассмотрению этих дел… Только за прошлый год рассмотрено 795 из тысячи поступивших жалоб на действия заказчиков, конкурсных, котировочных комиссий. 338 жалоб признаны обоснованными. И вот эти полномочия могут быть переданы другому органу…

Напомним, сейчас идет процесс разработки ФКС. «Нам без разницы, как будет называться новый закон, будет ли это ФЗ № 94 или какой-то другой, но процедура отбора на конкурсной основе, которая сейчас работает и позволяет избежать коррупции, должна быть сохранена», – заявил Дмитрий Махонин. В общем, не так страшен «серый волк», как «серые схемы».

Новая система разрешит, например, чиновникам выбирать подрядчика без проведения торгов посредством «конкурентных переговоров» («Мы не понимаем, как такая процедура может происходить прозрачно», – заметил Дмитрий Махонин). А ФАС заинтересована, чтобы в федеральной контрактной системе были изменены не эти процедурные моменты, а был бы четко отрегулирован вопрос исполнения контрактов. Нужны прозрачные, понятные и очень четкие критерии наказаний нерадивых подрядчиков, возможности более быстрого расторжения с ними договоров («В судах это занимает очень много времени»).

Эксперимент начался с дьюти-фри

Говоря о том, что им будет, чем заняться, Дмитрий Махонин ничуть не лукавит. С этого года ФАС получила широкие полномочия по контролю за торгами всех госкорпораций, естественных монополий, государственных и муниципальных учреждений. Все ФГУПы, МУПы, госкорпорации, естественные монополии должны принять собственные положения о торгах. А на тех, кто не примет, будут распространяться правила федерального закона о госзакупках (того самого ФЗ № 94).

По словам Дмитрия Махонина, объем заказов этих учреждений в три раза больше, чем объем государственного и муниципального заказа в РФ (а он составляет порядка 6 трлн руб.): «И расходование этих средств, которые, так или иначе, включаются в тарифы для потребителей, в стоимость услуг, которые оказывают эти корпорации, должно быть проконтролировано. Должна быть предусмотрена четкая и прозрачная процедура торгов».

Принцип работы антимонопольного ведомства по контролю за этими конкурсами и аукционами будет такой же, как и по контролю за размещением госзаказа: рассмотрение жалобы в течение семи дней. «Это серьезный эксперимент, который мы сами над собой ставим. Но не сомневаюсь, что мы справимся с поставленной задачей», – заверил журналистов руководитель УФАС.

Одно из первых дел в Перми уже рассмотрено. Конкурс на право аренды имущества ФГУП «Пермские авиалинии» для открытия дьюти-фри в аэропорту Большое Савино проведен с нарушениями. Комиссия пермского УФАС России предписала организатору торгов отменить протокол оценки и сопоставления заявок и провести процедуру в соответствии с законом.

Меры административного контроля

Выявленные нарушения

Возбуждено дел

Выдано постановлений о наложении штрафа, тыс. руб.

Сумма уплаченного штрафа, тыс. руб.

Привлечено должностных лиц

Привлечено юридических лиц

Итого

520

195610,1

18266,8

206

95

На товарных рынках

216

175373,1

14723,8

86

63

В т. ч. по субъектам естественной монополии

66

11604

7185

16

25

На рынке финансовых услуг

11

15417

300

 

4

По рекламе

65

2628

1922,3

30

24

По размещению заказа

228

2192

1320,7

90

0

Из общего количества: по нарушениям со стороны органов власти (должностных лиц)

38

354

270

21

0

кстати

Конкурс на строительство дома

для офицеров запаса аннулирован
Комиссией УФАС по Пермскому краю принято решение об аннулировании торгов по строительству дома для офицеров запаса (ул. Сокольская, 12). Аукцион должен был состояться 30 января.

«Чиновники никак не хотят понять, что нельзя проводить капитальный ремонт или строить без проекта. Как они определили стоимость строительства, если нет проекта? На коленке что ли? – удивился Дмитрий МАХОНИН. – Может, они и нашли бы строителей, за 6 месяцев построивших этот дом, но без проекта нельзя начинать строительство».

По словам руководителя регионального ФАС России, управление жилищных отношений перм-ской мэрии, объявившее такой аукцион, нарушило закон о госзакупках.

Напомним, строительство дома предусмотрено для предоставления жилья федеральным льготникам – офицерам запаса. Реализация их права на получение жилья осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Минис-терством регионального развития РФ определена стоимость кв. метра – 28,6 тыс. руб.

Как пояснили «ПО» в управлении жилищных отношений администрации Перми, по этой сумме закупить необходимый объем уже готового жилья на рынке не представляется возможным. Единственный возможный вариант – выставить на аукцион земельный участок для строительства с последующей передачей готового объекта в муниципальную собственность. Первоначальная стоимость контракта была определена в размере 171 600 000,00 руб. Инженерные изыскания и проектирование по условиям аукционной документации требовалось провести в течение 30 дней с момента предоставления земельного участка. Общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме (домах) не менее 6 тыс. кв. метров. Окончание работ (подписание акта приема-передачи объекта в муниципальную собственность): не позднее 6 месяцев с момента предоставления земельного участка.