Цены на бензин станут «прозрачными»

Стоимость ГСМ будет постепенно снижаться, обещают пермские антимонопольщики. Проблема необоснованно высоких цен на топливо давно уже стала очевидной. На днях инвестиционный уполномоченный в Приволжском федеральном округе провел совещание, в рамках которого были обсуждены возможные пути стабилизации ситуации и создания условий для прозрачного ценообразования на рынке нефтепродуктов.
В мероприятии приняли участие заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, представители Минэнерго России, Ростехнадзора, Росстандарта, нефтяных компаний, занимающих доминирующее положение на рынках регионов Приволжского федерального округа.
Инвестиционный уполномоченный в Приволжском федеральном округе Алексей Кубрин отметил, что основной проблемой в сфере нефтепереработки является сейчас значительный рост потребительских цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, частично обусловленный нарушением антимонопольного законодательства отдельными нефтяными компаниями.
Эксперты согласились, что сложности вызывают также «неконкурентные действия отдельных вертикально интегрированных нефтяных компаний». Такие предприятия, по их словам, оказывают негативное влияние на цены нефтепродуктов и способствуют сокращению количества независимых участников мелкооптового и розничного рынков, что приводит к дальнейшей монополизации этой сферы экономики. Присутствующие отметили также недостаток прозрачного ценообразования на оптовом рынке нефтепродуктов. «На текущий момент на биржевых площадках по торговле нефтепродуктами не созданы необходимые условия рыночного ценообразования», – пояснили специалисты.
Сейчас цены на ГСМ зависят от конъюнктуры мировых цен, также от затрат, которые несут нефтяные компании, и налогов. Об этом рассказал в беседе с РБК замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. «Если говорить о стоимости одного литра бензина, то в ней 55-60% – это налоги, – продолжил он. – Оставшиеся проценты – это затраты и прибыль компаний. Какой может быть прибыль, зависит в том числе и от конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках. Также зависит от того, устанавливает ли компания монопольно высокие дискриминационные цены по отношению к другим участникам рынка».
По словам эксперта, 12-15 лет назад в секторе добычи было порядка 15% независимых компаний, сейчас – 5%. В секторе розничной реализации бензина и топлива было примерно 65% независимых игроков, сейчас осталось около половины. «Доля независимых компаний существенным образом снижается. Это происходит в том числе вследствие дискриминации. Во всех трех волнах дел нарушения антимонопольного законодательства мы фиксировали факты ценовой дискриминации. Мы сейчас понуждаем нефтяные компании эту практику прекратить. Мы делаем это и в рамках предписаний по делам, и в рамках новых законодательных инициатив, которые ФАС сейчас предлагает», – добавил он.
Анатолий Голомолзин отметил также, что задача антимонопольной службы – обеспечить уровень рыночных цен, который соблюдал бы баланс интересов. «С этой целью мы не только применяем меры антимонопольного воздействия, но и выдвигаем ряд законодательных инициатив, например по системе взимания налогов», – пояснил эксперт.
Между тем цены на АЗС Пермского края должны снизиться в ближайшее время. Накануне арбитражный суд разрешил спор антимонопольщиков и нефтяников в пользу первых. Руководитель УФАС России по Пермскому краю Дмитрий Махонин отметил: «Выигрыш дела в кассации позволит требовать скорейшего исполнения предписания, снижение оптовых цен должно будет отразиться на ценах на АЗС».

Гульнара СМИРНОВА, специально для 59.ru
Фото с сайта Вelarus-news.eu