Денис Гвоздев и тайная концепция

Глава департамента дорог и транспорта обрадовал перевозчиков новыми критериями конкурсов, но не назвал их.

Так как городская дума не стала ареной для широкого обсуждения транспортных проблем города, перевозчики, представители УФАС по Пермскому краю, прокуратуры и общественности собрались на заседании общественно-консультативного совета при УФАС.

На прошедшем заседании комитета по городскому хозяйству депутаты так и не пришли к единому мнению о выработке транспортной концепции. На расширенное заседание думского комитета они хотели пригласить перевозчиков, представителей общественности, но отказались от такого формата, решив, что сами справятся.

Новые правила

Руководитель пермского УФАС Дмитрий МАХОНИН, открывая заседание совета, за-явил, что переходный период в истории городских перевозок весьма затянулся. Пять лет назад подобную концепцию уже обсуждали, но в системе до сих пор не наведен порядок. УФАС возбуждает антимонопольные дела, проходят суды, отменяются итоги конкурсов, но ничего не меняется.

Александр СТЕРЛЯГОВ, председатель комиссии по транспорту пермского отделения «Опоры России», рассказал, что два года назад, когда была провозглашена конкурсная система, большинство перевозчиков были не готовы к ней. Они не хотели играть по этим правилам, поэтому отказались работать на маршрутах.

Спустя какое-то время конкурсы все-таки начали проводить, перевозчикам ничего не оставалось, кроме как принять условия игры, но и этот порядок долго не просуществовал – на проведение конкурсов был наложен мораторий.

Сейчас автобусные маршруты распределяются без конкурса. В департаменте дорог и транспорта (ДДиТ) приходят новые чиновники, у которых другие взгляды на жизнь, и все снова переворачивается с ног на голову. Легализуются нелегальные маршруты, которые ломают сложившуюся транспортную сеть.

Позицию перевозчиков Александр Стерлягов сформулировал так: «Если мы договорились о правилах, которые вы же разработали, то давайте их соблюдать».

На старые грабли

Начальник ДДиТ Денис ГВОЗДЕВ ответил собравшимся, что до 1 декабря проведение конкурсов планируется возобновить. Будет издано соответствующее постановление администрации. В течение трех месяцев будут объявлены конкурсы, итоги которых будут подведены к концу марта. По словам Гвоздева, таким образом, будут разыграны почти все городские марш-руты. Примерно на десяти городских маршрутах перевозчики работают по договорам, срок которых истекает лишь в конце 2012 года, эти маршруты будут разыграны позднее.

Как пояснил глава ДДиТ, из конкурсной документации будет исключен пункт о плате в городской бюджет. Как предположили присутствующие на заседании перевозчики, главными критериями станут год выпуска автобуса и низкопольность. Однако Гвоздев предупредил, что критерий новизны может преобразоваться в критерий комфортности, так как пермяки недовольны новыми отечественными автобусами, которые ездят по городу. Каковы будут критерии оценки качества автобусов, глава ДДиТ не сказал, так как они еще не разработаны.

Депутат гордумы Дмитрий МАЛЮТИН напомнил Гвоздеву о том, что в думе разрабатывается концепция транспортного развития города, но, как пояснил чиновник, она не имеет прямого отношения к конкурсам. Что же будет, если проведение торгов будет противоречить этой концепции, он не объяснил, сославшись на то, что жить нужно сегодняшним днем.

Тайная концепция

Дмитрий Махонин напомнил, что в УФАС приходило множество жалоб от перевозчиков, которые побеждали на конкурсе, но им отказывали в заключении договоров. Часто конкурсы проводились только для видимости.

Глава антимонопольной службы заметил, что предыдущий проект транспортной концепции города, разработанный в бытность Алексея КОВЫЕВА начальником ДДиТ, был весьма своеобразным документом, но максимально открытым и понятным. Сейчас же все разработки ведутся в тайне, ДДиТ стал максимально закрытой структурой, которая не учитывает ничьих мнений.

Присутствующий на заседании правозащитник Денис ГАЛИЦКИЙ заметил, что чиновникам надо отделить мух от котлет. Надо понять, что конкурсы обязаны проводить независимо от отношений с перевозчиками и депутатами, принятия транспортной концепции и изменения мировоззрения у департамента.

Как бы то ни было, ответственность за работу общественного транспорта несет администрация города, и если эта работа не будет должным образом организована, будут протесты со стороны УФАС и прокуратуры. О том, что за безответственное отношение к своим «транспортным» обязанностям администрации придется рано или поздно отвечать, намекнули и Дмитрий Махонин, и Алексей ЛЯННОЙ, и. о. прокурора Перми.