В деле против Пермской городской Думы суд принял сторону Пермского УФАС России

22.03.2011г. Арбитражным судом Пермского края рассмотрен иск Управления Федеральной антимонопольной службы к Пермской городской Думе. По решению суда Порядок контроля за сбросом производственных сточных вод в систему коммунальной канализации, утвержденный Думой, признан недействующим с момента принятия решения.
Как было установлено Пермским УФАС России, Порядок контроля сточных вод позволял водоканалу в лице ООО «Новогор-Прикамье» злоупотреблять доминирующим положением на рынке услуг водоотведения. Для абонентов были установлены дополнительные требования, не предусмотренные действующим законодательством, что позволяло водоканалу создавать административные барьеры для отдельных хозяйствующих субъектов, взимая плату за превышение норматива сброса загрязняющих веществ в сточные воды канализации г. Перми.
Так, Порядок устанавливал, что водоканал осуществляет контроль «в любое время суток» и абонент обязан присутствовать при отборе проб, предоставляя ему персонал и технические устройства. Данное требование позволяло водоканалу инкриминировать абоненту невыполнение Порядка и брать контрольную пробу из первого доступного канализационного колодца, взыскивая денежные средства за превышение норматива сброса загрязняющих веществ. Однако по действующему законодательству абонент обязан только обеспечить беспрепятственный доступ для отбора проб. 
Порядком было установлено, что водоканал обязан уведомить абонента об отборе проб. Однако Дума не установила временной промежуток уведомления. Это позволило ООО «Новогор-Прикамье» предоставлять абоненту уведомление непосредственно во время отбора проб, в результате абоненты не успевали подготовиться к отбору параллельной пробы с целью опровержения результатов проведенных ООО «Новогор-Прикамье» анализов.
Порядком установлено, что результаты отобранных водоканалом проб являются действительными до повторного отбора проб водоканалом. В итоге увеличивался период начисления абоненту платы за сброс в канализацию загрязняющих веществ сверх нормы.
Однако действующее законодательство позволяет самому абоненту осуществлять собственный контроль сбрасываемых сточных вод, а положительный анализ повторной пробы, выполненный независимой аккредитованной (аттестованной) лабораторией является основанием для прекращения начисления водоканалом данной платы.
Напомним, что по результатам рассмотрения в 2009г. Пермским УФАС России антимонопольного дела, Пермская городская Дума и Администрация г. Перми в 2010г. исключили положения, предусматривающие контроль только отдельных абонентов, определяемых ООО «Новогор-Прикамье». Имея 3.400 абонентов, ООО «Новогор-Прикамье» осуществлял ежеквартально проверку только 200 абонентов, систематически применяя к ним меры экономического воздействия.
Поводом обращения Пермского УФАС России в суд явилось нежелание Пермской городской Думы исполнить предписание Пермского УФАС России в полном объеме и привести нормативный акт, регулирующий отношения между водоканалом и абонентами в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
По иску антимонопольного органа суд признал, что Дума приняла данное решение с превышением полномочий, а также согласился с позицией Пермского УФАС России, что отношения между поставщиком и потребителем услуги водоотведения должны регулироваться только вышестоящими нормативными актами и договором между ними.

Как отметил руководитель Пермского УФАС России Дмитрий Махонин, решение Арбитражного суда Пермского края вступило в силу немедленно, и теперь абоненты вправе требовать у ООО «Новогор-Прикамье» внесения изменений в действующие договоры с целью установления времени для подготовки к контрольному отбору проб, условий о повторном отборе проб, а также урегулировать иные проблемы, возникающие при выполнении договорных обязательств по тем договорам, которые были разработаны на основании незаконного решения представительного органа г. Перми.
подробности по телефону: Николаева Елена Николаевна (342) 235 10 36