Итоги реализации краевых закупок у единственного поставщика в 2022 году, а также реализацию крупных региональных инвестпроектов, финансируемых из бюджета, обсудил Общественный совет при Пермском УФАС России

23 марта 2023 года Общественный совет при Пермском УФАС России провел очередное заседание.  В повестку встречи были включены следующие вопросы:

1. Итоги реализации в 2022 г. в Пермском крае постановления Правительства Пермского края от 17.03.2022 N 194-п «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2022 году».

2. Вопросы применения законодательства о госзакупках при реализации крупных инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета Пермского края, в части внедрения электронного актирования.

К участию в обсуждении вопросов были приглашены министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края А.С. Зарубин, заместитель генерального директора ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» И.А. Аникина, заместитель председателя Контрольно–счетной палаты Пермского края К.А. Чуклинов, ведущий консультант правового отдела Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае В.А. Мочалов.

В ходе выступления министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Алексей Зарубин напомнил, что с марта 2022 года регионам было предоставлено право самостоятельно определять дополнительные случаи и порядок заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком. Пермский край этим правом воспользовался: «Итоги таковы: за 2022 год Межведомственной рабочей группой было рассмотрено 200 заявок, по результатам их рассмотрения заключено 154 контракта на сумму более 13,4 млрд. рублей, что составляет около 10% от общего объема средств, направленных на государственные и муниципальные закупки в 2022 году. Часть этих контрактов исполнены, часть находятся в стадии исполнения. Отмечу, что мы рассматриваем данную регионам возможность в том числе для развития конкуренции и поддержки местных подрядчиков, поскольку большинство контрактов без торгов заключено именно с предпринимателями Пермского края, по итогам исполнения этих контрактов они получат обязательный для участия в торгах опыт, который пришлось бы нарабатывать очень долго. Поэтому, как бы это парадоксально не звучало, в данном случае заключение контрактов без торгов сегодня – приведет к развитию конкуренции завтра. Подчеркну, подавляющее большинство закупок в Прикамье проводится и будет проводиться конкурентным способом», - сообщил Алексей Зарубин.

Об изменении роли антимонопольной службы в процессе контроля госзакупок у единственного поставщика рассказал руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин: «Вместе с тем, как субъекты РФ получили право самостоятельно определять случаи и порядок заключения госконтрактов с единственным поставщиком, губернаторы и высшие должностные лица, принимающие решения по каждой закупке и заключающие контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), получили антимонопольный иммунитет, который не позволяет оценивать их действия с точки зрения соблюдения Закона о защите конкуренции. Однако в Пермском крае УФАС не осталось в стороне от этого процесса. Мы направили губернатору письмо о необходимости включить в Постановление Правительства Пермского края от 17.03.2022 № 194-п "Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2022 году" пункт об уведомлении антимонопольного органа о каждом случае госзакупок у единственного поставщика. Такой пункт появился в Постановлении 29.03.2022, поэтому в Пермском крае каждый случай закупки у единственного поставщика проходит под наблюдением УФАС, и если мы увидим риск нарушения антимонопольного законодательства, то можем направить рекомендации для его устранения».

В ходе обсуждения вопроса заместитель председателя Контрольно–счетной палаты Пермского края Кирилл Чуклинов отметил, что орган внешнего финансового контроля в 2024 году (в силу специфики плановой деятельности КСП) проверит ряд государственных и муниципальных контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом пристальное внимание будет уделено проверке контрактов, заключенных в рамках реализации проектов «Пермь-300» и Национальных проектов.

По итогам обсуждения первого вопроса повестки заседания Общественный совет решил направить Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Постановлением № 194-п предложения о рассмотрении возможности:

1) определения перечня критериев выбора способа закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при обращении заказчика за получением согласования проведения такой закупки в соответствии с Постановлением № 194-п;

2) определения перечня возможных критериев выбора конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заказчик планирует заключить контракт в соответствии с Постановлением № 194-п;

3) разработки форм аналитической отчётности о результатах применения Постановления № 194-п в ежеквартальном либо в годовом формате с дальнейшей публикацией в Региональной информационной системе (РИС закупки Пермского края);

4) увеличения срока сбора ценовых предложений от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг, желающих участвовать в закупке, с учетом отраслевой специфики закупки (например, до 4 рабочих дней по аналогии с запросом котировок в электронной форме).

В ходе заседания Общественный совет также обсудил вопросы применения законодательства о госзакупках при реализации крупных инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета Пермского края, в том числе в части внедрения электронного актирования.

Как сообщила заместитель генерального директора ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» Ирина Аникина, в настоящее время в регионе реализуются восемь крупных инвестиционных проектов, каждый стоимостью свыше миллиарда рублей:

1. Здание Пермской государственной художественной галереи;

2. Пермская краевая клиническая инфекционная больница, г Пермь;

3. Краевая музыкальная школа;

4. Многофункциональный спортивный комплекс с универсальными спортивными залами стадиона «Энергия»;

5. Зоопарк в г Перми (1 и 2 очереди строительства);

6. Стационар краевой психиатрической больницы;

7. Приспособление для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Администрация области и КДЦ» (Большого зрительного зала Филармонии);

8. Поликлиника г. Чусовой.

Как отметили участники заседания, вопросы возникают при реализации многих инвестпроектов, большинство из них связаны с законодательными ограничениями, проблемами финансирования и другими трудностями, для решения которых Общественный совет решил направить Министерству строительства Пермского края следующие предложения:

1) подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…», в части расширения возможных критериев и показателей оценки (трудовые, материальные и финансовые ресурсы) при проведении оценки заявок по критерию «квалификация участника закупки»;

2) рассмотреть возможность использования в большем объеме типовых проектных документаций при реализации инвестиционных проектов в целях сокращения стоимости проектных работ и экономии бюджетных средств на проведении проектно-изыскательских работ,

3) обсудить вопрос применения электронного актирования при проведении закупок в градостроительной сфере, финансируемых из бюджета Пермского края, совместно с Общественными советами при Министерстве строительства Пермского края, Министерстве финансов Пермского края и Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.

Предложения по обоим вопросам повестки заседания Общественного совета при Пермском УФАС России планируется направить адресатам в срок до 7 апреля 2023 года.

На следующем заседании Общественный совет планирует:

 - обсудить реализацию плана инвестиционных мероприятий в единой ценовой зоне (ПАО «Т Плюс») с привлечением к участию в заседании представителей ПАО «Т Плюс», Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края;

- обсудить вопросы консолидации энергосетевых активов, находящихся в муниципальной собственности;

- обсудить практику дисквалификации должностных лиц по представлению Пермского УФАС России.

 

Ознакомиться с деятельностью Общественного совета при Пермском УФАС России можно на официальном сайте антимонопольного органа, в разделе «Общественный совет».