Власти Чайковского ограничили конкуренцию на рынке пассажирских перевозок

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Пермское УФАС России выявило в действиях администрации Чайковского городского округа нарушение Закона о защите конкуренции при внесении изменений в Постановление администрации Чайковского городского округа от 12.09.2019 № 1528 в части утверждения новых критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществлять пассажирские перевозки в Чайковском городском  округе.

Напомним, ранее антимонопольный орган вынес администрации Чайковского городского округа предупреждение о необходимости внести изменения в Постановление, регламентирующее конкурсные процедуры по выбору перевозчика на муниципальные автобусные маршруты. В документации фактически отсутствовала шкала для оценки участников конкурса по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок». Власти Чайковского отчитались об исполнении предупреждения.

Однако предупреждение было исполнено формально. Администрация Чайковского утвердила шкалу для оценки участников по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок», создав видимость конкуренции среди предпринимателей. Фактически применение этой шкалы не обеспечивает конкуренцию и соперничество между перевозчиками, так как не учитывает местные особенности рынка.

Так, согласно утвержденной шкале, участникам конкурса, имеющим опыт осуществления регулярных перевозок от 1 года до 25 лет, присваивается одинаковое количество баллов. Между тем, на территории Чайковского городского округа отсутствуют перевозчики с опытом осуществления регулярных перевозок более 25 лет. Следовательно, все действующие на территории муниципалитета перевозчики по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок» приравниваются  друг к другу, что не соответствует смыслу и целям конкурса – выявить лучшие условия оказания услуг в сфере пассажирских перевозок.

Подобное обстоятельство, учитывая особенность товарного рынка перевозок пассажиров и багажа в границах Чайковского городского округа, нивелирует правовой смысл установления критерия «Опыт осуществления регулярных перевозок», так как в установленной редакции указанный критерий носит лишь номинальный характер, существует формально и создает лишь видимость его установления. С использованием установленной шкалы по указанному  критерию невозможно оценить участников конкурса по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок».

«Оценка возможного изменения состояния конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок вследствие утверждения спорной шкалы оценки показала, что действия администрации Чайковского городского округа явились необоснованным вмешательством органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования властных полномочий», - пояснил заместитель руководителя Пермского УФАС России Николай Хаснуллин. - Статья 15 закона о Защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов местного самоуправления».

Добавим, что на территории Чайковского городского округа деятельность по перевозке пассажиров в разное время осуществляли 35 хозяйствующих субъектов. При этом опыт осуществления регулярных перевозок указанных перевозчиков на момент принятия Постановления администрации Чайковского городского округа не превышал 16 лет. По сведениям Министерства транспорта Пермского края, на территории региона отсутствуют перевозчики с опытом осуществления регулярных пассажирских перевозок более 25 лет.

Отметим, что в других муниципальных образованиях Пермского края установлена более гибкая шкала оценки участников по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок»,  которая демонстрирует  дифференцированный подход в измерении по указанному критерию. Так, в Пермском муниципальном районе утверждена следующая шкала: менее 1 года – 1 балл, от 1 до 3 лет – 5 баллов, от 3 до 5 лет – 10 баллов, от 5 до 10 лет – 15 баллов, более 10 лет – 20 баллов. Аналогичный подход в выборе перевозчиков используют администрации Горнозаводска и Перми.

Пермское УФАС России пришло к выводу, что применение шкалы оценки по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок», утвержденной Постановлением администрации Чайковского городского округа, не учитывает местные особенности,  исключает добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов  и противоречит законодательству. 

Антимонопольный орган признал в действиях администрации Чайковского городского округа нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и выдал предписание прекратить нарушение и устранить его последствия посредством изменения Постановления администрации Чайковского городского округа в срок до 30 мая 2021 года.