Общественный совет при Пермском УФАС России направил Правительству Пермского края предложения по развитию конкурентной среды в сфере обращения с ТКО

Общественный совет при Пермском УФАС России подготовил предложения Правительству Пермского края, которые будут способствовать развитию конкурентной среды в сфере обращения с ТКО и приведению ряда принятых нормативных решений в соответствие с действующим законодательством РФ.

Отметим, что работа над предложениями по развитию конкуренции в ходе дальнейшей реализации реформы системы обращения с ТКО в Пермском крае проводилась Общественным советом в течение последнего полугода: к участию в заседаниях привлекались представители профильных министерств Пермского края, изучался опыт других регионов РФ, учитывалась складывающаяся судебная практика. Так, одно из онлайн-заседаний Общественного совета прошло с участием  руководства Региональной службы по тарифам Нижегородской области, Нижегородского УФАС России, а также Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края. Коллеги из соседнего региона поделились успешным опытом внедрения системы обращения с ТКО, а именно созданием конкурентной среды в этой сфере, позволившей обеспечить снижение тарифа для населения.

Поясним: территория Нижегородской области разделена на 9 зон, которые обслуживают 7 региональных операторов в сфере обращения с ТКО, выбранных по результатам конкурсных процедур. В прошлом году Нижегородская область стала первым субъектом РФ, где были установлены дифференцированные тарифы при раздельном накоплении ТКО, что стало причиной среднего снижения тарифа для населения примерно на 21 процент.

В Пермском крае в сфере обращения с ТКО работает один региональный оператор – это ПКГУП «Теплоэнерго», отсутствуют раздельное накопление ТКО и дифференцированные тарифы. При этом антимонопольный орган не раз проявлял внимание к этой сфере, например, при проведении аукционов по вывозу ТКО ведомством были выявлены несколько картельных сговоров на торгах. Кроме того, установленные нормативы по обращению с ТКО, а также тарифы на услуги в этой сфере оспаривались в 2019 и в 2020 годах в судебных органах. Накануне Пермский краевой суд признал недействующими тарифы ПКГУП «Теплоэнерго», установленные на 2019 год.

«В процессе реформирования системы обращения с ТКО в Пермском крае для нас важно соблюдение антимонопольного законодательства. В этом смысле опыт Нижегородской области оказался полезным, особенно в решении вопросов, связанных с конкуренцией. В ходе обсуждения предложений в Общественном совете при Пермском УФАС не раз возникала дискуссия по вопросу о необходимом количестве в субъекте региональных операторов в сфере обращения с ТКО. У нас сейчас один региональный оператор ПКГУП «Теплоэнерго», которое, как нам известно, будет преобразовано в акционерное общество в соответствии с изменениями федерального законодательства о ГУПах и МУПах и Закона о защите конкуренции. Важно, чтобы конкурентные процедуры соблюдались на всех этапах реализации реформы системы обращения с ТКО в Пермском крае. Например, транспортные услуги по перевозке отходов занимают в этой сфере большую часть рынка, на котором может действовать большое количество хозяйствующих субъектов, обеспечение конкуренции среди которых достигается конкурентными процедурами», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

Принимая во внимание сложную в экономическом и организационном плане ситуацию, сложившуюся в сфере обращения с ТКО в Пермском крае, в целях развития конкурентной среды в этой сфере и приведения в соответствие с действующим законодательством РФ ряда принятых нормативных решений Общественный совет при Пермском УФАС России направил Правительству Пермского края следующие предложения:

1. Ввести массовый раздельный сбор ТКО.

2. Создать правовую основу для оплаты населением вывоза фактического объема ТКО (при осуществлении их раздельного сбора).

3. Дифференцировать тарифы на услуги по обращению с ТКО при осуществлении их раздельного сбора, в том числе в зависимости от видов отходов.

4. Рассмотреть возможность участия в системе обращения с ТКО нескольких региональных операторов.

5. Создать условия для применения электронной торговой площадки для отбора перевозчиков ТКО.

6. Использовать механизмы заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.

7. Привести в соответствие с законодательством РФ решения об установлении тарифов на услуги по обращению с ТКО и нормативов их накопления.

8. Обратить внимание на структуру расходов, включаемых в тарифы на услуги по обращению с ТКО, с точки зрения создания условий оптимального развития сфер обработки, обезвреживания, утилизации твердых коммунальных отходов, снижения доли расходов на транспортирование ТКО.

9. Устранить нарушения, выявленные УФАС по Пермскому краю относительно проведения аукционов на право заключения договоров с региональным оператором на оказание услуг по транспортированию ТКО в границах отдельных территорий Пермского края в 2018 г., результаты которых до настоящего времени влияют на конечную цену услуг по обращению с ТКО.

10. Значительно увеличить количество лотов при проведении очередных аукционов на право заключения договоров с региональным оператором на оказание услуг по транспортированию ТКО в границах отдельных территорий Пермского края

«Сформулированные Общественным советом предложения являются ответом на комплекс злободневных вопросов, касающихся системы обращения с ТКО в Пермском крае: от введения массового раздельного сбора ТКО до установления экономически обоснованной цены за соответствующие услуги с учетом ее дифференциации. Ясно, что проделанная общественниками работа имеет лишь промежуточный результат и ее следует продолжить с учетом изменяющихся условий», - считает председатель Общественного совета при Пермском УФАС России Виталий Степанов.

Члены Общественного совета обращают внимание на то, что реализация высказанных предложений не должна произойти в ущерб интересов экологии, здоровья населения, а также экономических интересов потребителей и бизнеса.

Общественный совет готов принять участие в совместных  с Правительством Пермского края мероприятиях, направленных на разработку программы реализации изложенных предложений, их уточнения в соответствии с изменяющимися условиями.

Напомним, в работе Общественного совета при Пермском УФАС России участвуют 9 человек. В их числе представители Пермской торгово-промышленной платы, краевого союза журналистов России, Пермского крайсовпрофа, регионального Союза промышленников и предпринимателей «Сотрудничество», Союза защиты бизнеса, а также Ассоциации «Пермский стандарт».