Влияние пандемии коронавирусной инфекции, изменения в Законе о защите конкуренции, результаты правоприменительной практики за 1 квартал 2020 года: Пермское УФАС России провело публичные обсуждения

Пермское УФАС России провело публичные обсуждения правоприменительной практики за 1 квартал 2020 года. Специалисты ведомства рассказали о мерах, принятых в условиях неблагоприятной эпидобставновки, резонансных делах и вынесенных предупреждениях в сферах контроля монополистической деятельности, государственных закупок, рекламы, а также о нарушениях в сферах товарных рынков и контроля органов власти и процедур торгов. Представители органов власти разного уровня, бизнес сообщества и средств массовой информации имели возможность получить ответы на интересующие их вопросы.  

Отделом контроля монополистической деятельности по итогам работы за 1 квартал 2020 года было рассмотрено 115 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в отношении субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, электроэнергетики. Выдано 5 предупреждений (в основном это теплоснабжающие компании), возбуждено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении субъектов естественных монополий.

«Мы стали применять активнее институт предостережений. Во-первых, это инструмент, позволяющий еще на этапе не совершенного, но по нашему убеждению готовящегося нарушения, его предотвратить. Во-вторых, подконтрольные субъекты, несмотря на то, что предостережение само по себе не влечет за собой ответственности за его неисполнение, всё же стали чаще принимать его во внимание. Так, в адрес доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов выдано 13 предостережений», - рассказал заместитель начальника отдела контроля монополистической деятельности Пермского УФАС России Павел Литвинов.

Кроме того, за указанный период в отдел контроля монополистической деятельности поступило 45 обращений о нарушении законодательства в сфере технологического присоединения к сетям. По 9 эпизодам возбуждены административные производства, виновные лица привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов, наложенная Управлением за несоблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям, составила около 620 тыс. руб. Штрафы наложены на сетевую компанию ОАО «МРСК Урала». Чаще всего, энергетики нарушают установленные сроки технологического присоединения к сетям.

Всего за квартал по линии контроля монополистической деятельности наложено штрафов на сумму 740 тыс. рублей. В бюджет же уплачено (с учетом штрафов прошлых периодов, вступивших с законную силу) – 31 млн. руб. В стадии обжалования в судах находятся постановления о наложении штрафов на общую сумму порядка 15 млн. рублей.

Отметим, что антимонопольной службой  был усилен контроль за действиями коммунальных монополий региона при ограничении подачи энергоресурсов и коммунальных услуг потребителям-должникам в условиях режима самоизоляции.

«В этой связи антимонопольное ведомство предостерегло компании, входящие в группу ПАО «Т Плюс», ПАО «Пермэнергосбыт», ООО «Новогор-Прикамье», ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», а также регионального оператора в сфере ТКО – ПКГУП «Теплоэнерго» о недопустимости злоупотребления своим доминирующим положением и ущемления интересов потребителей путем приостановления оказания услуг в условиях необходимости соблюдения ограничительных мер в связи с эпидемией коронавирусной инфекции. Прежде всего, это касается находящихся в режиме самоизоляции граждан, потребляющих энергоресурсы для бытовых нужд. В части работы с субъектами предпринимательской деятельности, поставщикам энергоресурсов предложено руководствоваться установленными отраслевыми правилами, регламентирующими применение механизма ограничений, но с соблюдением принципа индивидуального и адекватного подхода к ситуации каждого потребителя», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

Отделом контроля органов власти и процедур торгов за 1 квартал 2020 года было возбуждено 8 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из которых рассмотрено 4 дела по ст. 17 Закона о защите конкуренции, из них признано 3 нарушения и выдано 3 предписания, из которых 1 исполнено. Выдано 43 постановления о наложении штрафа на сумму 783 000 руб., из них исполнено 8 постановлений на сумму 27 000 руб.

Вступили в силу изменения в Законе о защите конкуренции, касающиеся реформирования деятельности унитарных предприятий. Федеральным законом № 485-ФЗ с 08 января 2020 был введен общий запрет на создание унитарных предприятий и определен закрытый перечень исключений из этого запрета.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Законом не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

«В случае нарушения установленных запретов на создание или изменение деятельности унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания, и как крайняя мера - обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия», - пояснила начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов Анастасия Белова.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуаций участились случаи уклонения от заключения договора по 223‑ФЗ, а также случаи невыполнения работ по указанным договорам.

Отметим, что в каждом случае рассмотрение вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков индивидуально. Сложившая неблагоприятная эпидемиологическая обстановка не является безусловным реабилитирующим основанием для незаключения договора или его неисполнения.

Отделом контроля на товарных рынках и экономической концентрации за 1 квартал 2020 года вынесено 18 постановлений о наложении штрафа и привлечено к административной ответственности 10 юридических и 8 должностных лиц. Наложено штрафов на сумму более 36 миллионов рублей, в том числе 160 тысяч рублей на должностных лиц. Также вынесено 1 Постановление о наложении штрафа на сумму 475 000 рублей на Банк ВТБ за отказ открытия отдельного счета Машиностроительному заводу им. Дзержинского для исполнения государственного оборонного заказа. Штраф оплачен в полном размере.

В 1 квартале 2020 годна в адрес антимонопольного органа поступило 419 жалоб на действия заказчиков, аукционных, конкурсных комиссий, из которых 102 жалобы признаны обоснованными и обоснованными в части. Выдано 93 предписания об устранении нарушений требований 44-ФЗ.

В первом квартале рассмотрено 155 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок. В реестр включена информация о 19 участниках, уклонившихся от подписания контракта и о 41 участнике, с которыми контракт расторгнут в одностороннем порядке. Также в реестр недобросовестных поставщиков включен подрядчик, с которым контракт был расторгнут в судебном порядке.

За нарушение требований Закона о контрактной системе было возбуждено 86 дел об административных правонарушениях, выдано 78 постановлений о наложении штрафов на общую сумму почти  1,1 млн. рублей. Привлечено к административной ответственности 74 должностных лица. Взыскано в доход бюджета 970 тыс. рублей.

В целях недопущения недобросовестного поведения участников закупок, уклоняющихся от заключения контрактов, Пермским УФАС России усилен контроль при проверке обстоятельств такого уклонения. Недобросовестные участники закупок, не подписавшие контракты по тем или иным причинам, при рассмотрении антимонопольным органом вопроса о включении их в реестр ссылаются на поломки компьютеров, представляя при этом комиссии подложные документы. В таких ситуациях Комиссией исследуются все обстоятельства с учетом взаимосвязи, устанавливается причинно-следственная связь, а также проверяется подлинность предоставляемых доказательств.

«Отдельного внимания заслуживает вопрос включения в РНП участников, уклонившихся от заключения контракта, исполнителей, с которыми контракты расторгнуты в одностороннем порядке в связи со сложившейся в мире эпидемиологической обстановкой. Главный принцип, которым руководствуется антимонопольный орган, – это установление причинно-следственной связи. Поэтому, в случае установления причинно-следственной связи между пандемией и уклонением/неисполнением контракта Комиссией сведения о таких лицах в РНП не включаются. Так, по состоянию на сегодняшний день было 4 случая, в которых мы не включили лиц в РНП из-за сложившейся обстановки», - рассказала начальник отдела контроля закупок Пермского УФАС России Екатерина Субботина.

Публичные обсуждения антимонопольного органа проводятся ежеквартально, следующие обсуждения состоятся летом 2020 года на одной из площадок Пермского УФАС России.