Требование о демонтаже НТО не обосновано: Пермское УФАС России предупредило администрацию Чайковского о нарушении антимонопольного законодательства

Пермское УФАС России усмотрело в действиях Управления земельных отношений Администрации Чайковского городского округа признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Антимонопольное ведомство считает, что городские власти предъявили ряду индивидуальных предпринимателей необоснованное требование о демонтаже нестационарных торговых объектов (НТО), препятствуя тем самым деятельности хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг.

Поясним: 16.11.2016 года администрация Чайковского района в своём Постановлении утвердила схему размещения НТО на территории муниципалитета, которая должна была действовать с 2017 по 2022 годы. Предприниматели, заключившие с управлением земельных отношений администрации Чайковского городского округа договоры на размещение НТО в период с 2017 по 2018 годы, рассчитывали, что места для временного размещения их торговых сооружений будут определены указанной схемой, действующей до 2022 года.

На момент заключения договоров между предпринимателями и городскими властями на территории Чайковского действовали Правила размещения НТО, утвержденные Постановлением районной администрации 26.09.2016 года. Согласно этим Правилам, по истечении срока действия договора (30 декабря 2018 года) на размещение временного сооружения предприниматели имели преимущественное право на заключение договора на новый срок на определенных условиях.

Однако в 2019 году в связи с окончанием срока действия договоров на размещение НТО Управление направило владельцам временных сооружений уведомления о демонтаже объектов, отказав предпринимателям в преимущественном праве на заключение новых договоров без проведения торгов, сославшись на истечение срока действия прежних.

Отметим, что уведомление о демонтаже было выдано в период действия Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-П «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» и указанных выше Правил, предусматривающих заключение новых договоров в период срока действия существующей схемы, а именно до 2022 года.

«В рассматриваемых случаях срок действия договоров на размещение НТО у предпринимателей истек после вступления в силу Постановления № 966-П. Следовательно, размещение спорных НТО в новых условиях должно было быть регламентировано переходными положениями, утверждающими новую схему размещения НТО на территории Чайковского. Однако ни в Постановлении районных властей от 2016 года, ни в аналогичном документе от 2019 года требуемых законом переходных положений не содержалось. Таким образом, местные власти не исполнили свою обязанность своевременно, ухудшив положение предпринимателей. Кроме того, согласно Правилам, направить владельцам НТО требование о добровольном демонтаже чиновники могли лишь в случае выявления незаконно установленных торговых объектов, решение в отношении которых принимает суд. Исходя из вышеизложенного, Пермское УФАС России считает, что требования о демонтаже НТО являются необоснованными, создающими препятствия в предпринимательской деятельности хозсубъектов, что приводит к ограничению конкуренции на соотвествующем рынке оказания услуг», - пояснил заместитель руководителя Пермского УФАС России Николай Хаснуллин.

Пермское УФАС России вынесло Управлению земельных отношений Администрации Чайковского городского округа предупреждение о необходимости прекратить действия (бездействия), имеющие признаки нарушения антимонопольного законодательства. Властям города надлежало принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, а именно отозвать требования о демонтаже НТО, внести необходимые изменения в документацию и заново рассмотреть заявления предпринимателей о продлении сроков договоров на размещение НТО. Срок исполнения предупреждения датировался 31 марта 2020 года. Известно, что частично власти Чайковского предупреждение исполнили, отозвав требования о демонтаже НТО. Однако вопрос о предоставлении предпринимателям преимущественного права на заключение договоров по-прежнему не решён. Между тем, неисполнение предупреждения УФАС в полном объеме может стать поводом для возбуждения антимонопольного дела. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении ведомства.